6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
Случай помогает только уму, готовому им воспользоваться.
/Луи Пастер/
В жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто
располагает лучшей информацией.
/Бенджамин Дизраэли/
Предсказывать чрезвычайно трудно — особенно по отношению к будущему.
/Китайская пословица/
После принятия решения о точке отсчета своей деятельности при помощи анализа угроз и возможностей во внешнеорганизацион-ной среде, а также расчетов степени ожидаемого хозяйственного риска необходим сконцентрироваться на усилении воздействия возможных благоприятных факторов и снижении действия негативных.
Наиболее важными факторами, порождающими риск, выступают:
■ предпринимательская среда, характеризующаяся появлени ем новых конкурентов и изменением соотношения сил между ними в результате постоянно ведущегося поиска возможностей упроче ния своего положения на рынках и их сегментах;
• стихийные бедствия и природные условия, способные быст ро и кардинально изменить экономическую ситуацию на макро- и микроуровне;
■ воздействие на бизнес криминальных элементов и организо ванной преступности, а также коррумпированных государствен ных чиновников;
недобросовестность или же профессиональная несостоятель ность партнеров по бизнесу, а также недостаточная квалификация собственного персонала;
некачественно разработанный бизнес-план с нечетко опреде ленными миссией и стратегическими направлениями деятельности или же его отсутствие вообще;
■ скачкообразный характер научно-технического прогресса, ве- ДУЩий к лавинообразному росту количества технологических нов-
шеств, что, с одной стороны, упраздняет целые сферы бизнеса с существующими в их рамках продуктами и услугами, а с другой — открывает возможности для формирования принципиально новых;
■ интеллектуальная, физиологическая и психологическая неготовность сотрудников работать в экстремальных условиях динамичной среды с постоянно расширяющимся набором угроз, а следовательно, растущим потенциалом неопределенности;
• возможный обман со стороны партнеров, их банкротство или же неплатежеспособность вызывают необходимость наличия страхового фонда, который, помимо всего, используется еще и для страховки бизнеса на случай инфляционных скачков и других непредвиденных обстоятельств.
Комплексный анализ отмеченных факторов с точки зрения их силы, а также постоянного или временного характера воздействия на бизнес, безусловно, может помочь при выборе и разработке тактики предпринимательской деятельности.
Определяя ее направление, важно учитывать, с одной стороны, системность, комплексность воздействия всех этих факторов, а с другой — индивидуальный характер ответных реакций людей на необходимость работать в условиях риска, принимать рискованные решения и нести за них персональную ответственность. По своей природе люди стремятся, как минимум, разделить риск с кем-либо, а при возможности—переложить его или же вообще избежать. Зная это, целесообразно постоянно совершенствовать навыки работы персонала в условиях риска, повышая степень его психологической устойчивости к стрессам. Медиками и психологами было установлено, что люди делятся на три группы по степени устойчивости к стрессу.
Первую группу, "кроликов", представляют люди с тревожно- мнительным поведением и даже беспокойным сном. В стрессовых ситуациях их организм вырабатывает большое количество адреналина, и запредельные нервно-эмоциональные нагрузки не позволяют им вести себя так, как того требует ситуация, т.е. концентрироваться и принимать верные решения. Они испытывают крайний дискомфорт и растерянность в слабоструктурированных ситуациях, а потому не должны занимать должности, связанные с самостоятельным принятием большого количества решений.
Вторая группа, "львов", характеризуется повышенной устойчивостью к стрессу, поскольку их организм вырабатывает не адреналин, а но-радреналин при возникновении опасности. Поэтому они активизируются и
переходят в наступление, заставляя людей мобилизовать свои усилия, а события — происходить по их сценарию. Это выражается порой в их излишне агрессивной, самоуверенной манере поведения, базирующейся на "философии победителя". При определенном контроле со стороны целесообразно ставить таких сотрудников на новые направления работы, где максимально высока степень неопределенности, что является их привычной стихией.
Третья группа — это люди смешанного типа, у которых чувства и эмоции обгоняют голос разума при чрезвычайно быстрой смене настроения. Они постоянно стремятся быть на виду и характеризуются демонстративным типом поведения. Их устойчивость к стрессу нестабильна и варьируется в широком диапазоне, будучи зависима от множества разнообразных факторов. Так что лучше всего использовать их "с подстраховкой", не выдвигая на должности, предполагающие большое количество деловых контактов с новыми людьми, поскольку они могут поступить крайне субъективно там, где нужны выдержка и самообладание.
Анализ большого числа ситуаций, в которых предприниматели, бизнесмены и руководители предприятий различных форм собственности обращались за консультационными и экспертными услугами, убеждает в следующем Негативным фактором принятия решений является сложность и новизна поставленных ситуацией задач. Зачастую это буквально парализует тех, в чьи обязанности входит принятие решения. Поэтому успех или неудача многих проектов и бизнеса в целом зачастую зависит от того, насколько у менеджеров, руководителей и предпринимателей развито инновационное, творческое мышление и интуиция. Что касается последней, то существуют специальные, эффективные методики "прочищения интуитивного канала", разработанные и применяемые директором Санкт-Петербургского Института личности С. Сергеевым Они позволяют задействовать огромные возможности нашего подсознания, повысив на порядки эффективность использования "внутреннего голоса".
Достаточно продуктивным подходом при выборе направления Действий в условиях риска является отсрочка принятия решения и (или) анализ негативных последствий, который возможен при освоении менеджерами основ латерального мышления, о чем достаточно подробно говорилось во второй главе книги. Это позволяет, во-первых, не принимать найденное "подходящее" решение, а продолжать поиск большего числа альтернатив, что может даже в процессе данной работы многое
прояснить. Во-вторых, если мы подвергаем анализу неизбежные негативные последствия принимаемых сегодня решений, то тем самым получаем возможность максимально удалить их по времени, уменьшив стрессогенность работы.
Если риск неизбежен, а его степень трудно просчитать, важное значение имеет выбор тактики. Последняя, в свою очередь, определяется правильностью избранной стратегии, поскольку она обуславливает структуру и основные возможности ведения бизнеса. Но даже при некоторой ограниченности маневра необходимо уметь правильно определять направления главных угроз, что возможно лишь при наличии аналитических способностей у самих менеджеров и мощных аналитических служб — в крупных фирмах.
Особое значение в современных условиях имеет умение менеджеров регулировать свои эмоциональные состояния, поскольку принятие удачных решений в условиях давления множества стресс-факторов крайне затруднено. Для этого им необходимо обладать навыками релаксации и концентрации сил и внимания (о них будет рассказано в восьмой главе).
Оптимизация выбора наиболее рациональных направлений хозяйственной деятельности может осуществляться путем выделения решающего показателя, а также сопоставления их значимости по влиянию на конечный результат. Последовательные сравнения позволяют определить лучшую программу и порядок действий.
Возможные убытки и потери, а также выигрыши и прибыль подразделяются на трудовые, временные, материальные, финансовые и специальные. Они проявляются в форме благоприятных и неблагоприятных исходов деятельности для сотрудников фирм, представителей окружающей социальной и природной среды. Та-' кой подход позволяет более точно определить возможные источники риска, зная их иерархию.
Поскольку каждый из указанных выигрышей или потерь имеет различные единицы измерения, то их для оценки риска следует пересчитывать в стоимостном выражении, учитывая существенные колебания величин во времени.
Важно отделить неизбежные факторы риска от возможных и побочных, в зависимости от выбранных направлений деятельности. Это позволит более точно рассчитать варианты поведения и то, чем, когда и как
придется пожертвовать. Желательно стремиться узаконить в своих бизнес-планах основные параметры и показатели, которых необходимо достичь при самых неблагоприятных условиях. Это позволит более продуктивно использовать часть свободных ресурсов, мобильно оперируя ими для размещения в тех областях, где ожидается наибольшая прибыль.
