6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.
/Эпиктет/
Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой.
/Эпиктет/
Имей цель для всей жизни, цель для известного времени,
цель для года, для месяца, для недели, для дня, и для часу,
и для минуты, жертвуя низкие цели высшим.
/Л. Толстой/
Если попытаться коротко определить суть риска, то можно сказать, что он есть выражение и проявление неопределенности. В условиях быстрого роста объема научно-технической и иной информации, а также множества факторов неопределенности, связанных, помимо всего остального, с иррациональной стороной деятельности и поведения людей, степень риска постоянно возрастает.
Синергетика — относительно новое научное направление, изучающее развитие открытых систем, — кардинально меняет наши прежние представления о характере этих процессов и доказывает, что направление их эволюции крайне трудно предсказать по целому ряду причин. Во-первых, дальнейшее развитие системы определяется не столько ее предысторией и даже не внутренним потенциалом, а совокупностью случайностей, которые творят мир. Во-вторых, огромное значение для социальных и экономических систем имеют ценности, определяющие разнообразные человеческие выборы В-третьих, в каждый отдельный момент времени любая система проходит точку бифуркации, т.е. имеет не одно, а целое поле путей развития, из которых реализуется только один. В-четвертых, процессы це-фализации (рост сложности и разнообразия систем и объектов) и кооперации (стремление систем к взаимодействию и интеграции) определяют необрати-
мость развития систем во времени. В-пятых, всем хозяйственным системам свойственен процесс самоорганизации, синергии, т.е. самонастройки, самопроектирования. В-шестых, чем более прямолинейное давление оказывает управляющая подсистема на управляемую, тем выше бывает степень ее сопротивления, а следовательно, и меньше конечный результат. В-седьмых, более эффективным выступает не управляемое воздействие в только что рассмотренном смысле, а направляемое, когда мы "укалываем" систему в наиболее чувствительной точке в унисон с ее резонансными колебаниями, что дает толчок ее развитию в необходимом для нас направлении, а мы затем лишь "расчищаем" его от различных препятствий.
Очень наглядно сложность задачи точного предсказания дальнейшего развития открытой системы можно показать на следующем примере. Если мы возьмем в руку стеклянный шарик и затем, разжав пальцы, выпустим его, то он, упав, разобьется на некоторое число осколков, которые разлетятся в разные стороны. Сказать заранее, как велико будет число осколков и как далеко они разлетятся, мы не можем, потому что это зависит от целого ряда факторов и элемента случайности, всегда присутствующего в нашей жизнедеятельности. Следовательно, развитие систем можно описывать лишь с условной степенью вероятности на основе имеющихся статистических закономерностей.
В этом смысле риск предпринимательства можно рассматривать как /Деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, когда имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения цели, отклонения от нее или неудачи.
В зависимости от сферы предпринимательской деятельности можно выделить следующие виды хозяйственного риска:
производственный, включающий в себя погодный, техни ческий, технологический, распределительный, организационный, риск случайной гибели, управленческий и др.;
посреднический, проявляющийся в риске прямой потери прибыли, косвенных денежных и имущественных убытков, возник новения хозяйственной и уголовной ответственности;
коммерческий, выражающийся в недопоставке или же не своевременной поставке комплектующих, продукции и сырья, не-
предвиденных финансовых затратах, быстром изменении макроэкономических условий хозяйственной деятельности и т.д.;
финансовый — кредитный, имущественный, страховой, ва лютный, банковский, трансляционный, системный, формальный, депозитный, ценовой, риск неликвидности и др.;
инновационный, связанный с динамикой изменений в соци альной, научно-технической и природной среде.
Все эти виды риска можно объединить в отдельные группы в зависимости от уровня принятия решений в условиях неопределенности, периода рисковой ситуации, источника ее возникновения, конкретных причин риска и степени его допустимости. Классификация хозяйственного риска позволит менеджерам более зримо представить систему возможных угроз, чтобы заранее выработать необходимые контрмеры по их преодолению (см. таблицу 18).
Таблица 18
Риск играет не только негативную роль в бизнесе. Он крайне полезен в качестве стимула деловой активности. Ничто, даже конкуренция, не заставляет предпринимателей так совершенствовать свой бизнес, как возможность банкротства, в основе
которого зачастую лежит риск неправильного расчета издержек и доходов.
Для того, чтобы избегать его в течение длительного времени, фирме необходимо выстроить продуманную стратегию своей деятельности, которая во многом обезопасит повседневную тактику, задаст ей конкретные направления. Классическими примерами образцово выбранных стратегий являются ориентация Г. Форда на изготовление доступных большому кругу людей легковых автомобилей при помощи создания промышленного конвейера и точное определение "сути грядущей цивилизации" Б. Гейтсом, обеспечившим мир дешевыми компьютерами и разнообразными программами к ним, что революционизировало большинство сфер человеческой жизни.
Таким образом, стратегическое управление — это выработка направления долгосрочного развития фирмы для достижения своих целей в рамках выполнения избранной миссии. Оно определяет критерии выбора необходимых кадров, продвигаемых на рынок товаров и услуг, их объем, номенклатуру, рынки сбыта и получения ресурсов, возможности роста оборота капитала, размещение средств, а также методы достижения избранных целей.
Следовательно, стратегическое управление — это прогнозное
управление, направленное на выработку концепции развития, по-
зволяющей добиваться конкурентных преимуществ и выживать в
долгосрочной перспективе за счет минимизации неопределенности
по большинству основных параметров своей деятельности.
Можно выделить пять существенных черт стратегического управления, позволяющих снизить риск в значительном числе сфер производственной и коммерческой деятельности.
1) Стратегическое управление — это разработка плана пожеланий фирмы, какое качество показателей она должна иметь в будущем, какую позицию занимать на рынке и в бизнесе, какую организационную культуру иметь, в какие деловые группы входить.
Практика консультирования различных по размеру, устойчивости и сферам деятельности фирм свидетельствует, что если изначально не продумать и не спланировать такие направления работы, то в скором времени это, как минимум, обернется провалами в 'ключевых аспектах деятельности из-за отсутствия системное-
ти в работе, а в большинстве случаев будет означать резкое снижение конкурентоспособности и финансовый крах.
2) Стратегическое управление — это симбиоз интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к перспек тивным стратегическим целям, высокий профессионализм и твор чество персонала, постоянное обновление организации и ее про дукции на основе выполнения все время совершенствующихся рабочих планов и инновационной активности во всех компонен тах деятельности.
3) Стратегическое управление — это большие затраты на работу ин формационно-аналитической службы, службы маркетинга и связей с об щественностью, которые должны отслеживать важнейшие изменения во внешней среде, чтобы встроить фирму в нее с наибольшим экономическим эффектом на основе гибкого стратегического планирования. Это означа ет, что фирма должна не только максимально быстро осваивать перспек тивные направления бизнеса, возникающие вместе с появлением новой тех ники и технологий, но и сама делать фундаментальные прорывы на рынке товаров и услуг, чтобы обезопасить себя на определенный период.
Стратегическое управление — это колоссальная цена оши бок стратегического предвидения в условиях быстрого создания новых продуктов и услуг, кардинального и быстрого изменения направлений вложений, появления новых возможностей для биз неса, особенно если действующая стратегия не поддается по ка ким-либо причинам принципиальной корректировке.
Стратегическое управление — это реализация разработан ной стратегии за счет высокой организационной культуры, эффек тивной системы мотивации персонала, организации труда и плани рования, оказывающих непосредственное влияние на саму возмож ность разработки стратегии фирмы.
Систему стратегического управления можно рассматривать в качестве динамической совокупности пяти взаимосвязанных управленческих процессов (см. схему).
Анализ среды является исходным моментом стратегического управления, обеспечивающим базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегии поведения на рынке. Он предполагает изучение макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды фирмы.
Анализ макроокружения — изучение состояния экономики, правового регулирования, политических процессов, природной среды и ресурсов, культурной среды, научно-технического и технологического развития инфраструктуры рынка.
Анализ непосредственного окружения — это изучение демографических характеристик и особенностей поведения основных групп покупателей, выбор возможных поставщиков, изучение конкурентов и специфики рынков рабочей силы.
Анализ внутренней среды направлен на уменьшение неопределенности фирмы в области рационального использования основных ресурсов и ведется по следующим направлениям, позволяющим уменьшить риск ее деятельности: во-первых, кадры фирмы, их потенциал, квалификация и интересы; во-вторых, специфика организации управления (количество звеньев системы управления, технологии управления основными видами ресурсов); в-третьих, организация производственных процессов и их обеспеченность необходимыми технологиями; в-четвертых, это научно-исследовательские разработки; в-пятых, финансы фирмы, их динамика и продуктивность использования; в-шестых, технологии маркетинга и клиентинга, обеспечивающие разработку, производство и сбыт товаров, а также предоставление услуг; и в-седьмых, основные компоненты организационной культуры, позволяющие реализовать намеченные цели
Определение миссии и целей является важнейшим элементом стратегического управления и состоит в разработке конечного смысла существования фирмы, что возможно осуществить посредством определения долгосрочных и краткосрочных целей, позволяющих уяснить, к чему она стремится. Этим достигается конкретизация выбора стратегии деятельности, а значит и уменьшение риска допустить ошибку при планировании своей деятельности.
Анализ и выбор стратегии позволяет еще раз оценить возможные альтернативные проекты, выбрав наилучший из них.
Выполнение стратегии — это реализация заранее разработанных приемов и процедур, позволяющих фирме технологически верно выбрать необходимые "инструменты" реализации своих целей.
Оценка и контроль выполнения стратегии обеспечивают устойчивую обратную связь между целями и процессом их достижения. Ее основными задачами являются:
определение показателей проверки, что вносит конкретику в деятельность менеджеров и исполнителей;
оценка состояния контролируемого объекта, позволяющая выяснить причины отклонений от заданной программы и внести необходимые коррективы;
определение возможностей реализации поставленных целей для кор ректировки как их самих, так и стратегии в случае ее изменения или дру гих возникших ограничений.
Проанализировав свою деятельность по данной схеме, целесообразно определиться в следующих шести областях, что позволит предельно сконцентрировать усилия всего коллектива на приоритетных направлениях работы.
Во-первых, необходимо сформировать отчетливое представление о компетенции на основе выработки видения того, в чем ваша организация сильнее всего или в чем ее уникальность.
Во-вторых, выработать направления концентрации усилий путем выявления ключевых направлений стратегического разви-тия и сосредоточения на них.
В-третьих, определить свои конкурентные преимущества, достигаемые за счет постоянных инноваций во всех компонентах.! бизнеса, повышения качества и снижения цены, путем предложе-]
ния клиентам значимых для них товаров и услуг на тех рынках, где ваша фирма может выделяться.
В-четвертых, ориентироваться на синергизм, т.е. на развитие и улучшение своего продуктово-рыночного положения, что в сочетании с производительностью больше простого суммирования этих факторов.
В-пятых, провести качественный анализ окружающей фирму среды, чтобы совместно с собственниками и высшим руководством определить ее сильные и слабые стороны, выявив существующие угрозы, а также возможности, которые фирма может использовать.
В-шестых, изучить распределение ресурсов для выявления потребности фирмы в основных из них, а также их рационального использования в настоящее время и на перспективу.
По существу, бизнес-план, в котором разрабатывается суть проекта или бизнеса и отражаются возможности его осуществления, есть подготовительный этап разработки полноценной стратегии фирмы, о чем было сказано выше. Но, помимо этого, бизнес-план выполняет важнейшую функцию планирования, стимулируя мышление и заставляя менеджера реально оценивать все возможности и трудности при реализации своих планов, привлекая к проекту оптимальное число людей и капиталов. Кроме того, бизнес-план позволяет контролировать текущую деятельность, корректируя и направляя ее в соответствии с утвержденными показателями.
Бизнес-план должен содержать следующие основные разделы, информация в которых позволяет предпринимателям и менеджерам уменьшить неопределенность, а значит и риск деятельности в главных областях бизнеса.
В описательной модели будущего производства необходимо охарактеризовать предприятие, его продукцию или услуги, оценив его шансы в избранной сфере бизнеса применительно к реальным и потенциальным клиентам. Эта сфера бизнеса должна быть рассмотрена с точки зрения динамики развития, количества конкурентов и их возможностей, основных факторов, мешающих либо, напротив, способствующих развитию вашего дела. В данном разделе обосновываются и задаются основные финансовые показатели деятельности, описывается, за счет каких показателей и каким образом будет обеспечена уникальность новой продукции или же услуг, а также возможности расширения бизнеса в избранной сфере.
В разделе "Экономическая оценка рынков сбыта продукции"
описывается избранный рынок деятельности, тенденции развития отрасли, определяется сегмент рынка, который предполагается занять, подробно характеризуется деятельность конкурентов.
Главная задача данного раздела — обосновать динамику роста собственной доли рынка, для чего необходимо определить следующее:
кто является покупателем нашей продукции или потребите лем услуг;
сколько товаров мы можем продать на выбранном сегменте рынка и как будет изменяться его емкость в перспективе;
есть ли у нас конкуренты и что они могут контролировать своей деятельностью;
какие имеются способы борьбы с ними, с их товарами и услугами;
как будет реализовываться товар (прямые связи, через посредни ков, дилерскую сеть, экспорт, бартерные сделки и т.д.).
Изложение этой части раздела должно иметь такую последовательность:
перечень крупных производителей аналогичных товаров или ус луг и их основные характеристики;
особенности проводимой ими рекламы;
3) качество, дизайн, цена, ассортимент изделий, предлагае мых конкурентами, и отношение к ним покупателей, а также то, как эти факторы отражаются на стабильности их бизнеса;
4) анализ этого позволит дать ответ на вопрос о целесообразности работы на избранном сегменте рынка с данными группами покупателей.
В заключительной части этого раздела необходимо дать прогноз деятельности на срок от 2 до 5 лет, чтобы конкретизировать способы своей конкурентной борьбы за позиции на рынке.
В разделе "Процесс производства" дается полное описание производственного цикла с указанием того, какие материалы и оборудование необходимы для производства продукции, определяется оптимальная загрузка оборудования и место его размещения, уточняются вопросы снабжения (надежность поставщиков, качество и скорость поставок) и обеспечения нормальной работы оборудования. В зависимости от ряда обстоятельств анализ дается на 2- 5 лет.
Важной частью данного раздела является анализ возможных издержек производства во всех его основных компонентах, а также вопросах
поддержания необходимой безопасности деятельности и экологической чистоты, что может потребовать значительных дополнительных финансовых затрат.
В разделе "Конкурентоспособность продукции" дается описание ассортимента товаров и услуг: их наименование, количество, объемы планируемой ежемесячной или годовой продажи. Определяются реальные и потенциальные потребители и их размещение. Подсчитыва-ются возможные финансовые показатели реализации продукции, исходя из анализа территориального размещения покупателей, их демографических характеристик, а также специфики сезонного спроса.
Целью данного раздела является убедительное обоснование возможности получения значительной прибыли в короткие сроки для привлечения возможных кредиторов, инвесторов и партнеров. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
какие потребности клиентов (значимые, повседневные или иные) будут удовлетворяться вашими продуктами и услугами;
чем выгодно отличаются ваши товары и услуги, а также качество и оперативность обслуживания от таковых у ваших кон курентов;
чем конкретно будет защищена ваша продукция и услуги (технологическая идея): проектом, товарным знаком, авторским сви детельством и т.д.;
какое послепродажное сервисное обслуживание и где вы можете предложить потребителям.
Ответы на первый и второй вопросы позволяют достаточно точно определить количество покупателей, а следовательно, избрать одну из двух основных стратегий бизнеса: ориентацию, с достаточно дешевыми товарами и услугами, на массового покупателя или, с дорогими товарами и услугами, на отдельные, конкретные группы клиентов.
В любом случае, необходимо убедить инвесторов, кредиторов и будущих партнеров в особых достоинствах своей продукции по сравнению с таковой у конкурентов за счет меньших транспортных расходов, более дешевого сырья, недорогой рабочей силы, использования "ноу-хау" и т.д. Эти характеристики должны привлекать будущих партнеров, выступая гарантией высокого качества разрабатываемых товаров и услуг.
При определении конкурентоспособности продукции все возможные виды преимуществ делятся на две группы:
преимущества низшего порядка — это преимущества стратегии работы с массовым покупателем, не являющиеся, однако, стабильными, т.к. могут быть быстро потеряны из-за необходимости повышения зарплаты работникам, инфляции, удачных действий конкурентов и т.д. Следовательно, данные преимущества не могут обеспечить устойчивой конкурентоспособности товаров и услуг;
• преимущества высшего порядка, т.е. стратегия специализации, включают точный выбор либо создание "своей" группы клиентов, ориги нальную продукцию или технологию, или способ работы, или репутацию фирмы, что в совокупности обеспечивает в течение определенного време ни устойчивую конкурентоспособность. Стабильность конкурентоспособ ности очень часто выступает основным мотивом согласия банка выделить вам кредит или инвестировать свои средства в ваш проект.
Если данный раздел будет завершен продуманным обоснованием дополнительных возможностей по оказанию клиентам различных услуг (бесплатная доставка товаров на дом, скидка при перевозке, гарантийный ремонт, скидка при условии, что покупатель станет вашим постоянным клиентом, и тл.), то это усилит привлекательность всего проекта, а следовательно, и упростит его реализацию.
В разделе "Стратегия маркетинга" необходимо рассмотреть следующие вопросы:
какие товары и услуги выступают основными, а какие — сопутствующими;
на какую (какие) группу покупателей рассчитаны товары и услуги;
какие критерии являются главными при определении цены продукции и услуг;
■ какие методы обслуживания покупателей и способы расширения рынка могут быть наиболее приемлемыми на данном рынке.
Чем точнее вы будете знать специфику сегментов рынка, на котором работаете, тем проще будет рассчитать возможность их освоения в перспективе. Для этого необходимо выяснить основные факторы, влияющие на специфику ценообразования на рынке и его отдельных сегментах, а также то, как это сказывается на рентабельности деятельности.
Важной частью данного раздела является описание специфики маркетинга при проведении рекламы (затраты на нее), выборе поставщиков и
распространителей продукции, определении возможности исключения услуг посредников, возможности сохранения и расширения доли контролируемого рынка в отдаленной перспективе и т.д., что может быть привлекательно для инвесторов и кредиторов.
Данный раздел должен заканчиваться обоснованием таких технологий деятельности, которые бы свидетельствовали о вашей возможности эффективно реализовать стратегию агрессивного, наступательного маркетинга, направленного не только и не столько на поиск клиентов, сколько на их создание с помощью новых видов продукции, услуг и адресной рекламы.
Раздел "Управление" должен содержать описание управленческой структуры предприятия и технологии управления производством. В начале раздела отмечается организационно-правовая форма предприятия (МП, АО, ЗАО, СП и др.), описывается структура управления с указанием численности менеджеров и их профессиональных характеристик, что позволяет определить их количественное и качественное соотношение. Объективная реклама профессиональных достоинств своих ключевых специалистов и сотрудников позволяет привлечь внимание инвесторов и партнеров, убедив их в высоком потенциале всей организации в целом. Изложение основных принципов формирования гибкой, адаптивной к изменениям системы управления и методов ее деятельности, а также направлений возможной эволюции усилит и конкретизирует вашу аргументацию, сделает более осмысленным весь бизнес-план. Это крайне важно для преодоления риска, т.к. хорошо функционирующая система управления упреждает угрозы и минимизирует их возможные негативные последствия.
В разделе "Экономическая оценка риска и его страхование" рассматриваются наиболее вероятные природные, политико-социальные, экономические, научно-технические и технологические, финансовые, юридические и иные виды риска в избранной сфере деятельности.
Для предупреждения, локализации или минимизации возможных рисков необходимо продумать:
меры профилактики рисков (организационные, юридические, технико-технологические и др.);
меры, которые организация сможет быстро предпринять в случае возникновения различных непредвиденных угроз;
• меры по различным видам страхования своих проектов.
Все эти меры будут эффективными в случае их тщательного экономического просчета. Такой подход важен не только для предпринимателей и бизнесменов, но и для тех, кого они будут привлекать в качестве своих партнеров.
Необходимо также рассчитать условия достижения безубыточности работы фирмы, применяя для этого два основных способа — по формуле или графически. В обоих случаях используется соотношение постоянных или условно-постоянных издержек Исходные данные для такого расчета берутся из предыдущих разделов бизнес-плана и могут быть представлены в виде следующей таблицы.
Таблица 19
Количество произведенных товаров или обслуженных клиентов, при котором достигается безубыточность деятельности (операций в штуках и единицах), определяется по следующей формуле:
К=УПЗ/Ц-УППЗ,
где УПЗ — это сумма условно-постоянных затрат, необходимых для организации коммерческой деятельности, включающая: сумму полученных ранее и запрашиваемых кредитов, а также выплаты процентов по ним в расчете на год; сумму всех накладных расходов; сумму амортизационных отчислений по основному оборудованию; Ц — цена единицы товара (услуги);
УППЗ — сумма условно-переменных затрат, необходимых для изготовления единицы товара или оказания одной услуги, включающая: затраты на материалы, сырье, комплектующие изделия, затраты на энергоносители и на оплату труда персонала.
В последней части раздела, как правило, излагается финансовая стратегия фирмы и рассматриваются вопросы ее финансирования на срок от 2 до 5 лет. Главным здесь является анализ возможностей формирования стартового капитала, сроки возврата заемных средств и доходов на них, а также проработка вопросов четкого распределения будущей прибыли по конкретным направлениям.
В разделе "Внешнеэкономическая деятельность" разрабатываются вопросы выхода и закрепления на внешних рынках, а также организации партнерских отношений с иностранными фирмами. Главное внимание в этом разделе должно быть уделено обоснованию выбора формы внешнеэкономических связей (внешняя торговля, бартерные операции, посредничество, модернизация или реконструкция предприятий, лизинг, совместные проекты, создание СП и т.д.).
Крайне важно квалифицированно, желательно с привлечением экспертов, просчитать сбалансированность активов сторон и иностранных обязательств. В случае девальвации валюты стоимость активов за рубежом и размеры прибыли в данной валюте увеличиваются. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы иностранные обязательства не превышали стоимости активов. Планируя внешнеэкономическую деятельность, нужно определить оптимальный объем и количество всех видов операций, учесть различные сроки окончания финансового года, ограничения на перевод капитала, различие налоговых систем стран и другие факторы.
Если фирма стремится к существенному расширению своей внешнеэкономической деятельности, то необходимо разработать отдельный инвестиционный проект по данной области с подробным обоснованием основных разделов.
Таким образом, стратегическое планирование и составление бизнес-плана существенно снижают неопределенность основных видов и направлений предпринимательской деятельности, что позволяет значительно снизить риск бизнеса.
6.2.Точка отсчета и методы измерения риска
Мы на многое не отваживаемся не потому,
что оно трудно; оно трудно именно потому,
что мы на него не отваживаемся.
/Сенека Младший/
Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне лет.
/Марк Аврелий/
При оценке риска многие предприниматели и менеджеры не знают, с чего начать эту работу. Между тем именно от определения точки отсчета зависит последующий, успешный или ошибочный, рискованный выбор направления и методов деятельности. Чтобы выяснить, насколько точны (эффективны) принятые решения, действия, и обозначить свои уязвимые места, необходимо сравнить собственные действия с работой преуспевающих конкурентов по основным направлениям и способам деятельности.
Когда одному теоретику менеджмента задали вопрос, что он думает о своей жене, он спросил: "По сравнению с кем?" В этом ответе соль рассматриваемой нами проблемы. Если сравнить бизнес с любимой женой (а для большинства преуспевающих предпринимателей он стал основным хобби, любимым делом), то можно вспомнить исключительно емкую мысль великого древнегреческого философа Платона: "Если тебе повезет с женой — будешь счастливым, если нет — станешь философом!" Но большинство предпринимателей не хотят становиться философами в отмеченном смысле, а потому им необходимы критерии, или мерки для проведения сравнительного анализа своей и чужой деятельности. Выбор критериев оценки и означает определение точки отсчета.
Анализ профессионально выполненных обзоров деятельности наиболее преуспевающих мировых компаний и фирм, касающийся определения точки отсчета, позволяет объединить их в следующие четыре группы:
1. Анализ работы соперников посредством систематического изучения способов и методов их деятельности, что позволяет пе-| ресматривать и улучшать собственные стандарты.
Лучшая практика, т.е. поиск в окружающей среде наиболее перспективных ниш бизнеса, разработок, "ноу-хау" и технологий ведения бизнеса с различными группами потребителей.
Сравнение качества работы внутри фирмы, между ее подраз делениями и филиалами, для выявления и распространения передо вого опыта, а также избежания повторения имеющихся ошибок.
Установление стандарта, т.е. разработка постоянно совер шенствующихся стандартов качества производственной деятельно сти и обслуживания клиентов.
В основе определения точки отсчета лежит безупречная логика. Как можно ставить перед собой конкретные цели успешной деятельности, если не знаешь, что делают конкуренты и как оценивают потребители твои собственные усилия? Следовательно, без определения точки отсчета любые прожекты и программы превращаются в лотерею, где выигрыш не гарантирован. Если же точка отсчета определена правильно, то фирма получает возможность целерациональ-ного, устойчивого развития и преимущества в борьбе с конкурентами.
Целью определения точки отсчета является обозначение тех процессов и зон в организации, которые требуют стимулирования, улучшений или же изменений.
Точка отсчета может определяться и устанавливаться для любых параметров, производительность которых можно установить и измерить. Это могут быть: продуктивность, качество продукции, стандарты ее доставки потребителям, скорость основных производственных и вспомогательных процессов, заработная плата, качество управления основными ресурсами, характеристики производимой продукции или услуг. Определив оптимальные (уже достигнутые кем-либо) показатели деятельности, можно ориентировать на них как на эталонне остальной персонал. Тем самым менеджеры смогут находить, а также экономно и продуктивно использовать имеющиеся ресурсы Для получения максимальной прибыли.
При установлении точки отсчета она должна быть ориентирована либо на показатели наиболее преуспевающих ваших конкурентов, либо на достижения лучших собственных подразделений. Технология этой работы может включать следующие шаги:
1. Планирование — сосредоточение внимания при определении точки отсчета на тех процессах или производствах, которые
приносят максимальную прибыль или могут стать катализаторами всей деятельности в целом.
Сбор данных. Нахождение достоверных источников информа ции, а также сбор и анализ только тех данных, которые необходи мы для определения точки отсчета собственной деятельности.
Анализ результатов — сравнение полученных данных с со стоянием дел внутри фирмы, учитывая, что передовой опыт и до стижения других могут по разным причинам быть неприемлемы для ее сотрудников.
Внесение изменений. Принятие решения о том, что необхо димо изменить, организационная подготовка и реализация измене ний с привлечением к участию в разработке и выполнению про граммы всех исполнителей для предупреждения реакции отторже ния и возможных конфликтов.
Проверка выполнения должна корректировать возникшие отклоне- нения от плана, а также быть направлена на получение дополнительной ин формации с целью совершенствования всего процесса.
Установив таким образом точку отсчета, вы сможете достигнуть больших преимуществ. Как свидетельствует опыт, подавляющее большинство отечественных и многие зарубежные фирмы "не успевают" заниматься установлением и корректировкой точки отсчета своей деятельности. Между тем осуществляющие данную работу предприниматели и фирмы получают возможность регулярно выявлять слабые, наиболее уязвимые места в деятельности конкурентов и быстро предлагать лучшие условия и услуги их клиентам, "закрепляя" последних за собой. О том, просто это или нет, могут судить только те, кто уже поработал в условиях жесткой конкуренции, которая охватывает ныне все больше сфер бизнеса.
При оценке степени неопределенности и риска используются, как правило, вероятностные, статистические расчеты, а формы проявлений хозяйственного риска устанавливаются, исходя из равной вероятности наступления благоприятных и неблагоприятных исходов. Количественная величина этих видов вероятности в диапазоне от нуля (полная неудача) до единицы (100%-ный успех) и определяет степень риска. Критерий степени риска устанавливается с помощью коэффициента риска: К= -М/+М, — где -М — ожидаемые величины отрицательной неопределенности, или же предполагаемый убыток, а +М — ожидаемые величины положительной неопределенности, т.е. планируемая прибыль.
Риск уменьшается в том случае, если в положительной области растет вероятность наступления события и доходы, а в отрицательной сокращается вероятность возможных потерь. Следовательно, коэффициент риска отражает изменения в этих областях в меру учтенной неопределенности. Если имеется достаточное количество данных, характеризующих экономическую ситуацию, то, используя коэффициент риска, можно составить эмпирическую шкалу, характеризующую поведение лиц, идущих на хозяйственный риск, — пессимистическое, осторожное, со средней степенью риска, рискованное, с высокой степенью риска, азартное.
Таблица 20
Важное значение для определения степени риска имеет также временной отрезок получения результата. Поэтому при планировании и прогнозировании показателей хозяйственной деятельности необходимо использовать динамические коэффициенты риска, помогающие рассчитать показатели ожидаемого результата по всему циклу работ, определив приоритеты. При оценке риска, кроме статистических, используются также расчетно-аналитические и экспертные методы, повышающие точность прогнозов.
Статистический метод позволяет, в основном, прослеживать Динамику потерь, имевших место в аналогичных ситуациях, и на основе этого строить графики вероятностей ущерба, а также рассчитывать количественные издержки риска.
Метод экспертных оценок позволяет привлекать к выполнению работы по оценке риска сразу несколько экспертов, независимо друг от друга, чтобы иметь возможность, сравнив полученные ими результаты, произвести расчет средних величин. Полученные данные могут быть использованы также для построения экспертной кривой уровня потерь прибыли при риске.
Расчетно-аналитический метод оценки показателей риска хозяйственной деятельности базируется на имеющихся данных и по-
ложениях теории риска. Например, в теории игр риск оценивается совокупностью взаимосвязанных критериев. Критерий Лапласа предполагает равновероятным наступление любого нового состояния природы. Критерий Вальда обосновывает целесообразность выбора самой осторожной, пессимистической стратегии. Критерий Гурвица обосновывает компромиссное правило выбора варианта. Критерий Сэвиджа пытается минимизировать "упущенную выгоду". Критерий Байеса применяется в ситуации неопределенности, когда известно распределение вероятностей возможных состояний. Критерий Ходжеса — Лемана основывается на совмещении двух субъективных показателей — критерия Байеса и "параметра оптимизма" критерия Гурвица. В основе критерия Кофмана лежит взаимосвязь понятий "неудача" и "успех".
Однако достаточной степени эффективности прикладная теория риска разработана лишь применительно к риску в игровом бизнесе. Для хозяйственного риска данная теория в полном объеме не применима, во-первых, по причине недостаточно широкой ее апробации, а во-вторых, из-за невозможности предсказать обилие случайных факторов (человеческих выборов, стечения непредвиденных обстоятельств, технических причин, природных катаклизмов и т.д.), способных решающим образом повлиять на исход деятельности.
Тем не менее, применение рассмотренных в данном разделе приемов и подходов позволяет снизить риск в пределах доступных нашему рациональному и интуитивному контролю процессов, явлений, тенденций, закономерностей и причин поступков людей.
- Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов -
- Глава I. Развитие социально-экономических процессов в XXI веке и адаптация к ним менеджмента
- 1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке
- 1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке
- 2. Вертикальное мышление развивается только в заданном направлении, а латеральное само задает направление.
- 3. Вертикальное мышление аналитично, латеральное побуждает к дальнейшим поискам.
- 4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может совершать скачки.
- 5. Вертикальное мышление прибегает к отрицанию, чтобы отсечь какие-то непредвиденные возможности, а латеральное не знает отрицаний.
- 8. Вертикальное мышление ведет поиск в наиболее вероятных направлениях, а латеральное — в наименее вероятных.
- 9. Вертикальное мышление — это процесс с конечным результатом, латеральное — процесс вероятностный.
- 2.2. Выявление, анализ и преодоление собственных ограничений
- 1. Эффективные руководители
- Анализ своих ограничений
- Глава III. Технологии управления человеческими ресурсами
- 3.1. Современный менеджмент персонала
- 3.2. Основные этапы, принципы и методы управления трудовыми ресурсами
- 1. Обзор:
- 2. Анализ:
- 3. Групповое решение проблем:
- 4. Обновление задач и рабочих планов:
- 3.3. Развитие трудовых ресурсов фирмы и повышение качества трудовой жизни
- 3.4. Применение методики групповой оценки личности (гол) для аттестации персонала и создания кадрового резерва
- 3.5. Возможности эргономики и технической эстетики в управлении персоналом
- Глава IV. Построение эффективной системы управления фирмой
- 4.1. Гибкие, органичные системы управления — ответ на вызов времени
- 1. Управление путем передачи полномочий.
- 2. Управление путем постановки целей.
- 3. Управление путем стимулирования сотрудников.
- 4. Управление по плану.
- 6. Метод подготовки решений.
- 4.2. Возможности реинжиниринга и инноваций в повышении эффективности деятельности фирм
- 4.3. Использование информации и каналов распространения слухов для повышения эффективности системы управления
- I ситуация для анализа
- II ситуация для анализа
- Глава V. Преимущества и недостатки
- 5.1. Единоличное владение
- 5.2. Малое предприятие и сп
- 5.4. Франчайзинг
- 5.5. Оффшорные компании и оффшорные зоны
- 5.6. Консалтинговые объединения
- Глава VI. Риск в бизнесе и способы его уменьшения
- 6.1. Стратегическое и бизнес-планирование как факторы уменьшения риска
- 6.3. Выбор направлений деятельности в условиях риска и страхование отдельных видов хозяйственного риска
- 6.4. Правовое обеспечение бизнеса для уменьшения хозяйственного риска
- 6.5. Психологические приемы распознавания лжи в бизнесе
- Глава VII. Технологии маркетинга и клиентинга
- 7.1. Сущность современного маркетинга и клиентинга
- 7.2. Создание профиля клиента и конкурентна для увеличения продаж товаров
- 30-Пунктный профиль клиента
- I раздел.
- III раздел.
- IV раздел.
- V раздел.
- Профиль конкурента
- I. Родословная.
- II. Физические характеристики.
- IV. Ценообразование.
- V. Кадры.
- Vl Положение на рынке.
- XII. Прогноз конкурентной борьбы.
- 7.3. Выбор и работа с посредниками
- 7.5. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности фирм
- 7.6. Технологии проведения рекламы и организация работ по связям с общественностью
- Глава VIII. Формирование и развитие организационной культуры
- 8.1. Понятие, содержание и потенциал организационной культуры
- 8.2. Развитие и управление организационной культурой
- 8.3. Анализ и проектирование рабочего места
- 8.4. Управление в стрессовой ситуации
- 8.5. Управление временем руководителя
- Глава IX. Организация делового общения и приемы психологического воздействия на людей
- Границы вашей решительности.
- Уверены ли вы в себе?
- Умеете ли вы владеть собой?
- Не слишком ли вы агрессивны?
- 9.2. Приемы деловых коммуникаций и методы невербального общения в различных культурах
- 9.3. Ведение переговоров и способы улучшения общения
- 9.4. Влияние технологии нейролингвистического программирования (nlp) на сознание, поведение людей и стресс
- 9.5. Приемы релаксации, концентрации внимания и сил
- Глава X. Опыт зарубежного менеджмента
- 10.1. Особенности подготовки менеджеров в сша
- 10.2. Специфика подготовки японских менеджеров