4. Обновление задач и рабочих планов:
обсуждение новых угроз, возможностей и требований к сотрудникам;
корректировка и обновление задач и рабочих планов.
Список вопросов для анализа производительности команды
Насколько хорошо мы работаем вместе?
Каждый ли вносит максимально возможный вклад в общий результат?
Насколько эффективно ведется управление командой?
Насколько хорошо мы анализируем проблемы?
Насколько мы решительны?
Насколько хорошо мы начинаем работать над новым зада нием?
Достаточно ли мы сосредотачиваемся на приоритетных пробле мах?
Тратим ли мы время на вопросы, не относящиеся к делу?
До какой степени люди могут свободно высказывать свои мнения?
10. Если происходит конфликт, то обсуждается ли он открыто, и чему больше уделяется внимания — проблеме или личностям?
Многие отечественные организации и фирмы, вкладывая значительные средства в развитие персонала, убедились, что повышение культуры труда на 5-7% ведет к росту прибыли на 30-50%, что еще раз доказывает необходимость концентрации усилий всего персонала управления на развитии у подчиненных навыков эффективной командной работы, закрепляющих стандарты организационной культуры. Не случайно поэтому на фирмах вопросу формирования трудовых ресурсов сейчас придается первостепенное значение. В терминологию менеджеров вошло понятие "структура кадров", призванное обеспечить оптимальное взаимодействие элементов сложной системы "человек — техника — культурная среда — экосфера".
Процесс формирования трудовых ресурсов начинается с их планирования и включает в себя три стадии: оценку состояния наличных ресурсов, оценку будущих потребностей и разработку программы удовлетворения будущих потребностей. На первом этапе
важно оценить потенциал имеющихся сотрудников, чтобы правильно составить прогноз будущих потребностей организации в кадрах, а также нацелить сотрудников на повышение квалификации, освоение смежных и дополнительных специальностей или иметь возможность перевести часть из них временно на другую работу. Создание на этом этапе здоровой конкуренции за рабочее место выгодно как работнику, так и организации — способствует экономии ее средств.
Важным моментом здесь является согласованная работа руководства организации и профсоюза, которая должна быть направлена на выработку общих подходов к вопросу защиты прав сотрудников в связи с изменениями в сфере трудового законодательства. Комплекс вопросов — размер заработной платы, количество и категории сокращаемых работников, порядок предоставления и длительность отпусков, условия труда и порядок разрешения конфликтов — должен быть предметом взаимоприемлемых договоренностей сторон, создавая тем самым стабильную рабочую атмосферу.
Непосредственно набору предшествует определение, какие требования предъявляет та или иная должность, функциональные обязанности и сфера деятельности, а также анализ степени их стабильности. Ошибки отдельных сотрудников организация может исправить общими усилиями. Провал в кадровой политике означает для нее написание собственного некролога. Поэтому долгосрочные цели организации достигаются при помощи кадрового планирования на базе менеджмента и маркетинга персонала. Под маркетингом персонала здесь понимается анализ ожиданий нынешних и потенциальных сотрудников, а также определение их выполнимости и реальной степени использования.
Оценка потребности в кадрах происходит следующим образом. Сначала определяется брутто-потребность в кадрах согласно штатному расписанию с учетом количества и сложности стоящих перед организацией задач. Затем из величины брутто-потребности вычитается количество имеющихся сотрудников, учитывая возможные его изменения (уходы на пенсию, переводы, увольнения, производственный травматизм и т.д.). В результате получается нетто-потреб-ность в кадрах, т.е. действительно необходимое число работников. Если эта величина будет положительной, то предстоит работа по
привлечению дополнительного числа сотрудников, если же отрицательной — надо будет принять решение о более рациональном использовании имеющихся кадров.
Брутто- и нетто-потребности в кадрах определяются по формуле: БПK=Mi-Ti/TPB-60-KHB, где БПК — это брутто-потребность в кадрах; Mi — количество рабочих процессов в плановом периоде; Ti — среднее время на отработку каждого процесса в минутах; ТРВ — тарифное рабочее время планового периода в часах (иногда с включением и сверхурочных часов); КНВ — коэффициент нехватки времени для учета перерывов, отпусков, болезней.
Таким образом, нетто-потребность в кадрах можно определить следующим образом: брутто-потребностъ в кадрах минус состав персонала плюс поступление кадров до качала планового периода минус выбытие кадров до начала планового периода.