При определении направлений деятельности отдельные предприниматели, небольшие и средние фирмы оказываются в более сложной ситуации, чем крупные компании, поскольку степень их финансовой устойчивости гораздо ниже из-за небольшой величины оборотных средств. Поэтому целесообразно ориентировать свою деятельность на ведение венчурного бизнеса в новых областях. Такой подход позволит в течение некоторого времени (путем использования новинок техники, технологии или услуг и т.п.) контролировать определенный сегмент рынка, не боясь серьезной конкуренции.
И если малые риски отдельные предприниматели и небольшие фирмы несут сами, создавая для этого резервные фонды финансовых и иных ресурсов, то средние и большие риски надежнее страховать. Под страхованием в бизнесе понимается система мер, направленных на полное или частичное возмещение потерь от наступления непредвиденных обстоятельств (стихийных бедствий, аварий, несчастных случаев, невыполнения договорных обязательств одной из сторон и т.д.) путем распределения ответственности и потерь между возможно большим числом юридических и физических лиц.
Беспрецедентный в мировой практике случай, когда правительство США в 1997 Г; выделило десятки миллиардов срочных кредитов страховым компаниям для погашения их обязательств перед своими клиентами, показал, что только стихийные бедствия, могут стать причиной краха одновременно сотен тысяч субъектов хозяйствования. Поэтому физическим и юридическим лицам в бизнесе целесообразно страховать те риски, которые невозможно предотвратить защитными мероприятиями или же нежелательно брать на себя из-за возможности понести ощутимый финансовый ущерб.
Подписывая со страховой компанией страховой полис, необходимо знать, что в отдельных случаях она может потребовать от вас проведения ряда предварительных мероприятий и охранных
мер, прежде чем согласится взять на себя риск возможных потерь. К наиболее общим из них можно отнести следующие:
установление различных охранных средств, защищающих при надлежащие вам здания, внутренние помещения, оборудование, материалы, ценности и т.п.;
ведение бухгалтерского учета для контроля за готовой продукцией, финансовыми и иными ресурсами;
разделение функций между подразделениями или же конк ретными сотрудниками организации для определения их персо нальной ответственности за хранение материальных, денежных средств и иных ценностей;
обучение сотрудников финансовых, контрольных служб и охран ных подразделений для обеспечения высокой надежности функционирова ния всех операционных систем;
организация инспекционных, контрольных проверок деятель ности физических и юридических лиц на предмет выявления воз можных нарушений взятых ими на себя обязательств;
• изготовление копий документов, шифров и образцов изде лий; подготовка запасных хранилищ'и хранение опасных веществ и материалов небольшими партиями; наделение должностных лиц конкретными обязанностями по контролю за использованием раз личных ценностей.
В настоящее время, помимо прямого страхования своей деятельности, многие фирмы для уменьшения риска эффективно используют перестрахование, сострахование и хеджирование.
Перестрахование представляет собой такое страхование рисков бизнеса, когда страховщик часть ответственности по ним (с учетом своих финансовых возможностей) передает на согласованных условиях другим страховщикам — перестраховщикам. Данный вариант имеет целью создание сбалансированного страхового портфеля для обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций. Перестрахование производится также и в тех случаях, когда необходимо поддержать установленное законом соотношение между собственным капиталом страховщика и принятыми им на себя обязательствами. При этом страх^тощийся имеет дело только с одной страховой фирмой.
Сострахование является способом выравнивания и распределения крупных рисков между страховщиками, при котором каж-
дый из них в отдельности заключает со страхователем отдельный договор.
Хеджирование (от англ. hedge — "ограждать") — это специфическая форма страхования цены или прибыли фирм при заключении ими различного рода фьючерсных контрактов.
Таким образом, коллективная (с привлечением квалифицированных экспертов) выработка продуманных направлений деятельности, а также применение комбинированных способов распределения ответственности и страхования хозяйственного риска позволяют предпринимателям и фирмам уменьшить вероятность неблагоприятных последствий реализации различных коммерческих проектов.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров