logo
ГЭК-2012_вопросы_и_ответы

Третий этап.

1971-1990 гг Третий этап эволюции превратил маркетинг в доктрину современного бизнеса, философию, основное сред­ство коммуникаций между фирмой и окружающей ее средой. Маркетинг становится одним из главных элементов стратегического управления, который направлен на адаптацию к внешней среде. Маркетинговая деятельность превра­щается из односторонней связи предприятия с рынками - в диалог фирмы с покупателем.

Все большее внимание уделяется исследова­нию и моделированию поведения потребителя. Происходящие процессы обусловлены НТП, конкурентной борьбой, необходимостью обновления ассортимента и увеличением финансовых рисков, обострение сырьевой и энерге­тической проблем и т.д.

В середине 80-х ситуация на рынке сложилась так, что условия процветания отдельных предприятий или стра­ны, зависели не от уровня развития технологий, но от эффективности маркетинга. В странах с высоким уровнем развития маркетинга до­статочную эффективность его использования обеспечивают такие факторы, как высокие темпы развития инфраструктуры маркетин­га, (т.е. создание различных самостоятельных предпринимательских структур, занимающихся всем спектром вопросов, связанных с маркетинговой деятельностью предприятий, на профессиональной основе); постоянное увеличение размеров инвестиций на реализацию маркетинговых программ; совершенствование тех­нических средств маркетинга;

Маркетинг будет развиваться под влиянием про­исходящих изменений воспроизводства, реализации об­щественного продукта и функционирования капитала. Существуют следующие возможные направления развития маркетинга в бли­жайшие годы:

Можно полагать, что индивидуализированный маркетинг, представляет четвертый этап эволюции маркетинга. Процесс базируется на уникальном явлении, происходящем в современной экономике - "демассификация". Общество «массового потребления», созданное НТР, все интенсивнее дифференцируется. Массовый рынок раскалыватся на мини рынки, требующие непрерывно расширяющегося диапазона моделей, типов, размеров, цветов и соответствия требованиям потребителя.

Эволюция концепций маркетинга

Годы

Концепция

Идея

Инструментарий

Цель

1860-1920

Производственная

Произвожу то, что могу

Себестоимость, производительность

Совершенствование производства, рост продаж, максимизация прибыли

1920-1930

Товарная

Произвожу качественные товары

Товарная политика

Совершенствование потребительских свойств товара

1930-1950

Сбытовая

Развитие сбытовой сети

Сбытовая политика

Интенсификация сбыта за счет коммерческих усилий по продвижению товаров

1960-1980

Традиционного маркетинга

Произвожу то, что нужно потребителю

Комплекс маркетинга, исследование потребителя

Удовлетворение нужд и потребностей целевых рынков 

1980-1995

Социально-этического маркетинга

Произвожу то, что нужно потребителю, с учетом требований общества

Комплекс маркетинга, исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг

Удовлетворение нужд потребностей целевых рынков при условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды

С 1995 г. по настоящее время

Маркетинга взаимодействия

Произвожу то, что удовлетворяет потребителей и партнеров по бизнесу

Методы координации, интеграции и сетевого анализа, комплекс маркетинга

Удовлетворение потребностей потребителей, интересов партнеров и государства в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия