3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет,
а тот кто взял на себя ответственность за его
выполнение и приказал выполнить.
/Наполеон Бонапарт/
Общемировая тенденция перемещения конкуренции в сферу управления персоналом сделала необходимым процесс планирования управления трудовыми ресурсами фирм. Конкурентоспособность теперь определяется непосредственно через наличие квалифицированных сотрудников и условия, стимулирующие их труд. Коллектив кто-то назвал "самым мощным ору-
дием, известным человеку". Современный бизнес подтверждает это, свидетельствуя, что коллектив является огромным стимулом всей жизнедеятельности человека, поскольку он может гордиться своим членством в нем, посвящать себя ему. Коллектив ставит высокие цели перед человеком, создавая стимулирующую и творческую среду.
Менеджеры создают коллективы, целевые и проектные группы в силу следующих причин:
коллективный подход является сильным и эффективным сти лем управления, заключающимся в делегировании полномочий и ответственности подчиненным;
коллективное решение проблемы уменьшает число стрессо вых ситуаций и благоприятствует созданию атмосферы сотрудни чества и партнерства;
в коллективах вырабатывается большее количество идей, инновационная способность отдельных работников, их групп и всей организации возрастает;
общие проблемы лучше решаются коллективно, особенно при нечетком разделении функций;
5) в коллективе каждый работник ориентирован на общий успех и находится под контролем своих коллег, стремящихся к высокому резуль тату.
Список преимуществ можно продолжать, но даже эти перечисленные позволяют понять, что командная работа гораздо более эффективна, нежели любая другая. Она аккумулирует творческий потенциал многих людей, и задача менеджера — правильно сфокусировать их усилия.
Для этого менеджеры служб управления персоналом должны знать технологии производства, цели, стратегии, прогнозировать потребность своих организаций в определенном числе специалистов в конкретных областях, а также владеть поведенческими технологиями.
Планирование работы по управлению трудовыми ресурсами включает следующие этапы:
1. Планирование ресурсов посредством разработки перспективного плана удовлетворения будущих потребностей организации в зависимости от целей ее развития.
2. Набор персонала осуществляется путем применения зара нее отработанных процедур и методик: тестирования, собеседова ния, экспертного опроса, объявления конкурса на замещение ва кантных должностей, использования возможностей внешних кон сультантов и фирм, а также встреч претендентов на должность с руководителями подразделений в рамках рекламной кампании.
3. Отбор кадров на имеющиеся вакансии из числа кандидатов и кад рового резерва, а также их экспертная оценка.
4 Определение заработной платы и льгот при помощи системы четких критериев оценки, дифференцирующей структуру заработной платы и льгот в целях найма, закрепления и стимулирования работы кадров. Для этого необходимо построить систему показателей, отражающих личный вклад каждого работника в общий результат, возможно, с выставлением ежемесячных, ежеквартальных и годовых коэффициентов трудового участия в качестве интегративного показателя эффективности работы, а также разработать комплексную систему мотивации.
Профориентация и адаптация через знакомство и введение наня тых работников в организацию, ее подразделения, а также развитие у ра ботников понимания того, чего ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
Обучение по разработанным менеджерами соответствующим ме тодикам и программам освоения трудовых навыков, необходимых для эф фективного выполнения одного или нескольких видов работ. Это позволит, при необходимости, переводить часть персонала на дру гие направления деятельности, гарантируя принцип полной заня тости и бережное отношение к работникам с большим трудовым стажем.
Оценка трудовой деятельности. Разработка системы крите риев оценки трудового вклада всех работников в общий результат и доведение этих критериев до каждого исполнителя.
Перемещения по службе и увольнения предусматривают разработку принципов вертикальной и горизонтальной мобильнос ти кадров, позволяющих им максимально полно реализовать свой потенциал, а также процедуру прекращения договора найма и расторжения контракта.
Подготовка руководящих кадров и планирование карьеры осуществляется при помощи программ, направленных на развитие
управленческих навыков работников. Эти программы должны учи тывать индивидуальные способностй руководителей, а также не- обходимый им набор качеств, знаний и навыков при работе в той или иной должности. Преимущество при выдвижении на вышесто ящую должность должны иметь сотрудники организации, а не кто- либо другой. Это позволит создать мощный стимул для честолю бивых молодых сотрудников, будет означать возможность сделать в своей организации карьеру.
