Основные элементы процесса управления по целям
Так, Мейли*(153) (1978) предложил управление по целям в области производительности труда. Он подтвердил мнение о том, что это сложный процесс, требующий знаний, четкого мышления, планирования и ясных коммуникаций, и что большинство менеджеров к этому не привыкло.
Третьим методом, который рассматривают в качестве улучшения мотивации работников и повышения результативности организации, является метод обогащения труда и перепроектирования работ.
Из отчета Локка и его коллег*(154) (1980) о результатах сопоставления действенности четырех методов мотивации и повышения результативности видно, что обогащение труда стоит на третьем месте после денег (применение теории подкрепления) и постановки целей (см. табл. 4.1).
Во всех случах, когда работа или задание изменяются в связи с новой технологией, реорганизацией структуры банковской организации, инициативой работника, указаниями руководства или процессов управления по целям, можно говорить о перепроектировании работ.
Цель перепроектирования работы или задания заключается в изменении работы (или системы работ) таким образом, чтобы мотивация работников была сильнее, а качество своей трудовой жизни, фактическую результативность (действенность, экономичность, качество, нововведения) они оценивали выше. Термин "перепроектирование работы" неизбежно подразумевает такие оперативные подходы и методы, как перемена труда, расширение обязанностей, учет эргономических факторов, обогащение труда, проектирование социотехнических систем, управление по целям, ориентированное на качество обслуживания клиентов или группы (сектора) результативности, упрощение операций или иное изменение их содержания.
Перемена труда представляет собой первую попытку бороться со скукой и неудовлетворенностью, вызванными чрезмерной специализацией. В ходе перемены труда функции меняются, что, возможно, затрагивает вертикальную и горизонтальную нагрузку сотрудника банка. В краткосрочном аспекте результаты перемены труда разочаровывают (Миллер, Дхаливал, Магас, 1973)*(155). Но в долгосрочном плане перемена сулит улучшение в области коммуникации, координации и возможностей организационной системы. Например, ключевым элементом японского стиля управления (тип Y и тип Z; Оучи, 1981)*(156) служит горизонтальная перемена труда от функции к функции на всех уровнях организации.
Под расширением работы понимается горизонтальная нагрузка на работника, тогда как обогащение труда - это проблема вертикальной нагрузки. Метод обогащения труда базируется на двух-факторной теории Герцберга (Герцберг и др., 1959) и связан с теорией характеристик работ*(157). Последняя утверждает, что вероятность позитивного психологического состояния у индивида повышается при наличии пяти существенных аспектов работы. С тремя из этих аспектов - разнообразием, законченностью и значимостью - связывают содержательность работ. Рассмотрим эти аспекты.
Разнообразие работы означает, что она требует и допускает разнообразные действия, предполагающие различные навыки и склонности.
Законченность работы означает, что она требует и допускает завершение целого и явного цикла действий, операций или выполнения работы от начала до конца с видимым результатом.
Значимость работы характеризует степень, с которой работник сознает ее существенное влияние на организационную систему, организацию в целом, а возможно, даже на общество.
Самостоятельность характеризует степень, с которой работа обеспечивает существенную свободу, независимость и возможность выбора порядка и способа выполнения работы.
Обратная связь представляет собой аспект работы, обеспечивающий знание результатов, т.е. то, в какой мере сотрудник получает четкую и непосредственную информацию о результативности своего труда.
Теория характеристик работ Ф. Герцберга исходит из того, что перечисленные пять аспектов работы служат главными моментами, определяющими мотивацию и удовлетворенность работника. Степень, с которой проявляются эти важные психологические факторы, и предопределяет вероятность того, что будут получены благоприятные результаты в личном и организационном смысле.
При использовании процедуры диагностической оценки характеристик работ комбинируют показатели, относящиеся к пяти аспектам работы, и получают единый показатель мотивационного потенциала (ПМП):
Разнообразие + Законченность + Значимость
ПМП = ─────────────────────────────────────────── х С х О,
З
где
С - самостоятельность,
О - обратная связь.
Работы с низким показателем мотивационного потенциала являются кандидатами на перепроектирование.
Разумеется, главная забота для большинства банковских руководителей связана с улучшением дел: как усилить мотивацию и повысить результативность труда работников с помощью измерения и оценки работ и заданий? Конечно же, ответ таков: базируясь на процессе измерения, управляющий или любой другой линейный руководитель должен спроектировать и разработать стратегию и методы вмешательства, направленные на смягчение или устранение недостатков в проекте работ. Существующие на практике подходы (модели) к проектированию работ можно разделить на три группы в зависимости оттого, какой параметр работы (разнообразие, законченность и значимость) преимущественно используется или подвергается изменению в рамках того или иного подхода. Общие и достаточно последовательные рамки проведения перепроектирования работ предложены Гриффином*(158). Шаги охарактеризованы в табл. 4.4.
Таблица 4.4
- Банки: организация и персонал
- Содержание
- Предисловие
- Введение. Социальная и экономическая банковская среда
- Глава 1. Организация и структура банка
- 1.1. Банк как эффективная организация
- 1.2. Стратегия и функции банковского учреждения
- Что является нашим бизнесом?
- Каковы наши стратегические устремления?
- В чем заключаются наши основные сильные стороны?
- Каким образом мы достигаем желаемого?
- Что является наиболее ценным для нас на пути к достижению желаемого?
- Что же происходит в банке в связи с реализацией этих функций?
- 1.3. Выбор структуры банка
- Характеристики и условия эффективного применения механистического и органического подходов в проектировании организации*(29)
- 1.4. Задачи структурных подразделений и их взаимосвязи
- Дифференциация между подразделениями банка
- 1.5. Система управления банком
- 1.6. Режимы работы с информацией
- Информационное письмо
- Служебная записка
- 1.7. Организационные распорядки и коммуникации в банке
- Глава 2. Банковский персонал
- 2.1. Требования к сотрудникам банка
- 2.2. Способы подбора и расстановки банковских работников
- 2.3. Психология банкиров
- 2.4. Управленческие команды
- 2.5. Организационная культура
- Модель корпоративной культуры (shl)
- Глава 3. Совершенствование деятельности банковского учреждения
- 3.1. Факторы изменения и развития банковского учреждения
- Критерии эффективности организации
- 3.2. Маркетинг в банковском деле
- Сегментация клиентов по возрастному признаку
- Наиболее доступные источники информации для населения
- 3.3. Банковская информация и поиск деловых партнеров
- 3.4. Технология нововведений
- Логическая схема пошагового развития управления (по Виханскому, Наумову)
- 3.5. Совершенствование системы управления банком
- Сравнительные характеристики систем управления японских и американских компаний
- 3.6. Организационное консультирование
- Соотношение областей консультирования в консультационной деятельности (в %)
- Глава 4. Эффективность деятельности банковских служащих
- 4.1. Отношения банковских служащих с клиентами
- 4.2. Результативность деятельности управляющих
- 4.3. Методы улучшения мотивации и повышения результативности
- Результаты сопоставления четырех методов мотивации
- Методы стимулирования результативности
- Основные элементы процесса управления по целям
- Последовательность перепроектирования работ
- Результаты выполнения программы вовлечения работников завода полупроводников в процесс управления (Япония)
- Модели поведения руководителей
- 4.4. Технология организационного развития персонала банковских учреждений
- Правила делового взаимодействия
- Пример согласованного определения задач и методов решения проблемы "Клиентский зал" на уровнях отдел - филиал (в одном из банков)
- Основные факторы, влияющие на эффективность процесса организационного консультирования в банковских учреждениях
- Организациионно-психологические характеристики банковских учреждений до и после прохождения консультативной технологии организационного развития
- Заключение (современные подходы к оптимизации деятельности банка)
- Приложения Приложение 1. Система ценностей фирмы "Эппл"
- Приложение 2. Примеры материалов по стратегии развития банков
- IV. Стратегические цели банка
- V. Наши сильные стороны
- V. Девиз года
- VI. Что ценит и ожидает банк от своих сотрудников
- VII. Обязательства банка перед своими сотрудниками
- VIII. Принципы управления персоналом банка
- Видение и образцовая модель банка Заксен лб (Германия)*(186) Портрет фирмы
- Видение
- Образцовая модель
- "Кредо" Мосстройэкономбанка*(187)
- Динамика основных показателей деятельности
- "Энергия успеха" Бин-банка*(188)
- О планах Банка Москвы*(189)
- Новая стратегия развития Гута-банка*(190)
- Председатель Сбербанка
- Главный бухгалтер Сбербанка
- Управляющий отделением Сбербанка
- Главный специалист Сбербанка
- Приложение 4. Примерные должностные инструкции работников банка
- Должностная инструкция руководителя филиала банка
- Должностная инструкция старшего кассира
- Должностная инструкция операционно-кассового работника
- Должностная инструкция консультанта банка
- Приложение 5. Профессиограммы работников банка Социально-психологическая профессиограмма кассира
- Социально-психологическая профессиограмма контролера
- Профессиограмма начальника отдела подготовки кадров банка
- Общие положения
- Общие требования, предъявляемые профессией к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам начальника отдела подготовки кадров
- 1. Требования к личностным качествам.
- 2. Требования к психологическим свойствам.
- 3. Требования к психофизиологическим свойствам.
- Профессионально-квалификационная модель начальника отдела подготовки кадров банка
- Динамика изменения общих и специальных психологических характеристик
- Применение профессиограммы
- Профессиограмма руководителя филиала банка
- Приложение 6. Диагностические методы и методики оценки сотрудников, поступающих на работу в банк Метод "структурированного интервью"
- Оценка кандидата на должность
- Методика к.Н. Томаса*(194) Назначение методики
- Инструкция
- Обработка результатов
- Интерпретация графиков
- Метод исследования уровня субъективного контроля (уск)*(195), или шкала локус-контроля Дж. Роттера Назначение методики
- Инструкция
- Опросник уск
- Обработка результатов теста
- Интерпретация методики укс Теоретические предпосылки
- Значения шкал
- 1. Шкала общей интернальности "и_о"
- 2. Шкала интернальности в области достижений "и_д"
- Методика "физиогномических стандартов" распознавания общих личностных свойств по внешним особенностям работников
- Приложение 7. Методики диагностики банковской организации
- 1. Диагностика организации: шесть областей для поиска проблем на теоретической основе или без нее. Марвин р. Вайсборд (приводится в сокращенном варианте)
- Структура
- Взаимоотношения
- Цели, задачи методики
- Инструментарий методики
- Проведение опроса и обоснование выборки
- Анализ материалов и интерпретация результатов
- Контроль и коррекция принимаемых управленческих мер воздействия
- Матрица счета
- Инструкция
- Бланк ответов Методика дсс
- Опросник
- Приложение 8. Примеры кейсов для командной оценки высших менеджеров банка Кейс n 1
- Предыстория вопроса
- Вопросы (задания) для участников
- Кейс n 2
- Экономические показатели, характеризующие финансово-экономическую деятельность рассматриваемых банков 1 и 2
- Критерии оценки команды высших менеджеров при выполнении заданий кейса
- Командная анкета
- Цель данной анкеты
- Раздел 1
- Раздел 2
- Раздел 3
- Раздел 4
- Раздел 5
- Раздел 6
- Приложение 9. Исследование организационной культуры банка
- Диагностика организационной культуры (методика)
- Описание организационной культуры Общие сведения
- Исходные данные (по результатам организационной диагностики)
- Структура организационной культуры (после аналитической группировки результатов)
- Анализ показателей, структуры и характеристик организационной культуры одного из банковских учреждений*(200) Характеристика культуры
- Предложения и рекомендации
- Приложение 10. Кейс 14. Жалобы клиентов
- Описание ситуации
- Записи клиентов
- Объяснительные записки сотрудников и руководителей Объяснительная записка заместителя управляющего отделением Зуевой
- Объяснительная записка старшего кассира
- Объяснительная
- Письмо-ответ клиенту
- Приказ по банку а-БанкПриказ
- Пример анализа ситуации "Жалоба"
- Как клиент видит ситуацию в банке
- Что возмутило клиента
- Основные ошибки, допущенные в данной ситуации
- "Жалобы клиентов" как средство совершенствования подготовки персонала*(201)
- Приложение 11. Кейсы для оценки и обучения банковских служащих
- Проблемы, задания и примерные ответы
- 1. При оценке специалистов по обслуживанию корпоративных клиентов
- 2. При оценке специалистов по направлению "Кредитование физических лиц"
- 3. Обслуживание частных клиентов
- 4. По направлению "Пластиковые карточки"
- 5. По направлению "Ценные бумаги"
- 6. По направлению "Валютные операции и валютный контроль"
- Экспертный лист для оценки
- Приложение 12. Применение технологии организационного развития в отдельном банке Введение
- Информация организационных консультантов
- "Сочинения" управленческой команды
- Пример проекта по решению проблем управленческой команды банка туб
- Правила, принципы и нормы совместной работы и взаимодействия между подразделениями Банка туб
- Анализ и прогноз консультирования Банка туб Анализ проблемного поля
- Примечания