logo search
Глушаков / Глушаков - Совроеменные технологии маркетинга менеджмента и практической психологии

1.1. "Воспоминания о будущем": мир экономики, политики и культуры в XXI веке

Если бы Бог предложил мне на выбор в правой

руке всю истину, а в левой единое вечное стремление

к истине, я принял бы во внимание, что сама истина

существует только для Бога, и почтительно попросил

бы Его отдать мне то, что лежит в Его левой руке.

/Лессинг/

Concordia domi foris pax — "согласие в стране — мир за рубежом", говорили древние. Шаг в мир третьего тысячелетия — это переход созна­ния людей от уровня "национальных квартир" к уровню общепланетар­ной цивилизации для совместного решения глобальных проблем. У пи­лотов есть выражение — "точка возврата", которое означает необходи­мость разворота самолета в сторону базы, если в баках осталась полови­на топлива, иначе приземление будет невозможно. Человечество мино­вало эту точку в 1985 году, когда впервые выбрало из природы 185 мил­лиардов тонн вещества — половину того, что она вращает в годовых циклах. С тех пор мы только приблизили катастрофу. Только в 90-х го­дах общие запасы природных ресурсов сократились на 30%, и по основ­ным видам их осталось на 40—60 лет при нынешних темпах добычи. Но потребности людей стремительно растут. Сегодня для удовлетворения потребностей среднестатистического американца и европейца из приро­ды ежегодно черпается 30 тонн вещества. Из них 90-95% идет в отходы, убивая природу. В кислородном долгу у человечества вот уже десятиле-

тия живет Америка, выбрасывающая половину всего тепла в ат­мосферу. Немногим более 9% землян имеют личные автомобили, которые, однако, на 11% загрязняют и одновременно разогрева­ют атмосферу. Даже при нынешних тенденциях расчетное потеп­ление климата через 30-35 лет на 3-5 градусов приведет к тая­нию ледяных шапок планеты и повышению уровня мирового оке­ана на 0,8-1,2 метра и на 2,5-3 метра — мировых морей- Поэтому уже сегодня США и скандинавские страны тратят миллиарды долларов на строительство дамб, молов и других защитных со­оружений.

Но гораздо большую опасность для человечества представляет его собственное мышление, неспособное понять в глобальном масштабе оче­видную истину: нельзя строить дальнейшее развитие на уничтожении сре­ды своего обитания! Однако технологическая база мировой экономики, выступающая средством преобразования мира, разрушает его, и челове­ческая деятельность уничтожает природу.

Может ли быть иначе? Да. Природа планеты — идеальная, гармо­ничная система, являет собой образец единого безотходного комплек­са, в котором отработанные вещества одной части становятся основой для развития другой. Весь мир природы живет по закону жертвы. Мине­ралы жертвуют собой, давая жизнь растениям. Растения жертвуют со­бой, давая пищу животным, а те, в свою очередь, жертвуют собой ради людей. Только человек, пока еще, берет, ничего не отдавая взамен. Ни миру природы, ни своим ближним, поскольку сотни миллионов людей ежегодно умирают от голода и болезней, а разница в десятки раз между уровнем жизни развитых и развивающихся стран до сих пор не стала проблемой, для решения которой объединились бы усилия всех госу­дарств.

Между тем невозможность из-за политических, экономических и куль­турных противоречий распространить наукоемкие, безотходные, экологи­чески чистые технологии на весь мир является одной из главных причин, блокирующих решение названной и других глобальных проблем — энер­гетической, продовольственной, демографической...

Отсутствие единой, с точки зрения глобальных целей разви­тия, мировой экономики не позволяет реализовать на практике три основных принципа, которые обеспечили бы ее функциониро­вание в гармонии с природной средой. Это принципы экологичное-

ти, экономичности и системности в рамках концепции "устойчиво­го развития". Принцип экологичности означает необходимость ис­пользования в качестве основы мировой экономики экологически чистых технологий, возвращающих отходы в повторный цикл пе­реработки. Принцип экономичности означает рациональное распре­деление труда и специализацию национальных экономик в рамках мировой экономики, а также усвоение различными обществами безопас­ных для природы стандартов потребления. Принцип системности предпо­лагает распространение передовых технологий, экологически универсаль­ных стандартов потребления и даже образа, качества жизни и технологий менеджмента на весь мир. В противном случае нас всех ожидает общий финал — экологический коллапс, но прежде — полоса "холодных" и "го­рячих" войн за природные ресурсы.

Об этом уже сегодня "сигналят" нам навязываемые наиболее экономически развитыми странами подходы к международному раз­делению труда, схема односторонних преимуществ которых оче­видна. Ее суть в том, чтобы выносить в страны "третьего мира" технологии "второй волны", использовать их дешевые природные и людские ресурсы, ухудшая экологическую ситуацию на чужой территории, а созданные там конечный продукт и сверхприбыль вывозить на территорию "метрополии". Данная схема естественна, в первую очередь, для европейских государств, вынужденных ре-ализовывать свою национал-социалистскую природу, суть кото­рой заключается в удовлетворении постоянно растущих разнооб­разных социальных потребностей граждан за счет ресурсов, лежа­щих вне национальных границ, по направлениям наименьшего со­противления. А таковыми являются нещадно эксплуатируемые при­родные ресурсы и людской потенциал развивающихся стран.

Еще одной важной тенденцией, которая, усиливаясь, будет многое оп­ределять в третьем тысячелетии, является формирование двухполюсного мира — и внутри наиболее развитых государств, и между различными государ­ствами. Так, в странах, формирующих институты информационного обще­ства, происходит процесс своеобразной интеллектуальной дифференциации населения. Подавляющее большинство граждан в силу объективных и субъективных причин не может и не способно освоить ту сумму знаний и навыков, которая дает им возможность разрабатывать, применять и управ­лять наукоемкими технологиями. Поэтому они фактически обречены на роль

"людей толпы", простых обывателей, в отношении которых 3-5% населения, являющиеся научной и интеллектуальной элитой, будут все более применять различные технологии манипулирования и зомбирования массового сознания. Уже сейчас на телевизионных ка­налах с использованием технологий нейролингвистического програм­мирования, воздействующего на подсознание людей и побуждаю­щего его к определенным поступкам, опробуются варианты поли­тической и коммерческой рекламы. Попавшая в СМИ информация о разработках психотропного и психотронного оружия позволяет го­ворить о возможности направленного воздействия, как на отдель­ных людей, так и на группы, программируя человеческие выборы в самых различных областях жизнедеятельности.

Что касается межгосударственных отношений, то мир по-прежнему делится на блоки государств, отстаивающих свои инте­ресы, на разительно отличающиеся между собой богатые и бед­ные страны, а также на исключающие взаимный диалог нацио­нальные культуры. Последнее особенно проявляется в отношениях между христианскими и мусульманскими странам. Часть разви­вающихся аграрных стран, пройдя всего за несколько десятилетий путь до постиндустриальных "новых тигров", во весь голос заяви­ли о себе и заставили считаться с собственными амбициями США и старую богатую Европу. В ранг сверхдержав, кроме наращиваю­щих свою мощь Германии и Японии, стремительно входят Китай, Индия и Индонезия.

Эпоха объединенного общепланетарной судьбой человечества начина­ется, увы, с новых серьезных противоречий и порождаемых ими новых про­блем. Устремясь к космическим мирам и перенеся за пределы планеты часть своей научно-производственной деятельности, мы, как и раньше, задаем воп­рос: "Куда ты идешь, человек?"

Следовательно, первая половина XXI века будет своеобраз­ным "моментом истины" агонизирующего индустриального обще­ства с присущими ему наукой, культурой, мышлением людей, экономикой и принципами социальной организации, вступившего в период "родовых схваток" пост-индустриального, информацион­ного общества. Именно в это время в рамках человеческой куль­туры и цивилизации должен быть найден вопрос о принципах сосуществования и развития. Учитывая непрекращающийся демог-

рафический взрыв в странах Азии, Африки и Латинской Америки, который приведет к удвоению численности населения планеты уже во второй трети XXI века, и их неспособность самостоятельно решить большую часть социальных проблем, первая половина гря­дущего века будет неизбежно сопровождаться национальными и региональными социально-экономическими кризисами и конфлик­тами. По прогнозу, сделанному Международным институтом при­кладных системных исследований, доля развивающихся стран в общей численности населения Земли возрастет с 78% в 1990 г. до 86% в 2030 г. и 88% в 2070 г., а затем начнет падать.

Таблица 1

Различные тенденции в изменении численности населения бу­дут наблюдаться по регионам, что очень важно знать предприни­мателям и бизнесменам, вырабатывая стратегию деятельности своих предприятий и фирм на новых, перспективных рынках. Наиболее высокими темпами будет расти население Африки (в 5,1 раза за 110 лет), Южной и Центральной Америки (в 2,5 раза) и Азии (в 2,4 раза). Наиболее низкими темпами — Японии, Австралии и Новой Зеландии (всего на 5% за 110 лет), Западной Европы (13%) и Вос­точной Европы (24%) [1]. Важное значение для понимания процес­сов, происходящих в мировой экономике, имеет также знание дол­госрочных тенденций развития уровня потребления населением раз­личных материальных и духовных благ. Анализ опубликованных данных [2] по 101 стране, где проживает более 9/10 населения Земли, дает следующую картину. Если сопоставить уровень и ди­намику валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, то в 1987 г. в высшей группе по этому показателю находилось 18 стран со среднедушевым уровнем ВВП 66% и выше к уровню США, в которых проживало 15% населения. Из них 12 стран — в Западной Европе, 2 — в Северной Америке, 4 — в Азии.

Средний уровень душевого дохода от 25 до 65% к США име­ли 25 стран, в которых проживало 814 млн. человек. Это 4 запад-ноевропей-ские, 4 — восточноевропейские (включая СССР), 1 — из Северной Америки, 7 — из Центральной и Южной Америки, 7 — из Азии и Океании и 2 — из Африки.

Уровень среднедушевого ВВП в 4-10 раз меньший, чем в США, имели 22 страны: 9 из Центральной и Южной Америки, по 6 из Азии и Африки и 1 — из Восточной Европы.

К наиболее бедным, с уровнем среднедушевого дохода в 10-53 раза меньшим, чем в США, относились 36 стран. Из них 26 из Африки, 7 — из Азии (в том числе Китай и Индия) и 3 страны из Центральной Америки. За последующие пять лет, с 1987 по 1992 г., у 51 страны отставание от США сократилось, у 45 — увеличи­лось, у 4 — не изменилось.

Расчеты различных международных экспертов говорят о том, что при оптимистическом сценарии развития событий разрыв в Уровне жизни, а следовательно и в емкости национальных рын­ков, между развитыми и развивающимися странами может сокра-

титься к 2020 г. с 11 до 5~6 раз. Это станет возможным при ускоре­нии темпов личного потребления на душу населения в развиваю­щихся странах в 1,5-2 раза и в некотором замедлении таковых в развитых странах на основе сдвигов в структуре потребления в сторону духовных благ. Но самое главное, эти изменения станут возможными при сокращении 25-30-кратного разрыва в уровне производительности труда между ними.

Отмеченные и ряд других тенденций получили достаточно ра­дикальную интерпретацию в подзаголовке книги "Соревнование к 2000 году" немецкого политика и ученого Фрица Бааде: "Наше будущее: рай на Земле или самоуничтожение человечества"[3].

Книга Ф. Бааде, как и многие другие футурологические про­изведения, содержит оптимистический и пессимистический сцена­рии развития событий. Первый базируется на возможностях науч­но-технического прогресса, способного решить большую часть про­блем человечества. (Этот вопрос более подробно мы рассмотрим дальше.) Реализация же пессимистического сценария будет опре­деляться исходом единоборства человеческого разума и безумия. Существуют три фактора, которые таят в себе серьезную угрозу победы второго из начал человеческой природы.

Первым фактором является опасность для мира "атомных на­ций", особенно в век распространения ядерных технологий. Помимо этого, простое перечисление видов оружия массового уничтоже­ния, которым обладают десятки стран (ядерное и термоядерное, химическое и бактериологическое, климатическое и космическое, биологическое, психотропное и психотронное, генетическое и ра­диологическое), заставляет задуматься об исходе этой борьбы.

Второй фактор — это огромный комплекс иррациональных, аморальных и мазохистских, стереотипов и догм, скопившихся в умах людей за предшествующие эпохи, в течение которых прошло почти 15 тысяч войн и погибло более 3 миллиардов человек. Исто­рия войн и противостояния не могла не оставить свой глубокий след в человеческой психике и менталитете, деструктивным обра­зом повлияла на основы мировоззрения и самооценку человека.

Третий фактор — непостижимая неспособность политических и культурных элит современных государств, несмотря на имеющи­еся ресурсы и возможности, выработать механизм диалога как

единственного процесса, в рамках которого возможно решение глобальных проблем.

Таким образом, человечество должно за исторически ничтож­ный промежуток времени — всего лишь за половину следующего столетия — найти способы решения и решить сверхзадачу — уст­ранить проблемы, которые оно накапливало в течение всей своей предыдущей "биографии". Своеобразным подведением итогов много­численных попыток футурологов "обогнать время", заглянув в бу­дущее, стала книга всемирно известного футуролога Джона Нэсби-та и писательницы Патриции Эбурдин "Мегатенденции: год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы", вышедшая в США в 1990 г. и опубликованная в русском переводе в 1992 г. Быстро став бестсел­лером и будучи названа "калиткой" в XXI век, она содержит следующие слова: "Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами. И по мере приближе­ния третьего тысячелетия вся наша деятельность, которая, в конце концов, и определит наш выбор, даст ответ и на другой вопрос: что значит быть чело­веком?" [4]. Внимательный анализ механизмов возникновения, формирова­ния и развития социальных закономерностей и тенденций позволяет в насто­ящее время увидеть существенные черты нашего будущего — той потенци­альной реальности, основные контуры которой формируются нами сегодня.

Первой отличительной чертой переживающей ныне свое ста­новление постиндустриальной цивилизации является постепенное возрождение гуманизма и расширение сферы христианства. Благо­даря научным исследованиям, постепенно на уровне общественно­го сознания, а иногда и государственном, происходит поворот к пониманию космичности жизни, ее вневременному характеру, все­ленскому предназначению и ответственности.

Это выражается, во-первых, в становлении ноосферы — сферы разума, когда наука становится главной преобразующей природный и социальный мир планетарной силой, реализующей принцип компле-ментарности — дополнительности, гармоничного сосуществования природы и общества. Наиболее отчетливо это видно на примере развития современной Японии, объявившей о переходе в начале следующего века на всеобщее высшее образование и развивающей свою экономику на основе применения наноэлектроники (сборке схем и механизмов на атомном и молекулярном уровнях), биотехнологии и информационных технологий. При этом человек все больше выводит-

ся из непосредственного процесса производства, заменяется робота­ми и гибкими производственными системами. Развитие экономики строится в рамках гармоничного функционирования всех элементов j сложной системы "человек — система машин — культурная среда — природная среда". Усложнение техники и совершенствование техно­логий носят подчиненный характер, выступая в качестве средства формирования гармоничного мира, в котором бы комфортно жилось человеку. Глубокое понимание красоты и самоценности природы — колыбели человечества, умение ценить и сохранять ее стало одной из главных черт национального характера, ориентировало экономи­ческое развитие по пути демилитаризации, глубокой переработки всех природных ресурсов, создания материалов с заданными свой­ствами и применения во всех сферах человеческой жизни наукоем­ких, экологически чистых технологий. В этом плане Япония может рассматриваться как эталон пути к ноосферной цивилизации. Однако эти достижения сопровождаются "выжиманием пота" из персонала фирм в чрезвычайно интенсивно функционирующих производствен­ных системах с жесточайшей дисциплиной труда и конкуренцией.

Во-вторых, происходит стремительное изменение статуса и роли на­уки, которая, однако, все более выходит из-под контроля обществ и свои­ми разработками открывает как величайшие возможности совершенство­вания мира, так и новые способы его уничтожения. К сегодняшним науч­ным достижениям, способным кардинально изменить условия и характер человеческой жизнедеятельности, можно отнести следующие:

• роботы пятого поколения, обученные самостоятельно искать информацию, анализировать ее и усложнять программу собственного развития, а при наличии элементной базы — создавать свои копии;

• генная инженерия, способная сегодня из любой живой клетки выра­ щивать ткани, органы и даже точные копии живых организмов, воссозда­ вать при помощи клонирования точную копию мозга, задавать направле­ ния умственных и физических способностей младенцев на эмбриональном уровне, а также совместно с микрохирургией пересаживать живые орга­ ны, включая голову;

В-третьих, приоритетную роль в жизни общества начинает играть культура, так как, достигнув высокого уровня удовлетворения первич­ных потребностей, многие люди могут далее реализовать свой личностный потенциал на работе и в быту, в основном через приобщение и деятель­ность в сфере высокой культуры. Развитие духовности, творческого мыш­ления, эмоциональной сферы, эстетических способностей непосредствен­ным образом влияет на качество и даже стиль жизни. Они все более опреде­ляются степенью развитости общей культуры людей. Революция в сфере культуры — это не только быстрый качественный и количественный рост ее направлений и форм, но и техническая возможность приобщения к высо­кой культуре значительного числа людей прямо в своих домах при помощи мультимедийных компьютерных систем. Вместе с тем постепенно умень­шается спрос на массовую, низкоинтеллектуальную, нацеленную лишь на праздное времяпрепровождение культуру индустрии развлечений.

В-четвертых, кардинально изменяются содержание, формы и методы образования. Оно нацеливается теперь на развитие личнос­тей, развитие самобытных индивидуальных способностей каждого

человека. Ускоряется процесс информатизации образования с при­менением активных технологий обучения в рамках не узкоспециа­лизированной, а политехнической подготовки, где большой удель­ный вес имеют гуманитарные дисциплины, формирующие культу­ру мышления, речи, поведения и деятельности. Образование стано­вится непрерывным, охватывающим все стадии жизненного цикла каждого человека и обеспечивающим его постоянную адаптацию к скачкообразному процессу увеличения количества научной инфор­мации, которое удваивается в настоящее время каждые 1,5 года. Поэтому уже сейчас становится естественной смена людьми несколь­ких профессий и специальностей в течение 10-15 лет.

В-пятых, формируются элементы новой этики на межлично­стном и социальном уровнях, которые проявляются в выработке механизмов диалога и взаимных компромиссов. В ряде государств с развитыми институтами демократии естественным считается при­оритет прав личности, уважение и признание прав всех мень­шинств, наличие конструктивной оппозиции подконтрольной из­бирателям власти, финансовая поддержка государством полити­ческих партий, оперативно доводящих до властей интересы и потребности различных социальных групп для выработки и про­ведения социальной политики, основывающейся на общезначи­мых идеалах и ценностях.

В-шестых, происходит замена нивелирующей индивидуальные идеа­лы граждан и доминирующей государственной идеологии различными идеологиями и философиями жизнедеятельности, взаимно дополняющими друг друга. Свобода и выбор вероисповедания стали реальностью в боль­шинстве государств и постепенно наполняют жизнь людей большим ду­ховным содержанием, проясняя смысл и определяя цели земной жизни.

Таким образом, свободный и реализующий в разнообразном творче­стве свои потенциальные способности человек становится содержанием и высшей целью новой модели общества. Это является предпосылкой циви­лизованного разрешения в будущем межличностных, социальных, межго­сударственных и многих иных проблем, накопившихся между обществом и природой.

Второй отличительной чертой нарождающейся постиндустриальной цивилизации является изменение технологической основы мировой эконо­мики. Она будет определяться:

  1. использованием технических устройств и систем, имеющих безотходные циклы производства конечных продуктов;

  2. ускорением процесса миниатюризации техники, компьютеризаци­ ей и роботизацией все большего числа видов человеческой деятельности для выведения людей из непосредственного процесса производства;

  3. освоением и преимущественным применением все большего числа нетрадиционных источников энергии и ресурсов;

  4. модульным принципом организации многоукладной рыночной эко­ номики;

  1. воздействием государства, направляющим и обеспечиваю­ щим ее эффективное развитие в интересах всего общества;

  2. интернационализацией и глобализацией процессов техни­ ко-экономического взаимодействия и развития государств;

7) перенесением в космическое пространство многих видов экономи­ ческой и хозяйственной деятельности.

Третьей отличительной чертой постиндустриального общества станет изменение направленности экономических тенденций, ко­торое мы можем проследить уже сейчас на примере наиболее экономически развитых стран.

Помимо представленных в таблице, наблюдается -тенденция сокращения периода стратегического планирования, т.к. сокраща­ется длительность жизненного цикла большинства продуктов и ус­луг. Например, за последние 15 лет продолжительность производ­ства вычислительной техники в США сократилась более чем в 7 раз и составляет ныне примерно 6-10 месяцев. А поскольку новую стра­тегию фирмы разрабатывают под новую модель изделия, то и стратегические планы обновляются ежегодно, что делает домини­рующей стратегию монопольного контроля над сегментом рынка при помощи разработки и быстрого предложения потребителям технологической новинки и замещающих видов продукции и услуг.

Четвертая отличительная черта постиндустриального обще­ства — это коренные изменения в его экономической структуре. Главными тенденциями здесь будут следующие:

• резкое сокращение доли государственной собственности;

• регулирование государством экономических процессов через созда­ние для всех субъектов хозяйствования общих "правил игры" и свободной конкуренции, антимонопольного законодательства, а также поддержку воз­никающих и важных для всего общества бизнесов;

• создание большей части национальных ВВП доминирую­ щими на рынке малыми, средними фирмами, а также личными и подсобными хозяйствами при огромном значении для национальных экономик деятельности ТНК, МНК, ФПГ, холдингов и других круп­ ных хозяйственных субъектов;

• увеличение удельного веса интернациональной собственности на базе глобальных систем коммуникаций, транспорта и мониторинга окру­ жающей среды.

Отмеченные и ряд других тенденций позволяют сгруппиро­вать их в виде следующей таблицы.

Таблица 3

Прогноз динамики структуры мировой экономики в период становления постиндустриального общества

(в % к валовому внутреннему продукту; о оптимистический,

п пессимистический сценарий)

Радикальные изменения произойдут в отношениях собствен­ности и распределении общественного богатства между различны­ми группами населения. Значительно возрастет удельный вес лич­ной собственности граждан (жилища, личного транспорта, быто­вой техники, мебели, одежды и т.д.).

Изменится также соотношение мелкой, крупной и частной соб­ственности. Если в 1990 г. оно составляло 1:5,5 в пользу крупной собственности, то к концу XXI века предположительно сократится до 1:2,7-1:4,1 при значительном, примерно в 2,5 раза, сокращении удельного веса государственной и росте в 1,8-2 раза коллективных форм собственности.

Имеющиеся сегодня сдвиги в стоимостной структуре воспроиз­водства помогают выявить тенденции в динамике отношений распре­деления. За счет внедрения ресурсосберегающих технологий и обору­дования в производство уменьшится рост доли амортизации в сто­имости продукции. Сокращая непроизводственные затраты и непро­изводительное потребление, а также заменяя человека системами машин, общество сможет значительно увеличить долю продукта, идущего на личное потребление — индивидуальное и коллективное.

Все отмеченные изменения приведут к радикальным пере­менам в управлении экономикой, которое станет более "софти-

зированным", не нарушающим правила рыночной конкуренции, не подавляющим инициативы и самостоятельности как субъектов хозяйствования, так и персонала непосредственно внутри фирм, в рамках демократических принципов и ситуационных методов менеджмента.

Пятая отличительная черта постиндустриального общества — новые тенденции развития социальных и национальных отно­шений. Вместо классовой борьбы в странах XXI века будут пре­обладать процессы вертикальной и горизонтальной динамики раз­личных социальных групп в условиях увеличивающейся страти­фикации общества. Социальные противоречия обострятся из-за большого количества социальных проблем и невозможности их решения в кратчайшие сроки, что породит очаги региональной напряженности, особенно в первые десятилетия нового века и в развивающихся странах. Высвобождение лишней рабочей силы в городах из-за насыщения производства машинами обусловит ее миграцию в сельскую местность. Экстенсивная же и непрофессио­нальная обработка земли быстро снизит ее плодородие, а также уменьшит общее количество на душу населения, во-первых, из-за роста его численности и, во-вторых, из-за нарастающих про­цессов эрозии, засоления, опустынивания и т.п. Челночные брос­ки больших групп населения, не имеющих работы, из мегаполи-сов в сельскую местность и обратно породят проблемы формиро­вания рациональной социальной инфраструктуры и, соответствен­но, отложенных социальных ожиданий, что приведет к увеличе­нию числа экономических преступлений и росту теневого сектора в экономиках ряда стран. Но по мере совершенствования интег­рационных процессов в Европе и мире в целом, благодаря раци­ональной и справедливой организации международного разделе­ния труда, возникнут предпосылки для доминирования региональ­ных и международных рынков труда над национальными. Это из­менение благотворно скажется на решении многих социально-эко­номических и культурных проблем национальных групп и мень­шинств, что уже во многом удалось сделать скандинавским стра­нам, ФРГ и США. Четко прописанные в законодательстве этих стран права и гарантии свобод национальных и иных меньшинств, доминирующий модульный принцип организации производства по-

зволлют различным диаспорам компактно проживать и работать на небольших территориях, что облегчает решение многих меж­национальных и межконфессиональных проблем.

Шестая отличительная черта постиндустриального общества перспектива отмирания в следующем веке государства и права. Она обусловлена следующими основными причинами и тенденция­ми, которые наблюдаются уже в настоящее время:

■ процессы формирования общеевропейского дома, возникно­ вение еврорегионов в пограничных областях между соседними го­ сударствами, образование новых союзов государств, усиление вза­ имосвязанности и взаимозависимости государств, призванных со­ вместно решать многие региональные и глобальные проблемы, — все это минимизирует роль центральной государственной власти и перераспределяет полномочия в региональные и наднациональ­ ные структуры.

Седьмая отличительная черта постиндустриального общества новые направления в динамике мирового сообщества. Они про­являются б:

■ усилении процесса возникновения новых государств на мес­те прежних империй и бывших колоний, а также стран, насиль­ственно насаждавших долгое время мононациональную культуру в отношении большого числа проживающих на их территории этни­ческих групп;

- усилении интеграционных процессов в мире и появлении но­вых объединений, групп государств, их различных блоков;

Господство западной цивилизации было серьезно подорвано уже в середине XX века, о чем предельно откровенно сказал выдающийся теоре­тик А. Тойнби [7]: "Сегодняшнее западное господство — и это совершенно очевидно — не продержится долго... И по мере того как через новые века и поколения объединенный мир будет постепенно находить путь к равнове­сию между различными составляющими его культурами, западная состав­ляющая со временем займет то скромное место, на которое она и может рассчитывать в соответствии с ее истинной ценностью в сравнении с... другими культурами".

Зная из истории, что перераспределение сфер влияния в мире никогда не проходило безболезненно, можно предсказать волну вооруженных конфликтов между Старым и Новым светом, христианским и нехристианским миром, между наиболее эконо­мически развитыми странами и их "сырьевыми придатками" из "третьего мира" в борьбе за влияние над территориями, богаты­ми природными ресурсами. Но уже сегодня наступает понимание необходимости объединения усилий всех государств в решении глобальных проблем, угрожающих существованию жизни на всей планете. Поэтому грядущая "ломка стереотипов" в вопросах меж­государственных и международных отношений неизбежно долж-

на привести всех нас к единому человеческому сообществу в рам­ках ноосферы — сферы разума.

Таковыми, в общих чертах, видятся нам контуры будущей цивилиза­ции, в том виде, в каком она вызревает сегодня в недрах уходящего в историю индустриального общества.