logo
Банки - организация и персонал - Лобанова Т

Социально-психологическая профессиограмма контролера

Общие требования, предъявляемые данной профессией к личностным, психологическим и психофизиологическим свойствам контролера (старшего контролера), составлены на основании результатов модерационного анализа профессионально важных качеств работников данной категории, полученных с помощью деловой игры "Профессиограмма" в семи группах контролеров общей численностью около 140 человек.

Для эффективного выполнения стоящих перед контролером задач необходимо наличие (требования перечислены в порядке важности и сгруппированы в соответствии с практическими представлениями работников данной категории):

1) навыков клиенто-ориентированного обслуживания. В том числе важны следующие коммуникативные свойства: стремление к общению, легкость вступления в контакт, умение разговаривать с клиентом, формулировать высказывания, отвечать на вопросы, выслушивать, объяснять, показывать. Очень важными в осуществлении деятельности контролера являются: доброжелательность, вежливость, приветливость, тактичность, деликатность, обаяние, обходительность, чуткость и уважение к людям, а также внешний имидж.

Требования к сенсорно-перцептивным свойствам (свойствам чувствительности и восприятия) контролеров перерастают в навыки эмпатии: умение поставить себя на место другого, распознавать настроение клиента, сочувствовать. Одним из важнейших компонентов успешного обслуживания клиентов является наличие навыков сотрудничества в коллективе, что включает: умение ладить с людьми, приходить на помощь коллегам, вливаться в любой коллектив, быть терпимым и справедливым к людям;

2) профессионального знания дела и должностных обязанностей контролера, ориентации в деятельности и задачах банка, широкого понимания происходящих в стране процессов. Важны также социальные характеристики, такие, как любовь и интерес к работе, высокая мотивация к деятельности, работоспособность, энергичность, оптимистичность, социальная уверенность (убежденность в общественной значимости и необходимости дела, правильности своих действий по его осуществлению), чувство собственного достоинства. Большое значение имеют и моральные качества контролера - честность, порядочность, справедливость;

3) определенных психофизиологических свойств, включающих волевые и психомоторные (динамические) свойства. Требования к эмоционально-волевым свойствам связаны с преодолением препятствий различной степени трудности. Они ориентированы на стеничный (сильный) тип реагирования, выдержку, терпение, уравновешенность (эмоциональную стабильность). В стрессовых (экстремальных) ситуациях контролеру необходимо наличие навыков ориентации в ситуации, управления собой, а также наличие "психологического иммунитета" против неуравновешенного клиента, юмор и находчивость. В некоторых случаях очень важными психомоторными (динамическими) свойствами являются быстрота реакции и скорость в работе;

4) аттенционных свойств (свойств внимания) - устойчивость внимания. На успешность сохранения устойчивого профессионального внимания контролера влияют такие характеристики личности, как ответственность, аккуратность, точность, четкость, сосредоточенность. Функции контролера имеют неодинаковое значение, поэтому важно практическое умение распределять внимание между несколькими функциями в зависимости от ситуации;

5) определенных мыслительных свойств, что связано с возникновением непредвиденных и непрогнозируемых ситуаций при работе с клиентами. Несомненное значение здесь играет высокий интеллектуальный уровень, сообразительность (оперативность разрешения проблем) и память. Для контролера, постоянно работающего с людьми, необходима хорошая зрительная память.