logo
Банки - организация и персонал - Лобанова Т

2.2. Способы подбора и расстановки банковских работников

Как подбирается персонал в банки? Существуют различные подходы к этой проблеме.

Например, одним из способов подбора новых сотрудников в банк "Деловая Россия" является знакомство со студентами-практикантами Финансовой академии - одного из учредителей этого банка. Оттуда в банк на практику приходят студенты с третьего - четвертого курсов. Прием людей с улицы - это исключительный случай.

Очень часто реальным способом набора сотрудников в банк являются только рекомендации. Так, глава Национального резервного банка А. Лебедев при создании банка "никого не брал без рекомендаций. При этом каждый кандидат приходил со своим объемом работы, своими навыками и идеями, и не важно, что он никогда прежде не работал в финансовом секторе и вообще ничего не понимал в банковских операциях. Главное - это связи. Важно, например, чтобы кандидат неплохо знал людей в руководстве того или иного внешнеэкономического объединения"*(54).

Однако известно, что у системы набора персонала по рекомендациям есть весьма существенный минус: человеку с некоторыми рекомендациями отказать просто невозможно, а что он собой представляет, становится ясно лишь спустя некоторое время. Поэтому такие люди чаще всего не очень-то "сгорают" на работе и "выгнать" их очень трудно.

Другим неприятным последствием подбора персонала банка по рекомендациям является чрезмерно раздутый аппарат. Это разного рода секретари, референты, администраторы, охранники, водители и т.п. Проконтролировать выполнение ими всех требований должностных инструкций весьма сложно. Практически это неуправляемая масса.

В специальной литературе по подбору и расстановке персонала имеются два подхода к установлению соответствия человека и организации. При первом подходе человек подбирается для выполнения определенной работы, осуществления определенной функции в организации. При втором - работа подбирается человеку таким образом, чтобы она лучше всего соответствовала его возможностям и отвечала его притязаниям на определенное место в организации. Первый подход является традиционным и наиболее распространенным в современной практике менеджмента. Второй подход также имеет практическую реализацию преимущественно для высокопоставленных чиновников или в рамках японского типа управления (теория Z).

Для большинства российских банковских организаций характерно применение первого подхода к подбору людей для выполнения определенной работы или, иными словами, включения человека в организацию. В этой связи банк ожидает от сотрудника, что он проявит себя в разных социальных и функциональных "ролях":

специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией;

сотрудник, способствующий успешной работе и развитию банка;

человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;

член коллектива, способный взаимодействовать и поддерживать хорошие отношения с коллегами;

член банковской организации, разделяющий ее ценности;

работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;

служащий, преданный банку и готовый отстаивать его интересы;

исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и на должном качественном уровне;

член банковской организации, способный занять определенное место внутри нее и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;

как сотрудник, следующий распоряжениям руководства принятым в банковской организации нормам поведения и распорядка.

Оценивая сотрудника в рамках этих организационных ожиданий, можно выделить совокупность его профессиональных и личностных особенностей, разработать или подобрать методы их измерения.

И только тогда с большей или меньшей вероятностью удастся ответить на вопросы.

1. Что представляет собой работник с точки зрения соответствия его личностных особенностей требованиям данной должности (т.е. провести социально-психологическое исследование)?

2. В какой степени он отвечает требованиям, предъявляемым данной профессией (должностью) к работнику (методы профессиографии)?

3. В какой мере он соответствует требованиям, предъявляемым к нему как к профессионалу другими сотрудниками (экспертная оценка)?

4. В какой мере он реализовал свои возможности на прежней должности (методы аттестации)?

Такая комплексная оценка сотрудников является наиболее принятой процедурой из всех способов подбора и расстановки работников. Она включает методы профессиографии, экспертной оценки, аттестации и тестирования.

Профессиография представляет собой оптимальное соотнесение работников и рабочих мест. Чаще всего сопоставляются существующие профессиограммы должностей, т.е. требования, предъявляемые к деятельности работников, и их профессиональные особенности, личностные качества. Источниками информации здесь являются типовые и конкретные положения о должностных лицах и различных банковских подразделениях, отделах, управлениях, определяющие функции, права и обязанности сотрудников. К ним относятся и материалы анализа деятельности специалистов и руководителей с большим опытом работы.

В Приложении 5 приводятся различные варианты разработанных профессиограмм для операционно-кассовых работников банка и руководителей некоторых линейных и функциональных служб. На основании таких профессиограмм могут быть составлены "батареи" психодиагностических методик.

Для выбора наиболее перспективных кандидатов и наиболее успешной расстановки персонала широко применяется метод экспертной оценки. Он заключается в том, что подбираются определенные параметры или критерии, оптимальные для каждой категории персонала. По данным критериям аттестуемые оцениваются не только "сверху", но и "снизу" или "сбоку", т.е. вышестоящими руководителями, подчиненными, коллективом. Такая экспертная оценка может применяться только в том случае, если сотрудник проработал в данной должности не менее полугода.

Аттестация сотрудника дает эффект, если проводится систематически и отражает мнение об аттестуемом за продолжительный период работы. Обычно в банке создается аттестационная комиссия, которая рассматривает параметры соответствия или несоответствия работника занимаемой должности. Одним из важных критериев аттестации является оценка сотрудника непосредственным руководителем.

Методы экспертных оценок и аттестации особенно подходят для формирования групп перспективного и актуального резерва на руководящие должности. В тех банках, где такая работа ведется систематически, подбор и расстановка сотрудников не представляют проблем.

В результате последних достижений социологии и психологии управления появилась возможность более надежно оценивать и прогнозировать эффективность деятельности банковских сотрудников. Применение тестовых методов позволяет количественно отображать и качественно сопоставлять результаты изучения личности и профессионализма работников.

Такие методы наиболее применимы при приеме на работу новых сотрудников, когда нет возможности использовать методы экспертной оценки или аттестации. Но и при выдвижении в резерв или при выборе наилучшего кандидата на замещение вакантной должности (особенно если результаты аттестации и экспертной оценки одинаковы) тестовые методы позволяют давать рекомендации по выбору наиболее перспективного и делового сотрудника среди нескольких претендентов.

Социально-психологические тестовые экспресс-методы дают возможность изучать большое число лиц за ограниченный промежуток времени. Большинство современных психодиагностических методик компьютеризовано и это также дает большой выигрыш во времени. По результатам тестовых методов может быть установлена взаимосвязь особенностей личности работника, его психологических состояний с требованиями к профессиональной деятельности (профессиограммами), итогами аттестаций или экспертных оценок. Таким образом, определяется не столько конкретная должность, на которую способен претендовать кандидат, сколько целый диапазон его профессиональных и служебных возможностей.

Однако было бы неверно думать, что применение социально-психологических методов ставит своей задачей простой отбор "годного" или "негодного" работника. По существу нет единого психологического стереотипа для каждого конкретного вида деятельности. Такая гибкая система, как человеческая личность, позволяет любому адаптироваться, приспособиться к различным видам деятельности. Однако не всем такое "приспособление" дается легко: одни люди в силу своих психологических данных не могут заниматься определенными работами, например консультированием клиентов банка, у других это происходит с таким перенапряжением, что может приводить к срывам, непредсказуемым действиям или заболеваниям.

Изучение личностных особенностей сотрудников банка предусматривает среди решения прочих проблем выявление скрытых возможностей и резервов работников. Ведь именно их практически нельзя оценить с помощью экспертов, дающих "поведенческий срез" деятельности сотрудников на сегодняшний день, а не на перспективу.

Краткость, сжатость во времени, удобство предъявления и в то же время информативность и надежность результатов - вот требования, которым отвечают оптимальные психодиагностические системы. Что же они дают? Например, показатели готовности банковского сотрудника к работе в условиях рыночной экономики, управленческую компетентность, способность к обучению и т.п. Существует целый комплекс отечественных и зарубежных методик, выявляющих отдельные показатели - степень ответственности при принятии решений, активность позиции, лидерство, самокритичность и т.д. Примеры таких методик приведены в Приложении 6. Это методики, определяющие преобладающий стиль поведения сотрудника в конфликтных ситуациях (методика К. Томаса), а также методика исследования уровня субъективного контроля.

Особое место занимают методики, построенные на так называемых сигналах личности поступающего на работу сотрудника. Грамотное владение ими позволяет не ошибиться даже в том случае, если "высокопоставленное лицо по рекомендации" не представляется возможным протестировать. Специалист, умеющий "считывать" информацию по особенностям почерка при заполнении претендентом "личного листка" или по специфике голоса, речи, манере держаться, "сигналам на одежде", физиогномическим особенностям, всегда сможет дать приблизительную характеристику человека, поступающего на работу. Примером такого рода проективных методик может служить физиогномическая методика, приведенная в Приложении 6.

Естественно, что наиболее достоверные результаты получаются при одновременном использовании нескольких методов, когда методики анкетного плана сочетаются с проективными. Поэтому в банках столь важно использовать весь отработанный комплекс методик. А это возможно лишь там, где социально-психологическая работа ведется на хорошем теоретически обоснованном уровне.

Кроме того, необходимым условием практического применения тестовых методов исследования личности является правильное предъявление и использование оценочной информации в процессе подготовки и принятия решений по кадровым вопросам. Иногда психолог в силу тех или иных причин "забывает" познакомить респондента с итоговым заключением, что является нарушением правил предъявления психодиагностической информации и этических норм психологической работы. Кроме того, заключение должно быть составлено таким образом, чтобы полностью исключить ошибочное толкование оценочной информации. Например, здесь могут применяться методы предъявления оценочной информации с использованием компьютеров. "Считывая" информацию о своих деловых и личностных качествах с дисплейного экрана, сотрудник уже не может предъявлять претензии к конкретному социологу или психологу. Тем самым он будет воспринимать диагностические рекомендации в своей адрес более объективно.

Необходимо подчеркнуть, что проводить социально-психологические исследования должны квалифицированные, ответственные специалисты в области психологии управления или социальной психологии, прошедшие специальное обучение со стажировкой.

По нашим сведениям, почти все ведущие банки России имеют в том или ином виде социально-психологические службы или психологов, работающих в кадровых подразделениях. Сильная команда психологов работает в Сберегательном банке, имеются психологи в Центральном банке РФ, Промсвязьбанке и др. Все это свидетельствует о том, что в банках все больше применяются современные способы подбора и расстановки работников.

В банковских организациях чаще всего предусматриваются следующие три вида диагностической работы. Это диагностика организационных проблем, диагностика межличностных отношений внутри организационных групп и индивидуальная психодиагностика. Для каждого вида диагностической работы имеются свои группы методов.

Диагностика организационных проблем в банке будет рассматриваться нами в гл. 3. Примеры методик диагностики организации приведены в Приложении 7.

Трудности психодиагностики в банковской организации связаны, во-первых, с подбором адекватной запросу "батареи" методик, разработкой схем проведения диагностики; во-вторых, с использованием результатов диагностики; в-третьих, с предъявлением результатов диагностики руководству и самим обследованным служащим.

Наборы методик, как правило, составляются с целью исследования разнотипными диагностическими инструментами одной совокупности интересующих психологических содержаний либо чтобы одним взаимосвязанным и взаимодополняющим набором диагностического инструментария охватить наиболее широкий спектр особенностей обследуемого лица*(55). В первом случае выше надежность результатов, во втором - продуктивность диагностической работы.

При решении проблем отбора персонала более адекватными оказываются методы, не измеряющие непосредственные способности соискателя к предстоящей деятельности, а характеризующие его личностные особенности, такие, как направленность личности, ценностные ориентации, уровень притязаний, иерархию мотивов. С этой целью могут использоваться такие методики, как опросник ценностных ориентации*(56), опросник уровня субъективного контроля (Приложение 6), тест смысложизненных ориентации*(57), опросник самоотношения*(58).

При применении на практике диагностических методов общего процесса подбора и расстановки кадров психолог-консультант решает проблему норм в корпоративной культуре банковской организации отдельно для каждого случая. Общими могут оставаться лишь процедуры. Одна из них сводится к тому, что границы допустимых нормативных значений различных диагностических показателей определяются по итогам обследования первого лица, руководителя банковской организации или подразделения, являющегося заказчиком диагностических психологических услуг. Его показатели принимаются за ориентиры при установлении нормативных критериев. После этого психолог может обсудить с заказчиком, какой предельный диапазон отклонений в результатах обследований его предполагаемых подчиненных от его собственных показателей будет для руководителя банка приемлемым и в какую сторону допустимы эти отклонения. Такое обсуждение является весьма полезным для психолога-диагноста потому, что проявляет особенности индивидуальной психологической культуры руководителя. А этим снимаются многие трудности впоследствии*(59).

Для диагностики межличностных отношений в коллективах подразделений банка широко используются "батареи" социометрических и референтометрических методик, а также методик определения степени ценностно-ориентационного единства группы, что позволяет получать почти прямые ответы на вопросы об особенностях корпоративной культуры той или иной банковской группы*(60).

В практической работе нужно учитывать, что адекватность психодиагностических методик задачам подбора и расстановки кадров зависит от многих факторов. К ним относятся, во-первых, адекватность "батареи" методик специфике и особенностям задач, требующих решения именно психодиагностическими методами; во-вторых, степень проработанности, обоснованности способов разрешения проблемы норм и области допустимых отклонений от найденных норм, особенных для каждого банка как носителя уникальной корпоративной культуры; в-третьих, оптимальность использования результатов психодиагностики в работе с персоналом, в частности оптимальность избранного способа предъявления результатов; в-четвертых, системная включенность психодиагностических процедур как самостоятельного блока в единый процесс управления персоналом банка.

По данным немецких исследователей, валидность (достоверность) различных способов подбора и расстановки персонала распределяется следующим образом:

оценки в аттестате 0-30%

тесты достижений 10-50%

тесты на развитие интеллектуальное 20-30% личностные тесты 20-30%

традиционные беседы 0-30%

биографическое интервью до 50%

оценка коллег (экспертов) 20-70%

ассессмент-технология 40-75%

Приведенные данные показывают, что ассессмент-технология имеет наибольшую достоверность и поэтому широко применяется как на Западе, так и в наших банках.

Главная идея оценки персонала по этой технологии заключается в том, чтобы организовать "пробу" деятельности для претендента на должность.

Иными словами, ассессмент-технология - это процесс выявления перспективных банкиров и руководителей. Конкретно ассессмент-технологию составляют:

группа претендентов (например, перспективных руководителей);

имитационные ситуации (максимально приближенные к реальной деятельности претендентов);

упражнения (например, групповая дискуссия, выступление без подготовки, ролевая игра с критической позицией к одному из руководителей-претендентов, презентация услуг банка и т.п.);

четкие формулировки критериев и требований к претендентам (например, ориентация на клиентов и способность к продаже банковских услуг, кооперация и способность работать в команде, планирование и организация, когнитивные способности, способность выдерживать нагрузки, инициативность и ориентация на успех и т.п.);

группа обученных наблюдателей (опытных банковских руководителей);

точно установленные правила и критерии наблюдения;

"модератор" - ведущий (обычно психолог или руководитель службы персонала).

Упрощенно говоря, опытные руководители и банковские специалисты наблюдают претендентов при выполнении ими типичных банковских задач и оценивают результаты.

Психологический ассессмент при подборе и расстановке работников - это новая форма работы с управленческими кадрами. Особенностью данного метода является то, что он позволяет одновременно решить такие конкретные управленческие задачи, как выявление оптимальных кандидатур на руководящие должности, разработка рекомендаций по совершенствованию стиля руководства, снижение риска потери ценных работников, а также улучшение психологического климата.

Профессиональные тесты по определенным направлениям банковской работы также способствуют грамотной оценке и расстановке персонала. По крайней мере когда сотрудник банка из 40 профессиональных вопросов по своему направлению заданных компьютером, отвечает правильно только на половину, вряд ли можно говорить о его соответствии занимаемой должности, а тем более предлагать его "на повышение".

Отдельно стоящей проблемой при подборе банковского персонала является подбор топ-менеджеров. Здесь используются все методы, принятые на рынке. Дальновидные руководители банков "выращивают" кадры сами, ищут на стороне, покупают. Но это является очень деликатной темой и обычно банкиры затрагивают ее неохотно.

Итак, для обеспечения надежности, качества отбора и расстановки банковского персонала необходим комплексный подход на основе различных, взаимодополняющих и "перекрывающих" друг друга источников получения информации о сотрудниках:

анализ анкетных и биографических материалов;

изучение результатов деятельности сотрудников в банке;

анализ оценки кандидатов их руководителями;

использование результатов психологического тестирования, экспертных и социологических исследований;

учет результатов стажировки на вышестоящей должности или в других подразделениях банка;

анализ результатов обучения в учебных заведениях в процессе повышения квалификации;

использование ассессмент-технологии для отбора и расстановки персонала на высшие руководящие должности.

В Приложениях 6, 7 даются некоторые дополнительные материалы для оценки кандидата на рабочее место, возможные вопросы при собеседовании и примерные задания и кейсы для банковской ассессмент-технологии при оценке команды высших менеджеров.