logo
ГЭК-2012_вопросы_и_ответы

Каналы распределения товаров (услуг)

Каналы распределения - это совокупность организаций и отдельных лиц, связанных с передвижением и обменом товаров. Это пути, по которым происходит распределение товаров и услуг от производителя к потребителю.

Каналы распределения можно объединить в три группы:

1. Прямые, когда существуют непосредственные хозяйственные связи между фирмами-контрагентами. Этот вариант используется в случае, когда производитель не желает отдавать часть прибыли посредникам, когда спрос на товар высокий и товар является высокодоходным. Однако производитель, особенно мощный, заинтересован в крупных заказах и транспортных поставках. А это не устраивает мелких торговцев и потребителей. Поэтому, например, для продукции производственно-технического назначения удельный вес прямых поставок не превышает 20%.

2. Косвенные, когда между фирмами-контрагентами находится один или несколько посредников. В этом случае производитель лишается части прибыли в пользу посредника. Несмотря на это, привлечение посредников объясняется их непревзойденной эффективностью. Попутно заметим, что в России наблюдается неоправданный резкий перекос в соотношении доходов производителей и посредников в сторону вторых.

3. Смешанные, когда с определенной группой потребителей устанавливаются прямые связи, а с остальны¬ми — косвенные. Или когда по одним видам продукции контакты с заказчиком непосредственные, а по другим — опосредованные.