9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
Опыт не гарантирует мудрости.
Последняя исходит из пересмотра прошлого
и репетиции будугцего.
/ДжанГриндер/
Истина не приносит столько добра, сколько видимость ее приносит зла.
/Ф.Ларошфумо/
Наши заблуждения умирают раньше нас; не стоитлелеятъ их мумии.
/МЛен/
Второе тысячелетие нашей эры заканчивается в условиях, когда человеческий разум, пережив стадию триумфа, осознал трагичность своих "достижений". Современные методы клонирования
позволяют создать точную копию человеческого мозга, генной инженерии — вырастить из любой клетки целый человеческий организм, отдельный орган или запрограммировать способности ребенка еще до его появления на свет, изменив код его наследственности, а медицина — трансплантировать органы и ткани, включая сердце и даже голову человека, изменяя при этом его пол. Эвтаназия — легкая смерть лишила возможности и права последней исповеди верующих людей в момент их предстояния перед вечностью. Мир чувств, мыслей, целей поколения, входящего в жизнь на "руинах ценностей" оставшихся от предшествующих поколений, программируется с помощью психотронного и психотропного оружия. Человеческое "Я", подсознание и сознание, еще недавно являвшиеся нашим самым надежным убежищем, ныне задают программы нашего поведения определяемые, увы, уже не нами. Стал ли от этого человек более счастливым? Стал ли он более защищенным? Доверяет ли он теперь своему "собственному" выбору? Риторические вопросы.
Человечество слишком сильно в своем моральном развитии отстало от своих научно-технических возможностей, и это стало трагедией, ибо никто и ничто теперь не гарантирует защищенности личности, ее сознания и даже ее внутреннего духовного мира, ее "Я". Мы стали заложниками той цивилизации, которую сами же и создали. Теперь уже не мы, а безликая и беспощадная в своем всепроникающем воздействии социальная система, а не мы определяет, программирует наше собственное бытие.
Первой наиболее известной работой, посвященной искусству психологического воздействия на других людей, стала книга философа Аристотеля "Риторика", написанная в 350 г. до н.э. Аристотелю удалось сформулировать формулу убеждающего воздействия, которая до сих пор считается классической в политико-психологическом общении и воздействии людей друг на друга. Успех этого воздействия, по его мнению, зависит от того, кто говорит, что говорит и кому говорит.
Современные методы психологического воздействия можно объединить по двум основным направлениям, связанным с неосознаваемой областью психического. Первое направление охватывает большую группу методов саморегуляции и самопрограммирования, основной целью которых является мобилизация и совершенствование индивидуальных психофизических возможностей чело-
века, раскрытие и развитие его творческих способностей и потенциалов, обретение состояния творческого самочувствия и переживания.
Разработанные главным образом в концепциях восточных философских учений и школ эти методы используют в основном средства физической релаксации и концентрации внимания с целью углубленного изучения человеком самого себя, своего тела, его возможностей, но главным образом — с целью более совершенного управления своей психической деятельностью, безотносительно к влиянию внешнего социального окружения.
Только в США существуют сотни учреждений и научных центров, разрабатывающих и применяющих разнообразные средства модификации поведения и самопрограммирования психики человека, где постоянно задействованы миллионы людей. В них разрабатываются и совершенствуются такие методы и техники психического самовоздействия и психофизиологической саморегуляции, как аутогенная тренировка, биоэнергетика и психосинтез, дыхательная терапия и другие.
Второе направление связано с изучением возможностей и разработкой средств и методов внешних (подпороговых) воздействий на сферу бессознательного для целенаправленной модификации психических состояний и поведения человека, т.е. в обход контроля сознания за внешней стимуляцией. Особенно широко методы подпорогового, или, как их еще называют, "маргинального" воздействия используются в коммерческой рекламе и политической пропаганде, современной рок культуре, распространяемых с помощью средств массовой информации и коммуникации.
Первый практический шаг в освоении таких методов был стимулирован работой В. Паккарда "Тайное воздействие", вышедшей в свет в 1957 г. В этом же году американский специалист в области коммерческой рекламы Дж. Викари вклеил в ленту фильма "Пикник" рекламные сообщения: "Пейте "Кока-колу" и "Ешьте воздушную кукурузу". Время их экспозиции, предъявления было ниже порогового уровня возможностей человеческого зрительного восприятия (1/3000 сек), и информация шла на уровень не сознания, а подсознания. После просмотра фильма в фойе кинотеатра продажа напитка возросла на 57,7%, а воздушной кукурузы — на 18,1%. Так был сделан первый шаг к зомбированию широких масс людей.
Сегодня уже можно утверждать, что идеи и техники нейролингвисти-ческого программирования (NLP) представляют собой точную модель вое-
приятия, переработки, хранения и воспроизведения информации в сложных кибернетических системах, которая практически применяется в психологии, психотерапии, педагогике, менеджменте, рекламе, политических технологиях, воздействующих на поведение людей, обучении. Введение самого термина — NLP — стало возможным благодаря осознанию колоссального значения связи "мышление — тело", которая организуется через нейронную сеть и формируется внутри нее. "Нейро" означает также способ организации нашего опыта благодаря чувственным каналам восприятия. А "лингвистическое" указывает на тот факт, что этот опыт кодируется мозгом (психикой) с помощью языка в словах. Буквально: ней-ролингвистическое программирование изучает "слова и нервы".
Своеобразной "родиной" NLP стали исследования в области психиатрии, позволившие изучить те функции мозга, которые ранее были скрыты от внешнего наблюдения. Вторым его источником стало моделирование поведения выдающихся американских психотерапевтов, к которым в то время многие относились как к кудесникам и чудотворцам. В действиях людей, которые сверхэффективно общаются с окружающими, американскому лингвисту Р. Бэндлеру и кибернетику Дж. Гриндеру удалось найти определенную систему в действиях людей, которые "сверхэффективно" общаются с окружающими. Они фиксировали и строили модели сверхуспешной деятельности в общении, взаимодействии людей и воздействии их друг на друга. В результате своей работы с классиком мировой психотерапии М. Эриксоном, высокопопулярным семейным терапевтом В. Сатир и основателем гештальтпсихотерапии Ф. Портсом Бэндлеру и Гриндеру удалось выявить четкие, повторяющиеся закономерности и устойчивые модели, лежащие в основе сверхуспешной деятельности. Об этом они написали в своей первой книге с весьма характерным названием — "Структура магии". Эффективность воздействия "подопытных" была действительно столь велика, что граничила с магией: им удавались мгновенные исцеления и быстрые, кардинальные преобразования психики очень разных людей. Бэндлеру и Гриндеру удалось создать своего рода совершенную идеологию отношений независимо от того, в какой сфере она применяется — политике или же для соблазнения какой-либо женщины. Кета-
ти, пример использования NLP с этой целью — фильм Ф. Феллини "Девять с половиной недель", в котором главный герой ( его играет Микки Рурк) действует столь классически, что этот фильм показывают на Западе в качестве учебного на семинарах по NLP.
Третий источник и составная часть технологии NLP — это "психология бессознательного", основанная на творческой переработке и выявлении общих закономерностей психоанализа 3. Фрейда, современных психологии и психосинтеза.
Использование системы NLP может помочь резко повысить эффективность взаимодействия с деловым партнером, менеджера, администратора — с подчиненным, в практике обучения кадров. NLP весьма действенна при обучении людей, занимающихся работой с покупателями. Эта технология позволяет достаточно эффективно воздействовать на области бессознательного потенциального покупателя или потребителя той или иной услуги, формируя у него выбор в пользу своего товара, формируя доверие к себе или своей фирме.
Если говорить о возможностях NLP в политике, то можно, например, привести к власти практически любого человека. Второразрядный актер из Голливуда Р. Рейган нанял перед выборами две команды людей, владеющих этой технологией, и профессионалы готовили ему рекламу, предвыборные речи, оттачивали каждый жест, каждое слово. Результат известен: он благополучно пробыл два срока президентом США. М. Тэтчер триумфально "властвовала" также два срока, за спиной Б. Ельцина и В. Жириновского, по мнению журналистов, работающих в сфере политической аналитики, также стоит целая команда московских специалистов с международными сертификатами. Неоднократно эксперты в области нейролингвистического программирования говорили об использовании данной технологии в высококачественной российской рекламе "Баунти", "Марса", "Стиморола", одеколонов "Олд спайс", рекламе западноевропейского женского нижнего белья. Особенно работа специалистов по NLP заметна в рекламе западных пищевых продуктов и некоторых крупных российских банков. Аналогичные приемы можно разглядеть в добротных московских газетах "Аргументы и факты", "Известия" и некоторых , других. Там это делается на очень высоком профессиональном
уровне, а потому миллионы покупателей и пользователей предлагаемых этими фирмами и издательствами своих товаров и услуг, не зная, почему они хотят приобрести именно их, все-таки склоняют свой выбор в их пользу.
Классическим примером в этом смысле является история, когда в одной известной московской газете была опубликована предвыборная платформа влиятельного политического деятеля, крупного представителя той части военно-промышленного комплекса, которая производит электротехническую продукцию, а параллельно выпускает известные всем нам батарейки "Квант". На одной же полосе с этим материалом была набрана душещипательная статья о том, как бедному мальчику родители купили новую игрушку с батарейками "Квант". Из-за несоблюдения технологических норм батарейки взорвались, кислотой мальчику выжгло глаза, и он стал инвалидом на всю жизнь. Формально газета ничего не нарушила. Представителю ВПК газета предоставила возможность высказаться, а рядом (всего лишь!) опубликовали то, что сочли нужным. Обе эти истории люди прочли одну за другой, и директор предприятия ВПК так и остался всего лишь претендентом в Думу.
Обучение технологии NLP позволяет в настоящее время найти индивидуальный подход к каждому человеку, к его моделям познания мира и подавать ему информацию в наиболее удобоваримом виде. Данные возможности уже десятилетия применяются спецслужбами США, России, Англии, Израиля и ряда других стран, чтобы в течение нескольких месяцев обучить своих агентов иностранным языкам, используя "эффект 25-го кадра", позволяющий записывать на подсознание, в принципе, любую информацию. Таким образом, человек получает возможность позитивно и творчески мыслить, для него перестают существовать такие понятия, как конфликт, неадекватная реакция, скандал с кем бы то ни было. У него перестраивается мышление в целом. Это дает возможность продуктивно общаться и воздействовать на других людей, живя в мире с самим собой.
Но технология NLP — это также и страшное оружие. Его инструментами являются различные по мощности генераторы торсионных полей (психотронное оружие) и различные фармацевтические средства (психотропное оружие), с помощью которых можно оказывать конкретное психологическое воздействие и на большие группы людей, и на отдельных индивидов. Тот, кто овладеет или полу-
чит доступ к этому оружию, сможет на подпороговом уровне, а потому абсолютно незаметно для людей подчинять их своей воле.
Эти возможности первыми использовали в свое время ЦРУ и КГБ для создания живых детекторов лжи и лживых "почтовых ящиков". На бессознательном уровне или же непосредственно в процессе сеанса глубокого (регрессивного) гипноза в человека загружается полная информация о разных типах личности. По прибытии на место, в момент "икс", услышав в определенной обстановке кодовое слово или фразу, человек мгновенно переключается на тот тип личности, который в него ранее заложили. Исчезает прежня личность, и начинает работать та, которую в него заложили во время сеанса, со своими жизненными целями, ценностями, симпатиями, привычками, профессиональными навыками и т.д.
В общем, с одинаковым эффектом NLP может создать из человека зомби, камикадзе, самоубийцу по приказу или "разблокировать" его сознание, излечив от какого-либо комплекса неполноценности. В последние годы в Канаде и особенно в США ведутся активные поиски и исследования людей, которые сверхуспешны в какой-либо сфере деятельности. Среди прочих в эту категорию были включены хоккеисты Фил Эспозито и Уэйн Грет-цки, поскольку им свойственно находить виртуозные сверхэффективные ходы и решения не задумываясь, по наитию. Создаются их универсальные модели и стратегии поведения, которым начинают обучать других людей. Задача специалистов в области NLP сегодня — научить человека быть гениальным, убирая дефекты, мешающие достичь этого.
Такое достаточно пространное введение было сделано нами исключительно с целью еще раз подчеркнуть "обоюдоострую" природу технологии нейролингвистического программирования и предостеречь тех, кто хочет с ее помощью добиться согласия других по принуждению. Это возможно, но даже прагматически невыгодно, ибо вся история свидетельствует, что в мире насилия нет покоя, счастья, а значит и гармонии.
Описываемые же далее приемы позволят вам эффективно влиять на людей для достижения взаимной гармонии и согласия. К числу наиболее известных средств невербального воздействия можно отнести сегодня эффекты "зеркалирования" и "синхронии".
Зеркалирование проявляется в заимствовании и копировании поз, жестов, тона голоса, а иногда диалектов и произношения при взаимодействии партнеров по общению. Синхрония же связана с телесными ритмами слушающего и говорящего субъектов, т.к. установлено, что люди при разговоре как бы "подтанцовывают" своим телом в такт собственной речи, а также двигаются в такт голосовому ритму говорящего, обеспечивая тем самым невидимую, но ощущаемую эмоциональную взаимосвязь с ним. Синхрония максимальна, когда общающиеся находятся в состоянии согласия или диалога между собой, и минимальна при споре или же конфликте. Когда внимание при разговоре рассеивается, синхрония прерывается.
Следовательно, те, кто знает и владеет этими утонченными приемами невербального воздействия на других людей, имеют значительное преимущество в организации межличностных контактов и оказании нужного психологического влияния на людей.
Одной из последних совместных разработок в области нейро-лингвистического программирования и поведенческой психологии стали восемь практических правил и принципов организации эффективной, убеждающей информации (пригодной, в основном, для целей массового воздействия на аудиторию), которые основываются на выводах Йельских исследований К. Ховланда.
Мнение людей подвергается более сильному влиянию со сто роны коммуникаторов (активных, убежденных в своей правоте и свободно держащихся перед людьми), которые кажутся эксперта ми в своей области и вызывают доверие.
Впечатление об искренности коммуникатора и доверие к нему определяется тем, что он ясно и выпукло аргументирует позицию, подчеркивая свою прагматическую не заинтересованность в ней и отсутствие личной выгоды.
При высоком авторитете коммуникатора аудитория будет тем более убеждаема, чем большее противоречие будет существовать между ее изначальным мнением и точкой зрения, которую он отстаивает.
Когда же авторитет коммуникатора не определен и откровенно слаб, то он может воздействовать на аудиторию только при среднем рас хождении позиций между ними.
Наибольший убеждающий эффект дает обращение комму никатора к положительным и отрицательным эмоциям аудитории
в сочетании с логической аргументацией и конкретными инструкциями по выполнению поставленных задач.
Подача информации должна варьироваться в зависимости от конкретных интеллектуальных, профессиональных и эмоцио нальных характеристик аудитории.
Более интеллектуальная аудитория требует изложения и аргументации нескольких альтернативных точек зрения с последу ющим их опровержением.
8. Об "эффекте первичности" свидетельствует доверие людей перво му коммуникатору, если выступление второго последовало через корот кий интервал, а "эффект недавности" срабатывает в пользу второго ком муникатора, если он выступал спустя значительно время после первого и решение аудитории должно было бы последовать вскоре после его речи.
К наиболее проверенным и доказавшим свою эффективность техникам психологического воздействия сегодня можно отнести "иллюзивную терапию" и "иннокуляционный эффект".
"Иллюзивная терапия" основывается на применении приемов, заставляющих человека взять на себя небольшие обязательства, чтобы впоследствии втянуть его в обязательства более высокого порядка. Типичным примером использования этой техники является поведение хорошего продавца и "наивного покупателя". Предложив попробовать кусочек, продавец предлагает купить килограмм, а затем, убедившись, что вы настроены положительно, гораздо больше.
"Иннокуляционный эффект", описанный американским психологом У. Мак-Тайром, заключается в том, что для усиления сопротивления контр-пропаганде необходимо первоначально ознакомить субъекта с контринформацией, но небольшого объема и не слишком личностно значимой. Эта техника аналогична действиям врачей, прививающих небольшие дозы вирусов с целью повышения сопротивляемости организма. Введенная в человека такая "иммуницированная" информация заставляет его искать дополнительные аргументы для усиления своей позиции.
Профессиональный выбор и применение данных техник определяется спецификой объекта нашего воздействия, а также внешними обстоятельствами, без учета которых их эффективность значительно снижается. Вот почему, прежде чем осваивать и использовать их, необходимо научиться
управлять стрессом, являющимся для современных менеджеров их привычной деловой атмосферой.
Далее будут проанализированы различия между хроническим и внезапным стрессом, а также вопросы, позволящие вам понять взаимоотношения между мышлением и телом, дающие больше шансов скоординировать их функционирование. Для этого необходимо вначале уяснить разницу между ассоциацией и диссоциацией.
Когда вы ассоциированы, вы внутри вашего тела и смотрите наружу, можете видеть и двигаться, зная в этот момент то, что вы чувствуете. Когда вы диссоциированы, вы находитесь вне своего тела и можете видеть его со стороны, наблюдать его движения, слушать звуки, но доступ к собственным ощущениям резко снижен или почти невозможен. В профессиональной и личной жизни существует прямая зависимость между самочувствием и возможностью перехода из ассоциированного состояние в диссоциированное и наоборот.
