logo
Банки - организация и персонал - Лобанова Т

3.5. Совершенствование системы управления банком

Рассмотрим более конкретно возможные элементы совершенствования системы управления в банковской организации.

Еще в 70-е годы в науке управления начало развиваться направление менеджмента, связанное с необходимостью усовершенствования действующей системы управления путем регулирования специальных механизмов морально-психологического воздействия на работников*(104). Это направление развивалось непросто. Напомним, что в конце 60-х годов американский ученый Дуглас Макгрегор противопоставил две концепции, связанные с природой человека и лежащие, по его мнению, в основе организации управления. Он назвал их теории X и Y (см. разд. 1.5).

Напомним, что согласно теории X в основе руководства наемными работниками лежит предположение о том, что они ленивы, безынициативны, безответственны, стремятся лишь к удовлетворению своих материальных потребностей. Исходя из этого предприниматели должны жестко регламентировать все виды работ и строго контролировать их исполнение. Лишая работника возможности участвовать в принятии решений и проявлять инициативу, заставляя его выполнять мелкие, однообразные операции, такого рода бюрократическое учреждение способствует тому, что работник становится апатичным, безразличным к интересам организации, понижается его мотивация, падает производительность труда.

По теории Y, напротив, предполагается, что работник по своей натуре трудолюбив, энергичен, честолюбив, ответственен, в процессе труда стремится к удовлетворению не только материальных, но и духовных потребностей в творчестве, самореализации и т.д. Чтобы полностью раскрыть все способности человека, направить их на достижение целей организации, руководство должно доверять работнику, привлекать его к участию и выработке управленческих решений, допускать определенную свободу действий. И результатом такой управленческой стратегии должен стать значительный рост производительности труда всех членов организации.

Автор другой теории - теории Z - профессор Высшей школы управления при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (США), известный на Западе специалист в области японского менеджмента У. Оучи выделил формы и методы управления, используемые в практике японских фирм, а именно:

пожизненный наем рабочих и служащих в крупных компаниях, ставящий работников в привилегированное положение (гарантия работы, роста доходов, социально-культурного обеспечения);

принцип "старшинства", обеспечивающий рост зарплаты в зависимости от стажа, уровня квалификации и результата;

подготовка кадров, предусматривающая обязательное регулярное повышение квалификации;

планомерное горизонтальное перемещение кадров из одного подразделения в другое и приобретение при этом ими широкого опыта управления;

система горизонтальной координации, состоящая из сети советов, комитетов на уровне управления корпорацией;

специальная роль "штабных органов" в подготовке и проработке решений, определяющих политику фирмы в целом;

процедуры принятия решений, отличающиеся длительной и всесторонней подготовкой и быстрой реализацией;

вовлечение работающих в решение задач повышения качества продукции, совершенствования технологии производства, развития изобретательства и т.д.

У. Оучи отметил, что при такой системе управления складывается предпочтение групповых ценностей перед индивидуальными, отождествление интересов индивидуума с интересами группы, предпочтение гармонии и компромисса перед разрешением противоречий через конфликт, принцип самосовершенствования и долга, необходимость трудиться с максимальной отдачей сил и способностей. Особое место в японских методах управления занимает процедура принятия решений. В основе этой процедуры лежит вовлечение в процесс подготовки решений как можно большего числа лиц, имеющих отношение к данной проблеме и располагающих необходимой информацией и опытом. Наряду с этим повышается информированность подразделений и работников всех уровней как о возникающих проблемах, так и о средствах их решения в данных конкретных условиях.

Сравнивая японские и американские компании, У. Оучи заметил, что почти все признаки японского стиля управления присущи и наиболее эффективным американским компаниям, таким, как "ИБМ", "Проктер энд Гэмбл", "Хьюлетт-Паккард", "Истмэн кодак" (табл. 3.5).

Естественно, что на практике организации и, в частности, банки, редко представляют собой чистый тип, и большинство их систем управления выходят за рамки теорий X, Y и Z.

Тем не менее попробуем сформулировать основные черты и представить наиболее совершенную систему управления банком как организации типа Z.

Таблица 3.5