logo
Глушаков / Глушаков - Совроеменные технологии маркетинга менеджмента и практической психологии

9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс

Опыт не гарантирует мудрости.

Последняя исходит из пересмотра прошлого

и репетиции будугцего.

/ДжанГриндер/

Истина не приносит столько добра, сколько видимость ее приносит зла.

/Ф.Ларошфумо/

Наши заблуждения умирают раньше нас; не стоитлелеятъ их мумии.

/МЛен/

Второе тысячелетие нашей эры заканчивается в условиях, когда человеческий разум, пережив стадию триумфа, осознал тра­гичность своих "достижений". Современные методы клонирования

позволяют создать точную копию человеческого мозга, генной ин­женерии — вырастить из любой клетки целый человеческий орга­низм, отдельный орган или запрограммировать способности ребен­ка еще до его появления на свет, изменив код его наследственно­сти, а медицина — трансплантировать органы и ткани, включая сердце и даже голову человека, изменяя при этом его пол. Эвта­назия — легкая смерть лишила возможности и права последней исповеди верующих людей в момент их предстояния перед вечнос­тью. Мир чувств, мыслей, целей поколения, входящего в жизнь на "руинах ценностей" оставшихся от предшествующих поколе­ний, программируется с помощью психотронного и психотропного оружия. Человеческое "Я", подсознание и сознание, еще недавно являвшиеся нашим самым надежным убежищем, ныне задают про­граммы нашего поведения определяемые, увы, уже не нами. Стал ли от этого человек более счастливым? Стал ли он более защи­щенным? Доверяет ли он теперь своему "собственному" выбору? Риторические вопросы.

Человечество слишком сильно в своем моральном развитии отстало от своих научно-технических возможностей, и это стало трагедией, ибо никто и ничто теперь не гарантирует защищенности личности, ее сознания и даже ее внутреннего духовного мира, ее "Я". Мы стали заложниками той цивилизации, которую сами же и создали. Теперь уже не мы, а безликая и беспощадная в своем всепроникающем воздействии социальная система, а не мы определяет, программирует наше собственное бытие.

Первой наиболее известной работой, посвященной искусству психо­логического воздействия на других людей, стала книга философа Аристо­теля "Риторика", написанная в 350 г. до н.э. Аристотелю удалось сформу­лировать формулу убеждающего воздействия, которая до сих пор считает­ся классической в политико-психологическом общении и воздействии лю­дей друг на друга. Успех этого воздействия, по его мнению, зависит от того, кто говорит, что говорит и кому говорит.

Современные методы психологического воздействия можно объединить по двум основным направлениям, связанным с неосоз­наваемой областью психического. Первое направление охватывает большую группу методов саморегуляции и самопрограммирова­ния, основной целью которых является мобилизация и совершен­ствование индивидуальных психофизических возможностей чело-

века, раскрытие и развитие его творческих способностей и потен­циалов, обретение состояния творческого самочувствия и пере­живания.

Разработанные главным образом в концепциях восточных фи­лософских учений и школ эти методы используют в основном сред­ства физической релаксации и концентрации внимания с целью углубленного изучения человеком самого себя, своего тела, его возможностей, но главным образом — с целью более совершен­ного управления своей психической деятельностью, безотноси­тельно к влиянию внешнего социального окружения.

Только в США существуют сотни учреждений и научных центров, разрабатывающих и применяющих разнообразные средства модификации поведения и самопрограммирования психики человека, где постоянно за­действованы миллионы людей. В них разрабатываются и совершенству­ются такие методы и техники психического самовоздействия и психофизи­ологической саморегуляции, как аутогенная тренировка, биоэнергетика и психосинтез, дыхательная терапия и другие.

Второе направление связано с изучением возможностей и разработ­кой средств и методов внешних (подпороговых) воздействий на сферу бес­сознательного для целенаправленной модификации психических состоя­ний и поведения человека, т.е. в обход контроля сознания за внешней сти­муляцией. Особенно широко методы подпорогового, или, как их еще назы­вают, "маргинального" воздействия используются в коммерческой рекла­ме и политической пропаганде, современной рок культуре, распространя­емых с помощью средств массовой информации и коммуникации.

Первый практический шаг в освоении таких методов был стимулиро­ван работой В. Паккарда "Тайное воздействие", вышедшей в свет в 1957 г. В этом же году американский специалист в области коммерческой рекламы Дж. Викари вклеил в ленту фильма "Пикник" рекламные сооб­щения: "Пейте "Кока-колу" и "Ешьте воздушную кукурузу". Время их экспозиции, предъявления было ниже порогового уровня возможностей человеческого зрительного восприятия (1/3000 сек), и информация шла на уровень не сознания, а подсознания. После просмотра фильма в фойе кино­театра продажа напитка возросла на 57,7%, а воздушной кукурузы — на 18,1%. Так был сделан первый шаг к зомбированию широких масс людей.

Сегодня уже можно утверждать, что идеи и техники нейролингвисти-ческого программирования (NLP) представляют собой точную модель вое-

приятия, переработки, хранения и воспроизведения информации в сложных кибернетических системах, которая практически приме­няется в психологии, психотерапии, педагогике, менеджменте, рекламе, политических технологиях, воздействующих на поведе­ние людей, обучении. Введение самого термина — NLP — стало возможным благодаря осознанию колоссального значения связи "мышление — тело", которая организуется через нейронную сеть и формируется внутри нее. "Нейро" означает также способ органи­зации нашего опыта благодаря чувственным каналам восприятия. А "лингвистическое" указывает на тот факт, что этот опыт кодиру­ется мозгом (психикой) с помощью языка в словах. Буквально: ней-ролингвистическое программирование изучает "слова и нервы".

Своеобразной "родиной" NLP стали исследования в области психиатрии, позволившие изучить те функции мозга, которые ранее были скрыты от внешнего наблюдения. Вторым его источ­ником стало моделирование поведения выдающихся американс­ких психотерапевтов, к которым в то время многие относились как к кудесникам и чудотворцам. В действиях людей, которые сверхэффективно общаются с окружающими, американскому лин­гвисту Р. Бэндлеру и кибернетику Дж. Гриндеру удалось найти определенную систему в действиях людей, которые "сверхэф­фективно" общаются с окружающими. Они фиксировали и строи­ли модели сверхуспешной деятельности в общении, взаимодей­ствии людей и воздействии их друг на друга. В результате своей работы с классиком мировой психотерапии М. Эриксоном, высо­копопулярным семейным терапевтом В. Сатир и основателем гештальтпсихотерапии Ф. Портсом Бэндлеру и Гриндеру удалось выявить четкие, повторяющиеся закономерности и устойчивые модели, лежащие в основе сверхуспешной деятельности. Об этом они написали в своей первой книге с весьма характерным назва­нием — "Структура магии". Эффективность воздействия "подо­пытных" была действительно столь велика, что граничила с ма­гией: им удавались мгновенные исцеления и быстрые, карди­нальные преобразования психики очень разных людей. Бэндлеру и Гриндеру удалось создать своего рода совершенную идеологию отношений независимо от того, в какой сфере она применяется — политике или же для соблазнения какой-либо женщины. Кета-

ти, пример использования NLP с этой целью — фильм Ф. Фел­лини "Девять с половиной недель", в котором главный герой ( его играет Микки Рурк) действует столь классически, что этот фильм показывают на Западе в качестве учебного на семинарах по NLP.

Третий источник и составная часть технологии NLP — это "психология бессознательного", основанная на творческой перера­ботке и выявлении общих закономерностей психоанализа 3. Фрей­да, современных психологии и психосинтеза.

Использование системы NLP может помочь резко повысить эффективность взаимодействия с деловым партнером, менеджера, администратора — с подчиненным, в практике обучения кадров. NLP весьма действенна при обучении людей, занимающихся рабо­той с покупателями. Эта технология позволяет достаточно эффек­тивно воздействовать на области бессознательного потенциального покупателя или потребителя той или иной услуги, формируя у него выбор в пользу своего товара, формируя доверие к себе или своей фирме.

Если говорить о возможностях NLP в политике, то можно, например, привести к власти практически любого человека. Вто­роразрядный актер из Голливуда Р. Рейган нанял перед выбора­ми две команды людей, владеющих этой технологией, и профес­сионалы готовили ему рекламу, предвыборные речи, оттачивали каждый жест, каждое слово. Результат известен: он благополуч­но пробыл два срока президентом США. М. Тэтчер триумфально "властвовала" также два срока, за спиной Б. Ельцина и В. Жири­новского, по мнению журналистов, работающих в сфере полити­ческой аналитики, также стоит целая команда московских специ­алистов с международными сертификатами. Неоднократно экспер­ты в области нейролингвистического программирования говорили об использовании данной технологии в высококачественной рос­сийской рекламе "Баунти", "Марса", "Стиморола", одеколонов "Олд спайс", рекламе западноевропейского женского нижнего белья. Особенно работа специалистов по NLP заметна в рекламе западных пищевых продуктов и некоторых крупных российских банков. Аналогичные приемы можно разглядеть в добротных мос­ковских газетах "Аргументы и факты", "Известия" и некоторых , других. Там это делается на очень высоком профессиональном

уровне, а потому миллионы покупателей и пользователей пред­лагаемых этими фирмами и издательствами своих товаров и ус­луг, не зная, почему они хотят приобрести именно их, все-таки склоняют свой выбор в их пользу.

Классическим примером в этом смысле является история, когда в одной известной московской газете была опубликована предвы­борная платформа влиятельного политического деятеля, крупного представителя той части военно-промышленного комплекса, кото­рая производит электротехническую продукцию, а параллельно выпускает известные всем нам батарейки "Квант". На одной же полосе с этим материалом была набрана душещипательная статья о том, как бедному мальчику родители купили новую игрушку с батарейками "Квант". Из-за несоблюдения технологических норм батарейки взорвались, кислотой мальчику выжгло глаза, и он стал инвалидом на всю жизнь. Формально газета ничего не нарушила. Представителю ВПК газета предоставила возможность высказаться, а рядом (всего лишь!) опубликовали то, что сочли нужным. Обе эти истории люди прочли одну за другой, и директор предприятия ВПК так и остался всего лишь претендентом в Думу.

Обучение технологии NLP позволяет в настоящее время найти индиви­дуальный подход к каждому человеку, к его моделям познания мира и пода­вать ему информацию в наиболее удобоваримом виде. Данные возможности уже десятилетия применяются спецслужбами США, России, Англии, Израи­ля и ряда других стран, чтобы в течение нескольких месяцев обучить своих агентов иностранным языкам, используя "эффект 25-го кадра", позволяю­щий записывать на подсознание, в принципе, любую информацию. Таким образом, человек получает возможность позитивно и творчески мыслить, для него перестают существовать такие понятия, как конфликт, неадекват­ная реакция, скандал с кем бы то ни было. У него перестраивается мышле­ние в целом. Это дает возможность продуктивно общаться и воздействовать на других людей, живя в мире с самим собой.

Но технология NLP — это также и страшное оружие. Его инст­рументами являются различные по мощности генераторы торсион­ных полей (психотронное оружие) и различные фармацевтические средства (психотропное оружие), с помощью которых можно ока­зывать конкретное психологическое воздействие и на большие груп­пы людей, и на отдельных индивидов. Тот, кто овладеет или полу-

чит доступ к этому оружию, сможет на подпороговом уровне, а потому абсолютно незаметно для людей подчинять их своей воле.

Эти возможности первыми использовали в свое время ЦРУ и КГБ для создания живых детекторов лжи и лживых "почтовых ящи­ков". На бессознательном уровне или же непосредственно в процес­се сеанса глубокого (регрессивного) гипноза в человека загружается полная информация о разных типах личности. По прибытии на мес­то, в момент "икс", услышав в определенной обстановке кодовое слово или фразу, человек мгновенно переключается на тот тип личности, который в него ранее заложили. Исчезает прежня лич­ность, и начинает работать та, которую в него заложили во время сеанса, со своими жизненными целями, ценностями, симпатиями, привычками, профессиональными навыками и т.д.

В общем, с одинаковым эффектом NLP может создать из че­ловека зомби, камикадзе, самоубийцу по приказу или "разбло­кировать" его сознание, излечив от какого-либо комплекса не­полноценности. В последние годы в Канаде и особенно в США ведутся активные поиски и исследования людей, которые сверхус­пешны в какой-либо сфере деятельности. Среди прочих в эту категорию были включены хоккеисты Фил Эспозито и Уэйн Грет-цки, поскольку им свойственно находить виртуозные сверхэф­фективные ходы и решения не задумываясь, по наитию. Созда­ются их универсальные модели и стратегии поведения, которым начинают обучать других людей. Задача специалистов в области NLP сегодня — научить человека быть гениальным, убирая де­фекты, мешающие достичь этого.

Такое достаточно пространное введение было сделано нами исключительно с целью еще раз подчеркнуть "обоюдоострую" при­роду технологии нейролингвистического программирования и пре­достеречь тех, кто хочет с ее помощью добиться согласия других по принуждению. Это возможно, но даже прагматически невыгод­но, ибо вся история свидетельствует, что в мире насилия нет покоя, счастья, а значит и гармонии.

Описываемые же далее приемы позволят вам эффективно влиять на людей для достижения взаимной гармонии и согласия. К числу наиболее известных средств невербального воздействия можно отнести сегодня эф­фекты "зеркалирования" и "синхронии".

