logo search
ГЭК-2012_вопросы_и_ответы

Все товары можно подразделить на две большие группы:

рис. 3.1.

Товары в невещественной форме достаточно разнообразны и специфичны. Среди них выделяются: наличные и безналичные деньги, валюта, ценные бумаги, информация, права, услуги.

Адам Смит в анализе процесса обмена указывал на наличие в любом товаре одновременно двух различных категорий: «потребительной стоимости» (ценность, полезность для потребителя) и «меновой стоимости» (стоимость, которая позволяет обменивать разные товары в определённых пропорциях друг к другу и каждая из сторон считает такой обмен справедливым).

Товар, как объект коммерческой деятельности имеет четыре основополагающие характеристики:

Первые три – удовлетворяют реальные потребности человека и составляют «потребительную стоимость». Благодаря этим характеристикам продукт приобретает полезность для потребителей и становится товаром.

Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность, т.е. быть общественно полезным благом. Отличительная особенность её состоит в том, что она выступает носителем меновой стоимости, т.е. способности товара обмениваться в известной пропорции на другие товары. Меновая стоимость является формой стоимости, внешним проявлением ее в акте обмена.

У продавца и покупателя интересы на рынке разные. Для покупателя ценность товара заключается в его полезности. Продавец же стремится при реализации товара получить максимальную меновую стоимость (выгоду в виде дохода). Коммерческая деятельность должна обеспечить соединение этих интересов, т.е. в процессе купли-продажи товара должны быть усреднены потери и выгоды продавца и покупателя.