Эти показатели необходимо дополнить некоторыми качественными характеристиками, в том числе указанием квалификации работников, в которых имеется потребность. Если речь идет не об исполнителях, а о менеджерах, то к ним сегодня предъявляются следующие квалификационные требования:
знание характеристик основных организационных структур управления;
знание и владение современными информационными техно логиями;
владение навыками формирования и эффективного управ ления командами;
использование психологических приемов воздействия на под чиненных и хорошие ораторские способности;
умение подбирать, развивать и максимально продуктивно исполь зовать сотрудников;
стремление к постоянному самосовершенствованию на осно ве объективной самооценки;
способность быть лидером среди равных;
• способность предупреждать и разрешать конфликты;
• умение находить, анализировать и использовать информа цию для принятия верных решений в экстремальных ситуациях;
■ предельно рационально использовать ресурсы организации;
• умение находить новые возможности для бизнеса во внешней среде, встраивая его туда.
Непосредственно процесс набора персонала осуществляется из внешних и внутренних источников. Привлечение новых работников со стороны позволяет повысить внутреннюю конкуренцию среди персонала, а также получить готового квалифицированного сотрудника с новыми идеями и свежим взглядом на проблемы.
Внешний набор организуется при помощи публикации объявлений в газетах и рекламных листках, обращения к фирмам по подбору кадров, фирмам по трудоустройству и центрам занятости, через связь с учебными центрами и учебными заведениями, а также посредством активной работы службы управления персоналом, использующей банки данных о квалифицированных специалистах и Internet.
Большинство же успешно работающих организаций предпочитают продвижение по службе своих сотрудников, создавая тем самым мощный карьерный стимул для их деятельности. Кроме того, данный подход дешевле покупки специалистов со стороны. Он создает благоприятный моральный климат в коллективе и усиливает привязанность работников к своей фирме. При наборе внутри коллектива практикуют объявления об имеющихся вакансиях, а также приглашение на работу сотрудников из других подразделений по рекомендации своих же работников.
Процедура отбора осуществляется центрами подготовки специалистов, создаваемых фирмами или кадровыми службами, путем собеседований, тестирования, а также назначения на должность с испытательным сроком. Опыт эффективно действующих фирм свидетельствует о наличии у них общего подхода к формированию трудовых ресурсов, который базируется на следующих двенадцати основных принципах.
1. Установление ясных целей позволяет самим сотрудникам, а не вышестоящим руководителям формировать высокоэффектив ный рабочий коллектив и обучать его. (Этот подход реализуется на многих фирмах ФРГ.)
2. Начинайте с малого: "большой дуб вырастает из маленького желу дя". Люди предпочитают реализовывать те идеи и достигать тех целей, которые им понятны и способствуют служебному росту.
Прежде чем действовать, добейтесь согласия. Причастность исполнителей к высоким планам вырастает из понимания собственной выгоды их реализации и соучастия в их выработке, что ведет к моральной ответственности за их выполнение.
Составьте реальный график. К большим целям двигаются поэтапно, наращивая потенциал организационной культуры, а ос воение чего-либо нового означает отказ от старого.
Советуйтесь часто и искренне: люди могут Предложить много ценного, когда вы советуетесь с ними. К тому же это укрепит атмосферу согласия в коллективе и сделает консульта ции с исполнителями содержанием работы менеджеров, а не ее красивой формой.
Свяжите создание коллектива с организационной работой. Для создания коллектива используйте возможности регулярных заседаний, и тогда сложные проблемы решатся быстро и с наи меньшим количеством конфликтов.
Поощряйте открытость и искренность: это поможет преодолеть в открытых дискуссиях консерватизм прежних схем и груз привычек
Если нужно, перестраивайте свою работу. Увеличение численнос ти сотрудников ведет к увеличению объема организационной работы. Сле довательно, надо найти оптимальную их численность, а также излагать проблему вслух, чтобы она не казалась такой сложной. Кроме того, воз раст, взгляды и способности создают ограничения, а потому люди сами отвечают за свое развитие.
Можно загнать лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить. Людей нельзя заставить измениться, они сами должны захотеть этого. Зависть может помочь развитию. Люди любят сами решать за себя и за других.
Делегируйте полномочия. У людей разные сильные сторо ны и опыт, поэтому делегирование полномочий обычно способ ствует индивидуальному развитию.
Учитесь на ошибках. Признавайте свою неправоту и ана лизируйте причины неудач. Поощряйте обратную связь с подчи ненными.
Ориентация на изложенные принципы позволяет более осмысленно проводить работу по отбору персонала. При решении данной задачи наиболее часто применяется метод собеседования. Для проце-
дуры собеседования используют специально подготовленных интервьюеров, менеджеров по персоналу, а также непосредственных начальников будущих работников. Собеседование помогает оценить такие качества претендента, как компетентность, предприимчивость, самоорганизованность, личностные параметры и степень полезности для организации.
Грамотное построение процедуры собеседования предполагает его проведение в несколько стадий, каждая из которых отличается от предыдущей своими целями, обеспечивает реализацию стоящих задач для последующей.
Предварительная стадия собеседования включает в себя:
предоставление претенденту возможности ознакомиться с информацией о фирме и предполагаемой работе, чтобы он более свободно и уверенно чувствовал себя в процессе собеседования;
информирование претендента о продолжительности собеседова ния, его месте, времени и о том, кто конкретно будет его проводить;
предварительное знакомство с претендентом по телефону или через заполнение анкеты, дающее возможность получить о нем первую информацию и согласовать условия собеседования;
разработка общих критериев собеседования в соответствии с требованиями, предъявляемыми работой. Ими могут быть: состоя ние здоровья, внешний вид, работоспособность, самоотдача, ини циативность, образование, квалификация, коммуникабельность, степень адаптации к новым условиям, лояльность к фирме, уме ние обоснованно рисковать и др.;
Проведение собеседования предполагает, в первую очередь, отбор сведений о претенденте с их последующим анализом для правильного выбора необходимого специалиста.
Существенными моментами, способствующими успеху собеседования, являются следующие:
внимательное выслушивание интервьюером претендента с быстрой фиксацией важных деталей, чтобы не насторожить и не отвлечь его;
точная постановка вопросов и объективная оценка ответов, не смотря на сложившееся первое впечатление;
постепенный переход от простых вопросов к сложным и умение задавать дифференцированные вопросы;
4) вопросы для выяснения степени развитости интеллекта и профессиональных навыков предполагают оценку поступающей ин формации в значительной мере по косвенным признакам — широ те кругозора, интересов, умению ориентироваться в новых облас тях знания и т.д.;
в начале собеседования целесообразно задать простые анкетные и общие вопросы, чтобы установить атмосферу непринужденного общения;
необходимо также выяснить в начале разговора, есть ли у претен дента вопросы к интервьюеру, и если да, то ответить на них;
если уже в начале разговора становится очевидным, что кандидат не подходит, то следует тактично прекратить собеседование, поблагода рив его за интерес, проявленный к фирме.
При переходе к основной части собеседования целесообразно дать возможность претенденту кратко рассказать о себе, о содержании предыдущей работы, бывших полномочиях и причинах ухода с нее. Нужно избегать наводящих вопросов, которые раскрывают точку зрения интервьюера. Вопросы вроде: "Что бы вы сделали, если бы?.." — полезны для выяснения отношения претендента к чему-либо. Общие вопросы, типа: "Расскажите мне о ваших..." — полезны претенденту, ибо позволяют ему выбрать один из многих вариантов ответа, проявить свои интеллектуальные способности. Вопросы, от которых претендент может почувствовать себя неловко, необходимо задавать естественно, без напряжения, чтобы не насторожить его.
Следует помнить, что почти 90% информации о психологическом состоянии человека при собеседовании передается невербальным путем, т.е. не с помощью слов, а "языком тела". Например, уклонение от зрительного контакта свидетельствует о тревожности и растерянности претендента.
Большую информацию несет также траектория человеческого взгляда. Например, если человек после вопроса смотрит вверх и налево, то это означает, что он вызывает визуальную память. Если он смотрит вверх и направо — это свидетельство возникновения нового зрительного представления, если в горизонтальном направлении, то происходит контроль за текущей ситуацией, если вниз и налево —- это означает ввод информации через анализ воспоминаний, если вниз и направо — это свидетельство внутреннего диалога.
О желании войти в более тесный контакт и расположить к себе в процессе общения свидетельствует наклон тела вперед. По состоянию зрачков можно также о многом сказать. Если вопрос вызвал у вашего собеседника быстрое и заметное сужение зрачков, то это означает его встревоженность, чувство опасности, а возможно, и ложь при ответе. Если же зрачки, наоборот, расширились, значит собеседник почувствовал себя комфортно, вопрос ему понравился.
О своем желании завершить собеседование вы также можете сказать "языком тела". Наклон головы набок, постукивание пальцами по столу и взгляды в сторону будут свидетельствовать о вашем желании прекратить общение.
Завершая собеседование, важно предоставить претенденту следующие возможности:
• сообщить о том, что не было затронуто в собеседовании и может выгодно его охарактеризовать;
■ задать интервьюеру любые уточняющие вопросы о будущей работе и получить ответы на них;
• сообщить претенденту, по каким вопросам было достигнуто понимание, и четко указать, на что он может рассчитывать, а также когда и как он узнает о принятом решении;
■ поблагодарить претендента за внимание к фирме и через несколько дней, если все три эксперта дали положительное заключение, письменно уведомить его о приеме на работу, подчеркнув при этом свое желание сотрудничать с ним.
Окончание работы по собеседованию должно укрепить вас в уверенности, что в XXI веке ваша организация получит ощутимые преимущества перед конкурентами за счет раскрытия всеми сотрудниками своего творческого потенциала, а также в том, что эта работа проделана на основе использования достижений научной теории управления персоналом.
Ниже приводится примерный перечень вопросов, наиболее трудных для любого претендента на должность, а также наиболее частые причины, по которым им отказывают в приеме на работу.
Перечень трудных вопросов для претендента на должность:
1. За что вас критиковало руководство за последние несколько лет?
Вы чаще соглашаетесь или спорите? Почему? ■
Каким вы представляете свое положение в нашей фирме через 5 лет, и что вы собираетесь сделать для достижения этого?
Что бы вы изменили в предлагаемой работе с целью ее усо вершенствования?
Какие из должностных обязанностей вы выполняете с наи большим удовольствием?
Как бы вы описали себя с помощью трех прилагательных?
Что вы будете делать, если наша фирма в первый же год работы предоставит вам возможность расходовать большие суммы денег?
Если у вас будет выбор, то что вы предпочтете: составлять или же выполнять планы?
Если вам.предстоит уволить сотрудника, то какую причину вы назовете главной и почему?
10. Привираете ли вы временами? Приведите три примера, когда вы это делали.
С какого рода трудностями вы, вероятнее всего, столкнетесь на новой работе?
Сохраняете ли вы спокойствие в чрезвычайных ситуациях?
Что для вас предпочтительнее — работа с людьми или с бумагами?
Каков для вас первостепенный стимул в жизни?
Какое ваше самое большое достижение в жизни и почему вы так считаете?
Почему вы ушли с предыдущей работы?
На какую зарплату вы рассчитываете?
Наиболее частые причины отказа в приеме на работу
1. Неаккуратный внешний вид, производящий плохое впе чатление.
Излишне высокая самооценка. Манеры всезнайки.
Неумение подать себя: тихий голос, плохая дикция, негра мотная речь.
Отсутствие четких карьерных устремлений и целей.
Переоценка роли денег и рекомендаций со стороны.
Ожидание слишком многого от работы и слишком быстро.
Плохие отзывы о предыдущем работодателе и людях вооб ще.
Вялое, неуверенное рукопожатие и расслабленная посадка в кресле.
Необходимость работы только на короткое время и неболь шой интерес.
Радикализм идей и отсутствие минимальной информации о фирме.
11. Нежелание менять место жительства и отсутствие вопро сов к собеседнику.
При отборе персонала используются, параллельно с собеседованием, и другие методы. Среди них важное значение имеет комплексное психологическое тестирование, позволяющее выявить способности, склонности и ограничения претендентов на работу, а также их возможности преодолевать собственные ограничения.
Психологическое тестирование может выступать как самостоятельным методом отбора кадров для создания резерва, так и дополнительным, обеспечивающим профессиональный отбор и собеседование. Во втором случае вначале составляется профессиограмма, в которой указываются особенности данной работы, основные действия, операции, их последовательность, специальные знания и навыки, необходимые для ее выполнения, а также режим труда, отдыха, санитарно-гигиенические условия, характерные психофизиологические состояния (монотонность, эмоциональная напряженность и т.п.), объем и характер перерабатываемой информации, используемое оборудование и т.д.
После этого оценивается степень значимости различных психических свойств и качеств личности, необходимых для эффективного выполнения данной работы. С этой целью составляются психограммы, т.е. описания необходимых для выполнения профессиональных обязанностей психологических характеристик, включающие требования, предъявляемые к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению) и психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, депрессии), а также к вниманию как состоянию сознания, эмоциональным и волевым характеристикам.
На основе профессиограммы и психограммы отбираются психодиагностические тесты и модели, в наибольшей степени характеризующие психические процессы и профессиональные действия, в
отношении которых оценивается профессиональная пригодность претендентов. Имеющиеся в специальной литературе тесты позволяют выяснить интересы, склонности, предпочитаемые сферы деятельности, способности памяти, мышления, внимания, моторную координацию глаз, рук, пальцев, пространственную ориентацию и другие характеристики. На основе полученных данных можно максимально объективно установить возможность использования того или иного человека в определенной профессионально'й деятельности.
В ряде случае проводится двухэтапный отбор кандидатов: вначале по тестам, а затем на рабочих местах с испытательным сроком, когда ведется контроль результатов и качества деятельности человека. Кандидат считается пригодным для работы, если время, необходимое ему для достижения заданного уровня, не превышает времени, отводимого для этих целей. Фирма два первых года переплачивает работнику, чтобы последующие 20 лет недоплачивать!
В завершение этапа отбора проводится психологический прогноз успешного обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных, о возможности целенаправленного совершенствования и времени, необходимого на обучение, о вероятности адаптации к профессии и наличии необходимых психологических характеристик.
Таким образом, сочетание собеседования, профессионального отбора сотрудников, осуществляемого центрами подготовки персонала и специализированными фирмами, а также психологического тестирования обеспечивает грамотный отбор необходимых кадров и целых команд по признаку высочайшего профессионализма и психологической совместимости.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров