2. При оценке специалистов по направлению "Кредитование физических лиц"
Замечание: Необходимо обращать особое внимание на построение слушателями эффективных ответов, которые могут быть даны сотрудниками банка на те или иные вопросы клиентов по условиям краткосрочного и долгосрочного кредитования физических лиц.
Задание 1. Рассмотреть ситуацию и ответить на вопросы клиента: В банк пришел клиент и желает получить кредит на приобретение холодильника. Его интересуют:
условия кредита;
что означает ...% годовых;
что означает ежемесячное погашение кредита;
какие документы необходимо предоставить в банк;
в течение какого срока после оформления кредитного договора можно получить кредит?
Примерный ответ сотрудника одного из банков, кредитующих население:
Предложить клиенту кредит на неотложные нужды.
Он выдается исходя из зарплаты заемщика под ...% годовых (за каждый день пользования кредитом 0,1% от используемой суммы, т.к. по мере погашения основного долга сумма уменьшается).
Ежемесячно производится погашение кредита равными суммами. Пожеланию клиент может увеличить вносимую сумму или погасит весь кредит досрочно. Ждать окончания срока кредита не нужно.
На покупку холодильника требуется около ... руб. Банк может выдать такую сумму, если зарплата клиента составляет около... руб. на срок 3 года.
Для выдачи клиенту кредита необходимо предоставить в банк справку о зарплате с места работы клиента и заполнить анкету. В обеспечение кредита необходимо найти 2-х поручителей, совокупный доход которых не менее дохода клиента. Поручителям также необходимо предоставить подобные справки о зарплате и заполнить анкеты. Таким образом, в банк требуется принести 3 справки, 3 анкеты и 3 паспорта (клиента и 2-х поручителей, паспорта возвращаются клиенту). Далее клиент пишет заявление о предоставлении кредита.
Заявление и все документы будут рассмотрены кредитным комитетом не позднее 15 дней с момента подачи и, в случае получения положительного решения вопроса в течение 10-ти дней, оформляется кредитный договор с клиентом, в течение 5-ти дней - договора с поручителями. Договоры могут быть оформлены одновременно в любой удобный для клиента и поручителей день. Затем клиенту выдаются деньги.
Задание 2. Разыграйте ролевую ситуацию клиент - Сотрудник: Клиент - офицер Российской армии, временно проживающий в данном городе (поселке). Он желает получить кредит на неотложные нужды в рублях. Его интересуют:
условия кредита;
документы, необходимые для получения кредита.
Примерный ответ клиенту:
В настоящее время банк выдает кредиты на неотложные нужды в рублях сроком до 3-х лет под ...% годовых. Затем данному офицеру необходимо задать ряд вопросов. Например, в данном городе он учится или работает, можно попросить у него удостоверение личности офицера и посмотреть, до какого срока у него оформлена временная регистрация (прописка) в данном городе, а также узнать, какая у него зарплата.
Дать клиенту информацию, что он может оформить кредит на срок, не превышающий срок прописки (примерно 2 года). Кредит погашается ежемесячно. Проценты начисляются за каждый день пользования кредитом. В банк необходимо предоставить: справку с места работы, анкету, удостоверение личности офицера (или паспорт), а в качестве гарантов - взять (2-х для данной суммы) поручителей, которым также необходимо оформить справки с места работы по данной форме, анкеты. Паспорта поручителей можно принести в банк. Самих поручителей приводить пока не нужно. Вместе с перечисленными документами клиент пишет кредитную заявку, все это проверяется и передается в кредитный комитет. Как только ответ будет получен (не позднее 15-ти дней), сотрудники филиала позвонят клиенту и пригласят его для оформления кредита.
Задание 3. Предложите клиенту вариант решения его проблемы. Клиент желает получить кредит под залог ОГСЗ. Его интересуют:
условия кредита;
порядок выдачи;
срок оформления кредита.
Если квалификации сотрудника филиала недостаточно, адресуйте клиента к источнику информации.
Примерный ответ клиенту:
Данный краткосрочный кредит под заклад ценных бумаг выдается в настоящее время под...% годовых на... месяцев. Ценные бумаги на срок кредита принимаются на хранение в учреждение банка. Доход по ценным бумагам может идти в сумму погашения кредита. Оценочная стоимость ценных бумаг устанавливается отделом ценных бумаг. Расчет будет произведен сразу, поэтому клиенту следует пройти (проехать) в этот отдел. Сообщить клиенту адрес и имя специалиста, к которому необходимо обратиться.
Для получения кредита необходимо предъявить паспорт и ценные бумаги, а также заполнить заявление на получение кредита и анкету. В течение 7 дней будет принято решение о возможности выдачи кредита. В случае принятия положительного решения, клиенту нужно еще раз прийти в банк с паспортом и ценными бумагами, где будет оформлен договор, ценные бумаги приняты на хранение, будет выдана сумма кредита наличными деньгами или перечислена на счет клиента.
Задание 4. Рассмотрите ситуацию:
В банк обращается клиент с просьбой о кредите. Он предлагает в виде дополнительного обеспечения кредита залог недвижимости. Возможные варианты залога:
сестра клиента предоставляет дом в сельской местности, принадлежащий ей по праву собственности;
дом в сельской местности принадлежит по праву собственности жене клиента;
дом в сельской местности для сезонного проживания, принадлежащий на правах собственности трем лицам.
Каково решение банка в каждом из трех приведенных случаев?
Примерный ответ клиенту:
Наиболее предпочтительным залогом является дом в сельской местности, принадлежащий по праву собственности жене клиента. В качестве дополнительного обеспечения кредита можно взять дом в сельской местности для сезонного проживания, принадлежащий на правах собственности еще двум лицам. В качестве дополнительного обеспечения можно взять также и первый и второй варианты.
Задание 5. Рассмотрите ситуацию:
Клиентка - директор АООТ "Вера", ее муж - главный бухгалтер этого предприятия. Хочет получить кредит на неотложные нужды в сумме 15.000 руб. В качестве гарантии возврата представляет 4 договора-поручительства, одним из поручителей является муж. Клиентка пришла в филиал с полным комплектом документов: справки с места работы о зарплате, подписанные ей как генеральным директором и ее мужем как главным бухгалтером, справки с места работы поручителей, паспорт.
Как можно разрешить эту ситуацию?
Примерный ответ:
Как известно, официальными требованиями к поручителям являются: наличие постоянного источника дохода, возраст, российское гражданство. Поэтому в данной ситуации нет формальных оснований для отказа клиентке (даже, если поручителем является ее муж, сам подписывающий себе документы). Оптимальным вариантом разрешения данной ситуации является возможность отсрочки. Следует сказать клиенту, что это достаточно редкая ситуация и сотрудникам необходимо время, чтобы проконсультироваться в кредитном отделе (у специалистов) или в кредитном управлении. Соответственно необходимо предложить клиенту назначить время, удобное для следующей встречи с ним. Не следует просить клиента принести дополнительные документы, что-либо подтверждающие. Оптимальный вариант, если клиент как юридическое лицо обслуживается в том же банке. Тогда вместе с отделом безопасности и отделом обслуживания юридических лиц можно проверить необходимые документы, подписи. Возможен также выезд на предприятие.
Задание 6. Клиент - брокер, современный молодой образованный сотрудник биржи. Решил купить себе квартиру, но больше всего ему не нравится в ипотечной программе, что требуется очень много оформлять документов. Он уже брал кредит под недвижимость (покупал дачу), там только справку с места работы и поручители. А здесь? Чем это выгоднее?
Примерный ответ:
Объяснить условия ипотечного кредитования. По поводу большого количества документов: разделить все документы на 3 группы: для кредита, для квартиры, для страховки и показать, что при покупке недвижимости важно серьезно относиться к оформлению документов.
- Банки: организация и персонал
- Содержание
- Предисловие
- Введение. Социальная и экономическая банковская среда
- Глава 1. Организация и структура банка
- 1.1. Банк как эффективная организация
- 1.2. Стратегия и функции банковского учреждения
- Что является нашим бизнесом?
- Каковы наши стратегические устремления?
- В чем заключаются наши основные сильные стороны?
- Каким образом мы достигаем желаемого?
- Что является наиболее ценным для нас на пути к достижению желаемого?
- Что же происходит в банке в связи с реализацией этих функций?
- 1.3. Выбор структуры банка
- Характеристики и условия эффективного применения механистического и органического подходов в проектировании организации*(29)
- 1.4. Задачи структурных подразделений и их взаимосвязи
- Дифференциация между подразделениями банка
- 1.5. Система управления банком
- 1.6. Режимы работы с информацией
- Информационное письмо
- Служебная записка
- 1.7. Организационные распорядки и коммуникации в банке
- Глава 2. Банковский персонал
- 2.1. Требования к сотрудникам банка
- 2.2. Способы подбора и расстановки банковских работников
- 2.3. Психология банкиров
- 2.4. Управленческие команды
- 2.5. Организационная культура
- Модель корпоративной культуры (shl)
- Глава 3. Совершенствование деятельности банковского учреждения
- 3.1. Факторы изменения и развития банковского учреждения
- Критерии эффективности организации
- 3.2. Маркетинг в банковском деле
- Сегментация клиентов по возрастному признаку
- Наиболее доступные источники информации для населения
- 3.3. Банковская информация и поиск деловых партнеров
- 3.4. Технология нововведений
- Логическая схема пошагового развития управления (по Виханскому, Наумову)
- 3.5. Совершенствование системы управления банком
- Сравнительные характеристики систем управления японских и американских компаний
- 3.6. Организационное консультирование
- Соотношение областей консультирования в консультационной деятельности (в %)
- Глава 4. Эффективность деятельности банковских служащих
- 4.1. Отношения банковских служащих с клиентами
- 4.2. Результативность деятельности управляющих
- 4.3. Методы улучшения мотивации и повышения результативности
- Результаты сопоставления четырех методов мотивации
- Методы стимулирования результативности
- Основные элементы процесса управления по целям
- Последовательность перепроектирования работ
- Результаты выполнения программы вовлечения работников завода полупроводников в процесс управления (Япония)
- Модели поведения руководителей
- 4.4. Технология организационного развития персонала банковских учреждений
- Правила делового взаимодействия
- Пример согласованного определения задач и методов решения проблемы "Клиентский зал" на уровнях отдел - филиал (в одном из банков)
- Основные факторы, влияющие на эффективность процесса организационного консультирования в банковских учреждениях
- Организациионно-психологические характеристики банковских учреждений до и после прохождения консультативной технологии организационного развития
- Заключение (современные подходы к оптимизации деятельности банка)
- Приложения Приложение 1. Система ценностей фирмы "Эппл"
- Приложение 2. Примеры материалов по стратегии развития банков
- IV. Стратегические цели банка
- V. Наши сильные стороны
- V. Девиз года
- VI. Что ценит и ожидает банк от своих сотрудников
- VII. Обязательства банка перед своими сотрудниками
- VIII. Принципы управления персоналом банка
- Видение и образцовая модель банка Заксен лб (Германия)*(186) Портрет фирмы
- Видение
- Образцовая модель
- "Кредо" Мосстройэкономбанка*(187)
- Динамика основных показателей деятельности
- "Энергия успеха" Бин-банка*(188)
- О планах Банка Москвы*(189)
- Новая стратегия развития Гута-банка*(190)
- Председатель Сбербанка
- Главный бухгалтер Сбербанка
- Управляющий отделением Сбербанка
- Главный специалист Сбербанка
- Приложение 4. Примерные должностные инструкции работников банка
- Должностная инструкция руководителя филиала банка
- Должностная инструкция старшего кассира
- Должностная инструкция операционно-кассового работника
- Должностная инструкция консультанта банка
- Приложение 5. Профессиограммы работников банка Социально-психологическая профессиограмма кассира
- Социально-психологическая профессиограмма контролера
- Профессиограмма начальника отдела подготовки кадров банка
- Общие положения
- Общие требования, предъявляемые профессией к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам начальника отдела подготовки кадров
- 1. Требования к личностным качествам.
- 2. Требования к психологическим свойствам.
- 3. Требования к психофизиологическим свойствам.
- Профессионально-квалификационная модель начальника отдела подготовки кадров банка
- Динамика изменения общих и специальных психологических характеристик
- Применение профессиограммы
- Профессиограмма руководителя филиала банка
- Приложение 6. Диагностические методы и методики оценки сотрудников, поступающих на работу в банк Метод "структурированного интервью"
- Оценка кандидата на должность
- Методика к.Н. Томаса*(194) Назначение методики
- Инструкция
- Обработка результатов
- Интерпретация графиков
- Метод исследования уровня субъективного контроля (уск)*(195), или шкала локус-контроля Дж. Роттера Назначение методики
- Инструкция
- Опросник уск
- Обработка результатов теста
- Интерпретация методики укс Теоретические предпосылки
- Значения шкал
- 1. Шкала общей интернальности "и_о"
- 2. Шкала интернальности в области достижений "и_д"
- Методика "физиогномических стандартов" распознавания общих личностных свойств по внешним особенностям работников
- Приложение 7. Методики диагностики банковской организации
- 1. Диагностика организации: шесть областей для поиска проблем на теоретической основе или без нее. Марвин р. Вайсборд (приводится в сокращенном варианте)
- Структура
- Взаимоотношения
- Цели, задачи методики
- Инструментарий методики
- Проведение опроса и обоснование выборки
- Анализ материалов и интерпретация результатов
- Контроль и коррекция принимаемых управленческих мер воздействия
- Матрица счета
- Инструкция
- Бланк ответов Методика дсс
- Опросник
- Приложение 8. Примеры кейсов для командной оценки высших менеджеров банка Кейс n 1
- Предыстория вопроса
- Вопросы (задания) для участников
- Кейс n 2
- Экономические показатели, характеризующие финансово-экономическую деятельность рассматриваемых банков 1 и 2
- Критерии оценки команды высших менеджеров при выполнении заданий кейса
- Командная анкета
- Цель данной анкеты
- Раздел 1
- Раздел 2
- Раздел 3
- Раздел 4
- Раздел 5
- Раздел 6
- Приложение 9. Исследование организационной культуры банка
- Диагностика организационной культуры (методика)
- Описание организационной культуры Общие сведения
- Исходные данные (по результатам организационной диагностики)
- Структура организационной культуры (после аналитической группировки результатов)
- Анализ показателей, структуры и характеристик организационной культуры одного из банковских учреждений*(200) Характеристика культуры
- Предложения и рекомендации
- Приложение 10. Кейс 14. Жалобы клиентов
- Описание ситуации
- Записи клиентов
- Объяснительные записки сотрудников и руководителей Объяснительная записка заместителя управляющего отделением Зуевой
- Объяснительная записка старшего кассира
- Объяснительная
- Письмо-ответ клиенту
- Приказ по банку а-БанкПриказ
- Пример анализа ситуации "Жалоба"
- Как клиент видит ситуацию в банке
- Что возмутило клиента
- Основные ошибки, допущенные в данной ситуации
- "Жалобы клиентов" как средство совершенствования подготовки персонала*(201)
- Приложение 11. Кейсы для оценки и обучения банковских служащих
- Проблемы, задания и примерные ответы
- 1. При оценке специалистов по обслуживанию корпоративных клиентов
- 2. При оценке специалистов по направлению "Кредитование физических лиц"
- 3. Обслуживание частных клиентов
- 4. По направлению "Пластиковые карточки"
- 5. По направлению "Ценные бумаги"
- 6. По направлению "Валютные операции и валютный контроль"
- Экспертный лист для оценки
- Приложение 12. Применение технологии организационного развития в отдельном банке Введение
- Информация организационных консультантов
- "Сочинения" управленческой команды
- Пример проекта по решению проблем управленческой команды банка туб
- Правила, принципы и нормы совместной работы и взаимодействия между подразделениями Банка туб
- Анализ и прогноз консультирования Банка туб Анализ проблемного поля
- Примечания