logo search
ГЭК-2012_вопросы_и_ответы

Системный подход

Теория систем впервые была применена в точных науках и технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х явилось важным вкладом школы науки управления. Системный подход – это не есть набор каких-то руководств или принципов – это способ мышления по отношению к организации и управлению. В рамках системного подхода руководители рассматривают организацию как систему.

Система (греч. systema – составленное из частей, соединенное) – составной объект, организованный в качестве целостности, где энергия связей между элементами превышает энергию их связей с элементами других систем. Систему можно определить как нечто целое, структурирующее свои элементы при взаимодействии с внешней средой.

Ключевым понятием системного подхода является понятие Эмерджентность («возникновение»)– свойства системы, которые не присущи ее элементам в отдельности, а возникают благодаря объединению элементов в единую систему.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система - элементы взаимодействуют только друг с другом, не имея контактов с внешней средой. Открытая система – все или некоторые элементы которой взаимодействуют не только друг с другом, но и с внешней средой. В мире не существует закрытых систем. Как только система закрывается, она самоуничтожается. Полностью же открытая система тотально сливается с внешн. средой и не поддается выделению и анализу. Все системы отличаются друг от друга той или иной степенью открытости и обмена информацией с внешним миром. Подсистема – часть системы, которая сама обладает системными свойствами. Когда рассматривается одна подсистема, то другие подсистемы являются для нее внешней средой.

Модель организации как открытой системы.

Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.

Если система управления эффективна, то в процессе преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации.

Понимание того, что организации представляют собой открытые системы, состоящие из нескольких подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ менеджмента оказалась приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на одной подсистеме.