logo
Банки - организация и персонал - Лобанова Т

Что же происходит в банке в связи с реализацией этих функций?

Банк аккумулирует ликвидные (т.е. способные без дополнительных расходов конвертироваться в наличные) средства одних своих клиентов (которые становятся его кредиторами), с тем чтобы предоставить их взаймы другим клиентам (а при случае тем же самым, но на иных условиях), становящихся его должниками, или дебиторами. Привлеченные таким образом ликвидные средства клиентов составляют основу банковского кредита. По этим так называемым операциям с клиентами устанавливается большая маржа, т.е. взимаемая с клиентов-дебиторов плата (как правило, в форме процента за пользование кредитом), значительно превышающая вознаграждение, которое банк выплачивает клиентам-кредиторам. Конечно, клиенты-кредиторы могли бы повысить доходность вложений, предоставляя кредиты самостоятельно, минуя банк. Однако в этом случае они не смогли бы до погашения кредита пользоваться своими средствами. Помещение же денежных средств в банк дает возможность клиенту свободно распоряжаться ими, как только возникнет потребность или по истечении заранее оговоренного срока. В целом стимулом для клиента при помещении денег в банк является предоставляемая банком помощь по управлению этими средствами.

Поступившие в банк деньги очень скоро могут быть выданы другим клиентам, но отток средств компенсируется новыми поступлениями и таким образом в распоряжении банка постоянно будут находиться средства в размерах, позволяющих ему предоставлять кредиты на относительно длительные сроки. Так действует преобразующий механизм 1 и 2-й функций, указанных выше, т.е. банк использует краткосрочные кредитные ресурсы для вложений на длительные сроки.

Привлеченные денежные средства клиентов и размещенные кредиты не обязательно уравновешивают друг друга. Одни банки имеют излишек средств, другие - размещенных кредитов. Таким образом, банки вынуждены в зависимости от ситуации либо занимать, либо давать в долг друг другу. Даже если в целом обеспечено равновесие, к тому или иному сроку платежа, в той или иной валюте, могут потребоваться дополнительные средства. Налицо проявление общего правила: все банки вынуждены сотрудничать друг с другом для удовлетворения своих потребностей в денежных средствах или для заключения выгодных сделок. Зачастую объем межбанковских операций равен или даже превышает объем операций с клиентами, но маржа по этим операциям невелика.

Таким образом, межбанковские операции и отношения банков с эмиссионными институтами входят составляющей в 3-ю функцию банковской деятельности.

Кроме того, банки "торгуют", ограничиваясь ролью посредника. Если банк осуществляет посреднические операции, то это означает, что он сводит вкладчиков и заемщиков, но не обязательно сам принимает участие в сделке. Если в дальнейшем вкладчики решат забрать свои капиталы из банка до оговоренного срока, то банк не гарантирует им возврат их средств, и вкладчики будут вынуждены обратиться к рынку капиталов и получить возмещение на условиях, зависящих от спроса и предложения.

Довольно часто банки осуществляют операции на рынке капиталов за свой счет - в качестве либо заемщиков, либо вкладчиков. В первом случае это делается для укрепления собственных средств или для создания стабильных резервов. Если банки ведут себя на рынке капиталов как вкладчики, они финансируют компании, с которыми имеют договорные отношения, либо просто размещают свободные ликвидные средства на выгодных для себя условиях. Банк может также, не принимая участия в сделке, быть ее гарантом. Однако в основном на рынках капиталов банки предоставляют клиентам посреднические услуги. Это отражает 4-я из приведенных выше функций.

Рассматривая основные функции деятельности банков, следует учитывать, что одни банки специализируются на отдельных операциях, другие оказывают стандартный набор банковских услуг. В отношениях с частными лицами это проявляется в предоставлении услуг по управлению имуществом клиента с учетом его индивидуальных особенностей. Фирмам банки предлагают финансовый инжиниринг, проектное финансирование, управление наличностью и другие услуги.

