Примечания
*(1) См., напр.: Социальное управление. Словарь-справочник. М., 1994. С. 17.
*(2) См.: Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. М., 1994. С. 14.
*(3) Подробнее см.: Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. С. 145-175.
*(4) Классификация независимого эксперта М. Делягина//Коммерсантъ-DAILY. 1996. 16 июля. N 119.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3506.
*(6) Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М., 1980. С. 22.
*(7) См.: Bums Т., StulkerG. The management of Innovation. L: Tavistock, 1961.
*(8) Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. С. 46.
*(9) См.: Анохин П.К. Теория функциональной системы//Успехи физиологических наук. М., 1970. N 1. Вып. 1.С. 19-54.
*(10) Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 1995.
*(11) Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. М., 1992. С. 89.
*(12) Виханский О.С., Наумов А.И. Указ. соч. С. 9.
*(13) См.: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Указ. соч. С. 92.
*(14) Источник: Мескон М., Альберт М., Чудоури Ф. Указ. соч.
*(15) Charles Perrow. Organizational Analysis: A Sociological View. Belmont, Calif.: Wadsworth, 1970.
*(16) См.: Lewis Dams. Job Satisfaction Research. The Post Industrial View. Industrial Relations. 1971, vol. 10. P. 176-193.
*(17) См.: George F. WielandandRobertA.Ullrich. Organizations: Behavior, Design and Change. Homewood, III.: Irwin, 1976. P. 78.
*(18) См.: French W. and Bell С. Organization Development. 3rd ed. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1981. P. 17.
*(19) См.: Голубович А.Д., Ситнин А.В. и др. Управление банком: организационные структуры, персонал и внутренние коммуникации. М., 1995. С. 22.
*(20) См., напр.: Виханский О.С., Наумов А.И. Указ. соч. С. 156.
*(21) Котлер Ф. Основы маркетинга/Пер. с англ. М., 1990.
*(22) См.: Коно Г. Стратегия и структура японских предприятий/Пер. с англ. М., 1987.
*(23) Источник: Кот Т. Стратегия и структура японских предприятий.
*(24) См.: Как работают японские предприятия/Сокр. пер. с англ. М., 1989.
*(25) См., напр.: Ривуар Ж. Техника банковского дела/Пер. с фр. М., 1993.
*(26) См.: Коммерсантъ-DAILY. 1995. 19 окт.
*(27) Здесь это понятие используется как процесс.
*(28) Источник: Виханский О.С., Наумов А.И. Указ. соч. С. 258.
*(29) Источник: Bums Т., Stulker G. The management of Inovation. L: Tavistock, 1961.
*(30) Источник: Edited by Dill W.R., Popov G.Kh. Organization for Forecasting and Planning. Interscience Publication and NASA. 1979.
*(31) Источник: Edited by Dill W.R., Popov G.Kh. Указ. соч.
*(32) Источник: Эксперт. 1996. N 12.
*(33) Эксперт. 1996. N 12.
*(34) См.: Краснова В., Привалов А. Новое - это хорошо структурированное старое//Эксперт. 1996. N 12. С. 46.
*(35) "Организационная культура - разделяемые членами организации ценностные ориентации, нравственные нормы, представления о ее месте и роли в обществе..." (Социальное управление. Словарь-справочник. М., 1994. С. 97).
*(36) Lawrence P., Lorsch J. Organization and Environment. HBS Press, 1986.
*(37) Druker P. The frontiers of management. L: Heinemann, 1987.
*(38) Fayol H. General and Industrial Administration. N.Y.: Pitman, 1949.
*(39) Цит. по: Гончаров В.В. В поисках совершенного управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М., 1993. С. 261.
*(40) Drucker P. Management: Tasks, responsibilities, practices. L.: Heinemann, 1974. P. 839.
*(41) Вирусная теория менеджмента/Информационный бюллетень Ассоциация Деминга. М., 1993.
*(42) См.: Незлобивый банкир без шашки и острых углов//Коммерсантъ-ОА11У. 1996. N 133.
*(43) Термин французского социолога Мишеля Крозье. См.: Crazier M. Etat modeste, etat moderne? Strategic pour autre changement. P.: Fayard, 1987. P. 317.
*(44) Crazier M., Freidberg ?. L'acteur et le systeme. Les contraintes de Faction collective. P.: Ed. du Seuil, 1977.
*(45) Данный материал был подготовлен П. Блекманом (Академия нижнесаксонских сберкасс г. Ганновера) в рамках Европейской комиссии TACIS. 1995.
*(46) Принципы мотивации работников будут подробно рассмотрены в гл. 4.
*(47) Denmark F.L Styles of Ieadership//Psychology of women quarterly. 1977. V. 22. P. 110-111.
*(48) Якокка Л. Карьера менеджера. М.,1990.
*(49) Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982. С. 181.
*(50) Бизнесмены России. 40 историй успеха. С. 116.
*(51) Радаев В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия//ПОЛИС. 1993. N 5. С. 86.
*(52) Бизнесмены России. 40 историй успеха. С. 171-172.
*(53) См.: Сборник материалов фирмы Andersen Consulting "Бизнес-курс для менеджеров". 1994.
*(54) См.: Свой среди чужих, чужой среди своих//Коммерсантъ-Daily. 1996. N 158.
*(55) См. Общая характеристика/Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сталина. М., 1987.
*(56) См. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.,1992.
*(57) См. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М., 1992.
*(58) См. Памтилгев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993.
*(59) См.: Деркач А.А., Марасанов Г.И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М., 1996.
*(60) Последний наиболее подробный обзор названных методов сделан М.Ю. Кондратьевым в работе "Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий". М., 1993.
*(61) См.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 9.
*(62) Бизнесмены России. 40 историй успеха. С. 118.
*(63) Бизнесмены России. 40 историй успеха. С. 119.
*(64) Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения//Интер-центр-ВЦИОМ. 1993. N 9. С. 7.
*(65) Матвеева С.Я. Модернизация и глубинный конфликт ценностей в России//Социальный конфликт, КАИС. 1994. N 4.
*(66) Likert Rensis. New Patterns of Management, N.Y.: McGraw-Hill, 1961. P. 7.
*(67) См.: Журавлев А.Л., Ломов Б.Ф. Психология управления. М., 1978.
*(68) Цит. по: Синягин Ю.В., Калинин И.В. Проблема поиска субъекта управленческой деятельности//Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса. М., 1995. С. 37.
*(69) Там же.
*(70) Синягин Ю.В., Калинин И.В. Указ. соч. С. 37.
*(71) Drucker P.P. Managing for results. L: Heinemann, 1964.
*(72) Братусь Б.В. Психология нравственного сознания в контексте культуры. М, 1994. С. 36.
*(73) Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991. С. 69-70.
*(74) Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 678.
*(75) Управленческое консультирование/Под ред. М. Кубра/Пер. с англ. В 2-х т. Т. 1. М. 1992.
*(76) Hofstede G. Culture and organisations/International Studies of Management Organisation. 1981. N 4.
*(77) Управленческое консультирование. С. 104.
*(78) См. Кузьмин А.И. Организационная культура и управление фирмой/Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса. М., 1995. С. 17-25.
*(79) См.: Социальное управление. Словарь-справочник. М., 1994. С. 97.
*(80) См.: Schein E.H. Organizational Culture and Leadership. San Francisco: Jossey - Bass Publischers, 1985.
*(81) См., напр.: Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии "корпоративная культура/Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса. М., 1995. С. 29-33.
*(82) См.: Голубович А.Д., Ситнин А.В., Хенкин Б.Л., Самоукима Н.В. Управление банком. М., 1995. С. 47-48.
*(83) Hofstede G. Cultural Constraints in Management Theories. Academy of Management of Executive. 1993. Vol. 7. N 1.
*(84) См. бюллетень "Организационное развитие" компании "Процесс Консалтинг" и консультативной фирмы "Шаг" за январь 1996 г.
*(85) См. Drucker P. Effective executive. L. Heinemann, 1967.
*(86) См. Drucker P. Effective executive. L. Heinemann, 1967.
*(87) Кричевский Р.Л., Рыжик М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М., 1985; Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986; Синк Д.С. Управление производительностью. М., 1989; Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... М., 1993.
*(88) Факторы, влияющие на изменение психологических критериев эффективности организации, будут рассмотрены в гл. 4.
*(89) Синк Д.С. Управление производительностью. М., 1989. С. 271.
*(90) См.: Питерc Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986.
*(91) См.: Синк Д.С. Указ соч. С. 274-275.
*(92) См.: Современный менеджмент: принципы и правила/Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. Москва-Нижний Новгород, 1992. С. 49-50.
*(93) См.: Синк Д.С. Указ. соч. С. 274-275.
*(94) Синк Д.С. Указ. соч. С. 272-273.
*(95) Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1993. С. 210.
*(96) Герасименко В.Г., Сергеев В.В. Информационная безопасность в банках России: работа с персоналом//Банковское дело. 1996. N 10. С. 9.
*(97) См.: Гайкович Ю.В., Першин А.Ю. Безопасность электронных банковских систем. М.,1994.
*(98) См., напр.: Форстер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М., 1987.
*(99) См., напр.: Drucker P. Innovation and entrepreneurship. Practice and principles. N.Y. Harper and Row. 1985.
*(100) См., напр.: Bennis W. G. Changing organizations. N.Y. McGraw-Hill. 1966.
*(101) См.: Уотермен Р. Факторы обновления. М., 1989.
*(102) Lewin К. Field theory in social science. 1951.
*(103) См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1995. С. 26.
*(104) Оучи У.Б. Методы организации производства: Теория Z. Японский и американский подходы/Сокр. пер. с англ./Науч. ред. Б.З. Мильнера и И.С. Олейника. М.: Экономика, 1984. С. 184.
*(105) См., напр.: Дойл М., Страус Д. Как заставить совещания работать? М., 1996.
*(106) См.: Оучи У. Указ. соч.
*(107) См.: Земко А.Е. Маркетинг услуг управленческого консультирования. М., 1994. С. 9-10
*(108) Block P. Flawless consulting: A guide to getting your expertise used/Austin, TX, Learning Concepts, 1981. Pp. V and II.
*(109) См.: Кубр М. Управленческое консультирование. М., 1992.
*(110) Емельянов Е.Н. Консультирование по организационному развитию/В сб.: Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса. М., 1995.
*(111) См. Управленческое консультирование. Т. 1. М., 1992. С. 22.
*(112) Gardner J. W. Self-Renewal: The Individual and the Innovative Society. New York: Harper & Row, Harper Colophon Books, 1965. P. 7.
*(113) Посадский А. Консалтинг в России получает признание властей//Финансовые известия. 1992. N 10.
*(114) Скриптунова Е.А. Влияние профессиональных ценностей консультантов в сфере развития организаций на эффективность их деятельности. М., 1996.
*(115) Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники//Московский психотерапевтический журнал. 1992. N 1. С. 33-48.
*(116) Лузин А.Е., Озира В.Ю. Консультационные фирмы капиталистических стран по управлению. М., 1975. С. 41.
*(117) Там же. С. 43.
*(118) French W.L., Bell С.Н. Organization Development/Englewood Cliffs, New York: Prentice-Hall, 1981. P. 226.
*(119) Bennis W.G. A New Role for the Behavioral Sciences: Effecting Organizational Change//Administrative Science Quarterly. 1968. N 8. P. 117.
*(120) См.: Липатов С.А. Предварительный диагноз организации на основе данных психодиагностики/В сб.: Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса. М., 1995. С. 63-66.
*(121) Горбатова М.М., Яницкий М.С. Модифицированный вариант ассессмента как форма управленческого консультирования/В сб.: Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса. М., 1995. С. 107-109.
*(122) См.: Варламова Е.П. Рефлексивно-инновационные методы организационного саморазвития/В сб.: Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса. М., 1995. С. 100-103.
*(123) См.: Абрамова С.Г., Костенчук И.А. Совместное проектирование как один из способов организационного консультирования/В сб.: Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса. С. 90-92.
*(124) См.: Кортенок И.В. Использование метода обратной связи в управленческом консультировании/В сб.: Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса. С. 87-90.
*(125) См.: Szilagyi A.D. Management and Performance. Goodyear. 1981.
*(126) См.: Шандезон Ж., Лансестр А. Методы продажи/Пер, с. фр./Общ. ред. B.C. Загашвили. М., Прогресс, Универс, 1993.
*(127) См.: Производительность труда "белых воротничков"/Пер. с англ. М., 1989. С. 17.
*(128) См.: Зигерт В., Лонг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
*(129) Szilagyi A.D. Management and Performance. Goodyear. 1981.
*(130) Vroom V.H. Work and Motivation/New York: Wiley, 1964.
*(131) См.: Синк Д.С. Управление производительностью. М., 1989.
*(132) Mitchell Т.К. Expectancy Models of Job Satisfaction, Occupational Preference and Effort: A Theoretical, Methodological, and Empirical Appraisal. Psychological Bulletin, vol. 81 (1974). P. 1053-1077.
*(133) См.: Locke E.A. eta/. The Ralotive Effectiveness of Four Methods of Motivating Employee Performance. Changes in Working Life. New York, Jonh Wiley and Sons, 1980.
*(134) Источник Luthans F., Kreitner R. Organizational Behavior Modification. Glenview, III; Scoff, Toresman, 1975.
*(135) Источник: Luthans F., Kreitner R. Organizational Behavior Modification. Glenview 111., Scott, Toresman. 1975.
*(136) Locke E.A. Toward a Theory of Task Motivation and Incentives. - Organizational Behavior and Human Performance, Vol. 3, 1968.
*(137) Steers R.M. and Porter L.W. Motivation and Work Behavior (3 rd.ed.), New York, McGraw-Hill, 1983.
*(138) Maslow A.N. Motivation and Personality. New York, Harper and Row, 1954. Masiow A.N. Motivaton and Personality (2 nd.ed.) New York. Harper and Row, 1954.
*(139) Human Needs in Organization Selfings, New York, the Free Press, 1972.
*(140) Szilagyi A.D. Management and Performance. Santa Monika, Calif, Good-year, 1981.
*(141) McClelland D.C. The Achieving Society. Pronceton, N.J., VanNostrand, 1961.
*(142) White R.W. Motivation Resonsidering: The Concept of Competence. - Psychological Review, Vol. 66, 1959.
*(143) Herzberg F. Work and the Nature of Man. Cleveland, World, 1966.
*(144) Vroom V.H. Work and Motivation. New York, John Wiley and Sons, 1964.
*(145) Locke E.A. Toward a Theory of Task Motivation and Incentives. - Organizational Behavior and Human Performance, Vol. 3. 1968.
*(146) Miller L. The Use of Knowledge of Results in Improving the Performance of Hourly Operators. Behavioral Research Service, General Electric Company, 1965.
*(147) Kay Е., Maeyer N.H. and French J.R. The Effect of Threat in Performance. Appraisal Interview. - Journal of Applied Psychology, Vol. 49, 1965.
*(148) Locke E.A. and Bryan J.F. Performance Goads as Determinants of Level of Performance and Baredom. Journal Applied Psychology, Vol. 51, 1967.
*(149) Lawrence L.C. and Smith P.C. Group Decision and Employee Participation. - Journal of Applied Psychology, Vol. 39, 1955.
*(150) Likert R. New Patterns of Management. New York, McGraw-Hill, 1961.
*(151) Maier N.R.F. Problem Solving and Creativity: In individuals and Groups. Belmont, Calif., Brooks/Cole, 1970.
*(152) Carrol S. and Tosi W. Management by Objectives. New York, Macmillan, 1973.
*(153) Mali P. Improving Total Productivity: MBO Strategies for Business, Government, and Not-for-Profit Organizations. New York, John Wiley, 1978.
*(154) Locke E.A. et al. The Ralotive Effectiveness of Four Methods of Motivating Employee Performance. Changes in Working Life. New York, Lonh Wiley and Sons, 1980.
*(155) Miller F.G., Dhaliwal T.S. andMagas L.J. Job Rotation Raises Productivity. - Industrial Engineering, Vol. 5. 1973.
*(156) Ouchi W. Theory Z. Philippines, Addison - Wesley, 1981.
*(157) Herzberg F., Mausner B. and Snyderman B. The Motivation to Work (2 nd.ed.) New York, John Wiley. 1959.
*(158) Griffin R. W. Task Design: An Integrated Approach. Glenview. HI., Scott, Foresmann. 1982.
*(159) Davidson W.N. Small Group Activity at Musashi; Semiconductor. Works. - Sloan Management Review, Spring 1982.
*(160) Kanter R.M. Dilemmas of Managing Participation - Organizational Dynamics. 1982.
*(161) Vroom V.H. and Yetton P. W. Leader Ship and Decision Making. Pittsburgh, Pf., University of Pittsburgh Press, 1973.
*(162) Vroom V.H. and Yago A.G. Decision Making as a Social Process: Normative and Descriptive Modells of Leader Behavior. - Decision Science, Vol. V, 1974.
*(163) Kanter R.M. Dilemmas of Managing Participation. - Organizational Dynamics, 1982.
*(164) См.: Дойл М., Страус Д. Как заставить совещания работать? М., 1996.
*(165) Рюттингер Р. Культура предпринимательства/Пер. с нем. М.: ЭКОМ, 1992; Управленческое консультирование. В 2-х т./Пер. с англ. М., 1992.
*(166) Собчик Л.Н., Лобанова Т.Н. Психодиагностические критерии кадрового отбора руководителей//Психологический журнал. 1989. N 1. С. 42-48; Лобанова Т.Н., Кокурина И.Г. Использование психодиагностической информации в коррекции мотивационной структуры руководителя//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1992. N 1. С. 41-50.
*(167) В разработке технологии также принимал участие вице-президент Ассоциации прикладной эргономики Е.Р. Тушкин.
*(168) Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение/Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. В.И. Данилова-Данильян. М.: Прогресс, 1989.
*(169) См.: Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. М., ТШБ, 1993.
*(170) Дизель П.М., Раньян М.К. Поведение человека в организации/Пер. с англ. М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993.
*(171) См.: Донован М. Системное программирование. М., 1975.
*(172) См., напр.: Жиллис Р. Стратегии успешного выполнения проекта; Мир управления проектами/Пер, с англ./Под ред. X. Решке, X. Шелле. М., 1993. С. 174-183.
*(173) Гозман Л.Я. Психология в политике - от объяснения к воздействию//Вопросы психологии. 1994. N 1. С. 74.
*(174) См.: Fangel. M. (ed) INTERNET Handbook of Project Start-Up, INTERNET Committee on Project Start-Up, Saettedammen 4, DK-3400, Hilleroed, Denmark 1989; Ono D.ArchibaldR. Project Start-Up Workshops: Gateway to Project Success. In: Proceedings of the 1988 Project Management Institute Seminar/Symposium, Sept. 17-21, 1988. P. 50-54.
*(175) См., напр.: Дизель П.М., Раньян М.К. Поведение человека в организации/Пер. с англ. М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993.
*(176) См., напр.: Поляков В.Г. Человек в мире управления. Новосибирск: Наука, 1992; Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. THEORY-2/Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1984.
*(177) Термин "корпорация" (от лат. corporatio) переводится как обоснованное сообщество, где люди интегрируются друг с другом, определяют цели и задачи совместной деятельности.
*(178) См.: Марасанов Г.И. Психолого-акмеологическое консультирование как средство повышения психологической культуры кадров управления. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Российская академия государственной службы при Президенте РФ. М., 1995.
*(179) См.: Деркач А.А., Марасанов Г.И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М., 1996.
*(180) См.: Марасанов Г.И. Тренинг общения. Групповая дискуссия. М., 1993.
*(181) Схема предложена Е.Р. Тушкиным. См. также: Поляков В.Г. Человек в мире управления. Новосибирск: Наука, 1992.
*(182) Оучи У. Указ. соч.
*(183) Peris F. Gestalt Therapy Verbatim. Lafayette, CaL: Real Press, 1969; Polster Е., Polster M., Gestalt Therapy Integrated. Brunner/Mazel, 1973.
*(184) См.: "Какой банк будет нужен завтра", Известия от 04.11.99.
*(185) Проект подготовлен департаментом по работе с персоналом (1999-2000 гг.).
*(186) Фрайлингер К. Сила видения. Издательство Университета Р. Траунер, Линц, 1996.
*(187) Тагирбеков К.Р. Как сделать банк устойчивым. Финансовые известия от 07.08.98.
*(188) Шишханов М.О. Осенний курс для банков - день за три. КоммерсантЪ от 07.10.98.
*(189) Корпоративный бюллетень Московского муниципального банка "Банк Москвы". 1998.
*(190) Кузнецов А. С точки зрения перспективы. Приложение к газете "КоммерсантЪ". Сентябрь, 1998.
*(191) Приложение к постановлению Министерства труда Российской Федерации от 6 декабря 1995 г. N 67.
*(192) Данный вариант структуры основан на рекомендациях консалтинговой фирмы Andersen Consulting. (Бизнес-курс для менеджеров). 1995.
*(193) Для заполнения таблицы должна быть выбрана шкала оценки:
Двухбалльная (удовлетворительно - неудовлетворительно);
Трехбалльная (хорошо - средне - плохо);
Пятибалльная (отлично - хорошо - удовлетворительно - неудовлетворительно - плохо);
Десятибалльная (10-100% выраженности, 9-90% и т.д., 0 - качество не выражено).
*(194) Методики психодиагностики в спорте. Учебное пособие/Под ред. В.Л. Марищук, Ю.М. Блудова, В.А. Плахтиенко, Л.К. Седовой. М., 1984.
*(195) Психологический журнал. 1984. N 3.
*(196) Разработана канд. экон. наук И.Ф. Соколовой.
*(197) В данном Приложении эти показатели не приводятся.
*(198) Оценка производится по 10-балльной шкале.
*(199) Рациональные деловые нормы и корпоративная практика. Некоторые принципы ЕБРР, 1997.
*(200) Анализ подготовлен организационным консультантом В.Н. Шатило.
*(201) Материал подготовлен организационным консультантом В.Н. Шатило.
*(202) В составлении заданий принимали участие преподаватели Учебного центра Московского банка СБ РФ.
*(203) См. Деркач А.А., Марасанов Г.И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М. 1996.
- Банки: организация и персонал
- Содержание
- Предисловие
- Введение. Социальная и экономическая банковская среда
- Глава 1. Организация и структура банка
- 1.1. Банк как эффективная организация
- 1.2. Стратегия и функции банковского учреждения
- Что является нашим бизнесом?
- Каковы наши стратегические устремления?
- В чем заключаются наши основные сильные стороны?
- Каким образом мы достигаем желаемого?
- Что является наиболее ценным для нас на пути к достижению желаемого?
- Что же происходит в банке в связи с реализацией этих функций?
- 1.3. Выбор структуры банка
- Характеристики и условия эффективного применения механистического и органического подходов в проектировании организации*(29)
- 1.4. Задачи структурных подразделений и их взаимосвязи
- Дифференциация между подразделениями банка
- 1.5. Система управления банком
- 1.6. Режимы работы с информацией
- Информационное письмо
- Служебная записка
- 1.7. Организационные распорядки и коммуникации в банке
- Глава 2. Банковский персонал
- 2.1. Требования к сотрудникам банка
- 2.2. Способы подбора и расстановки банковских работников
- 2.3. Психология банкиров
- 2.4. Управленческие команды
- 2.5. Организационная культура
- Модель корпоративной культуры (shl)
- Глава 3. Совершенствование деятельности банковского учреждения
- 3.1. Факторы изменения и развития банковского учреждения
- Критерии эффективности организации
- 3.2. Маркетинг в банковском деле
- Сегментация клиентов по возрастному признаку
- Наиболее доступные источники информации для населения
- 3.3. Банковская информация и поиск деловых партнеров
- 3.4. Технология нововведений
- Логическая схема пошагового развития управления (по Виханскому, Наумову)
- 3.5. Совершенствование системы управления банком
- Сравнительные характеристики систем управления японских и американских компаний
- 3.6. Организационное консультирование
- Соотношение областей консультирования в консультационной деятельности (в %)
- Глава 4. Эффективность деятельности банковских служащих
- 4.1. Отношения банковских служащих с клиентами
- 4.2. Результативность деятельности управляющих
- 4.3. Методы улучшения мотивации и повышения результативности
- Результаты сопоставления четырех методов мотивации
- Методы стимулирования результативности
- Основные элементы процесса управления по целям
- Последовательность перепроектирования работ
- Результаты выполнения программы вовлечения работников завода полупроводников в процесс управления (Япония)
- Модели поведения руководителей
- 4.4. Технология организационного развития персонала банковских учреждений
- Правила делового взаимодействия
- Пример согласованного определения задач и методов решения проблемы "Клиентский зал" на уровнях отдел - филиал (в одном из банков)
- Основные факторы, влияющие на эффективность процесса организационного консультирования в банковских учреждениях
- Организациионно-психологические характеристики банковских учреждений до и после прохождения консультативной технологии организационного развития
- Заключение (современные подходы к оптимизации деятельности банка)
- Приложения Приложение 1. Система ценностей фирмы "Эппл"
- Приложение 2. Примеры материалов по стратегии развития банков
- IV. Стратегические цели банка
- V. Наши сильные стороны
- V. Девиз года
- VI. Что ценит и ожидает банк от своих сотрудников
- VII. Обязательства банка перед своими сотрудниками
- VIII. Принципы управления персоналом банка
- Видение и образцовая модель банка Заксен лб (Германия)*(186) Портрет фирмы
- Видение
- Образцовая модель
- "Кредо" Мосстройэкономбанка*(187)
- Динамика основных показателей деятельности
- "Энергия успеха" Бин-банка*(188)
- О планах Банка Москвы*(189)
- Новая стратегия развития Гута-банка*(190)
- Председатель Сбербанка
- Главный бухгалтер Сбербанка
- Управляющий отделением Сбербанка
- Главный специалист Сбербанка
- Приложение 4. Примерные должностные инструкции работников банка
- Должностная инструкция руководителя филиала банка
- Должностная инструкция старшего кассира
- Должностная инструкция операционно-кассового работника
- Должностная инструкция консультанта банка
- Приложение 5. Профессиограммы работников банка Социально-психологическая профессиограмма кассира
- Социально-психологическая профессиограмма контролера
- Профессиограмма начальника отдела подготовки кадров банка
- Общие положения
- Общие требования, предъявляемые профессией к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам начальника отдела подготовки кадров
- 1. Требования к личностным качествам.
- 2. Требования к психологическим свойствам.
- 3. Требования к психофизиологическим свойствам.
- Профессионально-квалификационная модель начальника отдела подготовки кадров банка
- Динамика изменения общих и специальных психологических характеристик
- Применение профессиограммы
- Профессиограмма руководителя филиала банка
- Приложение 6. Диагностические методы и методики оценки сотрудников, поступающих на работу в банк Метод "структурированного интервью"
- Оценка кандидата на должность
- Методика к.Н. Томаса*(194) Назначение методики
- Инструкция
- Обработка результатов
- Интерпретация графиков
- Метод исследования уровня субъективного контроля (уск)*(195), или шкала локус-контроля Дж. Роттера Назначение методики
- Инструкция
- Опросник уск
- Обработка результатов теста
- Интерпретация методики укс Теоретические предпосылки
- Значения шкал
- 1. Шкала общей интернальности "и_о"
- 2. Шкала интернальности в области достижений "и_д"
- Методика "физиогномических стандартов" распознавания общих личностных свойств по внешним особенностям работников
- Приложение 7. Методики диагностики банковской организации
- 1. Диагностика организации: шесть областей для поиска проблем на теоретической основе или без нее. Марвин р. Вайсборд (приводится в сокращенном варианте)
- Структура
- Взаимоотношения
- Цели, задачи методики
- Инструментарий методики
- Проведение опроса и обоснование выборки
- Анализ материалов и интерпретация результатов
- Контроль и коррекция принимаемых управленческих мер воздействия
- Матрица счета
- Инструкция
- Бланк ответов Методика дсс
- Опросник
- Приложение 8. Примеры кейсов для командной оценки высших менеджеров банка Кейс n 1
- Предыстория вопроса
- Вопросы (задания) для участников
- Кейс n 2
- Экономические показатели, характеризующие финансово-экономическую деятельность рассматриваемых банков 1 и 2
- Критерии оценки команды высших менеджеров при выполнении заданий кейса
- Командная анкета
- Цель данной анкеты
- Раздел 1
- Раздел 2
- Раздел 3
- Раздел 4
- Раздел 5
- Раздел 6
- Приложение 9. Исследование организационной культуры банка
- Диагностика организационной культуры (методика)
- Описание организационной культуры Общие сведения
- Исходные данные (по результатам организационной диагностики)
- Структура организационной культуры (после аналитической группировки результатов)
- Анализ показателей, структуры и характеристик организационной культуры одного из банковских учреждений*(200) Характеристика культуры
- Предложения и рекомендации
- Приложение 10. Кейс 14. Жалобы клиентов
- Описание ситуации
- Записи клиентов
- Объяснительные записки сотрудников и руководителей Объяснительная записка заместителя управляющего отделением Зуевой
- Объяснительная записка старшего кассира
- Объяснительная
- Письмо-ответ клиенту
- Приказ по банку а-БанкПриказ
- Пример анализа ситуации "Жалоба"
- Как клиент видит ситуацию в банке
- Что возмутило клиента
- Основные ошибки, допущенные в данной ситуации
- "Жалобы клиентов" как средство совершенствования подготовки персонала*(201)
- Приложение 11. Кейсы для оценки и обучения банковских служащих
- Проблемы, задания и примерные ответы
- 1. При оценке специалистов по обслуживанию корпоративных клиентов
- 2. При оценке специалистов по направлению "Кредитование физических лиц"
- 3. Обслуживание частных клиентов
- 4. По направлению "Пластиковые карточки"
- 5. По направлению "Ценные бумаги"
- 6. По направлению "Валютные операции и валютный контроль"
- Экспертный лист для оценки
- Приложение 12. Применение технологии организационного развития в отдельном банке Введение
- Информация организационных консультантов
- "Сочинения" управленческой команды
- Пример проекта по решению проблем управленческой команды банка туб
- Правила, принципы и нормы совместной работы и взаимодействия между подразделениями Банка туб
- Анализ и прогноз консультирования Банка туб Анализ проблемного поля
- Примечания