3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:
1) правильного установления конечных целей и
2) отыскания соответственных средств,
ведущих к конечной цели.
/Аристотель/
Еще в 40-х годах XIX века французский физик Ампер ввел в свою классификацию наук термин "кибернетика". Почти в эти же годы в Германии, во Фрейбурге, польский ученый Болеслав Трен-товски читал лекции по философии кибернетики. В них он предельно точно говорит о том, кем можно и как нужно управлять. Действия кибернета — человека, управляющего коллективом людей — должны быть такими же, как и кормчего корабля. Он не должен плыть наперекор стихии. Напротив, он обязан использовать ее для своих целей, ибо его сила ничтожна по сравнению с силой стихии. Поступая так, он знает свои возможности, возможности стихии, вверенных ему людей, а потому может соединить их и направить в одну сторону.
Таким образом, задача достижения гармонии в управлении —
это точное знание своих возможностей и возможностей "стихии" людей, наиболее эффективное использование техники и ее адаптация к возможностям людей. Именно поэтому создание биологом и философом Людвигом фон Берталанфи, логиком А. Раппопортом, философом и экономистом К. Боулдингом и социологом Т. Пар-сонсоном общей теории систем оказало такое огромное влияние на развитие управления как науки, занимающейся вопросами взаимодействия открытых систем. Каждая система, существующая в обществе и в природной среде, является открытой, обмениваясь с ними энергией, информацией и ресурсами. Будучи названа "наукой о целостности", общая теория систем разработала основополагающие принципы управления открытыми системами на основе признания взаимосвязи и взаимовлияния их частей, органичного взаимодействия целого и внешней среды, зависимости эффективности функционирования системьь от специфики ее структуры, а также адаптивной эволюции к внешней среде и саморегуляции.
Развитие идей общей теории систем, а также синтез знаний в области инженерной психологии, социологии управления, антропологии и ряда других дисциплин привел к формированию эргономики. Термин "эргономика" происходит от греческих слов "эргон" — работа и "номос" — закон. Он был принят в Англии в 1949 году.
Сегодня эргономика является наукой, изучающей проблемы, возникающие в системе "человек — машина — среда" (ЧМС), с целью оптимизации трудовой деятельности человека, создания для него комфортных и безопасных условий труда, повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности.
Эргономика тесно связана с инженерной психологией, выступающей ее научно-теоретической основой и одной из областей. Сегодня инженерная психология изучает закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике создания и эксплуатации систем "человек — машина" (СЧМ).
Современным менеджерам важно уметь создавать оптимальные рабочие условия для своих сотрудников. Для этого необходимо знать основные факторы, влияющие на работоспособность людей, а также определяющие затраты и результаты их труда.
Эти факторы можно систематизировать по трем признакам: содержание, сфера действия и степень воздействия на организм человека в процессе его трудовой деятельности.
По признаку "содержание" выделяют:
Производственно экологические факторы, такие как: а) темпера тура воздуха (оптимум = +17 —Ь22°С); б) влажность (не более 75%); в) скорость потоков воздуха (до 0,3 м/с); г) уровень шума (70-90 децибелов); д) освещенность (100-300 люкс для поточных работ и 1500-5700 люкс для высокоточных работ).
Организационно-технические факторы: а) содержание трудовых движений и технических операций; б) форма, масса, расстояние и скорость перемещения изделий; в) рабочая поза; г) темп труда; д) эргономические и эстетические условия труда.
Социально-экономические факторы: а) формы взаимоотношений в коллективе; б) уровень зарплаты; в) продолжительность отпуска и др.
По признаку "сфера действия" выделяют факторы, которые непосредственно влияют на организм человека, определяя его самочувствие: а) частота пульса; б) максимальное и минимальное давление; в) минутный объем крови; г) энцефалограмма и кардиограмма.
По признаку "степень воздействия", т.е. по тяжести труда, выделяют шесть основных групп условий труда:
Комфортные — создающие оптимальные физические, ум ственные, нервно-эмоциональные нагрузки, обеспечивающие вы сокую работоспособность и производительность труда.
Соответствующие нормативным условиям труда, т.е. находя щиеся в рамках санитарных норм, стандартов безопасности и физи ологических нормативов и не вызывающие отклонений в здоровье.
Неблагоприятные, т.е. вызывающие повышение нагрузки и ухудшающие производственные показатели и физиологические функции человека к концу рабочего дня.
Вредные, т.е. приводящие к значительному снижению рабо тоспособности и повышению заболеваемости работающих.
Экстремальные, т.е. вызывающие патологические измене ния в организме.
Недопустимые — нарушающие здоровье и несущие угрозу жизни.
Проблема взаимного согласования и оптимизации психологи-
ческих характеристик человека и технических характеристик машин в системе ЧМС решается при помощи инженерно-психологического проектирования, позволяющего осуществить:
рациональное распределение функций между человеком и машиной, а также проанализировать функции человека в конкрет ной деятельности и в конкретной системе ЧМС;
оптимизацию информационного взаимодействия человека и техники за счет: а) регулирования объема информационных пото ков на основе учета психологических возможностей человека по скорости приема и переработки информации; б) оптимального эрго номического конструирования средств отображения информации (СОИ); в) оптимального эргономического конструирования органов управления, оптимального построения рабочих мест операторов и пультов управления;
■ обеспечение оптимальных или приемлемых критериев направленности работы человека, ее тяжести и сложности'.
Так, инженерная психология установила, что пропускная способность человека (ПС), т.е. скорость, с которой он может воспринимать и передавать информацию, зависит от его профессиональной подготовки и эмоционального состояния, яркости и размеров символов, выводимых на монитор, их контрастности и других факторов. Нормальная, без перегрузки, работа человека будет обеспечена, если ПС = 3-5 бит/с. Зоной перегрузки является 10-100 бит/с учитывая, что обычный человек опознает буквы и цифры со скоростью 20-60 бит/с и читает про себя 40-50 бит/с.
Что касается конструкции, расположения, формы и размеров органов управления, то они должны обеспечивать удобный захват их рукой, чтобы оператор мог длительное время работать с ними с наименьшими затратами мускульной силы и гарантией защищенности от различных механических и электрических повреждений.
Период непрерывной работы оператора не должен превышать 15-20 минут, а четвертая часть рабочего времени должна быть предоставлена ему для отдыха. Время выполнения операторской деятельности высчитывается по следующей формуле :Т (необходимое для деятельности) > Т (трудового цикла) = tj+t2+t3+t4+t5, где t1 — время приема информации, t2 - время переработки информации (диагностика ситуации + информационная подготовка реше-
ния), t3 — время принятия решения, t4 — время исполнения действий и t. — время регулирования в технических частях.
При этом скорость поступления информации должна быть равна 1-5 бит/с, а оптимальная удаленность органа управления по горизонтали не должна превышать 35 см от груди оператора при максимальном размере пульта управления не более 165 см при работе сидя.
Эстетическая проработка рабочего места должна обеспечивать благоприятные психофизиологические условия труда. Важное значение при этом играет цветовое оформление производственного процесса, которое должно учитывать следующие моменты:
оргоснастку и оборудование необходимо окрашивать по их группам в соответствии с типом оборудования и выполняемыми опе рациями;
если они занимают значительные площади, необходимо ок рашивать их в оттенки цветов, создающих единый фон с производ ственным помещением;
при незначительных размерах производственных помещений и большом нагромождении оборудования необходимо использовать многоцветную окраску, создающую иллюзию большого помещения;
крупногабаритные предметы нужно окрашивать в светлые тона, а небольшие — в более насыщенные.
большие по площади поверхности окрашивать в основные цвета, оказывающие положительное воздействие на психику и снимающие зрительное напряжение, а малые поверхности — во вспомогательные цвета;
применять ограниченное количество цветов, так как многоцвет- ность приводит к рассеиванию внимания, а одноцветность утомляет;
при физическом труде, интенсивность которого регулиру ется самим работником, в рабочей зоне применять теплые успо каивающие цвета — оранжевый и желтый;
при умственной или физической работе требующей большой сосре доточенности, применять в основном малонасыщенные оттенки холодных цветов — голубого или зеленого, успокаивающие работника;
при выборе фона оптимальной контрастности применять лакокра сочные материалы, дающие полуглянцевые и матовые поверхности;
10) в качестве фона'для обрабатываемых деталей использо вать оптимальные контрастные цвета;
в рабочей зоне с высоким уровнем шума или большим световым излучением применять "поглощающий" голубой или се ребристый цвет;
при выборе фона учитывать индивидуальные психологи ческие характеристики восприятия людей.
Менеджерам крайнее важно также знать различное воздействие на психику человека музыки, которая способна снять стресс, привести нервную систему в тонус, помочь релаксации. Специалисты в этой области Н. Н. Обозов и Г. В. Щекин предлагают семь музыкальных программ для улучшения настроения, снятия нервного напряжения, чувства тревоги и для достижения душевного комфорта (см. таблицу 16).
Таблица 16
Изменить настроение, самочувствие, повысить работоспособность могут также запахи цветов, деревьев и комнатных растений. Цветы, например, имеют мощную положительную или отрицательную энергетику. Положительную для организма человека энергетику имеют розы, сирень, ландыши, пионы, тюльпаны, одуванчики, цветы яблонь, вишен, каштана, желтой акации. Отрицательную — гвоздики, хризантемы, китайские розы, алоэ. В бота-
ническом саду г. Минска даже создано несколько троп здоровья, со специально подобранными растениями, благотворно влияющими на человека и способствующими его исцелению от некоторых заболеваний. Для укрепления нервной системы, снижения утомляемости и создания благоприятного эмоционального фона особенно полезен запах роз.
Специалисты по фитодизайну рекомендуют ставить в офисе с утра для скорейшей активизации настроения ярко-красные цветы. Они способствуют быстрейшему поднятию тонуса нашего организма, активизируя деятельность всех его функций путем повышения кровяного давления, увеличения мышечного напряжения, ускорения ритма дыхания.
Розовые цветы снимают меланхолию, особенно на фоне сочной зелени листвы. При вялости, сонливости рекомендуется смотреть на оранжевые — календулу, настурцию, гладиолусы, которые улучшают настроение и тонизируют работу кишечника.
При напряженной интеллектуальной работе с большой нагрузкой на зрение очень благоприятны цветы с желтой и золотистой окраской — руд-бекия, золотарник, хризантема. Желтый цвет — самый светлый в спектре, менее всего утомляет зрение и стимулирует нервную деятельность, придает бодрость.
Композиции из синих и голубых цветов — васильков, незабудок, колокольчиков — снижают кровяное давление, успокаивают пульс и дыхание, тормозят функции нервной системы, способствуют мышечному расслаблению, а значит и полноценному отдыху-
Большинство женщин предпочитает растения с красными цветами, а мужчины — с голубыми. Растения с ярко-оранжевыми, красными и желтыми цветами полезны гипотоникам, так как поднимают жизненный тонус, повышая кровяное давление. Целительное воздействие на человека оказывает запах экстракта валерианы. В летнее время особенно полезны ароматические ванны, заваренные на основе трав мяты, чабреца, цветов вереска, листьев полыни или других, которые вам приятны. Такие ванны укрепляют, освежают, омолаживают организм.
Круглый год можно пользоваться хвойными ваннами, оказывающими дезинфицирующее, местно-обезболивающее действие. Испаряясь, они наполняют воздух в комнате мельчайшими частицами, несущими отрицательные электрические заряды. Ванны и вдыхание ионизированного воз-
духа, оказывают благотворное воздействие на организм, успокаивают нервную систему.
Таким образом, знание и использование достижений эргономики позволит вам рационально организовать свой труд, сделать его более комфортным и соответствующим вашим представлениям об эстетичности и красоте организации рабочего места. Вместе с инженерно-психологическим проектированием эргономика позволяет создать оптимальные условия в системе взаимодействия человека и сложных технических устройств, повысить производительность труда и степень удовлетворенности им.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров