logo search
Банки - организация и персонал - Лобанова Т

1.2. Стратегия и функции банковского учреждения

В последнее время в связи с усилением и усложнением конкуренции в банковской системе России, а также резким ускорением процессов изменения в окружающей среде банковские организации все больше внимания уделяют взаимодействию с окружением и адаптации к изменениям внешней среды. Ключевую роль в выработке и проведении политики взаимодействия банков с окружением играют вопросы долгосрочной стратегии.

Стратегическое планирование является сегодня одним из пяти наиболее важных направлений эффективного управления современного банка наряду с маркетингом, технологическим и финансовым контролем и развитием персонала*(19). Практически все банки разрабатывают свою стратегию, но далеко не у каждого она принимает официальные формы, четко формулируется в миссию и доводится до всех уровней. Обзор, проведенный в Великобритании, показал, что 80% компаний и банков имеют документально оформленные миссии. Менеджеры этих банков считают, что ясно сформулированная миссия вносит свой вклад в получение прибыли.

Термин "миссия" в некоторых зарубежных источниках заменяется на "меморандум", а в программных и отчетных документах отечественных банков используются такие понятия, как "стратегия", "главная цель", "философия". В этом есть определенное сходство и отличия. Рассмотрим их.

В широком понимании "миссия" рассматривается как "констатация философии и предназначения, смысла существования организации"*(20), в узком понимании "миссия" - это утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных, т.е. данного банка от других банковских учреждений. Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

история создания данной организации, в процессе которой вырабатывалась и философия, формировались профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

состояние среды обитания организации;

ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

отличительные особенности, которыми обладает организация*(21).

Формулировка же миссии банка должна содержать ответ на следующие пять ключевых вопросов.