logo search
Глушаков / Глушаков - Совроеменные технологии маркетинга менеджмента и практической психологии

1.2. Перспективные стратегии бизнеса в XXI веке

Сыны человеческие только суета;

сыны мужей ложь; если положить их

на весы, все они вместе легче пустоты.

Не надейтесь на грабительство, и не

тщеславьтесь хищением; когда богатство

умножается, не прилагайте к нему сердца.

/Псалтирь, 61:11-13/

Неудача не преступление;

преступно ставить перед собой цели

ниже своих возможностей.

/Д. Лоуэлл/

На рубеже тысячелетий перед каждой организацией неиз­бежно встает вопрос либо о выборе стратегии своего развития, либо о ее существенной корректировке из-за нарастающего воз­действия различных социальных и техногенных факторов. Мир на­учных изобретений, новых технологий и даже идеологий управле­ния меняется так стремительно, что жанр научной фантастики постепенно трансформируется в публицистику. Поэтому руково­дителям организаций всех форм собственности важно "попасть в струю" всех этих перемен, т.е. органично встроить свой бизнес в тенденции развития современного мира.

При разработке стратегий руководители и бизнес-аналитики пред­приятий должны учитывать следующие факторы, непосредственным обра­зом влияющие на данный процесс:

1 — скорость смены основных технологий в промышленности экономически наиболее развитых стран в настоящее время состав­ляет 1,5-2 года. Вследствие этого за 3-5 лет основная номенклату­ра товаров широкого потребления кардинально обновляется или

существенно модернизируется из-за необходимости реагировать на появление на рынке замещающей продукции, т.е. той, которая от­личается от имеющейся своими техническими характеристиками. При­мером замещающей продукции может служить появление на рын­ке ФРГ телевизора, дающего голографическое изображение. Есте­ственно, что у покупателей формируются новые потребности, удов­летворять которые призвано новое техническое устройство, а те­левизоры предшествующего поколения уходят в прошлое, заменя­ясь, в дополнение к новинке, телеприемниками с цифровой систе­мой считывания информации. Еще одним примером замещающего товара и, следовательно, необходимости остальным товаропроизво­дителям кардинально изменять свою стратегию является все более популярный в Европе автомобиль с двумя двигателями — керами­ческим внутреннего сгорания и электродвигателем, работающим от солнечных батарей нового поколения;

2 — появление в рамках наукоемких технологий больших возможностей для выпуска новых модификаций и поколений из­ делий, как это ежемесячно происходит в области компьютерной техники и программного обеспечения, что заставляет изготови­ телей и потребителей компьютеров быстро реагировать на эти изменения путем выпуска и приобретения новинок. Поэтому на протяжении вот уже нескольких лет ряд белорусских и россий­ ских компьютерных фирм поставляет до 30% выпускаемой про­ дукции компании Microsoft, являясь для нее квалифицирован­ ной и дешевой рабочей силой;

  1. — резко возросшая конкуренция в области выпуска бытовой техни­ ки, оборудования, мебели, что связано также с большим количеством нови­ нок и индивидуализацией изделий (например, до 30% всех автомобилей в Японии выпускается по принципу "капель", т.е. по индивидуальному зака­ зу), делает наиболее эффективной стратегию захвата и контроля рынка или отдельного его сегмента с помощью какой-либо новинки, а не монопольно­ го контроля над ним;

  2. — становится общемировой тенденция перемещения деловой активности в сферу оказания услуг и индустрию развлечений, где в настоящее время в ведущей десятке стран мира занято свыше 60% работающего населения. Учитывая, что НТР и НТП будут все более высвобождать человека из процесса производства и увеличи-

вать длительность его досуга, сфера услуг будет все больше вби­рать в себя избыток "лишних" рабочих рук и умов;

  1. — на большинстве рынков стран СНГ и Беларуси в течение ближай­ ших 7~10 лет будут доминировать иностранные фирмы, являющиеся более конкурентоспособными из-за своего технического превосходства, что вы­ ражается в лучшем качестве изделий и меньшей их цене. В среднем товар­ ные рынки СНГ имеют соотношение импортных товаров и услуг к мест­ ным 60% к 40%. Эта тенденция хорошо просматривается на примере то­ варного потока из Китая, который постоянно растет на нацио­ нальных рынках десятков стран как в количественном, так и в ассортиментном отношении при учшении качества товаров. Следо­ вательно, ориентация на дешевую и квалифицированную рабочую силу, большой объем отечественных научных разработок, созда­ ние, пользуясь этими преимуществами, СП, ЗАО, холдингов и франчайзинговых предприятий может быть успешным ответом в складывающихся условиях;

  2. — происходят изменения в направлениях динамики потребительс­ кого рынка. Изменяется содержание потребностей людей: растет количе­ ство потребностей в сфере культуры и образования. На первое место среди потребностей в товарах и услугах выдвигается самая разнообразная ин­ формация. Все большее число людей и даже социальных групп в Беларуси и других странах с переходными экономиками начинают хорошо разби­ раться в качестве товаров и предлагаемых услуг, предпочитают качествен­ ные многофункциональные вещи, могут позволить себе товары длительно­ го пользования и их замену еще более современными и комфортными;

7 — по оценкам различных экспертов, проводящих монито­ ринг потребительского рынка и покупательской способности насе­ ления в Беларуси, примерно 70% всех денежных средств находит­ ся у 6~7% населения, что позволяет им удовлетворять самые изысканные свои желания. Большая часть представителей данной группы ориентирована на европейские стандарты потребления и, в целом, качества жизни по широкому ассортименту, прежде все­ го материальных благ — товаров и услуг, как правило, в рамках современной массовой культуры, и культуры развлечений в част­ ности. Вторая группа — это примерно 15% белорусов, которые за счет работы в теневом секторе и (или) дополнительных приработ­ ков концентрируют в своих руках еще примерно 10% финансовых

средств. Их нельзя отнести к "среднему классу" в сложившемся европейском значении, поскольку они весьма различны как по уров­ню своей культуры и ценностным ориентациям, так и по уровню своих доходов. Эта группа наших соотечественников может позво­лить себе полноценно питаться, приобретать товары повседнев­ного спроса и многие товары длительного пользования. Большая часть людей из данной группы ориентирована на материальные траты, призванные обеспечить их досуг: благоустроенное жилье, разнообразное питание и ограниченный круг развлечений, в кото­ром доминируют варианты, предоставляемые теле-, аудио-, и ви­деотехникой. Большинство представителей первых двух групп со­ставляет молодежь в возрасте 17-30 лет, которая имеет наибо­лее высокий образовательный уровень, а следовательно развива­ющиеся потребности. Данная группа наиболее подвержена влия­нию рекламы — падка на новинку, экзотику, все необычное, мод­ное и престижное. Третью группу составляют люди, работающие преимущественно на государственных предприятиях и в учрежде­ниях, а также пенсионеры. Они контролируют оставшиеся 20% денежных средств, распределенных между ними весьма неравно­мерно, так как большая их часть находится у городских жителей, а 70% всех пенсионеров проживает в сельской местности. В сово­купности же данная группа определяет общую низкую покупа­тельскую способность населения. Если Европа оперирует цифрами в 18—25 тысяч долларов среднегодового дохода на одного жителя, то в Беларуси данная величина колеблется около 1 тысячи долла­ров, имея устойчивую тенденцию к снижению.

8 — возрастающая прозрачность границ, общая тенденция к усиле­нию взаимных обменов, миграция рабочей силы, многоукладность нацио­нальной экономики заставляют фирмы изменять стратегию продаж, уже не просто продвигая свою продукцию на рынок с помощью маркетинга, а создавая потребителей при помощи клиентинга, о чем более подробно бу­дет сказано далее.

Помимо отмеченных факторов, важно правильно оценить ре­сурсы организации, чтобы верно сформировать приоритеты изби­раемой стратегии. Как свидетельствует практика бизнеса, время, люди и информация становятся наиболее важными ресурсами орга­низаций. Ныне уже отчетливо наметилась общемировая тенден-

ция перемещения конкуренции в сферу управления персоналом, и те фирмы, которые имеют более квалифицированных сотрудни­ков, а также лучшие программы повышения их квалификации, лидируют в бизнесе. Организация и люди в организации становятся в современном менеджменте синонимами.

К людям как главному ресурсу организаций ныне добавляется время — мерило всех ценностей. Только работая на опережение конкурентов во всех компонентах бизнеса, организации способны реализовать стратегию постоянного обновления для повышения сте­пени своей устойчивости на рынке, где свободных ниш становится все меньше. Не случайно в условиях удвоения научной информации каждые 18 месяцев и удвоения вообще всей информации каждые 8 месяцев именно качество ее использования определяет инноваци­онную активность организаций, а значит и их прибыльность.

Как свидетельствует статистика, в Беларуси в первые 1-1,5 года деятельности распадается свыше 90% от общего количества возникающих фирм. В большей степени, если говорить о внут­ренних причинах, это обусловлено непрофессионализмом менед­жеров, эйфорией от успехов, полученных на старте, но в пер­вую очередь — неумением стратегически мыслить, правильно анализировать внешнее окружение по наиболее важным пара­метрам деятельности, просчитывать дальнейшие шаги с учетом тех тенденций, о которых мы здесь вели речь.

Примерно такие же цифры банкротств имеет американская статистика по отношению к собственным мелким и средним фирмам Но у них причины неудач в бизнесе другие. Как правило, они связаны с "неточным" выбором ниши для бизнеса, поскольку последняя оказывается в зоне либо высокой конкуренции, либо, напротив, спада потребительского спроса. Лишь с тре­тьей или четвертой попытки фирмы и новые предприниматели завоевывают свое место на рынке, что также свидетельствует о необходимости очень точ­ного анализа внешней среды организации и ее внутренних возможностей реагирования на происходящие перемены.

Принимая во внимание проанализированные факторы, перей­дем к рассмотрению тех стратегий бизнеса, которые будут перс­пективными в различных сферах деятельности.

1. В промышленности начинают выходить из состояния кризи­са, улучшать показатели рентабельности и предлагать конкурен-

тоспособную продукцию на внешних рынках те предприятия, ко­торые ориентируются на четыре следующих критерия, определя­ющих выбор покупателями того или иного товара. Это качество изделия, его цена, экологичность и упаковка. Имея лучшие пока­затели по данным критериям, фирмы — производители товаров и услуг опережают своих конкурентов в борьбе за покупателей, удер­живают их возле себя на длительный срок.

Все большее число покупательских предпочтений лежит в области многофункциональной бытовой техники, качественной мебели и модной качественной одежды. Изучение структуры покупательского спроса по­казывает, что даже группы с невысоким уровнем доходов предпочитают качественные и более дорогие вещи, чем дешевые товары.

В условиях быстрой смены покупательских предпочтений важ­но вести диверсифицированный бизнес, т.е. бизнес параллельно в нескольких областях. Такая стратегия позволяет быстро перемещать основные ресурсы туда, где в настоящий момент возможно получе­ние большей прибыли. В западноевропейских фирмах уже с начала 90-х годов из лексикона предпринимателей и менеджеров исчезло понятие "основная продукция". Ведущие по критерию конкурентос­пособности фирмы выпускают одновременно электронику, бытовую технику, спортинвентарь и другие товары повседневного спроса, превращаясь тем самым в "непотопляемые авианосцы". Заранее обу­ченный персонал, способный работать в различных функциональ­ных областях, и применяемые на сборочных конвейерах ГПС — гибкие производственные системы, запрограммированные на вы­пуск нескольких изделий без остановки конвейера, технологически обеспечивают выполнение данной стратегии. Ее очевидным преиму­ществом, помимо своевременного реагирования на изменения конъ­юнктуры рынка, является сохранение на предприятиях квалифици­рованной рабочей силы, возможность перемещать ее в различные сферы деятельности, давая шанс разнообразить труд и более полно реализовать свой потенциал.

Данная стратегия легче всего реализуется в рамках холдинговых и франчайзинговых форм организации бизнеса, позволяющих вести его на различных рынках, выпуская широкую гамму сопутствующих товаров и предоставляя широкий диапазон услуг, что в совокупности упрочивает позиции фирм также и на уже завоеванных рынках.

Практика бизнеса последних лет свидетельствует о большом ин­тересе зарубежных партнеров к тем белорусским предприятиям, у которых имеется квалифицированная рабочая сила, высокотехноло­гичное оборудование, какие-либо технологические новинки и разра­ботки. Это, в первую очередь, касается предприятий ВПК. Примерами удачного использования указанных преимуществ являются минский завод "Белвар", гомельское объединение "Ротон" и бывший Минский фарфоровый завод. Первое предприятие имеет ряд договоров с зару­бежными партнерами, которых привлекла сверхдешевизна нашей ква­лифицированной рабочей силы, на выработку из их сырья на своем оборудовании продукции. Второе объединение, после нескольких лет кризиса из-за потери рынков сбыта своей продукции в России, пере­ориентировалось на выпуск более сотни видов высокотехнологичной бытовой техники и потребительских товаров повседневного спроса, сумев тем самым сохранить квалифицированную рабочую силу и пе­ревести оборудование на выпуск различных товаров, не уступающих лучшим мировым аналогам по показателям качества и дизайна. Быв­ший Минский фарфоровый завод (ныне ЗАО), сумел посредством ак­тивных маркетинговых усилий закрепиться со своей качественной по­судой на европейском и американском рынках, получить заказы и инвестиции от солидных зарубежных торговых партнеров.

Таким образом, использование рассмотренных преимуществ позво­ляет предприятиям, потерявшим прежние рынки, переориентироваться на другие, используя указанные подходы и реализуя стратегию ди­версификации, что позволяет даже на небольшом по емкости оте­чественном рынке быстро выявлять и удовлетворять потребности повседневного спроса различных групп покупателей.

Крайне важно здесь также правильно рассчитать и емкость нового рынка. Это можно сделать, умножив среднегодовой доход в долларовом эквиваленте одного жителя страны на количество на­селения. Используя данный показатель, мы можем, например, вы­яснить, что емкость рынка маленькой Бельгии значительно боль­ше российского. Необходимо при данных расчетах также ориенти­роваться на конкретные группы покупателей и размер их кошель­ков, определяющий их желания и потребности.

При разработке стратегии важно помнить об изменившемся в пользу импортных товаров соотношении на рынках стран СНГ и, в то

же время, готовности многих наших бывших партнеров из республик Союза продолжать сотрудничество, так как они до сих пор еще сильно зависят от поставок нашего оборудования и комплектующих. Повысив их качество и ассортимент, можно упрочить положение на завоеванных ранее рынках, учитывая преимущество небольших рас­стояний, позволяющее увеличить скорость доставки продукции и снизить цену за счет небольших транспортных расходов.

Большой потенциал для развития перспективных стратегий бизнеса имеется у тех предприятий, объединений и фирм, которые вступили в тес­ную кооперацию с академической и вузовской наукой. Например, ученые БГУ уже давно разработали миниатюрные двигатели, использующиеся в настоящее время на американских спутниках, нанотехнологическую сис­тему сборки микросхем, позволившую известной южнокорейской корпо­рации выпустить телевизор, помещающийся в кармане рубашки, пульт уп­равления сборочным конвейером концерна "Тойота" размером в шариковую ручку и другие технологии XXI века. Общее количе­ство научных разработок, готовых к внедрению на производстве, имеет объем в сотни страниц прайс-листов. Огромный потенциал научно-технических разработок Национальной академии наук де­лает весьма привлекательным для отечественных предпринимате­лей и бизнесменов проведение стратегии создания технополисов и технопарков на базе ее научных и учебных центров.

Поскольку государство заинтересовано развивать и внедрять в про­изводство (особенно в сфере товаров народного потребления) отечествен­ные наукоемкие технологии, экономя валютные резервы, перс­пективными сферами бизнеса для наиболее динамичных малых и средних фирм, а также конверсионных предприятий будут наноэ-лектроника, оптико-волоконные и цифровые системы связи, изме­рительные приборы бытового и медицинского предназначения, био­технология, генная инженерия, создание новых лекарственных препа­ратов и медицинского оборудования, порошковая металлургия, си­стемы переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, переработки отходов промышленных предприятий, а также добыча и переработка артезианских вод. Как свидетельствует опыт опто­вых поставок на европейский рынок минеральной воды ПО "Белге-ология", прибыль от продажи 100 литров воды оказалась эквива­лентной прибыли от продажи 1,5 тонн нефти.

Долгосрочной стратегией государства, что может быть исполь­зовано различными предприятиями и фирмами, является развитие сети транспортных коммуникаций. Уже сейчас более 50% всей до­ходной части российского бюджета прокачивается через трубопрово­ды республики, а наша таможня собирает в бюджет Беларуси более 30% всех поступлений. По расчетам экспертов, объем транзитных перевозок в ближайшие 20 лет через территорию республики возра­стет в 1,5-1,7 раза. Следовательно, бизнес по обеспечению перевозок пассажиров и грузов будет выгодным и перспективным. Учитывая же пещерное состояние нашей инфраструктуры перевозок — отсут­ствие достаточного количества автозаправочных станций, станций технического обслуживания автотранспорта, терминалов, оборудо­ванных и охраняемых автостоянок, кемпингов, гостиниц и т.д., биз­нес, обеспечивающий инфраструктуру транзитных перевозок будет перспективным и долгосрочным для строительных, нефтеперераба­тывающих, туристических фирм, а также различных предприятий сферы услуг. Развитие всей инфраструктуры перевозок автомати­чески стимулирует основные отрасли промышленного и сельскохо­зяйственного производства, активизирует посреднические услуги, станет выгодным вложением капитала для отечественных и зарубеж­ных банков, а также фирм, занимающихся недвижимостью, позво­лит создать сотни тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест.

2. В сфере переработки республика имеет огромный незадей-ствованный экспортный потенциал, и потому государство поддер­живает деловую активность тех субъектов хозяйствования, кото­рые способны привлечь сюда инвестиции и новые наукоемкие, экологически чистые технологии. Это в первую очередь касается глубокой переработки древесины, льноволокна, фруктов и ягод, отходов электронной промышленности для возврата их элементной базы и цветных металлов в повторный цикл, сапропеля для про­изводства удобрений, а также каменной и калийной солей. К при­меру, освоение технологий глубокой переработки отходов принес­ло американским компаниям с 1985 по 1995 годы 185 миллиардов долларов чистой прибыли. Поэтому все большее число белорус­ских бизнесменов и предпринимателей начинает осваивать техно­логии переработки отходов и поставку сырья отечественным и за­рубежным производителям, что, по различным оценкам экспер-

тов, приносит им от 10 до 15 миллионов долларов чистой прибы­ли в год.

3. В сфере посреднических услуг возникает все больше фирм, ориентирующихся на многосторонний бартер. Например, одна бело­русская фирма (ЗАО) через Интернет вышла на греческую, занима­ющуюся оптовыми поставками овощей, фруктов, экологически чис­тых продуктов детского питания и медикаментов. Греческие парт­неры были крайне заинтересованы в поставках из Беларуси боль­ших партий строительной древесины, калийной и каменной солей, минеральной воды, которая пользуется благодаря своим уникаль­ным свойствам повышенным спросом, желатина, льноволокна и из­делий из него, кордовых и других нитей производства известного могилев-ского комбината, продукции точного приборостроения и машиностроения. Через год, после увеличения оборотного капитала, стороны перешли к мно­гостороннему (выступая посредниками) обмену технологическими новин­ками в области переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, обмену некоторых дешевых и качественных белорусских лекарств и пар­фюмерных изделий на сложную технику для промышленных пред­приятий, оргтехнику и спортинвентарь и т.д. Такая схема привлека­тельна тем, что предполагает использование бартера на первона­чальном этапе и возможность получения быстрых прибылей за счет взаимопоставок и оказания серии посреднических услуг. Многие оте­чественные государственные предприятия, реализуя данную стра­тегию для обеспечения себя наличными деньгами, нашли зарубеж­ных партнеров, используя банки и базы данных Национального цен­тра маркетинга, а также создавая свои странички в Интернете.

С описанной стратегией тесно связан бизнес консалтинговых услуг, обеспечивающих интеллектуальное и информационное сопровождение предпринимательской деятельности — помощь субъектам хозяйствова­ния в поиске партнеров, оформлении договоров и т.д. Согласно опросам, проведенным рядом международных экономических журналов, о возможностях белорусских организаций, компаний и фирм знают от 3 до 7,5% деловых людей в странах Западной Европы, Амери­ки, Японии и Канады. Следовательно, пока мы остаемся для на­ших потенциальных партнеров terra incognita, объем работы у фирм, занимающихся нахождением интересных партнеров для на­ших фирм за рубежом и обеспечивающих экспертизой и консуль-

тациями их взаимодействие, будет большим на длительную пер­спективу.

Огромный потенциал имеется в организации комплекса услуг населению по месту жительства. Ведь во многих "спальных" мик­рорайонах больших городов, а также в маленьких периферийных городах и сельской местности инфраструктура услуг остается ми­нимальной, представлена в основном домами быта. Широкий диа­пазон услуг сельскому населению в обмен на сельхозпродукцию и сырье является перспективной стратегией в рамках диверсифика­ции деятельности даже для ряда промышленных предприятий и фирм, способных тем самым связать оторванных от многих благ цивилизации жителей села и торговые, коммерческие предприя­тия города. Данную стратегию легче реализовывать мелким и сред­ним фирмам, специализирующимся на оказании комплекса разно­образных услуг, максимально приближая их к местам проживания или работы больших групп потребителей, что позволяет этим фирмам закрепиться на рынке услуг.

4. В сфере организации досуга перспективными будут стратегии, удов­летворяющие потребности населения посредством развития индустрии раз­влечений. Это прежде всего относится к развитию сети рестора­нов, кафе, баров, бистро, аптек, дискоклубов, видиотек, фоно­тек, Internet-клубов, предоставляющих широкий набор образова­тельных, развлекательных и иных услуг, спортивных и игровых клубов, тренажерных залов, саун, бань, бассейнов, больших "фаб­рик услуг", размещенных под одной крышей, что очень удобно для многих людей, которые в одном месте могут купить продук­ты, товары, отдохнуть всей семьей и т.д.

Особо следует сказать о туристическом бизнесе. Он динамич­но растет в количественном и качественном отношении. Например, каждый шестой работающий гражданин России занят в настоящее время в сфере туризма или его обеспечения. По прогнозам экспер­тов, потенциал туристического бизнеса в Беларуси оценивается в 1,5 млрд. долларов при тенденции к увеличению за счет разработ­ки краткосрочных туристических маршрутов по национальным пар­кам и заповедникам с целью охоты и экскурсий, по старинным замкам, музеям республики, местам старинных народных промыс­лов, базам отдыха, а также строительства современных комфор-

табельных гостиниц и кемпингов, в том числе и вдоль оживленных автострад. Потенциальными клиентами туристических фирм явля­ются многочисленные представители белорусских диаспор из та­ких стран, как Польша, Америка, Канада, Австралия, Англия и др. Продуманная организация для них разнообразной культурной программы в сочетании с посещением мест проживания их предков позволит получить в их лице не только клиентов, но и заинтере­сованных партнеров, спонсоров различных проектов, дополнитель­ную рекламу своих фирм за рубежом.

Кроме рассмотренных сфер с имеющимися в них перспективными стра­тегиями, целесообразно обратить внимание на возможности, которые от­крываются для отечественного бизнеса при создании государством сво­бодных экономических зон (СЭЗ) и еврорегионов. Льготное налогообло­жение, упрощенный характер регистрации фирм, деловые контакты с боль­шим количеством зарубежных партеров и привлечение в свои проекты их инвестиций и тд. можно использовать путем создания в СЭЗ своей торго­вой, дилерской сети, франчайзных предприятий и СП, что будет соответ­ствовать целям социально ориентированной рыночной экономики, декла­рируемой государством.

Некоторые из рассмотренных схематично в данном параграфе перс­пективных стратегий бизнеса задают необходимый угол зрения, позволя­ющий деловым людям и тем, кто еще выбирает свой путь в бизнесе, увидеть возможности, понять, что даже наличие ограничений есть, с другой сторо­ны, побудительный мотив преобразовать ваше дело, встроить его в новую нишу либо создать таковую или, наконец, при общем унынии конкурентов в угасающей сфере предложить нечто новое, до чего они не доду­мались. Такой подход, на взгляд авторов, является более продук­тивным и полезным во всех отношениях.

О том, как обеспечить его необходимым творческим инновационным мышлением, умелой организацией управления и принятия решений, пой­дет речь в следующем параграфе книги.

ГЛАВА И. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ — ОСНОВА УСПЕШНОГО

БИЗНЕСА

2.1. Использование принципов "мышления полного спектра" в организации бизнеса

Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому,

чтобы быть свидетелем неправды.

Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды.

Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих

и превращают дело правых.

Шесть дней работай, а в седьмый день покойся, покойся и во время посева и жатвы.

/Исход, 23:1,2,8,21/

Каждый человек, и особенно менеджер, ежеминутно ищет ответы на какие-либо вопросы. Находясь в этом естественном для себя состоянии, большинство людей даже не задумывается над тем, возможно ли с их типом мышления достичь желаемого ре­зультата. Как бы само собой разумеется, что все люди мыслят в рамках формальной логики, используя для этого общие принципы и понятия, а также воспринимают окружающий мир при помощи схем, заложенных в них системой воспитания и образования опре­деленной культуры. Между тем всем известно, что гении, изобре­татели, новаторы — это люди "не от мира сего", чтобы быть гениальным — надо быть немножко сумасшедшим, говорим мы. Что же делает людей гениями? Возможно ли повысить потенциал своего творчества и сделать его основным инструментом своей де­ятельности? На эти вопросы можно ответить положительно, если

понять сущность концепции латерального мышления всемирно из­вестного психолога Эдварда де Боно, которое называют еще "мыш­лением полного спектра" [8]. Но вначале зададимся все- таки воп­росом: "В чем же проявляются недостатки нашего обычного, или, как называет его Эдвард де Боно, вертикального мышления, что вызывает необходимость латерального мышления?"

Ответ на этот вопрос достаточно прост. Наше обычное, верти­кальное мышление обрабатывает информацию изначально задан­ным способом. У него есть свои преимущества, но есть и огромные недостатки. В частности, мыслительный аппарат легко создает кон­цептуальные модели, но с трудом перестраивает их, когда появля­ется необходимость этого. Он не всегда позволяет посмотреть на проблему под иным углом зрения, принципиально по-иному, в другой системе координат. Именно такие недостатки вызывают потребность в латеральном мышлении, которое по своей сути не подменяет вертикального, а дополняет и усиливает его возможности. Проил­люстрируем данное утверждение, сделав сравнительный анализ до­стоинств и недостатков вертикального и латерального мышления.

1. Вертикальное мышление — избирательно, латеральное созидательно.

Правильность — вот что определяет лицо вертикального мыш­ления, является его визитной карточкой. Все, что нелогично, т.е. противоречит имеющимся научным данным и установившимся схе­мам их анализа, вызывает протест вертикального мышления. Это выражается в выборе им какого-то единственного пути действий и отбрасывании всех остальных возможных вариантов.

Латеральное же мышление не занимается отбором — оно стремится изыскать новые возможности. Вертикальное мышление выбирает наиболее перспективное решение проблемы, а лате­ральное направлено на создание возможно большего числа аль­тернативных решений. Пользуясь вертикальным мышлением, че­ловек старается выбрать наилучший вариант, а владея мышлени­ем латеральным, он занят самим процессом созидания новых идей.