Рассмотрим природу хронического стресса. По мнению специалистов, в жизненном балансе "мышление — тело" чередуются периоды напряжения и релаксации (восстановления), причем для мозга значимы обе фазы. Под напряжением понимается сокращение мышц. А поскольку напряжение интеллектуальное вызывает напряжение тела, то очень важно, как мозг интерпретирует этот опыт тела.
Тело — барометр мышления и работает подобно системе раннего реагирования для мозга. Например, у людей, склонных к мигрени, имеется хотя бы три ранних сигнала — предвестника, при игнорировании которых развивается эта болезнь. Так тело, как барометр, позволяет определять самочувствие, чтобы управлять им. Чем раньше выявляются сигналы напряжения, тем легче они устраняются. Нашим энергетическим "батареям" необходима постоянная подзарядка. А людям, знающим предстоящие затраты энергии легче, выбрать приемы систематического ее восполнения.
Упражнение:
1. Выполните 3~5 видов деятельности, при которых вы себя хорошо чувствуете.
2. Спросите себя и найдите значимые компоненты, дающие удовлетворение при этой деятельности. Запишите их. Определи те, выполняется ли она в одиночестве или с другими людьми? В
каком месте и с какими окружающими факторами? Является ли она преимущественно аудиальной, визуальной или кинестетической? Ориентирована на внутреннюю концентрацию сил или внешнюю деятельность? Какие из ваших чувств реанимируются или подкрепляются этой деятельностью? Какие аргументы необходимы вам, чтобы заставить себя или других заниматься этим?
Цель этого упражнения — отказаться от представления о том, что нашу энергию восполняет только определенный вид деятельности. Находя общие компоненты в "восстановлении деятельности", вы сможете подбирать занятия, содержащие некоторые из значимых для вас компонентов.
Каждое из состояний —■ ассоциация и диссоциация — имеет ценные качества, позволяющие экономить энергию. Чтобы научиться их использовать, вспомните о приятном событии в прошлом (отпуск, праздник). Можете ли вы увидеть себя диссоциированным или ассоциированным, вспоминая опыт вне себя или внутри себя? Оживите в памяти ваши воспоминания с различной эмоциональной окраской. У всех нас имеется опыт видения себя со стороны. В других случаях мы воспринимаем себя внутри своего тела. Есть и третий вариант — если в одном и том же опыте мы можем переходить из ассоциированного состояния в диссоциированное и наоборот. Когда мы убедимся, что уже имеем опыт как ассоциированного, так и диссоциированного состояния, перед нами возникает два вопроса: "Когда мне желательно использовать эти состояния?" и "Как я это могу сделать по команде?".
Поскольку профессиональная деятельность без особой необходимости часто принуждает нас быть диссоциированными, мы не должны чувствовать, когда мы принимаем решения, вызывающие стресс. Единственный способ восполнить свою энергию после такой диссоциации — ассоциироваться с приятным опытом.
Упражнение:
1. Установите по 5 минут свободного времени для каждого дня. Закройте глаза, что снизит внутреннее и внешнее зрение, а также даст возможность усилить интенсивность опыта других органов чувств. Начните с глубокого дыхания и релаксации. Позвольте всем запахам и звукам проходить через ваши органы чувств неотфильтрованными и одновременно оставайтесь в настоящем (полезно сидеть при этом перед дверью). Опишите, насколько вы сможете сконцентрировать свое внимание, когда ваш мозг создает картины и называет (идентифицирует) их. Заметьте, сможете ли вы еще
больше сконцентрироваться на внешних стимулах, снижая тем самым интеллектуальную деятельность мозга. Запишите свои ощущения.
Самое важное условие ассоциации — безопасность. Для следую щего упражнения выберите человека, с которым вы чувствуете себя мак симально комфортно. Попросите его подготовить продукты так, чтобы вы не знали, какие именно. Закрыв глаза, вы просите далее в течение 7 минут, общаясь с вами только невербально, т.е. без слов, кормить вас. Попросите его предоставить вам широкий набор вкусов, консистенций, температур, и все с неизменным уважением. Цель этих действий — попробовать скон центрироваться на запахах и вкусах Отсекайте разум, который будет стре миться их идентифицировать. Попробуйте только чувствовать, ощущать. Запишите впечатления и результата.!
Аналогично п. 2 попросите друга взять вас с собой на прогулку, где он предоставит вам возможность ощущать окружение, используя только аудиальные и кинестетические возможности. Чтобы усилить работу пра вого (отвечающего за эмоции) полушария, можно попробовать "занять делом" левое (отвечающего за рациональное мышление), например, счи тать от 177 в обратном порядке. Прокомментируйте, возросла ли ваша способность замечать ощущения.
У всех нас бывают периоды "хорошей усталости" и "плохой усталости". В первом случае — мы устали, но нам радостно от сознания, что многое удалось. Во втором случае — мы тоже устали, тоже много работая, но результаты работы нас не удовлетворяют. Поэтому если мы найдем способ диссоциироваться во время "плохой усталости", то получим своего рода эмоциональную амнезию и возможность, находясь вне своего тела логически, а не эмоционально, определить правильный образ действий. Многие менеджеры, стремясь справиться с неприятными и сложными проблемами в состоянии ассоциации, вскоре обращают внимание на свое нервно-психологическое истощение. Следовательно, эффективно действовать, экономя свою совокупную энергию, можно лишь тогда, когда определена предпочтительная ассоциативная или диссоциативная позиция для этого.
Рассмотрим процесс диссоциации по команде. Для освоения данного приема лучше, чтобы кто-либо прочел вам содержание составляющих его шести шагов.
ШАГ 1. Сядьте удобно и сделайте два глубоких вздоха. Постепенно закройте свои глаза и рассматривайте что-нибудь. Если вы собираетесь переместиться в другое место, можете ли вы выбрать его справа... слева... напротив себя? Может ли оно быть выше... ниже вашего места? По мере того как у вас появится ощущение места или движения к нему, слегка поднимите голову... С нового места осмотритесь или получите ощущение того, где находится ваше тело. Затем постепенно вернитесь назад в свое тело, Когда вы почувствуете прикосновение к креслу, медленно откройте глаза и потянитесь, как это делает кошка, встряхивающаяся от сна. Чтобы увеличить скорость выполнения, сделайте следующее.
ШАГ 2. После команды "с нового места осмотритесь и получите ощущение того, где находится ваше тело", слегка поднимите голову, по мере того, как вы начинаете чувствовать дистанцию между вашим новым местом и вашим телом. Вы можете говорить себе: "Он сидит в дальнем конце дивана на расстоянии трех метров от окна". В этом случае легче удерживать дистанцию.
ШАГ 3. Сейчас из диссоциированного состояния сделайте следующее: "Как только я снова посмотрю на свое тело, я расширю обзор так, что смогу увидеть больше объектов в комнате". Каждый раз, упражняясь в этом, вы расширяете панорамное видение, получая более широкую перспективу происходящего.
ШАГ 4. Теперь добавьте аудиальные компоненты со следующими словами: "Из моего диссоциированного состояния я могу слышать звуки".
ШАГ 5. Сейчас, поскольку мы знакомы с диссоциацией, можно увеличить скорость: "За секунду я закрою глаза и оставлю их некоторое время закрытыми, чтобы диссоциироваться и посмотреть на свое тело из диссоциированного состояния".
ШАГ 6. Когда вы овладеете этими навыками, выполняйте упражнение с открытыми глазами. Затем научитесь делать его, двигаясь и, наконец, разговаривая.
При общении с разными людьми, что всегда связано с большими затратами нервной энергии, более целесообразно применять диссоциацию. Но она полезна также и в ряде психологически комфортных для вас ситуаций. Например, при выполнении ответственной и интересной
работы вы можете так диссоциироваться, что не будете знать о пустом желудке, жажде и т.п.
При переходе из диссоциированного в ассоциированное состояние скорость перехода должна соответствовать вашему внутреннему стилю. Отчуждение эмоций в диссоциированном состоянии прямо пропорционально тому, что вы получите в ассоциированном Эмоции могут просто захлестнуть, вас подобно воде, сорвавшей дамбу.
Большинство людей испытывало подобные ситуации в момент внезапного стресса (несчастный случай или иной инцидент), когда необходимо действовать быстро, логически и рационально. Только после того как опасность миновала (человек уже получил помощь), мы начинаем испытывать то, что мы чувствуем по этому поводу. Так, например, во время автомобильной аварии мы мобилизуемся и выходим из ситуации, оставшись живыми. Но лишь через несколько минут начинаем понимать, как могло все плохо кончиться. Чем больше эмоциональной энергии мы получаем при переходе в ассоциированное состояние, тем осторожнее надо выпускать ее наружу.
Работники скорой помощи, милиции, пожарники, менеджеры, постоянно находящиеся в контакте с клиентами, диссоциированы большую часть рабочего времени. Поэтому переход должен происходить в подходящей для них манере. Люди названных профессий часто полагают, что поскольку их работа требует постоянной диссоциации, то отпуск необходимо проводить вдали от работы и не дома. Но это не так. Можно полноценно восстанавливать силы и энергию в кругу своей семьи. Для этого нужно достаточно четко разделить личную и профессиональную жизнь. Переход от диссоциированной (профессиональной) жизни к ассоциированной (личной), рекомендуется совершать ритуально, используя для этого контрастную (с рабочей на сугубо домашнюю) смену одежды, чашку кофе, чая или небольшую дозу любимого вина, чтение любимой газеты, журнала, книги, успокаивающую музыку, кормление рыбок в аквариуме, занятие с домашними животными, т.е. все то, что быстро способно перевести вас из рабочего состояния в состояние покоя и умиротворенности.
Иногда, если диссоциация очень интенсивна и продолжительна, уместен более длительный переход. Например, если вам предстоят очень важные деловые переговоры или же встреча с неприятным человеком, можно сознательно войти в состоянии диссоци-
ации. После завершения этих дел, если вы хотите не спеша осмыслить, что произошло, целесообразно потратить несколько минут на расслабление или же, если это невозможно, проехать в автомобиле несколько километров, допустим, медленнее, чем обычно. В зависимости от ситуации и своих наклонностей вы можете определить собственные варианты переходного состояния в особенно ответственные моменты или дни.
Многие вынуждены работать сегодня в социальной среде с постоянно ускоряющимися процессами и различными факторами давления на психику, что повышает степень тревожности человека. Приводимые далее упражнения нацелены на то, чтобы научить вас беречь собственную интел-лектуальную и психологическую энергию.
Вспомните, как часто и как долго вы думаете о сохранении своих сил и энергии в течение дня?
Выберите время и место для ваших переживаний. Можно в конце каждого занятия устанавливать время и место для следующего раза. Выде лите 10-15 минут своего рабочего времени для различных бурных эмоций, и тогда вам будет легче держать эмоциональную паузу, когда хочется вып- леснуть чувства наружу.
В выделенное "тревожное" время думайте только о негативном сце нарии, это самое важное условие успеха. Наш мозг склонен думать: "Да, плохо, но..." — и искать что-то оправдывающее. Не поддавайтесь подоб- ным мыслям. Старайтесь, ассоциировавшись, локализовать тревогу и 2~3 минуты прокручивать все более и более худшие варианты развития собы тий. В результате, как показывает опыт, ваше тревожное состоя- ние не продлится более 5-10 минут. Это будет гораздо полезнее, чем терзать себя часами или целыми днями.
Описав наиболее эффективные подходы преодоления хрони-ческого стресса, перейдем к анализу тех случаев, когда мы бываем шокированы какими-то быстрыми изменениями. Этот внезапный стресс зачастую вызывает у нас нехватку дыхания, физических, эмоциональных и интеллектуальных ресурсов. В такой ситуации способы управления хроническим стрессом неэффективны. Поэтому рассмотрим приемы, которые помогут вам преодолеть внезапный стресс.
Специалисты в области медицины и психологии утверждают, что в условиях внезапного стресса изменяются параметры связи между мышлением и телом человека. Внутри организма выделяется много
химических веществ, нарушающих его нормальное функционирование. В человеческой природе заложены рефлекторные механизмы самосохранения, которые срабатывают после попадания в кровь тех или иных химических веществ. Однако часто их может быть первоначально высвобождено больше, чем оправдано ситуацией, и в результате — излишняя травма.
Возникает вопрос: "Как можно изменить свои реакции?" Специалисты в области NLP утверждают, что, искажая, замедляя время (речь, естественно, идет о психологическом времени), мы замедляем наши реакции и получаем больше выборов. Таким образом, секрет управления стрессом — в СПОСОБНОСТИ ИСКАЖАТЬ РЕАЛЬНОСТЬ так, что появляется больше времени между первоначальным напряжением и ресурсным ответом на внешнее воздействие.
Случаи искажения реальности и замедления, "остановки" времени известны людям, находившимся на грани жизни и смерти, когда кажется, что все происходящее вокруг развертывается будто бы в замедленном кино или же сне.
Специальная техника "искажения реальности" была разработана в Западном Поведенческом институте и активно применяется в США, а также в России на базе московского Института психотерапии для обучения управлению стрессом на семинарах по нейро-лингвистическому программированию. Приводимые далее упражнения желательно отрабатывать под руководством практического психолога, но можно и самостоятельно при условии их правильного и строго последовательного выполнения.
Участники тренинга должны разбиться на четверки, распре делив между собой следующие роли: обучаемый, помощник и два "актера", играющих роль коллег, учеников, начальников, родите лей — соответственно придуманной стрессовой ситуации.
Каждый из участников вспоминает сильное позитивное со стояние из прошлого, называемое далее "ресурсным кругом".
Помощник отводит обучаемого от актеров и просит подумать о человеке, чей внешний вид, тон голоса, фразы могут немедленно вызвать нехватку ресурсов — внезапный стресс.
Когда обучаемый вспомнил человека, являющегося источни ком стресса, он возвращается к актерам и ведет себя в его манере,
свойственной для этой ситуации. Актеры отражают его воздействие, поддерживая своей игрой данное состояние.
Помощник наблюдает за обучаемым. Как только обучаемый полностью вовлечен в игру, помощник сразу отводит его, а актеры продолжают играть роли.
Обучаемый делает дополнительный шаг в установленное ранее позитивное состояние (ресурсный круг). Помощник напоминает ему сде лать глубокий вдох, затем второй. Кислород проникает в тело и все жиз ненные органы, поддерживая их выживание и функционирование в данной ситуации. Мозг получает максимальное количество кислорода по сравне нию с другими органами — соответственно имеется прямая зависимость между дыханием и ресурсным потенциалом организма. Поговорка: "Ды шите глубже", — отчасти верна.
Обучаемый продолжает стоять в стороне от актеров, но делает шаг из круга, оставляя там ресурсы; затем подходит лицом к лицу к актерам.
Актеры демонстрируют поведение, досаждающее обучаемому.
9. Как только обучаемый ощущает напряжение, он отходит от актеров и возвращается в ресурсное состояние. Помощник напоминает сделать два глубоких вдоха, затем спрашивает: "Где первоначальное место напряжения?" Определив его, обучаемый готов перейти к п. 10.
10. Обучаемый снова перед актерами, и достаточно долго, чтобы почувствовать не только первоначальное напряжение, но и последующее.
11. Как только обучаемый почувствует второе напряжение, он отходит от актеров, шагает к позитивному, ресурсному кругу и делает два вдоха. Помощник спрашивает: "Это то же самое место, что было вначале, или нет?"
Оказывается, человек определяет первоначальное место между десятым и пятнадцатым шагом. Это подтверждает способность мозга экранироваться и терять контакт с телом. Таким образом, существует разрыв между видением и слышанием внешнего стрессового раздражителя, а также последовательным движением от одного места к другому.
Чтобы профессионально освоить возможности NLP в различных сферах деятельности, необходимо, конечно же, пройти обучение — в рамках специальных семинаров и тренингов, организуемых Санкт-Петербургским Институтом личности и Московским Институтом психотерапии. По ито-
гам ооучения выдаются сертификаты (в том числе и международные), удостоверяющие полученную вами квалификацию.
Для менеджеров фирм и работающих в них практических психологов, а также всех тех, кто хочет преодолеть собственные ограничения и психологические комплексы в различных областях, приводим далее (далеко не полный) перечень предлагаемых ими обучающих курсов, тренингов и семинаров:
NLP-ПРАКТИК.
NLP-MACTEP;
ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ.
СЕМЕЙНАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕВИ- АНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
■ 5. ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА.
ТЕРАПИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ.
ЛЕЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ (психотерапия и лекарственное лечение, кодирование и гипноанализ).
ХОЛОТРОПНАЯ ТЕРАПИЯ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИ ХОЛОГИЯ;
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕ РАПИЯ.
ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ.
АРТТЕРАПИЯ — РАБОТА С РИСУНКОМ.
ПСИХОСИНТЕЗ В ПСИХОТЕРАПИИ.
ПСИХОДРАМА.
ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕ ВАНИЙ С ПОМОЩЬЮ ЙОГОТЕРАПИИ И КУНДАЛИНИ-ЙОГИ.
ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ.
16. ПСИХОЛОГИЯ ЖЕНСКОГО ОБАЯНИЯ.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров