9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
При вертикальном мышлении предполагается, что мы непременно придем к какому-то ответу. При латеральном — его может не быть совсем, но зато появляется возможность перестройки устоявшихся схем, повышается вероятность интуитивных озарений.
Проделанный анализ девяти наиболее существенных отличий вертикального мышления от латерального позволяет нам понять большой эвристический и творческий потенциал последнего, убедиться в его необходимости и с позиции большего знания его содержания перейти непосредственно к вопросу о том, каким образом использовать принципы мышления полного спектра в организации и планировании нашей деловой жизни.
Любое организационное планирование устремлено в будущее, и потому уже на начальной стадии необходимо иметь четкие, однозначные ответы на следующие 5 вопросов:
Насколько планируемое будущее состояние организации отдалено от настоящего?
Сколь масштабны цели, которые мы ставим перед собой?
Какова вероятность их достижимости?
Для чего эти цели поставлены и что будет потом?
5. Каковы будут последствия достижения целей?
При отсутствии четких ответов на 3~5-й вопросы планирование, по большому счету, теряет смысл, так как комплекс угроз для организации нами не изучен, не оценен, а потому мы входим в зону риска, не имея даже предположений о возможных своих действиях в форс-мажорных обстоятельствах.
Используя вопрос "Для чего?", вы сможете убедиться в целесообразности как своих долгосрочных, так и краткосрочных планов и целей. Весьма часто получается следующая комбинация. Первый вопрос: "Для чего вам ваш бизнес?" — вызывает следующий ответ: "Естественно, чтобы работать и зарабатывать деньги!" Тогда мы задаем второй вопрос: "А для чего вам зарабатывать деньги?" — "Чтобы жить!"— следует, как правило, ответ. "А что для вас значит жить?" ■— спрашиваем мы. "Жить — означает работать и зарабатывать деньги", — слышим в ответ. Итак, круг замкнулся уже на третьем вопросе. И если его не разорвать, скорректировав цели, стратегию, а в соответствии с ней и повседневную деятельность, жизнь все больше будет напоминать бег белки в колесе. И по мере
расширения вашего бизнеса будет накапливаться та критическая масса вопросов, которая в конце концов приведет вас и ваш бизнес к состоянию разбитого корыта, если только вы вовремя не сумеете найти ответы на конкретные вопросы.
Многочисленный опыт успешного предпринимательства свидетельствует, что ориентированные в завтра и внутренне устойчивые фирмы успешно ведут бизнес в неблагоприятной внешней среде благодаря своей изначальной настроенности на достижение Сверхцели. Но она должна быть четко определена, иметь конкретные характеристики, что позволяет организации оперативно менять тактику и даже основной вид деятельности, чтобы встроить свой бизнес в новую нишу на пути именно к этой Цели. Для таких фирм "потому что" всегда исходит из собственного "для того, чтобы", а не из "для того, чтобы", навязанного текущими обстоятельствами. Краха избегают те организации, которые заранее предвидят его возможность вблизи области своих стратегических интересов, а следовательно заранее спланировали ответную реакцию. Она базируется на формулировке Сверхцели и управленческих реакциях типа "что потом", в рамках системного подхода, учитывающего причины и последствия реализованных решений.
Изложенный подход был разработан Г. Недлером и его последователями. Он успешно применяется на Западе уже с конца 80-х годов в различных областях организационного планирования и получил название "мышление полного спектра" (далее мы будем применять для его обозначения аббревиатуру МПС).
МПС основывается на семи основных принципах:
1. Уникальность проблемы, предполагающий рассмотрение каждой проблемы как таковой и требующий столь же уникального подхода к ее решению. Воздерживаясь от соблазна копировать решения уже известных аналогичных проблем, не следует, вместе с тем, отвергать их без предварительного анализа, поскольку там могут быть ценные идеи.
Сомнительность бездумного копирования решений деловых проблем становится очевидной, как только вы вспомните, что предполагаемое к копированию решение было принято человеком, отличающимся от вас своими личностными особенностями, спецификой своего дела, естественным нежеланием показывать миру свои "домашние заготовки" в
сфере удачных управленческих и иных решений. Следовательно, использование чужого опыта должно основываться на анализе совокупности факторов: в чем именно уже решенная проблема аналогична вашей (в каких условиях было принято решение, в чем эти условия схожи с вашими и в чем отличны, как это решение было реализовано), что общего и что различного между вами и тем, кто принимал и реализовывал известное решение. Усвоив положительную часть чужого опыта, постарайтесь одновременно отыскать ошибки либо те части решения, которые вы могли бы в тех условиях реализовать лучше.
Если у вас возникнет желание еще раз воспользоваться своим же ранее полученным успешным решением, то вспомните, что за прошедший промежуток времени многое изменилось во внешней и внутренней среде организации, и прежние составляющие некогда удачного решения теперь уже иные. Кроме того, прямое применение найденного когда-то и кем-то решения (имплантация готовой технологии) к вашей сходной проблеме может оказаться более сложным и дорогостоящим делом, чем создание собственного решения с нуля.
2. Принцип цели предполагает постановку индивидуальной Сверхцели, которая побуждает к дальнейшим действиям вне зависимости от успехов, достигнутых на некотором этапе. После постановки Сверхцели все остальные промежуточные цели должны формулироваться с позиции "для того, чтобы". Решая конкретную проблему, необходимо ставить вопрос, какова цель ее решения, после чего выяснять, а какова же цель этой цели. Это позволит, расширяя область целей, выбрать наиболее крупные и важные из них, а также укажет на проблемы, которые требуют внимания в первую очередь, отсеяв все несущественные моменты. Подход к постоянному расширению области целей включает такие значения целей, как полезность, намерение, миссию, конечный пункт, и добавляет другие, охватывая весь набор мотивов и возможных результатов деятельности при изменении внешней среды, создании новых систем и открытии новых перспектив для бизнеса.
Именно поэтому принцип выработки целей есть инструмент поиска решений, и, следовательно, планирование стратегии фирмы в определенной области нужно начать с выработки Сверхцели.. Принципиально важно и то, чтобы ваша Цель стала таковой и для
всех сотрудников, так как каждая организация действует не только по законам экономики, но и по законам психологии. Поэтому аксиомой современного управления персоналом стала формула "цели и ценности сотрудников и фирмы должны совпадать". Если цели не определены либо цели руководителя не соответствуют потребностям и взглядам сотрудников, может случиться так, что организация станет простой группой ничем не объединенных людей.
3. Решение, следующее за настоящим (РСН). Этот принцип предполагает:
■ выработку разнообразных альтернатив по достижению цели;
параллельный поиск наилучших путей достижения более крупных целей;
поиск тех решений, которые помогут сделать прогноз того, каким решение станет завтра.
Таким образом, имея цели в виде решения на завтра, можно получить направление движения к краткосрочным решениям и скоординировать их с более общими целями.
Принцип РСН утверждает необходимость учитывать в сегодняшних условиях решения, которые придется принимать завтра для работы над проблемами по достижению Сверхцели. Он рассматривает сегодняшние решения, технологии, системы в качестве переходных мостков к последующим решениям, технологиям, системам. Тем самым, текущее решение перестает даже претендовать на абсолютность и окончательно превращается в многообещающий переход к новым возможностям.
Принцип РСН приучает нас решать будущие проблемы уже сегодня, на дороге прошлого, т.к. перспективное идеальное решение задает направление принимаемым текущим решениям и наполняет их более крупными целями. При поиске решений не следует пренебрегать "фантомными альтернативами", т.е. теми идеями и проектами, которые в настоящее время не могут быть реализованы. Их следует учитывать по двум причинам. Во-первых, они дают полезную информацию и помогают генерировать новые деловые предложения, а во-вторых, заставляют искать для своей реализации новые возможности и сферы ведения бизнеса, а также новых компаньонов и т.д.
Обычная ошибка, совершаемая при решении проблем, заключается в игнорировании будущих последствий сегодняшних реше-
ний и будущих потребностей системы, которую мы проектируем сегодня.
4. Системный подход подразумевает, что все решения и все проблемы являются частью большой Системы. Поэтому выжить, сопротивляясь неблагоприятным воздействиям внешней социальной системы, можно, лишь выстроив внутри нее свою более умную и мобильную систему. Вырабатывая решение, необходимо учитывать и анализировать все связи между элементами организационной среды, что поможет заранее оценить сложность и приоритетность проблем, чтобы предпринять адекватные действия. При этом основные факторы можно собрать в системную матрицу, объясняющую основные взаимосвязи в организации путем анализа восьми взаимосвязанных элементов решения проблем (горизонтальные строки) при шести их основных свойствах (вертикальные столбцы).
Таблица 4
Заполнение даже части ячеек матрицы позволяет определить действительно необходимую для принятия решения (разработка стратегического плана или частного проекта, проектирование какой-либо системы) информацию и сосредоточиться на самом главном при построении системы вашей организации.
5. Сбор ограниченной информации предполагает накопление тех данных, которые важны для подготавливаемого вами реше-
ния, а не для проблемы. Большая часть коммерческих проектов умирает из-за попыток менеджеров получить "всю" информацию о существующих системах и проблемных ситуациях, в результате чего они растрачивают главный ресурс — время.
Необходимый минимум информации должен обеспечивать вас знанием того, что должно быть, а не подробностями того, что не так. Следовательно, собираемые данные должны прояснять последовательность будущих шагов. Ошибочно утверждать, что организации работают на базе информации. Они работают на базе взаимоотношений — отношений клиентов и поставщиков, отношений коллег и подчиненных, и качество этих взаимоотношений определяет успех фирмы.
6. Личное участие (человеческий фактор) означает необходимость принятия участия в выработке решения большего числа тех исполнителей, кому придется его реализовывать или кто может с ним соприкоснуться в будущем. Чем больше людей сможет высказать суждения, тем эффектив нее будет решение.
Использование человеческого фактора, следовательно, предполагает интеграцию рабочей группы на основе понимания того, что, будучи изолирована от других, индивидуальная человеческая жизнь стоит немного. Поэтому люди работают особенно творчески, когда видят перспективу своего вклада в общее дело.
Люди сопротивляются лишь тем переменам, риск которых, как им кажется, превышает размер их потенциальной личной выгоды. Люди не сопротивляются переменам, которые сами подготовили или обсудили. Все люди хотят отвечать за себя и за других и не хотят ущемления своих прав. Понимание этих особенностей очень важно в работе менеджера при организации им коллективной работы.
7. Перманентное совершенствование предполагает при вы работке сегодняшних решений планировать следующие шаги и обеспечивать их реализацию проведением организационных изменений. На основе более крупных целей и идей РСН необходимо выбирать реше ния, содержащие зерна будущих перемен. Единственный способ сохра нить жизнеспособность решения состоит в том, чтобы составить про грамму непрерывных изменений и следить за ее выполнением
Принцип перманентного совершенствования содержит в себе концепцию "чините до того, как сломается" или "знайте, когда улуч-
шать". Это означает, что вы должны предусмотреть определенный график предполагаемого внесения перемен и улучшения решений "на ходу", программу непрерывной модификации и обновления решений. Использование рассмотренных принципов мышления полного спектра при стратегическом планировании отличается следующими преимуществами:
делает акцент на синтезе, а не на анализе (целостный, си стемный подход);
концентрирует внимание на будущем (на Цели), а не на проблемах или прошлом (зовет вперед, а не тянет назад);
при решении разнообразных проблем во главу угла ставит не сомнения, а веру (позитивность);
изначально задает вопрос "делаем ли мы то, что нужно?" (конструктивность);
дает достаточную свободу для выбора решения (не програм мирует поиск в узких рамках);
позволяет творчеству развернуться во всем спектре, не сковывая мышление;
делает акцент на созидании себя и дела (инновационный подход);
вовлекает в принятие решений всех заинтересованных или могу щих быть заинтересованными в будущем лиц и обеспечивает всем участни кам поиска и реализации решений достойную роль (раскрепощение твор чества у исполнителей и изначальная минимизация конфликтных ситуаций в ходу будущей практической реализации решений, т.е. стимулирование не внутренней конкуренции, а творческого партнерства);
обеспечивает непрерывные изменения и улучшения системы, при менительно к которой вырабатываются те или иные стратегии и решения.
Таким образом, применение принципов мышления полного спектра позволяет планировать организационные изменения, основывая их на программах саморазвития всего персонала управления. Для квалифицированной реализации данных программ и самоконтроля менеджеры могут воспользоваться следующей таблицей контрольных вопросов.
Таблица 5
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров