8.4. Управление в стрессовой ситуации
Наши заблуждения умирают раньше нас; не стоит лелеять их мумии.
/М. Ален/
Согласно данным многочисленных социологических исследований, проводимых в республике, в условиях стресса работает более 3/4 менеджеров, а свыше половины всего населения испытывает сильный стресс постоянно. Интенсивность большинства внешних и внутри-организационных факторов, воздействующих на людей в процессе их деятельности, значительно возросла за последние годы. Не случайно более половины людей умирает ныне по причине серьезных сердечно-сосудистых заболеваний. Борьба со стрессом во всех сферах человеческой жизнедеятельности становится предметом внимания большого числа специалистов в самых различных областях знания.
В 1935 г. Ганс Селье обосновал учение о стрессе — реакциях человека на вредные воздействия путем общего напряжения всех защитных сил организма. Слово "стресс" —- английское и означает "усилие, напряжение". Реакция человека на стресс проходит в три фазы. Первая—это тревога и мобилизация всех сил организма на выработку защитной реакции. Вторая — сопротивление вредному воздействию. Третья — истощение сил, когда приспособительные возможности организма снижаются и резко возрастает опасность заболевания.
Значительная часть современных менеджеров работает во "фронтовых" условиях. Как во время войны у солдат редко бывали "гражданские" заболевания (ОРЗ, грипп и т.д.) из-за крайней отмобилизованности организма, так и у менеджеров в условиях постоянного увеличения числа форс-мажорных ситуаций "нет времени" на болезни. Но постепенно крайнее перенапряжение всех сил организма истощает потенциал иммунной системы, и тогда приходится, как минимум, расплачиваться тяжелыми недугами.
В современном менеджменте можно выделить несколько подходов, которые исповедуют руководители-практики, выбирающие для себя оптимальный стиль управления в стрессовых ситуациях.
Первый стиль — индивидуальной концентрации, когда все ресурсы интеллекта, воли, памяти, внимания и др. направляются на решение задачи, но при этом "забывается" цена последствий перенапряжения.
Такие руководители очень сильно напоминают инструкторов спецназовских подразделений, в прямом смысле вышибающих из своих подчиненных механизмы рефлекторной защиты, включаемые организмом автоматически для предупреждения опасных перегрузок. Но ведь спецназ в силу своих профессиональных обязанностей зачастую оказывается в условиях, когда необходимо выполнить задачу и можно остаться в живых, работая лишь на запредельных нагрузках.
А для менеджеров "победа любой ценой" не является оптимальным вариантом по нескольким причинам. Во-первых, регулярно беря основную тяжесть подготовки и принятия решений на себя, руководитель тем самым "расхолаживает" своих подчиненных. И вскоре они оказываются неспособными к самостоятельным действиям, становясь пассивными исполнителями. Во-вторых, при всем своем опыте руководитель не может во всех ситуациях принимать правильные решения. Требуется задействование коллективного разума, нужны разные подходы к проблеме, умение посмотреть на нее свежим взглядом, что возможно лишь при правильно организованной коллективной работе. В-третьих, при современных объемах информации и постоянно увеличивающемся факторе неопределенности во внешней среде быстрое принятие правильного решения возможно лишь при умелом анализе релевантной, т.е. относящейся к делу информации, а это всегда легче сделать путем коллективного обсуждения с привлечением экспертов.
Второй стиль, направляемой инициативы, предполагает коллективную подготовку решения с привлечением тех специалистов, менеджеров и исполнителей, которые могут высказать по данной проблеме наиболее компетентное мнение. Высший менеджер так планирует подготовку своих сотрудников, что они в большинстве случаев предвосхищают кризисные и стрессовые ситуации, а если таковые все же случаются, умеют методом мозгового штурма быстро вырабатывать альтернативные варианты решений. Причем руководителю остается лишь направлять этот процесс интеллектуального творчества в позитивное русло. При таком стиле управления инновационная деятельность и простых исполнителей, и менеджеров всех звеньев ориентирована на постоянное усовер-
шенствование всех процессов в организации, что обеспечивает ее высокую мобильность, минимизируя число стрессовых ситуаций. К высшему менеджеру подчиненные несут не свои проблемы, а свои предложения по их решению.
Третий стиль — момент истины, когда руководитель самоустраняется от принятия решения. Это может быть как позитивным, так и негативным. В первом случае руководитель может держать паузу, чтобы проверить способности своих подчиненных действовать быстро и эффективно в условиях кризиса, стресса или высокой неопределенности. Он, как летчик-инструктор, готов в любую секунду взять штурвал в свои руки, если его подопечный допустит ошибку в управлении. В идеале, организация тогда является конкурентоспособной, когда многие члены команды готовы выступить в качестве лидера, взять инициативу и ответственность на себя. Во втором случае — момент истины наступает тогда, когда руководитель не укладывается в отпущенные сроки, опаздывает с решением и понимает свою неспособность работать в условиях высокого риска и динамики среды. После чего он может стараться переложить ответственность на других и тогда постепенно утрачивает авторитет в глазах своих подчиненных.
Четвертый стиль, интуитивного предвидения, выражается в способности руководителя не "бросаться с ходу на баррикады", а, дав себе отдых и целенаправленно расслабившись (приемы, как это делать, приводятся ниже), сконцентрироваться на своем внутреннем "Я". Статистика свидетельствует, что значительное число эффективных решений делается на основе интуиции. Она есть не что иное, как способность человека задействовать весь багаж знаний, находящийся на уровне сознания и подсознания, а также свой опыт для выработки правильного решения. Современные методики "прочищения интуитивного канала" разработаны и активно предлагаются руководителям и всем желающим Санкт-Петербургским Институтом Личности в рамках специальных учебных тренингов. Обращение к интуиции — это способность личности "вспомнить забытое", т.е. ту информацию-подсказку, которая необходима, но в данный момент не хранится в краткосрочной памяти, и использовать ее для своего решения. Многие великие открытия и нестандартные решения вызывают у нас восклицание: "Все гениальное просто!" Да. Эффективное решение всегда красиво, потому что
оно гармонично, совершенно. Следовательно, начав концентрироваться на проблеме, менеджер должен исходить из того, что оптимальное решение есть всегда сотворчество, гармония интересов и взаимная выгода всех сторон. Посмотреть на ситуацию глазами исполнителей, глазами партнеров, с позиции всех заинтересованных лиц — означает сделать единственно верный выбор в правильном направлении действий.
Прием эффективного восстановления сил в кратчайший промежуток времени на рабочем месте.
Он не требует ни дополнительного пространства, ни определенных условий, за исключением тишины, чтобы сосредоточиться.
Итак, вы встаете, становитесь в положение пятки и носки вместе, руки вдоль туловища. Закрываете глаза и пытаетесь войти в образ высокой корабельной сосны, отождествить себя с ней. Представьте сосну, плавно покачиваемую ветром. Затем представьте, что ступни ваших ног — это неподвижная корневая система, а остальное туловище — прямой ствол сосны. Начинайте плавно покачиваться вперед-назад, влево-вправо, по часовой и против часовой стрелки. В каждом направлении делайте по 3-5 движений с углом наклона 15-20 градусов, не отрывая ступней от пола и не сгибаясь. Потом представьте, что ваше туловище от талии и ниже — неподвижная корневая система дерева, а остальное тело — прямой ствол. Сделайте и в этом положении те же самые движения по 3~5 раз в каждом направлении. В заключительной фазе в качестве корневой системы у вас выступает все тело, начиная от выдающегося у основания шеи седьмого шейного позвонка и до ступней, а "стволом сосны" будут шея и голова. Проделав снова те же движения, несколько раз глубоко вдохните и выдохните.
Механизм этого упражнения заключается в том, что оно вызывает быструю активизацию деятельности спинного мозга, а через него и всей нервной системы, которая приходит в надлежащий тонус, подготавливая тем самым организм к более интенсивной нагрузке.
Прием быстрой концентрации внимания и активизации деятельности мозга.
После того как вы расслабились с помощью первого приема и одновременно настроили нервную систему и весь организм на возможную более интенсивную деятельность, необходимо правильно
сконцентрировать весь свой потенциал. Для этого выполните специальные действия в следующей последовательности:
1) сядьте на стул, ссутультесь и максимально расслабьте все мышцы тела;
положите кисти рук на колени;
загните большие пальцы обеих рук вовнутрь, накрыв их сверху остальными;
зубы верхнего ряда совместите с зубами нижнего ряда;
одновременно резко сожмите руки в кулаках и зубы;
после сжатия расслабьтесь в течение 0,5-1 сек.;
повторите сжатие-расслабление 7-14 раз.
Спустя несколько секунд, расслабившись, приложите одну руку к другой так, чтобы каждый палец правой руки был плотно прижат к соответствующему пальцу левой, и быстро потрите рука об руку в течение 30 сек. После этого вызовите искусственно зевоту и назевайтесь вволю.
Механизм этого приема заключается в том, что, сжимая одновременно руки и зубы, вы заставляете максимально интенсивно работать все мышцы и сосуды, подающие кровь в головной мозг. Кровь доставляет кислород, необходимый для всех биохимических реакций организма, и одновременно переносит в почки все отработанные вещества. Таким образом, вы как бы раздуваете "интеллектуальное пламя" в своем мозге. Этой же цели служит и потирание рук, стимулирующее основные нервные окончания, а также зевание, способствующее обогащению крови кислородом.
Менеджерам всех уровней управления крайне важно знать также, что у одних людей в условиях стресса в организме вырабатывается преимущественно адреналин, а у других — норадреналин. По данному признаку люди были разделены медиками и психологами на три типа: так называемых "кроликов", "львов" и третий — смешанный.
"Кролики" тревожны даже во сне, у них крайне развито чувство ответственности и долга, особенно в отношении работы, они неспособны подолгу отключаться от рабочих проблем и полноценно отдыхать, будучи зачастую крайне мнительными. Большинство "кроликов" страдает повышенным давлением крови и частыми головными болями.
"Львы" характеризуются повышенным внутренним напряжением, высоким общим тонусом организма, сжаты, как боевая пружина Эта специфическая внутренняя "агрессивность", не имещая выхода, часто приводит к
иррациональным нервным срывам и неприятным переживаниям. "Львы" во всех неприятностях, как правило, винят окружающих, коллег, домочадцев, но не себя, с большим трудом и чрезвычайно болезненно признают собственную неправоту.
Люди смешанного типа отличаются повышенной эмоциональностью, когда чувства и эмоции обгоняют голос разума, а также резкой, порой неожиданной, "беспричинной" сменой настроения. Они постоянно стремятся быть на виду и почти всегда ведут себя излишне демонстративно.
Определив, к какому типу относится он сам и его подчиненные, менеджер сможет более адекватно действовать в стрессовых ситуациях и снимать стресс.
Наибольшее распространение получили стрессы, источником которых являются отрицательные эмоции и различные производственные причины Стресс, вызванный эмоциями, можно разделить на следующие четыре категории:
1) временной стресс, когда человек испытывает волнение, вызванное ощущением, что какое-то дело не будет выполнено вовремя, и тогда, по его мнению, произойдет что-нибудь ужасное и непоправимое;
предупредительный стресс, квалифицируемый обычно как беспокойство и волнение, вызванные мыслями о предстоящих не приятных событиях или количеством накопившихся тревог;
ситуационный стресс, вызванный повышенным давлением крови из-за угроз, создаваемых людьми или событиями, которые не поддаются контролю;
4) стресс столкновения, представляющий собой волнение, вызванное тем, что приходится иметь дело с людьми, которые воспринимаются вами как потенциально неприятные или непредсказуемые.
Основными производственными причинами стресса выступают: ■ рабочие условия: слишком высокий темп труда, физические и интеллектуальные нагрузки, неудобное время работы для "сов" и "жаворонков";
рабочие перегрузки: слишком большой объем работы или от сутствие необходимых способностей для ее выполнения;
двусмысленность роли, когда неясны границы работы, обя занности, подчиненность и объем полномочий;
ролевые конфликты, когда у людей имеются противоречи вые требования к работе, или они выполняют ту работу, которую
не хотят, или вынуждены заниматься тем, что не входит в сферу их полномочий;
обязательность, т.е. повышенная ответственность перед людьми, а также волнение из-за ошибок подчиненных и их несоответствия работе;
ответственность за результаты из-за неясности будущего или слиш ком высоких требований по многим критериям;
перемены — необходимость приспосабливаться к быстрым техноло гическим, производственным и организационным изменениям;
взаимоотношения с подчиненными и коллегами: разные деловые установки поведения в офисе, нездоровая конкуренция и соперничество, недостаточная поддержка, трудности при выполнении совместных проектов;
■ надежность рабочего места: боязнь сокращения штатов, быс трого профессионального старения, ранней пенсии;
• недостаток статуса: временный или постоянный в организации;
■ влияние организации: давящий или напряженный климат, автокра тический стиль руководства, ограничения в поведении и деятельности;
• внешнее давление: конфликт противоречащих друг другу тре бований организации и семьи или других внешних интересов; до машние проблемы, вызванные переработками; частые отъезды и перемещения.
Эти причины могут комбинироваться и особенно характерны для работы менеджеров среднего звена и пожилых руководителей Создать условия по их недопущению или минимизации означает снизить возможность кризиса или стресса либо знать его действительные причины и иметь возможность целенаправленно влиять на них.
Субъективными вариантами управления стрессом выступают:
надежные, психологически комфортные, поддерживающие отношения со своим начальником, коллегами и подчиненными;
своевременное прояснение своего статуса в организации и позиции в межличностных отношениях с коллегами по работе;
прояснение своих ближайших деловых, карьерных целей, а также согласование их с начальником;
объективная оценка своих возможностей для рациональной загрузки работой, особенно новой и с новыми людьми;
определение долгосрочных карьерных целей в соответствии с выявленным путем самоанализа и тестирования совокупным по тенциалом;
6) если на вас давит срок выполнения работы, определите приоритеты и передайте часть работы подчиненным с необходи мым для ее реализации объемом полномочий;
если вы оказались в форс-мажорных обстоятельствах или в ситуа ции системного кризиса, дайте себе на некоторое время расслабиться, от дохнуть, чтобы потом было легче достичь необходимой для работы кон центрации внимания и сил;
добивайтесь приемлемого равновесия между самим собой, своей работой и семьей, чтобы не создавать себе постоянных нервно-психологи ческих перегрузок;
9) постарайтесь до начала работы убедиться, что вы зани маетесь делом, соответствующим чертам вашего характера и спо собностям.
Умелое сочетание объективных и субъективных методов преодоления стресса позволяет менеджеру построить систему управления, устойчивую ко многим неблагоприятным факторам. В экстремальной ситуации стремитесь выделить главное, что привело к ней, концентрируйте внимание на тех ресурсах, используя которые в первую очередь, можно найти наиболее приемлемый выход. Для этого, изложив проблему письменно, выделите причины, ее породившие, возможные варианты действий, последствия, к которым это может привести. Подходящий вариант обсудите, если возможно, с наиболее квалифицированными людьми и принимайте решение, помня о том, что обоснованный риск всегда лучше пассивности.
В условиях стресса концентрируйтесь на мыслях о том, что вы должны выйти из ситуации победителем, т.к. вам по должности непозволительно быть беспомощным, что вы можете рассчитывать на поддержку своих сотрудников, что даже если вы не справитесь с данной ситуацией, то приобретенный опыт обогатит вас, и все равно вы окажетесь в выигрыше. Важно "не пилить опилки", т.е. не терзать себя до того, как наступит этот неблагоприятный момент ("черный день"), и не терзать себя, сожалея об упущенных возможностях ("вот если бы я сделал так, то...")- Это лишь добавит отрицательных эмоцияй. Гораздо продуктивнее подготовить себя морально и психологически к тому, что весь ваш бизнес изначально есть риск. Потому он объективно полезен, поскольку заставляет вас всегда быть в форме — интеллектуальной, физической, психологичес-
кой. Воспринимайте экстремальные ситуации с радостью человека, которому представилась еще одна возможность попробовать, проверить себя. Тогда эмоциональный положительный фон и спортивный азарт помогут лучше мобилизовать все силы на решение и выбрать логику действий победителя, а не спасающегося после кораблекрушения.
Проверявший одну заграничную резидентуру старый генерал рассказывал в назидание молодым разведчикам следующую историю. Во время Второй мировой войны погибли сотни тысяч советских летчиков, штурманов и стрелков-радистов. В среднем каждый третий вылет становился для многих последним в жизни. Те же, кто перешагивал через этот рубеж, назначались ведомыми. Когда же они сбивали первые самолеты противника, их ставили командирами звеньев, затем — эскадрилий. А дальше их начинали прикрывать сверху и снизу, чтобы они могли, не боясь за тылы, делать то, что умеют лучше других, — сбивать самолеты. Уделом менее волевых, смелых и инициативных оставалось прикрывать ассам хвост, подставляя себя под очереди противника. "Выбор за вами, — говорил генерал, — либо постоянно быть в обеспечении, рискуя на каждой операции быть уничтоженным, прикрывая ведущих, либо самим становиться ими". В этих словах кроется большой смысл для тех, кто добровольно взял на себя бремя лидерства.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров