logo
Банки - организация и персонал - Лобанова Т

Предисловие

Книг и статей о банке и банковской деятельности всегда было много. Однако 15-20 лет назад в отечественной экономической и юридической литературе рассматривались проблемы лишь государственного банка и место банковской системы в плановой экономике. Юридический аспект межбанковских отношений и учреждений Госбанка с клиентурой не рассматривался в связи с неактуальностью в условиях тотальной государственной собственности. Система организации и структура, требования к персоналу учреждений Госбанка и Стройбанка были унифицированы. Существовала централизованная система подготовки и распределения кадров. И удивляться этому не приходилось, поскольку банки занимали свое, отведенное им место в жестко централизованной системе государственного управления экономикой.

Ныне в формирующейся рыночной экономике роль банков становится иной. Банковские учреждения активно участвуют в регулировании финансовых потоков, вступают в новые отношения с клиентами - физическими и юридическими лицами. От банков зависит многое, их правильная организация и целеустремленная деятельность требуют больших знаний и усилий.

Поэтому читатель с интересом встретит очередное переиздание книги "Банки: организация и персонал". На фоне многочисленных, преимущественно экономического характера, публикаций данная книга, по сути дела, впервые раскрывает вопросы организации банка как учреждения и вопросы работы его персонала. А ведь в банки приходят новые люди, которым надо овладеть технологией управления, выполнения финансово-кредитных операций, наконец, "человеческих отношений". Без этого успеха достичь очень трудно. Необходимость для каждого коммерческого банка найти свое место в банковской системе, свой круг клиентов, "свое лицо" в условиях рыночной экономики и обостряющейся межбанковской конкуренции делает особо актуальными вопросы, рассмотренные в предлагаемой работе.

Издание дает глубокий и всесторонний анализ различных аспектов организации банка. Стратегия банковского учреждения определяет его задачи и функции, от этого зависит выбор структуры. Устойчивая система управления достигается тогда, когда четко определены задачи банковских подразделений, их связи между собой, режимы работы с информацией и порядок деятельности. Каждый банкир знает, как это важно.

Но банк - не инерционный институт, он должен быть мобильным и быстро приспосабливаться к изменениям экономической и социальной среды. В книге правильно поясняется, в какой ситуации как надо действовать и какие факторы учитывать. Полезны для читателя материалы и рекомендации о маркетинге в банковском деле, поиске партнеров, технологии нововведений и организационном консультировании.

Новая роль кадров, работающих в банковских учреждениях, на практике реализуется не без труда. Поэтому очень полезными являются главы книги, посвященные банковскому персоналу. Завеса таинственности, свойственная каждому банку, не должна скрывать то общее, что присуще всем банковскими работникам. Разве допустимо недооценивать высокие нормативы - квалификационные требования к сотрудникам, пренебрегать оправдавшими себя способами их подбора? Лишь только с учетом этого можно сформировать слаженные управленческие команды в каждом банке.

Книгу отличает глубокое знание банковской практики. В ней много обобщений, ценных наблюдений и советов. Многие читатели, безусловно, воспользуются советами автора, как повышать организационную культуру работников, каким образом улучшать их отношения с клиентами, как добиваться изменения мотивации служащих и стимулирования их деятельности. К тому же предлагаемая технология организационного развития банка содержит весь комплекс средств, необходимых для решения этих задач. Особый интерес представляют результаты применения технологии организационного консультирования в банках, а также механизм исследования организационной банковской культуры.

Конкретные рекомендации помогут лучше наладить дело в каждом банке. Приложения содержат полезные материалы и документы.

В заключение отмечу, что книга "Банки: организация и персонал" будет не только познавательна, но и интересна для читателя. Много полезного почерпнут в ней как работники банков, так и их клиенты. Ведь банки стали в нашей стране мощным институтом экономического развития.

Директор Международного центра

управленческого консультирования

при Международном научно-исследовательском

институте проблем управления (МНИИПУ),

доктор технических наук, профессор

С.В. Хайниш