logo search
ГЭК-2012_вопросы_и_ответы

Содержание стратегического менеджмента; понятие миссии и цели организации

Стратегический менеджмент - деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей предприятия на основе удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды.

С.м. ориентирует деятельность организации на потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды. Что позволяет добиваться конкурентных преимуществ и способствует выживанию организации в долгосрочной перспективе.

Стратегический менеджмент имеет ряд отличий от оперативного:

Миссия организации в стратегическом менеджменте — выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления баланса c окружением, в оперативном менеджменте — посредствам производства товаров и услуг c целью получения прибыли;

В общем виде цели организации представляют собой результаты и итоги, которые необходимо достичь в заданные сроки для реализации стратегического видения организации. Их формулировка позволяет перевести теоретическую часть — выработку стратегического видения — в плоскость практического применения.

Цели формируются во всех сферах деятельности организации. Если миссия организации заедает общие ориентиры выражающие смысл ей существования, то цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является желательным, и на достижение которых направлена её деятельность. Выделяют в качестве целевых две области — финансовую и стратегическую.

Достижение приемлемых финансовых показателей необходимо, т.к. в противном случае - это плохо скажется на финансировании новых инициатив и поставит под угрозу само существование организации. Достижение стратегических целей необходимо для укрепления конкурентоспособности и положения компании на рынке в долгосрочной перспективе. Примеры общих формулировок финансовых и стратегических целей организации представлены в таблице

Таблица 4.1

Общие формулировки финансовых и стратегических целей организации

Финансовые цели организации

Стратегические цели организации

Рост доходов

Увеличение доли рынка

Рост прибыли

Сокращение периода от разработки до выведения на рынок

Увеличение дивидендов

Превосходство над конкурентами по качеству товаров

Повышение рентабельности

Превосходство над конкурентами по издержкам

Увеличение собственного капитала

Лидерство по имиджу

Увеличение активов

Лидерство по технологиям

Формулировки целей организации должны содержать количественные или измеримые показатели, которых необходимо достичь, а также время их достижения. Это позволяет:

Эффективность в стратегическом менеджменте выражается в том, насколько своевременно организация в состоянии среагировать на новые запросы рынка и изменятся в зависимости от этих запросов, в оперативном м.— в максимизации прибыли, рациональном использовании производственного потенциала.

В стратегическом менеджменте, учитываются и психологические, и социологические, и политические факторы. Таким образом, стратегическое планирование отвечает на вопрос «что делать?», стратегический менеджмент — на вопросы «как?» и «кото это будет делать?».

Стратегический менеджмент состоит из: