logo search
Глушаков / Глушаков - Совроеменные технологии маркетинга менеджмента и практической психологии

5.4. Франчайзинг

Величие некоторых дел состоит не столько в размерах,

сколько в своевременности их.

/Сенека Младший/

Человек, которому повезло, — это человек, который делал то,

что другие только собирались сделать.

/Ж. Ргнан/

Многие предприниматели, которые обладают достаточными знаниями и опытом, а также те, кто еще только думает начать свое дело, имея для этого стартовый капитал и желание активно работать, выбирают франчайзинг в качестве оптимальной формы организации бизнеса. Тому есть ряд причин. Во-первых, как свиде-

тельствует статистика, предприятия, основанные на принципах фран­чайзинга, распадаются лишь в 5~8 случаях из 100 в первые несколь­ко лет своей деятельности. Это очень хороший показатель устойчи­вости, учитывая, что подавляющее большинство мелких и средних фирм, основанных на других формах собственности, "сходит со сце­ны" в первые 1,5-2 года. Во-вторых, франчайзинг позволяет вести взаимовыгодный бизнес крупным и мелким фирмам, и даже отдель­ным предпринимателям. В-третьих, это очень динамичная и конку-рентоустойчивая форма организации бизнеса за счет использования совокупных возможностей участвующих в нем сторон.

Так в чем же суть франчайзинга, который имеет столько пре­имуществ? Франчайзинг — это метод ведения бизнеса, основанный на взаимовыгодном соглашении (франчайзе) между крупной и мел­кими фирмами, а также отдельными предпринимателями.

Франчайза — лицензия, выданная крупной корпорацией сети мелких фирм, бизнесменов и предпринимателей, в соответствии с которой франчайзер (обычно крупная компания) обязуется постав­лять своим более мелким партнерам, действующим в рамках зара­нее оговоренной территории, свои товары, услуги, рекламные ус­луги и другие технологии менеджмента, за что мелкая фирма или предприниматель (франчайзи) обязуется предоставлять франчайзе­ру услуги в области реализации его товаров, менеджмента или мар­кетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию часть своего капитала.

Одним из важнейших условий заключаемого договора явля­ется обязательство мелкой фирмы или предпринимателя (фран­чайзи) иметь деловые контакты только с компанией-франчайзе­ром, а также вести бизнес по его технологии. Примером этого могут служить сотни компаний и корпораций, имеющих широ­кую сеть франчайзи по всему миру, такие как "Макдональдс", "Адидас", "Кока-Кола" и др. Например, франчайзинг "Дока-пиц­ца" включает поставку оборудования и технологии, обеспечение материалами и рекламой (вывески, наклейки, фирменные упа­ковки, рекламные плакаты и буклеты, методические рекоменда­ции персоналу и т.п.), а также организацию обучения и предос­тавление оригинальных фирменных рецептов, т.е. практически все, что необходимо для открытия своего дела.

Число франчайзных предприятий стремительно растет во всем мире. В США, к примеру, франчайзными соглашениями охвачено более полумиллиона малых фирм, и ежегодно их число возраста­ет на десятки тысяч.

Франчайзи может возникнуть и иметь самую различную фор­му: дилера, торгового предприятия, дочернего предприятия, фи­лиала лицензиата и т.д., — используя для успеха своей деятельно­сти, помимо всего остального, фирменный знак франчайзера, что крайне важно для клиентов, стремящихся получить качественные товары и услуги.

Крупным фирмам франчайзинг позволяет резко увеличить свою мо­бильность и оперативность параллельно в нескольких регионах и даже странах, задействуя возможности франчайзи для рекламы своей продукции, ее продажи, а также базы проведения маркетинговых исследований.

Наиболее существенные достоинства франчайзинга:

луг;

• возможность покрывать часть стоимости используемых техники, тех­ нологии и рекламы за счет средств франчайзера;

■ высокое качество, разнообразие, приемлемая цена и возможность ин­ дивидуализации товаров, выпускаемых на крупных фирмах;

■ постоянный учет запросов покупателей в рамках реализации агрес­ сивного и сетевого маркетинга, создающих клиентов и удерживающих их путем предоставления различных дополнительных услуг,

• низкие цены даже при работе в розницу за счет изначальных круп­ ных оптовых поставок на региональные склады и в торговые центры.

Недостатками данной формы объединений являются:

■ практика отказа крупных компаний-франчайзеров своим франчай­ зи в получении небольших контрактов;

■ частые ограничения франчайзи в возможности получения права На технологии "ноу-хау" и новинки технологий менеджмента;

Основные виды франчайзинга — товарный и деловой. То­варный франчайзинг предусматривает продажу франчайзи партий различных товарных групп франчайзера с определенной суммой взыскиваемых с них платежей. В ряде случаев эти платежи свя­заны с оплатой гарантийных услуг и расходов, которые несут стороны на осуществление различных видов рекламы. Деловой франчайзинг реализуется посредством заключения различных ви­дов и форм соглашений по оказанию услуг и предоставлению прав осуществлять бизнес в конкретной форме в течение опре­деленного времени и в конкретном месте. Например, государ­ство выделяет средства на целевые программы в области эколо­гии, здравоохранения, обеспечения населения каким-либо ви­дом товаров, услуг и т.д. После этого оно объявляет тендер с целью привлечения к реализации данных программ тех фирм, которые предложат лучшие условия. Фирмы, выигравшие тен­дер, получают государственный заказ на выполнение опреде­ленных видов работ и оказание услуг и имеют возможность ис­пользовать выделяемые государством на эти цели финансовые средства.

Франчайзинг выступает также и одной из привлекательных форм приватизации. Он представляет собой выкуп имущества, при котором предпринимателю на определенных условиях передается производство каких-то товаров или услуг с правом пользования государственной собственностью.

Чтобы договор между сторонами защищал в равной степени их права и гарантировал от неудачи из-за того, что не были учтены какие-либо важные сто­роны деятельности, необходимо выяснить следующее:

• имеются ли у франчайзи технические возможности для реализации продукта, а у франчайзера — для оказания услуг;

■ уникален ли продукт франчайзера в сравнении с продукта- ми конкурентов;

• гарантирована ли своевременная поставка франчайзером продук­ ции, комплектующих, сырья и т.п.;

■ возможны ли потери в иностранной валюте из-за особеннос­ тей ее конвертации;

• имеются ли какие-либо ограничения, которыми регулиру­ ются цены на продукцию и услуги;

Только после такого анализа целесообразно принимать оконча­тельное решение о возможности использования франчайзинга обеими сторонами, а также о том, что лучше всего сделать предметом дого­вора — сдачу франчайзи в аренду имущества, недвижимости, обору­дования, права реализовывать продукцию или оказывать услуги, пе­репродавать собственность франчайзера или иное. Сами объемы фи­нансовой деятельности в рамках франчайзинга заставляют задуматься о пределах его эффективности. Так, еще в начале 90-х годов в США оборот франчайзных фирм превысил 700 млрд. долларов. Через фран-чайзинговую систему осуществлялось свыше 30% всей розничной тор­говли, общий объем которой достиг почти 2 трлн. долларов. Большая его часть приходилась на продажу автомобилей и сопутствующих то­варов, а также на доходы автозаправочных станций.

Отмеченные особенности франчайзинга позволяют говорить о перспективности его использования в Беларуси, особенно учитывая ее выгодное геополитическое положение и статус транзитного госу­дарства, близко расположенного к потенциально привлекательным

для различных крупных компаний рынкам России, Украины и стран Балтии. Для большого же числа мелких фирм, а также для бело­русского государства франчайзинг предоставляет уникальную воз­можность привлечения и использования на своей территории все­го потенциала научно-технического прогресса и современных тех­нологий менеджмента, имеющегося у наиболее экономически раз­витых стран мира.