Самоуправляющие команды, создаваемые менеджерами, позволяют им быстреетрее и более эффективно реагировать на изменение внешних усло- : вий и потребности клиентов, нежели отдельным работникам.
Многие эксперты в области мененджмента подчеркивают эволюцию наиболее конкурентоспособных фирм в сторону формирования в них самоуправляющихся команд, что ведет к предельной ориентированности на выполнение задачи. В них очень высока склонность к новаторству и согласованность действий отдельных сотрудников. Самоуправляющиеся команды имеют следующие характеристики:
1) оптимальное количество членов команды — 3—5—7 человек, в зави- симости от сложности стоящей задачи. Именно такая численность сотруд ников, как свидетельствуют многочисленные исследования, позволяет наиболее эффективно использовать "мозговой штурм" и другие интенсив- ные методы решения проблем;
2)Лидеры команды отвечают за выполнение плана, соблюдение стандартов качества, уровень затрат, развитие членов коман-ды, а также несут ответственность за пограничное руководство", т.е. за поддержку персонала и коммуникации с остальными подраз-делениями
все большая интеллектуализация труда заставляет лидеров команд, в первую очередь, выполнять функции координаторов, по- мощников, инициаторов новых идей, а не собственно руководителей;
самоуправляющиеся команд,особенно в больших фирмах, являются автономными образованиями самостоятельно отвечаю- щими за составление и выполнение планов своей деятельности, развитие показателей производительности и проверку стандартов качества.
специализация работы в командах — минимальна, т.к. все её члены действуют гибко и согласованно, передавая задачи друг
другу, поскольку обладают навыками многофункциональной деятельности;
эффективность команды определяется высоким рейтингом успеш ной деятельности каждого ее представителя, способного, при необходимо сти, в сложной ситуации, взять на себя бремя лидерства и ответственности;
команда ориентирована и поощряет развитие новых идей для по вышения производительности всех видов деятельности, коллективно ре шая вопрос о вознаграждении за сделанное рациональное предложение.
Эффективность команды зависит от структуры лидерства в ней, взаимозависимости ее сотрудников и степени нацеленности на конечный результат деятельности. Она также определяется осознанием сотрудниками команды важности достижения целей не только для них лично, но и для организации в целом. Основные признаки хорошо функционирующей команды:
1) неформальное, дружеское общение, создающее атмосферу комфор та и снимающее напряженность;
большое количество дискуссий с участием всех членов ко манды при обсуждении только тех проблем, которые нацелены на решение непосредственных производственных задач;
задача всесторонне обсуждается до тех пор, пока каждый из состава команды определит свое место в ее выполнении;
люди в команде выдвигают самые различные идеи, не бо ясь осуждения со стороны других за их некорректность, неумест ность, фантастичность и т.п., поскольку это позволяет творчески, нестандартно подойти к решению задачи;
каждый член команды имеет право на свою точку зрения и несогла сие с мнением остальных, даже когда они пришли к единому заключению. В этих случаях причины такой позиции изучаются, и вся команда ищет способы разрешить возникшее противоречие, а не подавить оппозицию;
большинство решений достигается консенсусом, демонстри рующим готовность каждого двигаться дальше к намеченной цели. Официальное голосование применяется редко, ибо мнение про стого большинства не является критерием истины;
критика друг друга в команде естественна, искренна и вос принимается с благодарностью, поскольку носит конструктивный, доброжелательный характер;
сотрудники группы свободно и искренне выражают свои чувства и идеи, касающиеся проблем совместной деятельности;
при выполнении работы делаются и принимаются четкие назначения. Лидеры команды не довлеют над остальными и даже не доминируют во всех ситуациях, а команда рассчитывает на общие усилия. Когда команда работает, в ней нет признаков борь бы за лидерство. Идет коллективное творчество, нацеленное на результат.
При такой организации командной работы у сотрудников изменяется психология, и они становятся носителями перспективных коллективных схем организации труда, не мысля своей деятельность по-другому. Структура взаимоотношений, создаваемая ими, позволяет каждому максимально полно реализовывать свой потенциал, не боясь допустить ошибку в процессе творчества и постоянно видя поддержку и понимание лидера группы, который выступает в первую очередь как коллега. Атмосфера взаимопонимания и стимулирования лучших личностных качеств минимизирует причины возможных конфликтов, переводя их в плоскость конструктивно разрешаемых обеими сторонами.
Проверка производительности команды осуществляется на заранее подготавливаемых собраниях, схема которых может быть следующей:
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров