logo search
Банки - организация и персонал - Лобанова Т

Основные факторы, влияющие на эффективность процесса организационного консультирования в банковских учреждениях

┌───────┬───────────┬───────────┬──────────┬──────────────┬─────────────┐

│ Номер │ Учет всех │Прохождение│ Наличие │Эффективность │Номер группы │

│ банка │ признаков │всех этапов│механизмов│ процесса │ банков по │

│ │ успешного │технологии │реализации│консультирова-│эффективности│

│ │ банка │ │ │ ния банков │консультиро- │

│ │ │ │ │ │ вания │

├───────┼───────────┼───────────┼──────────┼──────────────┼─────────────┤

│ 10 │ - │ - │ - │Неэффективный │ IV │

├───────┼───────────┼───────────┼──────────┼──────────────┼─────────────┤

│ 4 │ - │ - │ - │Неэффективный │ IV │

├───────┼───────────┼───────────┼──────────┼──────────────┼─────────────┤

│ │ │ │ │Малоэффектив- │ │

│ 5 │ + │ - │ - │ ный │ III │

├───────┼───────────┼───────────┼──────────┼──────────────┼─────────────┤

│ │ │ │ │Малоэффектив- │ │

│ 8 │ + │ - │ - │ ный │ III │

├───────┼───────────┼───────────┼──────────┼──────────────┼─────────────┤

│ │ │ │ │ Отсроченный │ │

│ 13 │ + │ + │ - │ эффект │ II │

├───────┼───────────┼───────────┼──────────┼──────────────┼─────────────┤

│ │ │ │ │ Отсроченный │ │

│ 6 │ + │ + │ + │ эффект │ II │

├───────┼───────────┼───────────┼──────────┼──────────────┼─────────────┤

│ │ │ │ │ Отсроченный │ │

│ 11 │ + │ - │ + │ эффект │ II │

├───────┼───────────┼───────────┼──────────┼──────────────┼─────────────┤

│ │ │ │ │ Отсроченный │ │

│ 12 │ + │ - │ + │ эффект │ II │

├───────┼───────────┼───────────┼──────────┼──────────────┼─────────────┤

│ 1 │ + │ + │ + │ Эффективный │ I │

├───────┼───────────┼───────────┼──────────┼──────────────┼─────────────┤

│ 2 │ + │ + │ + │ Эффективный │ I │

├───────┼───────────┼───────────┼──────────┼──────────────┼─────────────┤

│ 3 │ + │ + │ + │ Эффективный │ I │

├───────┼───────────┼───────────┼──────────┼──────────────┼─────────────┤

│ 7 │ + │ + │ + │ Эффективный │ I │

├───────┼───────────┼───────────┼──────────┼──────────────┼─────────────┤

│ 9 │ + │ + │ + │ Эффективный │ I │

└───────┴───────────┴───────────┴──────────┴──────────────┴─────────────┘

Банковские организации, стоящие перед задачей решения срочных проблем, в основном не выходили за рамки запроса на ограниченную консультативную помощь. Поэтому рассматривать с ними все признаки эффективного успешно действующего банка, а тем более ориентироваться на перспективы развития без разрешения существующих трудностей не представлялось возможным. Технология организационного консультирования в таких банках признана нами неэффективной (табл. 4.7). Решение неотложных проблем у них дало непродолжительный, хотя и позитивный эффект. Через два месяца у банков данной группы возникли новые проблемы. Консультантам, как видно, не удалось в диалоге с клиентской банковской организацией расширить совместный взгляд на трудную ситуацию.

Начинающие крепнуть банковские учреждения ощущают потребность в сохранении высокой динамичности работы, четкости и эффективности своей внутренней структуры. Именно в банковских организациях, ориентированных на перспективу развития, нам удалось учесть в качестве ориентира в работе все признаки успешно действующего на рынке капитала банка (см. разд. 1.1).

Числитель дроби - состояние признака до начала консультативной технологии; знаменатель - состояние признака после окончания технологии.

Таким образом, более высокий уровень эффективности консультирования невозможен без решения клиентской организацией актуальных для нее проблем и соответственно использования консультантом всего спектра признаков успешно действующего банка в качестве критериев консультативной работы. Дальнейшее увеличение уровня эффективности консультирования не произойдет без серьезной работы консультанта и клиентской организации на всех этапах технологии организационного развития банковского учреждения. Наконец, прогноз развития банка не может быть достаточно стабильным без постоянной работы по реализации инновационных оптимальных путей решения перспективных проблем организации.

Удовлетворенность банковских организаций, как показывают самоотчеты и анкеты, вызывается продуктивностью консультирования по всем признакам успешно действующего на рынке капитала банка с одновременной проработкой перспективы.

Поскольку в современных банках имеется существенный объем закрытой информации, касающейся результатов и параметров деятельности, в табл. 4.8 отражены ранговые группы признаков достижения большей эффективности банковских учреждений.

Немаловажным фактором, влияющим на эффективность консультирования, является особенность ситуации, в которой находится организация и ее управленческая команда на момент начала консультирования.

Из табл. 4.8 видно, что большинство банковских организаций, как ни парадоксально, пользовались услугами консультантов, находясь в относительно благополучном, "среднем" положении. Это может объясняться тем, что управленческая команда в таких организациях, служащие, руководители, находясь в "благополучном состоянии", испытывают нечто похожее на кризис достижений. Если предел достигнут, цели реализованы, желаемое стало действительностью, то обнаруживается либо проблема постановки новых целей, либо проблема, связанная с неотвратимостью принципиально новых, революционных, а не эволюционных изменений.

Таблица 4.8