Предисловие
Книг и статей о банке и банковской деятельности всегда было много. Однако 15-20 лет назад в отечественной экономической и юридической литературе рассматривались проблемы лишь государственного банка и место банковской системы в плановой экономике. Юридический аспект межбанковских отношений и учреждений Госбанка с клиентурой не рассматривался в связи с неактуальностью в условиях тотальной государственной собственности. Система организации и структура, требования к персоналу учреждений Госбанка и Стройбанка были унифицированы. Существовала централизованная система подготовки и распределения кадров. И удивляться этому не приходилось, поскольку банки занимали свое, отведенное им место в жестко централизованной системе государственного управления экономикой.
Ныне в формирующейся рыночной экономике роль банков становится иной. Банковские учреждения активно участвуют в регулировании финансовых потоков, вступают в новые отношения с клиентами - физическими и юридическими лицами. От банков зависит многое, их правильная организация и целеустремленная деятельность требуют больших знаний и усилий.
Поэтому читатель с интересом встретит очередное переиздание книги "Банки: организация и персонал". На фоне многочисленных, преимущественно экономического характера, публикаций данная книга, по сути дела, впервые раскрывает вопросы организации банка как учреждения и вопросы работы его персонала. А ведь в банки приходят новые люди, которым надо овладеть технологией управления, выполнения финансово-кредитных операций, наконец, "человеческих отношений". Без этого успеха достичь очень трудно. Необходимость для каждого коммерческого банка найти свое место в банковской системе, свой круг клиентов, "свое лицо" в условиях рыночной экономики и обостряющейся межбанковской конкуренции делает особо актуальными вопросы, рассмотренные в предлагаемой работе.
Издание дает глубокий и всесторонний анализ различных аспектов организации банка. Стратегия банковского учреждения определяет его задачи и функции, от этого зависит выбор структуры. Устойчивая система управления достигается тогда, когда четко определены задачи банковских подразделений, их связи между собой, режимы работы с информацией и порядок деятельности. Каждый банкир знает, как это важно.
Но банк - не инерционный институт, он должен быть мобильным и быстро приспосабливаться к изменениям экономической и социальной среды. В книге правильно поясняется, в какой ситуации как надо действовать и какие факторы учитывать. Полезны для читателя материалы и рекомендации о маркетинге в банковском деле, поиске партнеров, технологии нововведений и организационном консультировании.
Новая роль кадров, работающих в банковских учреждениях, на практике реализуется не без труда. Поэтому очень полезными являются главы книги, посвященные банковскому персоналу. Завеса таинственности, свойственная каждому банку, не должна скрывать то общее, что присуще всем банковскими работникам. Разве допустимо недооценивать высокие нормативы - квалификационные требования к сотрудникам, пренебрегать оправдавшими себя способами их подбора? Лишь только с учетом этого можно сформировать слаженные управленческие команды в каждом банке.
Книгу отличает глубокое знание банковской практики. В ней много обобщений, ценных наблюдений и советов. Многие читатели, безусловно, воспользуются советами автора, как повышать организационную культуру работников, каким образом улучшать их отношения с клиентами, как добиваться изменения мотивации служащих и стимулирования их деятельности. К тому же предлагаемая технология организационного развития банка содержит весь комплекс средств, необходимых для решения этих задач. Особый интерес представляют результаты применения технологии организационного консультирования в банках, а также механизм исследования организационной банковской культуры.
Конкретные рекомендации помогут лучше наладить дело в каждом банке. Приложения содержат полезные материалы и документы.
В заключение отмечу, что книга "Банки: организация и персонал" будет не только познавательна, но и интересна для читателя. Много полезного почерпнут в ней как работники банков, так и их клиенты. Ведь банки стали в нашей стране мощным институтом экономического развития.
Директор Международного центра |
|
управленческого консультирования |
|
при Международном научно-исследовательском |
|
институте проблем управления (МНИИПУ), |
|
доктор технических наук, профессор | С.В. Хайниш |
- Банки: организация и персонал
- Содержание
- Предисловие
- Введение. Социальная и экономическая банковская среда
- Глава 1. Организация и структура банка
- 1.1. Банк как эффективная организация
- 1.2. Стратегия и функции банковского учреждения
- Что является нашим бизнесом?
- Каковы наши стратегические устремления?
- В чем заключаются наши основные сильные стороны?
- Каким образом мы достигаем желаемого?
- Что является наиболее ценным для нас на пути к достижению желаемого?
- Что же происходит в банке в связи с реализацией этих функций?
- 1.3. Выбор структуры банка
- Характеристики и условия эффективного применения механистического и органического подходов в проектировании организации*(29)
- 1.4. Задачи структурных подразделений и их взаимосвязи
- Дифференциация между подразделениями банка
- 1.5. Система управления банком
- 1.6. Режимы работы с информацией
- Информационное письмо
- Служебная записка
- 1.7. Организационные распорядки и коммуникации в банке
- Глава 2. Банковский персонал
- 2.1. Требования к сотрудникам банка
- 2.2. Способы подбора и расстановки банковских работников
- 2.3. Психология банкиров
- 2.4. Управленческие команды
- 2.5. Организационная культура
- Модель корпоративной культуры (shl)
- Глава 3. Совершенствование деятельности банковского учреждения
- 3.1. Факторы изменения и развития банковского учреждения
- Критерии эффективности организации
- 3.2. Маркетинг в банковском деле
- Сегментация клиентов по возрастному признаку
- Наиболее доступные источники информации для населения
- 3.3. Банковская информация и поиск деловых партнеров
- 3.4. Технология нововведений
- Логическая схема пошагового развития управления (по Виханскому, Наумову)
- 3.5. Совершенствование системы управления банком
- Сравнительные характеристики систем управления японских и американских компаний
- 3.6. Организационное консультирование
- Соотношение областей консультирования в консультационной деятельности (в %)
- Глава 4. Эффективность деятельности банковских служащих
- 4.1. Отношения банковских служащих с клиентами
- 4.2. Результативность деятельности управляющих
- 4.3. Методы улучшения мотивации и повышения результативности
- Результаты сопоставления четырех методов мотивации
- Методы стимулирования результативности
- Основные элементы процесса управления по целям
- Последовательность перепроектирования работ
- Результаты выполнения программы вовлечения работников завода полупроводников в процесс управления (Япония)
- Модели поведения руководителей
- 4.4. Технология организационного развития персонала банковских учреждений
- Правила делового взаимодействия
- Пример согласованного определения задач и методов решения проблемы "Клиентский зал" на уровнях отдел - филиал (в одном из банков)
- Основные факторы, влияющие на эффективность процесса организационного консультирования в банковских учреждениях
- Организациионно-психологические характеристики банковских учреждений до и после прохождения консультативной технологии организационного развития
- Заключение (современные подходы к оптимизации деятельности банка)
- Приложения Приложение 1. Система ценностей фирмы "Эппл"
- Приложение 2. Примеры материалов по стратегии развития банков
- IV. Стратегические цели банка
- V. Наши сильные стороны
- V. Девиз года
- VI. Что ценит и ожидает банк от своих сотрудников
- VII. Обязательства банка перед своими сотрудниками
- VIII. Принципы управления персоналом банка
- Видение и образцовая модель банка Заксен лб (Германия)*(186) Портрет фирмы
- Видение
- Образцовая модель
- "Кредо" Мосстройэкономбанка*(187)
- Динамика основных показателей деятельности
- "Энергия успеха" Бин-банка*(188)
- О планах Банка Москвы*(189)
- Новая стратегия развития Гута-банка*(190)
- Председатель Сбербанка
- Главный бухгалтер Сбербанка
- Управляющий отделением Сбербанка
- Главный специалист Сбербанка
- Приложение 4. Примерные должностные инструкции работников банка
- Должностная инструкция руководителя филиала банка
- Должностная инструкция старшего кассира
- Должностная инструкция операционно-кассового работника
- Должностная инструкция консультанта банка
- Приложение 5. Профессиограммы работников банка Социально-психологическая профессиограмма кассира
- Социально-психологическая профессиограмма контролера
- Профессиограмма начальника отдела подготовки кадров банка
- Общие положения
- Общие требования, предъявляемые профессией к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам начальника отдела подготовки кадров
- 1. Требования к личностным качествам.
- 2. Требования к психологическим свойствам.
- 3. Требования к психофизиологическим свойствам.
- Профессионально-квалификационная модель начальника отдела подготовки кадров банка
- Динамика изменения общих и специальных психологических характеристик
- Применение профессиограммы
- Профессиограмма руководителя филиала банка
- Приложение 6. Диагностические методы и методики оценки сотрудников, поступающих на работу в банк Метод "структурированного интервью"
- Оценка кандидата на должность
- Методика к.Н. Томаса*(194) Назначение методики
- Инструкция
- Обработка результатов
- Интерпретация графиков
- Метод исследования уровня субъективного контроля (уск)*(195), или шкала локус-контроля Дж. Роттера Назначение методики
- Инструкция
- Опросник уск
- Обработка результатов теста
- Интерпретация методики укс Теоретические предпосылки
- Значения шкал
- 1. Шкала общей интернальности "и_о"
- 2. Шкала интернальности в области достижений "и_д"
- Методика "физиогномических стандартов" распознавания общих личностных свойств по внешним особенностям работников
- Приложение 7. Методики диагностики банковской организации
- 1. Диагностика организации: шесть областей для поиска проблем на теоретической основе или без нее. Марвин р. Вайсборд (приводится в сокращенном варианте)
- Структура
- Взаимоотношения
- Цели, задачи методики
- Инструментарий методики
- Проведение опроса и обоснование выборки
- Анализ материалов и интерпретация результатов
- Контроль и коррекция принимаемых управленческих мер воздействия
- Матрица счета
- Инструкция
- Бланк ответов Методика дсс
- Опросник
- Приложение 8. Примеры кейсов для командной оценки высших менеджеров банка Кейс n 1
- Предыстория вопроса
- Вопросы (задания) для участников
- Кейс n 2
- Экономические показатели, характеризующие финансово-экономическую деятельность рассматриваемых банков 1 и 2
- Критерии оценки команды высших менеджеров при выполнении заданий кейса
- Командная анкета
- Цель данной анкеты
- Раздел 1
- Раздел 2
- Раздел 3
- Раздел 4
- Раздел 5
- Раздел 6
- Приложение 9. Исследование организационной культуры банка
- Диагностика организационной культуры (методика)
- Описание организационной культуры Общие сведения
- Исходные данные (по результатам организационной диагностики)
- Структура организационной культуры (после аналитической группировки результатов)
- Анализ показателей, структуры и характеристик организационной культуры одного из банковских учреждений*(200) Характеристика культуры
- Предложения и рекомендации
- Приложение 10. Кейс 14. Жалобы клиентов
- Описание ситуации
- Записи клиентов
- Объяснительные записки сотрудников и руководителей Объяснительная записка заместителя управляющего отделением Зуевой
- Объяснительная записка старшего кассира
- Объяснительная
- Письмо-ответ клиенту
- Приказ по банку а-БанкПриказ
- Пример анализа ситуации "Жалоба"
- Как клиент видит ситуацию в банке
- Что возмутило клиента
- Основные ошибки, допущенные в данной ситуации
- "Жалобы клиентов" как средство совершенствования подготовки персонала*(201)
- Приложение 11. Кейсы для оценки и обучения банковских служащих
- Проблемы, задания и примерные ответы
- 1. При оценке специалистов по обслуживанию корпоративных клиентов
- 2. При оценке специалистов по направлению "Кредитование физических лиц"
- 3. Обслуживание частных клиентов
- 4. По направлению "Пластиковые карточки"
- 5. По направлению "Ценные бумаги"
- 6. По направлению "Валютные операции и валютный контроль"
- Экспертный лист для оценки
- Приложение 12. Применение технологии организационного развития в отдельном банке Введение
- Информация организационных консультантов
- "Сочинения" управленческой команды
- Пример проекта по решению проблем управленческой команды банка туб
- Правила, принципы и нормы совместной работы и взаимодействия между подразделениями Банка туб
- Анализ и прогноз консультирования Банка туб Анализ проблемного поля
- Примечания