Какие же услуги оказывает реальный крупный достаточно эффективно работающий банк? Рассмотрим, например, годовой отчет Внешторгбанка России, опубликованный в периодической печати*(26), чтобы иметь возможность качественного вычленения и сравнения банковских функций и услуг.

Среди российских банков Внешторгбанк - неизменно занимает одну из лидирующих позиций по таким важнейшим показателям, как размер собственного капитала и сумма активов. Все рейтинговые службы относят банк к самой высшей группе надежности.

Учрежденный в 1990 г. Внешторгбанк - коммерческий банк со смешанной формой собственности.

Согласно своей стратегии Внешторгбанк является банком, занимающимся прежде всего "оптовыми" операциями и специализирующимся на валютном обслуживании клиентуры, традиционно связанной с российской внешней торговлей. Философия банка - разумный консерватизм, что позволяет не только обслуживать клиентов на самом высоком уровне, но и диверсифицировать активы, максимально снижая степень риска при достаточно высоком уровне прибыльности.

В своей кредитной политике Внешторгбанк отдает предпочтение финансированию проектов в промышленности (около 60% кредитов), в том числе в таких отраслях, как машиностроение, нефтегазовая и химическая промышленность, ВПК, текстильная промышленность, судостроение. На строительство, транспорт, связь и услуги приходиться 40% кредитов. При этом почти половину всех ссуд составляют крупные кредиты размером свыше 20 млн. долл. США каждый.

На рынке межбанковских кредитов Внешторгбанк в целях минимизации риска работает примерно с 20-30 самыми солидными контрагентами, включая действующие в России иностранные банки, и является ведущим нетто-поставщиком валютных ресурсов.

Выполняя традиционную для всех банков функцию управления ликвидными средствами, Внешторгбанк активно внедряет и постоянно совершенствует новые финансовые инструменты, отвечающие интересам клиентов и позволяющие им получать дополнительные доходы. Среди них прежде всего следует назвать депозитные сертификаты, рублевые и валютные векселя, проведение по поручению клиентов арбитражных операций на валютном рынке. Кроме того, в целях обеспечения интересов клиентов и поддержания высокого уровня конкурентоспособности услуг на российском финансовом рынке банк гибко регулирует тарифы комиссионного вознаграждения, процентные ставки по текущим счетам и депозитным вкладам.

При сохранении одного из главных приоритетов своей деятельности - поддержание высокой ликвидности и безусловной надежности переданных банку в управление финансовых ресурсов - Внешторгбанк работает на рынке капиталов. Он делает ставку на всемерную диверсификацию своих активных операций, которые охватывают широкий круг конверсионных, депозитных, гарантийных и других операций, а также операций с российскими и иностранными ценными бумагами, драгоценными металлами.

Кроме того, Внешторгбанк представляет широкий ассортимент услуг по купле-продаже любой иностранной валюты (входящей в перечень валют, котируемых Центральным банком РФ), немедленной оплате дорожных чеков крупнейших зарубежных эмитентов и кредитных карточек "Виза" и "Дайнерс Клаб", продаже именных чеков Внешторгбанка, а также по банкнотному арбитражу и т.д.

За время работы Внешторгбанк за счет формирования сети филиалов, дочерних банков и финансовых компаний создал в регионах России и за рубежом основу своей финансовой группы. В отличие от многих других коммерческих банков, стремящихся к формированию широко диверсифицированных групп с выходом на различные виды околобанковского и чисто коммерческого предпринимательства, Внешторгбанк, учитывая практику крупных зарубежных банков, стратегически ориентирован в первую очередь на создание и развитие чисто финансовых институтов, содействующих реализации его интересов в сфере банковского бизнеса. В настоящее время система Внешторгбанка объединяет более 10 банков и финансовых организаций.

Для читателей интересно сравнить также стратегические приоритеты деятельности и функции других крупнейших банковских учреждений России (см. Приложение 2).

Таким образом, практика показывает, что при проектировании эффективного банка важно учитывать всю систему стратегии, функций, операций, услуг и денежных потоков банковского учреждения как "живого организма", способного реагировать на изменения внешней среды.

Одним из способов организации*(27) этой системы является проектирование структуры банка.