logo
Банки - организация и персонал - Лобанова Т

1.3. Выбор структуры банка

Связь проектирования организации с выбором стратегии и функций проявляется в том, что прежде чем спроектировать организацию, необходимо ответить на следующие вопросы: какую идеологию бизнеса исповедует руководство; как и на какого потребителя ориентирована организация; на каком рынке она собирается работать. Для получения определенного результата (цели) мы должны знать общее описание организации (качества, свойства) или, по аналогии с человеком, особенности ее функционирования (скелет - архитектура, нервная система - система управления и т.п.), признаки поведения (как себя ведет в разных ситуациях), где "обитает" (сектор рынка). Все это так или иначе должно отражаться в структуре организации.

Так, переход банка от стратегии, ориентированной на "изготовление" финансовых продуктов, к стратегии, направленной на удовлетворение потребностей клиентов, требует от него радикального перепроектирования и изменения основных функций своей деятельности. Структурная и властная схемы такого банка, образно говоря, должны быть перевернуты "с ног на голову" (рис. 1.4).

Аналогично выход банка с целью продажи своих услуг за рамки национальных границ потребует при проектировании организационной системы банка учета международного фактора, т.е. глобализации в финансовом бизнесе. Естественно это сделает структуру банковского учреждения более громоздкой и сложной.

Рассматривая структуру банка, далее будем вести речь только об организационной структуре. В широком смысле слова структура есть совокупность составляющих систему элементов и устойчивых связей между ними, и стало быть число структурных элементов в таком непростом организме, как банк, достаточно велико. Поэтому они должны взаимодействовать между собой.

"Рис. 1.4. Влияние ориентации на клиентов на проектирование организации"

Учитывая многообразие описаний организаций как сложных технико-экономических и социальных систем, воспользуемся одной из них для рассмотрения оптимальной структуры банка. Согласно такому описанию для организационной системы характерны следующие виды взаимодействий (рис. 1.5):

взаимодействие организации с внешней средой (может осуществляться на основе механистического или органического подходов к типологии организации);

взаимодействие на уровне "подразделение - подразделение" (реализуется с помощью комбинаций различных типов структуризации и выступает в рамках организационных структур: линейной, функциональной, дивизиональной, матричной); взаимодействие на уровне "индивид-организация" (зависит от организационной культуры данного учреждения, может придать организации "индивидуалистский" или "корпоративный" характер)*(28).

"Рис. 1.5. Характеристики подходов к типологии организаций"

В разд. 1.1 мы упоминали о том, что будем рассматривать эффективное банковское учреждение как органический тип организации. Действительно, при сравнении его с механистическим типом (табл. 1.1) мы видим, что такой тип позволяет лучше взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к происходящим в современной банковской жизни изменениям. Вместе с тем выбор нами органического типа во многом соответствует имеющимся в настоящее время условиям становления, изменения и конкуренции в банковской системе: банки имеют сложное, нестабильное окружение (незавершенность правовой базы, неуверенность в партнерах и клиентах, непрогнозируемость поведения государственных органов), ежегодно (если не ежеквартально) меняются цели и задачи, сложность которых обусловлена отсутствием прецедентов выполнения (все в первый раз), измерить работу сложно, типичным является ненормированный рабочий день, мотивация банкиров в большей степени определяется стремлением реализовать себя, чем заработать деньги, авторитет власти завоевывается при высокой конкуренции с другими высшими менеджерами. Тем не менее при изменении условий, т.е. при стабилизации ситуации, может меняться и тип банковского учреждения в сторону механистической ориентации.

Таблица 1.1