logo search
ГЭК-2012_вопросы_и_ответы

Характеристика основных этапов процесса принятия управленческих решений

Принятие решения — это процесс выбора альтернатив, имеющий целью достижение конкретного результата.

Процесс проходит з несколько этапов. Классический подход к принятию управленческого решения состоит в выполнении обязательных действий (рис. 7.1).

Состоит из пяти этапов:

  1. Осознание проблемы. Задача на этом этапе сводится к анализу проблем, изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения. Процесс определения проблемы состоит в ее обнаружении и оценке. Обнаружение проблемы — осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов. Проблема - это отклонение фактических параметров от целевых. В процессе осмысления необходимо установить совокупность факторов, влияющих на конечный результат, допустимые отклонения, данные о ресурсах и т. д.

  2. Этап анализа и поиска решений. Выявление ограничений и определение альтернатив. Причиной возникновения

проблем могут быть внешняя среда, которую менеджер не может изменить и внутренняя среда. Ограничения сужают возможности принятия решений, поэтому необходимо определить их источник и суть и наметить возможные альтернативы. Нужно выделить все возможные действия, устраняющие причины появления проблемы.

Проблемы бывают:

Методы выявления причин возникновения проблем:

Необходимо ранжировать выявленные причины в порядке важности. Здесь можно воспользоваться правилом Парето: устранение 20% причин может решить проблему на 80%.

3. Этап принятия решений. На этой стадии рассматриваются все альтернативные решения и отбирается альтернативы с наиболее благоприятными последствиями. При принятии решения устанавливается альтернатива, в которой нужно сделать выбор одной или нескольких возможностей.

Для выбора альтернативы необходимо:

1) сформировать систему качественных и количественных показателей, используя метод шкалирования;

2) сформировать критерии. Критерий позволяет ответить на один из следующих вопросов:

3) осуществить выбор (принять решение) с учетом рисков и возможностей реализации. "Плохой администратор предлагает правильное решение, а хороший - выполнимое".

4. Реализация решения. На стадии реализации решение конкретизируется и доводится до исполнителей. Методы воздействия на исполнителей бывают экономическими, организационными и воспитательными. В результате происходит мотивация на выполнение выработанного решения.

5. Этап контроля и оценки. Оценка фактического результата, сравнение его со стандартными показателями и оценка отклонения. Получение обратной связи. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки. С помощью контроля устанавливается обратная связь между управляющей и управляемой системами.