logo search
ГЭК-2012_вопросы_и_ответы

Ситуационный подход

Ситуационный подход утверждает, что эффективность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует бесконечное число факторов как в организации, так и в окружающей среде, не существует «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует ситуации.

В оригинале данный подход называется contingency approach –зависящий от случайностей, от ситуации. На основе данного подхода появился метод обучения – «методом ситуаций» (case method), широко применяемый в обучении менеджеров путем анализа примеров из практики управления. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность.

Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс.

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Иметь понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций имеет свои сильные и слабые стороны в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия – как положительные, так и отрицательные – от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект с конкретными ситуациями, тем самым - обеспечивая достижение целей наиболее эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Успех или неудача ситуационного подхода, в значительной степени основывается на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние. Поскольку в каждой ситуации бесконечное количество переменных, то «правильно» их выбрать для анализа в принципе невозможно: либо их не охватить, либо, выбрав лишь самые значимые переменные, мы обречены на принятие «ограниченного» решения, так как изначально не рассматриваем большую часть ситуационных переменных.

Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х не является «новым» в управленческой теории. Мери Фоллетт еще в 20-е говорила о «законе ситуации». «Различные ситуации требуют различных типов знаний», и человек, обладающий знаниями только в одной ситуации, стремится быть в организациях «калифом на час»..