logo search
ГЭК-2012_вопросы_и_ответы

Методы прогнозирования.

При прогнозировании могут использоваться различные математические и эвристические методы. Основными объектами прогнозирования на уровне предприятия являются:

Все методы прогнозирования (их более 100) можно разделить на две группы:

- неформализованные (эвристические),

- формализованные.

Эвристические применяются, когда невозможно использовать знания в формализованном виде. Широко используются методы интервью, "мозговой атаки", экспертных опросов. Одним из популярных методов является метод Дельфи. Сущность заключается в выполнении следующего алгоритма:

1) привлекается группа экспертов по исследуемой проблеме из числа сотрудников фирмы или из других организаций;

2) к экспертам обращаются с просьбой сделать анонимный прогноз будущего состояния исследуемого объекта или явления;

3) полученные прогнозы обобщаются, и результаты обобщения сообщаются экспертам;

4) на основе полученной информации эксперты снова анонимно делают прогноз, результаты которого обрабатываются и возвращаются экспертам. Этот процесс может продолжаться достаточно большое количество раз;

5) полученный результат считается удовлетворительным тогда, когда мнения большинства экспертов совпадают.

Последовательное выяснение мнений и обратная связь, используются не с целью принудить экспертов к компромиссу, а с целью придания заключению большей обоснованности.

Из формализованных методов широко применяются экстраполяционные, т.е. те, когда прогноз производится по такому алгоритму:

1. Упорядочение прошлых данных;

2. Сглаживание временного ряда;

3. Выделение тренда и определение уравнения тренда;

5. Расчет прогнозного значения;

6. Оценка доверительного интервала с заданной вероятностью.

Наиболее простым форматизированным методом является «экстраполяция с линейным сглаживанием».