logo
Банки - организация и персонал - Лобанова Т

3.3. Банковская информация и поиск деловых партнеров

Говоря о факторе действенности как решающем в вопросе изменения и развития банковского учреждения, мы задавали такой вопрос: на достижение каких результатов должны быть брошены ресурсы и усилия банка, чтобы они дали экстраординарную, а не "ординарную" отдачу, на которую только и способно любое повышение экономичности?

Этот вывод не обесценивает экономичность. Даже самый здоровый банк может погибнуть, если не станет придавать ей должного значения. Но даже самое экономичное банковское учреждение не сможет выжить при отсутствии действенности, т.е. если оно выпускает ненужные продукты или предлагает никому не нужные услуги.

Без наличия информации об экономической среде, спросе и потреблении, финансовых, хозяйственных и иных учреждениях здесь не обойтись. И помогает хорошо отлаженная маркетинговая и информационная работа, об организации которой говорилось выше. Вместе с тем деятельность российских банков в условиях формирующейся рыночной экономики сопряжена с поиском партнеров. Независимость банковских учреждений, предприятий, фирм, корпораций и иных участников экономических отношений означает, что каждый самостоятельно ищет и находит партнеров. Но чтобы укрепиться на традиционных рынках и завоевать новые, банки вынуждены кооперироваться для разработки общих правил проведения финансовых операций, предотвращения мошенничества, привлечения к своим финансовым программам новых участников, наконец, для выработки согласованных действий. Все это требует обмена банковской информацией.

Поясним в данной связи те гарантированные возможности, которыми располагает банк. В соответствии с законодательством информационные ресурсы как элемент состава имущества находятся в собственности банка. Банки являются собственниками документов, массивов документов и иных носителей информации, которые созданы за счет их средств, приобретенных ими на законных основаниях. Отношения по поводу права собственности на них регулируются Гражданским кодексом РФ.

Информационные системы, технологии и средства их обеспечения включаются в состав имущества субъекта, осуществляющего права собственника или владельца, выступают в качестве товара (продукции) при соблюдении исключительных прав их разработчиков. Банк как собственник определяет условия использования этой продукции. Таковы юридические правила, которые надо знать и применять.

Собирая, обрабатывая и используя информацию разного рода, банк призван поддерживать режим ее конфиденциальности. Но это касается не всей, а лишь коммерческой информации, связанной с внутренней деятельностью и стратегией хозяйствования банка. Данные бухгалтерского учета, государственной отчетности для налоговых органов и другая информация подлежат обязательному распространению.

Коммерческая тайна - это закрытая для третьих информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность. К ней нет свободного доступа на законном основании, а владелец информации принимает меры по охране ее конфиденциальности. Режим защиты коммерческой информации определяется самим банком. Например, в Центральном банке РФ есть Управление безопасности и защиты информации, которое выявляет нарушения в потоках движения документов, иных носителей информации и предотвращает их.

Под информационной безопасностью понимаются условия, обеспечивающие ознакомление и обработку информации без нанесения ущерба собственнику (владельцу, пользователю) информации*(96). Актуальность проблем информационной безопасности для банков заключается в том, что обрабатываемая в них информация, во-первых, имеет реальную стоимость, а во-вторых, затрагивает интересы, как правило, конфиденциальные, большого количества клиентов банка.

Так, ложные слухи о неплатежеспособности того или иного банка, утечка служебной информации, проникновение в компьютерные сети, распространение недостоверной информации, выдача коммерческой тайны партнера свидетельствуют об отрицательных явлениях в информационной деятельности банков и в их социальной среде и могут привести к неблагоприятным для банков последствиям.

Такие случаи должны решительно пресекаться и прежде всего в отношении сотрудников банков, виновных в нарушениях правил обращения с информацией. Служебные проступки подобного рода одновременно являются нарушением корпоративной банковской этики, нормы которой должны быть незыблемыми. Но и закон строг к таким нарушителям. Исследования показывают, что обеспечение информационной безопасности на 80% зависит от работы с персоналом*(97).

Известно, что с учетом психологических особенностей обслуживающий персонал, в том числе и банка, по склонности к совершению преступлений может быть разделен на три категории:

сотрудники, никогда не идущие на преступления (10%);

сотрудники, идущие на преступления, если уверены в своей безнаказанности (80%);

сотрудники, идущие на преступления, несмотря ни на какие преграды (10%).

Кроме того, 35-40% всех нарушений информационной безопасности составляют неумышленные ошибки персонала (небрежность, халатность, некомпетентность). Поэтому основными целями работы с персоналом в этом направлении являются:

создание условий, при которых вторая категория сотрудников воздержится от совершения преступлений;

обучение персонала;

выявление и увольнение сотрудников из третьей категории.

Руководство банка должно понимать, что обеспечить информационную безопасность в результате специальной работы с персоналом можно более эффективно, чем полагаться только на сложные технические средства. Поэтому необходимо постоянно искать "золотую середину" между легкомысленным отношением персонала к проблемам информационной безопасности и превращением банка в "укрепленный военный лагерь". Последнее может отрицательно сказаться на производительности различных банковских систем, психологическом состоянии персонала банка в целом и каждого сотрудника в частности. При работе с персоналом необходимо обеспечить комплексный подход, не игнорируя ни одного из следующих кадровых мероприятий.

1. Проверка всех данных кандидатов на работу в банке (наличие не менее двух рекомендаций, финансовое положение кандидата, соответствие данных в личном листке по учету кадров и т.п.).

2. Создание условий, при которых персонал не хотел бы лишиться работы (доброжелательная атмосфера в банке, хорошая зарплата сотрудников, имеющих доступ к конфиденциальной информации, предоставление им льготных кредитов, ссуд, оплата путевок, лечения, учебы и т.п.).

3. Обучение персонала (периодическое ознакомление с перечнем сведений, составляющих банковскую и коммерческую тайну, разработка для каждой категории сотрудников банка инструкций по обеспечению информационной безопасности в критических ситуациях, проведение плановых и внезапных тренировок персонала).

4. Минимизация сведений и данных, доступных персоналу, минимизация связей и разделение полномочий персонала, дублирование контроля.

5. Ознакомление с мерами ответственности за нарушение информационной безопасности.

6. Контроль работы персонала (использование открытых, а при необходимости и скрытых систем видеонаблюдения, прослушивания, анализ нарушений и т.п.).

7. Увольнение с работы (анализ причин увольнения, оценка возможных потерь банка, связанных с увольнением сотрудника, подписание соглашения с увольняемым о неразглашении в течение определенного срока банковской, коммерческой тайн и частной информации).

В связи с тем что федеральный закон о коммерческой тайне еще не принят (хотя понятие "банковская тайна" введено в действие Законом Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности", ст. 25), подписание с увольняемым соглашения о неразглашении коммерческой или банковской тайны не вполне обеспечивает в настоящее время формально юридическую защиту коммерческой информации, к которой сотрудник имел доступ во время работы в банке. Но даже в случае принятие закона о коммерческой тайне не следует переоценивать значение указанных выше документов. Свою роль они могут сыграть тогда, когда Россия станет правовой страной не на словах, а на деле.

Итак, поиск деловых партнеров означает использование информации друг о друге на законных основаниях, а именно:

1) ознакомление с рейтинговыми показателями банков;

2) изучение отчетов банков для акционерных обществ, публикуемых в открытой печати;

3) предварительное ознакомление будущего партнера с некоторыми условиями деятельности во время переговоров;

4) пользование информацией специальных центров в соответствии с договором на услуги по информационному обеспечению;

5) включение в общие или специализированные "информационные сети" на правах абонентов. Например, база данных Московской лицензионной палаты предоставляет информацию о зарегистрированных юридических лицах и физических лицах - учредителях фирм, проводит аналитический поиск организаций;

6) использование официальной информации правительственных и ведомственных органов, регионов.

Систематическое ведение информационной работы банкам следует рассматривать как серьезное условие поиска и правильного выбора своих партнеров. Следовательно, изучение рынка должно быть для банков систематическим и углубленным. Отбор партнеров для сотрудничества следует проводить на основе системы критериев, которые могут различаться в зависимости от профиля и характера их деятельности. Во всех случаях накопление и правильный анализ информации дадут верный ответ на вопросы, каким курсом вести банковскую деятельность.