Зеркалирование проявляется в заимствовании и копировании поз, жестов, тона голоса, а иногда диалектов и произношения при взаимодействии партнеров по общению. Синхрония же связана с телесными ритмами слушающего и говорящего субъектов, т.к. уста­новлено, что люди при разговоре как бы "подтанцовывают" своим телом в такт собственной речи, а также двигаются в такт голосово­му ритму говорящего, обеспечивая тем самым невидимую, но ощу­щаемую эмоциональную взаимосвязь с ним. Синхрония максималь­на, когда общающиеся находятся в состоянии согласия или диалога между собой, и минимальна при споре или же конфликте. Когда внимание при разговоре рассеивается, синхрония прерывается.

Следовательно, те, кто знает и владеет этими утонченными приемами невербального воздействия на других людей, имеют зна­чительное преимущество в организации межличностных контак­тов и оказании нужного психологического влияния на людей.

Одной из последних совместных разработок в области нейро-лингвистического программирования и поведенческой психологии стали восемь практических правил и принципов организации эф­фективной, убеждающей информации (пригодной, в основном, для целей массового воздействия на аудиторию), которые основыва­ются на выводах Йельских исследований К. Ховланда.

  1. Мнение людей подвергается более сильному влиянию со сто­ роны коммуникаторов (активных, убежденных в своей правоте и свободно держащихся перед людьми), которые кажутся эксперта­ ми в своей области и вызывают доверие.

  2. Впечатление об искренности коммуникатора и доверие к нему определяется тем, что он ясно и выпукло аргументирует позицию, подчеркивая свою прагматическую не заинтересованность в ней и отсутствие личной выгоды.

  3. При высоком авторитете коммуникатора аудитория будет тем более убеждаема, чем большее противоречие будет существовать между ее изначальным мнением и точкой зрения, которую он отстаивает.

  4. Когда же авторитет коммуникатора не определен и откровенно слаб, то он может воздействовать на аудиторию только при среднем рас­ хождении позиций между ними.

  5. Наибольший убеждающий эффект дает обращение комму­ никатора к положительным и отрицательным эмоциям аудитории

в сочетании с логической аргументацией и конкретными инструк­циями по выполнению поставленных задач.

  1. Подача информации должна варьироваться в зависимости от конкретных интеллектуальных, профессиональных и эмоцио­ нальных характеристик аудитории.

  2. Более интеллектуальная аудитория требует изложения и аргументации нескольких альтернативных точек зрения с последу­ ющим их опровержением.

8. Об "эффекте первичности" свидетельствует доверие людей перво­ му коммуникатору, если выступление второго последовало через корот­ кий интервал, а "эффект недавности" срабатывает в пользу второго ком­ муникатора, если он выступал спустя значительно время после первого и решение аудитории должно было бы последовать вскоре после его речи.

К наиболее проверенным и доказавшим свою эффективность техникам психологического воздействия сегодня можно отнести "иллюзивную терапию" и "иннокуляционный эффект".

"Иллюзивная терапия" основывается на применении приемов, заставляющих человека взять на себя небольшие обязательства, чтобы впоследствии втянуть его в обязательства более высокого порядка. Типичным примером использования этой техники явля­ется поведение хорошего продавца и "наивного покупателя". Пред­ложив попробовать кусочек, продавец предлагает купить кило­грамм, а затем, убедившись, что вы настроены положительно, гораздо больше.

"Иннокуляционный эффект", описанный американским психо­логом У. Мак-Тайром, заключается в том, что для усиления со­противления контр-пропаганде необходимо первоначально озна­комить субъекта с контринформацией, но небольшого объема и не слишком личностно значимой. Эта техника аналогична действи­ям врачей, прививающих небольшие дозы вирусов с целью повы­шения сопротивляемости организма. Введенная в человека такая "иммуницированная" информация заставляет его искать дополни­тельные аргументы для усиления своей позиции.

Профессиональный выбор и применение данных техник определяется спецификой объекта нашего воздействия, а также внешними обстоятель­ствами, без учета которых их эффективность значительно снижается. Вот почему, прежде чем осваивать и использовать их, необходимо научиться

управлять стрессом, являющимся для современных менеджеров их привычной деловой атмосферой.

Далее будут проанализированы различия между хроничес­ким и внезапным стрессом, а также вопросы, позволящие вам понять взаимоотношения между мышлением и телом, дающие больше шансов скоординировать их функционирование. Для это­го необходимо вначале уяснить разницу между ассоциацией и диссоциацией.

Когда вы ассоциированы, вы внутри вашего тела и смотрите нару­жу, можете видеть и двигаться, зная в этот момент то, что вы чувствуете. Когда вы диссоциированы, вы находитесь вне своего тела и можете видеть его со стороны, наблюдать его движения, слушать звуки, но доступ к соб­ственным ощущениям резко снижен или почти невозможен. В профессио­нальной и личной жизни существует прямая зависимость между самочув­ствием и возможностью перехода из ассоциированного состояние в диссо­циированное и наоборот.

Рассмотрим природу хронического стресса. По мнению специ­алистов, в жизненном балансе "мышление — тело" чередуются периоды напряжения и релаксации (восстановления), причем для мозга значимы обе фазы. Под напряжением понимается сокраще­ние мышц. А поскольку напряжение интеллектуальное вызывает напряжение тела, то очень важно, как мозг интерпретирует этот опыт тела.

Тело — барометр мышления и работает подобно системе раннего ре­агирования для мозга. Например, у людей, склонных к мигрени, имеется хотя бы три ранних сигнала — предвестника, при игнорировании которых развивается эта болезнь. Так тело, как барометр, позволяет определять самочувствие, чтобы управлять им. Чем раньше выявляются сигналы на­пряжения, тем легче они устраняются. Нашим энергетическим "батареям" необходима постоянная подзарядка. А людям, знающим предстоящие зат­раты энергии легче, выбрать приемы систематического ее восполнения.

Упражнение:

1. Выполните 3~5 видов деятельности, при которых вы себя хорошо чувствуете.

2. Спросите себя и найдите значимые компоненты, дающие удовлетворение при этой деятельности. Запишите их. Определи­ те, выполняется ли она в одиночестве или с другими людьми? В

каком месте и с какими окружающими факторами? Является ли она преимущественно аудиальной, визуальной или кинестетичес­кой? Ориентирована на внутреннюю концентрацию сил или вне­шнюю деятельность? Какие из ваших чувств реанимируются или подкрепляются этой деятельностью? Какие аргументы необходи­мы вам, чтобы заставить себя или других заниматься этим?

Цель этого упражнения — отказаться от представления о том, что нашу энергию восполняет только определенный вид деятельности. Нахо­дя общие компоненты в "восстановлении деятельности", вы сможете под­бирать занятия, содержащие некоторые из значимых для вас компонентов.

Каждое из состояний —■ ассоциация и диссоциация — имеет ценные качества, позволяющие экономить энергию. Чтобы научиться их исполь­зовать, вспомните о приятном событии в прошлом (отпуск, праздник). Мо­жете ли вы увидеть себя диссоциированным или ассоциированным, вспо­миная опыт вне себя или внутри себя? Оживите в памяти ваши воспомина­ния с различной эмоциональной окраской. У всех нас имеется опыт виде­ния себя со стороны. В других случаях мы воспринимаем себя внутри сво­его тела. Есть и третий вариант — если в одном и том же опыте мы можем переходить из ассоциированного состояния в диссоциированное и наоборот. Когда мы убедимся, что уже имеем опыт как ассоцииро­ванного, так и диссоциированного состояния, перед нами возника­ет два вопроса: "Когда мне желательно использовать эти состоя­ния?" и "Как я это могу сделать по команде?".

Поскольку профессиональная деятельность без особой необхо­димости часто принуждает нас быть диссоциированными, мы не должны чувствовать, когда мы принимаем решения, вызывающие стресс. Единственный способ восполнить свою энергию после такой диссоциации — ассоциироваться с приятным опытом.

Упражнение:

1. Установите по 5 минут свободного времени для каждого дня. Зак­ройте глаза, что снизит внутреннее и внешнее зрение, а также даст возмож­ность усилить интенсивность опыта других органов чувств. Начните с глу­бокого дыхания и релаксации. Позвольте всем запахам и звукам проходить через ваши органы чувств неотфильтрованными и одновременно оставай­тесь в настоящем (полезно сидеть при этом перед дверью). Опишите, на­сколько вы сможете сконцентрировать свое внимание, когда ваш мозг со­здает картины и называет (идентифицирует) их. Заметьте, сможете ли вы еще

больше сконцентрироваться на внешних стимулах, снижая тем са­мым интеллектуальную деятельность мозга. Запишите свои ощуще­ния.

  1. Самое важное условие ассоциации — безопасность. Для следую­ щего упражнения выберите человека, с которым вы чувствуете себя мак­ симально комфортно. Попросите его подготовить продукты так, чтобы вы не знали, какие именно. Закрыв глаза, вы просите далее в течение 7 минут, общаясь с вами только невербально, т.е. без слов, кормить вас. Попросите его предоставить вам широкий набор вкусов, консистенций, температур, и все с неизменным уважением. Цель этих действий — попробовать скон­ центрироваться на запахах и вкусах Отсекайте разум, который будет стре­ миться их идентифицировать. Попробуйте только чувствовать, ощущать. Запишите впечатления и результата.!

  2. Аналогично п. 2 попросите друга взять вас с собой на прогулку, где он предоставит вам возможность ощущать окружение, используя только аудиальные и кинестетические возможности. Чтобы усилить работу пра­ вого (отвечающего за эмоции) полушария, можно попробовать "занять делом" левое (отвечающего за рациональное мышление), например, счи­ тать от 177 в обратном порядке. Прокомментируйте, возросла ли ваша способность замечать ощущения.

У всех нас бывают периоды "хорошей усталости" и "плохой усталости". В первом случае — мы устали, но нам радостно от сознания, что многое удалось. Во втором случае — мы тоже уста­ли, тоже много работая, но результаты работы нас не удовлетво­ряют. Поэтому если мы найдем способ диссоциироваться во время "плохой усталости", то получим своего рода эмоциональную ам­незию и возможность, находясь вне своего тела логически, а не эмоционально, определить правильный образ действий. Многие менеджеры, стремясь справиться с неприятными и сложными про­блемами в состоянии ассоциации, вскоре обращают внимание на свое нервно-психологическое истощение. Следовательно, эффек­тивно действовать, экономя свою совокупную энергию, можно лишь тогда, когда определена предпочтительная ассоциативная или дис­социативная позиция для этого.

Рассмотрим процесс диссоциации по команде. Для освоения данного приема лучше, чтобы кто-либо прочел вам содержание составляющих его шести шагов.

ШАГ 1. Сядьте удобно и сделайте два глубоких вздоха. Посте­пенно закройте свои глаза и рассматривайте что-нибудь. Если вы собираетесь переместиться в другое место, можете ли вы выб­рать его справа... слева... напротив себя? Может ли оно быть выше... ниже вашего места? По мере того как у вас появится ощущение места или движения к нему, слегка поднимите голову... С нового места осмотритесь или получите ощущение того, где находится ваше тело. Затем постепенно вернитесь назад в свое тело, Когда вы почувствуете прикосновение к креслу, медленно откройте глаза и потянитесь, как это делает кошка, встряхиваю­щаяся от сна. Чтобы увеличить скорость выполнения, сделайте следующее.

ШАГ 2. После команды "с нового места осмотритесь и получите ощу­щение того, где находится ваше тело", слегка поднимите голову, по мере того, как вы начинаете чувствовать дистанцию между вашим новым мес­том и вашим телом. Вы можете говорить себе: "Он сидит в дальнем конце дивана на расстоянии трех метров от окна". В этом случае легче удержи­вать дистанцию.

ШАГ 3. Сейчас из диссоциированного состояния сделайте следую­щее: "Как только я снова посмотрю на свое тело, я расширю обзор так, что смогу увидеть больше объектов в комнате". Каждый раз, упражняясь в этом, вы расширяете панорамное видение, получая более широ­кую перспективу происходящего.

ШАГ 4. Теперь добавьте аудиальные компоненты со следую­щими словами: "Из моего диссоциированного состояния я могу слы­шать звуки".

ШАГ 5. Сейчас, поскольку мы знакомы с диссоциацией, можно уве­личить скорость: "За секунду я закрою глаза и оставлю их некоторое вре­мя закрытыми, чтобы диссоциироваться и посмотреть на свое тело из дис­социированного состояния".

ШАГ 6. Когда вы овладеете этими навыками, выполняйте упражне­ние с открытыми глазами. Затем научитесь делать его, двигаясь и, нако­нец, разговаривая.

При общении с разными людьми, что всегда связано с боль­шими затратами нервной энергии, более целесообразно применять диссоциацию. Но она полезна также и в ряде психологически комфортных для вас ситуаций. Например, при выполнении ответственной и интересной

работы вы можете так диссоциироваться, что не будете знать о пустом желудке, жажде и т.п.

При переходе из диссоциированного в ассоциированное состояние скорость перехода должна соответствовать вашему внутреннему стилю. Отчуждение эмоций в диссоциированном состоянии прямо пропорциональ­но тому, что вы получите в ассоциированном Эмоции могут просто захле­стнуть, вас подобно воде, сорвавшей дамбу.

Большинство людей испытывало подобные ситуации в момент вне­запного стресса (несчастный случай или иной инцидент), когда необходи­мо действовать быстро, логически и рационально. Только после того как опасность миновала (человек уже получил помощь), мы начинаем испыты­вать то, что мы чувствуем по этому поводу. Так, например, во время авто­мобильной аварии мы мобилизуемся и выходим из ситуации, оставшись живыми. Но лишь через несколько минут начинаем понимать, как могло все плохо кончиться. Чем больше эмоциональной энергии мы получаем при переходе в ассоциированное состояние, тем осторожнее надо выпускать ее наружу.

Работники скорой помощи, милиции, пожарники, менеджеры, посто­янно находящиеся в контакте с клиентами, диссоциированы большую часть рабочего времени. Поэтому переход должен происходить в подходящей для них манере. Люди названных профессий часто полагают, что посколь­ку их работа требует постоянной диссоциации, то отпуск необходимо про­водить вдали от работы и не дома. Но это не так. Можно полно­ценно восстанавливать силы и энергию в кругу своей семьи. Для этого нужно достаточно четко разделить личную и профессио­нальную жизнь. Переход от диссоциированной (профессиональной) жизни к ассоциированной (личной), рекомендуется совершать ри­туально, используя для этого контрастную (с рабочей на сугубо домашнюю) смену одежды, чашку кофе, чая или небольшую дозу любимого вина, чтение любимой газеты, журнала, книги, успока­ивающую музыку, кормление рыбок в аквариуме, занятие с до­машними животными, т.е. все то, что быстро способно перевести вас из рабочего состояния в состояние покоя и умиротворенности.

Иногда, если диссоциация очень интенсивна и продолжитель­на, уместен более длительный переход. Например, если вам пред­стоят очень важные деловые переговоры или же встреча с непри­ятным человеком, можно сознательно войти в состоянии диссоци-

ации. После завершения этих дел, если вы хотите не спеша ос­мыслить, что произошло, целесообразно потратить несколько минут на расслабление или же, если это невозможно, проехать в автомобиле несколько километров, допустим, медленнее, чем обыч­но. В зависимости от ситуации и своих наклонностей вы можете опреде­лить собственные варианты переходного состояния в особенно ответствен­ные моменты или дни.

Многие вынуждены работать сегодня в социальной среде с постоян­но ускоряющимися процессами и различными факторами давления на пси­хику, что повышает степень тревожности человека. Приводимые далее упражнения нацелены на то, чтобы научить вас беречь собственную интел-лектуальную и психологическую энергию.

  1. Вспомните, как часто и как долго вы думаете о сохранении своих сил и энергии в течение дня?

  2. Выберите время и место для ваших переживаний. Можно в конце каждого занятия устанавливать время и место для следующего раза. Выде­ лите 10-15 минут своего рабочего времени для различных бурных эмоций, и тогда вам будет легче держать эмоциональную паузу, когда хочется вып- леснуть чувства наружу.

  3. В выделенное "тревожное" время думайте только о негативном сце­ нарии, это самое важное условие успеха. Наш мозг склонен думать: "Да, плохо, но..." — и искать что-то оправдывающее. Не поддавайтесь подоб- ным мыслям. Старайтесь, ассоциировавшись, локализовать тревогу и 2~3 минуты прокручивать все более и более худшие варианты развития собы­ тий. В результате, как показывает опыт, ваше тревожное состоя- ние не продлится более 5-10 минут. Это будет гораздо полезнее, чем терзать себя часами или целыми днями.

Описав наиболее эффективные подходы преодоления хрони-ческого стресса, перейдем к анализу тех случаев, когда мы бываем шокированы какими-то быстрыми изменениями. Этот внезапный стресс зачастую вызывает у нас нехватку дыхания, физических, эмо­циональных и интеллектуальных ресурсов. В такой ситуации спосо­бы управления хроническим стрессом неэффективны. Поэтому рас­смотрим приемы, которые помогут вам преодолеть внезапный стресс.

Специалисты в области медицины и психологии утверждают, что в условиях внезапного стресса изменяются параметры связи между мышлением и телом человека. Внутри организма выделяется много

химических веществ, нарушающих его нормальное функционирова­ние. В человеческой природе заложены рефлекторные механизмы самосохранения, которые срабатывают после попадания в кровь тех или иных химических веществ. Однако часто их может быть перво­начально высвобождено больше, чем оправдано ситуацией, и в ре­зультате — излишняя травма.

Возникает вопрос: "Как можно изменить свои реакции?" Спе­циалисты в области NLP утверждают, что, искажая, замедляя время (речь, естественно, идет о психологическом времени), мы замедляем наши реакции и получаем больше выборов. Таким об­разом, секрет управления стрессом — в СПОСОБНОСТИ ИСКА­ЖАТЬ РЕАЛЬНОСТЬ так, что появляется больше времени между первоначальным напряжением и ресурсным ответом на внешнее воздействие.

Случаи искажения реальности и замедления, "остановки" вре­мени известны людям, находившимся на грани жизни и смерти, когда кажется, что все происходящее вокруг развертывается будто бы в замедленном кино или же сне.

Специальная техника "искажения реальности" была разрабо­тана в Западном Поведенческом институте и активно применяется в США, а также в России на базе московского Института психоте­рапии для обучения управлению стрессом на семинарах по нейро-лингвистическому программированию. Приводимые далее упраж­нения желательно отрабатывать под руководством практического психолога, но можно и самостоятельно при условии их правиль­ного и строго последовательного выполнения.

  1. Участники тренинга должны разбиться на четверки, распре­ делив между собой следующие роли: обучаемый, помощник и два "актера", играющих роль коллег, учеников, начальников, родите­ лей — соответственно придуманной стрессовой ситуации.

  2. Каждый из участников вспоминает сильное позитивное со­ стояние из прошлого, называемое далее "ресурсным кругом".

  3. Помощник отводит обучаемого от актеров и просит подумать о человеке, чей внешний вид, тон голоса, фразы могут немедленно вызвать нехватку ресурсов — внезапный стресс.

  4. Когда обучаемый вспомнил человека, являющегося источни­ ком стресса, он возвращается к актерам и ведет себя в его манере,

свойственной для этой ситуации. Актеры отражают его воздей­ствие, поддерживая своей игрой данное состояние.

  1. Помощник наблюдает за обучаемым. Как только обучаемый полностью вовлечен в игру, помощник сразу отводит его, а актеры продолжают играть роли.

  2. Обучаемый делает дополнительный шаг в установленное ранее позитивное состояние (ресурсный круг). Помощник напоминает ему сде­ лать глубокий вдох, затем второй. Кислород проникает в тело и все жиз­ ненные органы, поддерживая их выживание и функционирование в данной ситуации. Мозг получает максимальное количество кислорода по сравне­ нию с другими органами — соответственно имеется прямая зависимость между дыханием и ресурсным потенциалом организма. Поговорка: "Ды­ шите глубже", — отчасти верна.

  3. Обучаемый продолжает стоять в стороне от актеров, но делает шаг из круга, оставляя там ресурсы; затем подходит лицом к лицу к актерам.

  4. Актеры демонстрируют поведение, досаждающее обучаемому.

9. Как только обучаемый ощущает напряжение, он отходит от актеров и возвращается в ресурсное состояние. Помощник напоминает сделать два глубоких вдоха, затем спрашивает: "Где первоначальное место напряжения?" Определив его, обучаемый готов перейти к п. 10.

10. Обучаемый снова перед актерами, и достаточно долго, чтобы почувствовать не только первоначальное напряжение, но и последующее.

11. Как только обучаемый почувствует второе напряжение, он отходит от актеров, шагает к позитивному, ресурсному кругу и делает два вдоха. Помощник спрашивает: "Это то же самое место, что было вначале, или нет?"

Оказывается, человек определяет первоначальное место между десятым и пятнадцатым шагом. Это подтверждает способность мозга экранироваться и терять контакт с телом. Таким образом, суще­ствует разрыв между видением и слышанием внешнего стрессово­го раздражителя, а также последовательным движением от одно­го места к другому.

Чтобы профессионально освоить возможности NLP в различных сфе­рах деятельности, необходимо, конечно же, пройти обучение — в рамках специальных семинаров и тренингов, организуемых Санкт-Петербургским Институтом личности и Московским Институтом психотерапии. По ито-

гам ооучения выдаются сертификаты (в том числе и международ­ные), удостоверяющие полученную вами квалификацию.

Для менеджеров фирм и работающих в них практических пси­хологов, а также всех тех, кто хочет преодолеть собственные ограничения и психологические комплексы в различных областях, приводим далее (далеко не полный) перечень предлагаемых ими обучающих курсов, тренингов и семинаров:

  1. NLP-ПРАКТИК.

  2. NLP-MACTEP;

  3. ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ.

  4. СЕМЕЙНАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕВИ- АНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

■ 5. ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕС­КАЯ МЕДИЦИНА.

  1. ТЕРАПИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ.

  2. ЛЕЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ (психотерапия и лекарственное лечение, кодирование и гипноанализ).

  3. ХОЛОТРОПНАЯ ТЕРАПИЯ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИ­ ХОЛОГИЯ;

  4. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕ­ РАПИЯ.

  1. ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ.

  2. АРТТЕРАПИЯ — РАБОТА С РИСУНКОМ.

  3. ПСИХОСИНТЕЗ В ПСИХОТЕРАПИИ.

  4. ПСИХОДРАМА.

  5. ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕ­ ВАНИЙ С ПОМОЩЬЮ ЙОГОТЕРАПИИ И КУНДАЛИНИ-ЙОГИ.

  6. ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ.

16. ПСИХОЛОГИЯ ЖЕНСКОГО ОБАЯНИЯ.