Последовательность перепроектирования работ
┌──────────────┬─────────┬───────┬──────────────────────────────────────┐
│ Измерение и │ Анализ │ Шаг 1 │Осознание необходимости перемен: │
│ оценка │ проблем │ │а) диагностическая оценка работы,│
│ │ │ │перечень аспектов работы; │
│ │ │ │б) низкая результативность; │
│ │ │ │в) проблемы качества трудовой жизни; │
│ │ │ │г) интуитивно │
│ │ ├───────┼──────────────────────────────────────┤
│ │ │ Шаг 2 │Оценка, диагноз, использование│
│ │ │ │перепроектирования работ в качестве│
│ │ │ │подходящего метода или подхода при│
│ │ │ │повышении результативности │
│ │ ├───────┼──────────────────────────────────────┤
│ │ │ Шаг З │Диагноз производственной системы и│
│ │ │ │условий труда: │
│ │ │ │а) диагноз существующих работ; │
│ │ │ │б) диагноз имеющейся рабочей силы; │
│ │ │ │в) диагноз технологии; │
│ │ │ │г) диагноз организационной структуры; │
│ │ │ │д) диагноз поведения и стиля;│
│ │ │ │руководства; │
│ │ │ │е) диагноз групповых и специальных│
│ │ │ │процессов │
├──────────────┼─────────┼───────┼──────────────────────────────────────┤
│Планирование и│ Анализ │ Шаг 4 │Анализ затрат и выгод, связанных с│
│ контроль │ решений │ │предлагаемыми изменениями │
│ улучшений │ ├───────┼──────────────────────────────────────┤
│ │ │ Шаг 5 │Решение приступить или не приступать │
│ ├─────────┼───────┼──────────────────────────────────────┤
│ │ Анализ │ Шаг 6 │Определение стратегии│
│ │ проекта │ │перепроектирования: │
│ │ │ │а) проект; │
│ │ │ │б) проверка; │
│ │ │ │в) оценка; │
│ │ │ │г) корректировка │
├──────────────┼─────────┼───────┼──────────────────────────────────────┤
│ Планирование │ Анализ │ Шаг 7 │Осуществление перемен в работе │
│мероприятий по│внедрения├───────┼──────────────────────────────────────┤
│ внедрению │ │ Шаг 8 │Осуществление любых дополнительных│
│ │ │ │изменений в других смежных системах │
│ │ ├───────┼──────────────────────────────────────┤
│ │ │ Шаг 9 │Оценка мероприятий по│
│ │ │ │перепроектированию работ │
└──────────────┴─────────┴───────┴──────────────────────────────────────┘
Хотя исследования обогащения труда и других подходов в области перепроектирования еще не дали бесспорных результатов, на наш взгляд, мотивационные возможности названных подходов заслуживают внимания руководителей банковских подразделений. Отбор и расстановка людей, приложение теории стимулирования, умелое руководство, обучение и рост работников - все эти факторы могут оказывать сильное влияние на уровни результативности, если этим занимаются на систематической основе, они впоследствии будут играть важную роль в деле организационного развития банков.
Наконец, четвертый наиболее распространенный метод улучшения мотивации и достижения результативности - участие (партисипативность), вовлечение работников.
Результаты исследования Локка и его коллег (1980) свидетельствуют о том, что вовлечение работников - это наименее действенный из четырех методов мотивации и достижения более высокой результативности (см. табл. 4.1). Тем не менее вовлечение работников, пожалуй, даже в большей степени, чем рассмотренные выше три другие метода мотивации, выступает в исключительно разнообразных формах, масштабах и проявлениях (вариация этого метода - максимальна, от -24 до +47 в табл. 4.1). Исследование Локка ограничилось изучением участия работников в принятии решений или совместных мероприятиях, относящихся к принятию решений. Поэтому сознательно были исключены многие другие формы вовлечения - делегирование прав, обогащение труда, кружки качества и др.
В 90-х годах XX - начале XXI столетия стратегия вовлечения работников, вероятно, станет необходимым, хотя и недостаточным элементом любой программы повышения результативности. В западных странах, да и в России занятость и ожидания работников быстро растут. В настоящее время многие работники, особенно специалисты в отраслях обслуживания, к которым относятся и банки, ожидают, если не требуют, определенной степени участия в решении проблем, относящихся к работе. Становится все более популярным и целесообразным делегировать права нижестоящим звеньям, прибегать к децентрализации ответственности.
Кроме того, согласие и склонность принять и поддержать положительные перемены с помощью партисипативных процессов сейчас рассматриваются в качестве существенной предпосылки выживания большинства организаций в ближайшие десятилетия.
Партисипативные стратегии и методы служат целям привлечения некоторых работников, менеджеров, должностных лиц, клиентов к одному или нескольким видам деятельности из числа представленных на рис. 4.8.
Вовлечение и участие работников дает следующие результаты:
1) способствует положительным переменам в организации;
2) обеспечивает совместимость целей работника, отдельного подразделения и организации;
3) дает простор энергии и способностям людей;
4) обеспечивает более действенное и быстрое внедрение;
5) способствует повышению квалификации работников;
6) обеспечивает улучшение коммуникации и сотрудничества;
7) внушает приверженность делу;
8) улучшает трудовые установки;
9) повышает качество труда;
10) приводит к возможно более высокой общей результативности. Конечно, любой метод или подход независимо от его достоинств и применимости может окончиться неудачей или даже повлечь за собой отрицательные последствия, если его неправильно применяют. Сказанное особенно справедливо в отношении методов науки поведения и общественных наук, так как успешное их использование в значительной мере зависит от квалификации тех, кто к ним прибегает.
В настоящее время существует бесчисленное множество организаций, которые пытаются применять, например, организационное консультирование с помощью необученных и неквалифицированных лиц. В результате, многие попытки терпят неудачу, а трудовая мораль в этих организациях серьезно подорвана. Об этом мы уже подробно говорили в гл. 3.
Примером огромных возможностей, заложенных в умелом вовлечении работников, служит программа деятельности малых групп на заводе полупроводников "Мусаши" в Японии (Дэвидсон, 1982)*(159). Результаты этой деятельности представлены в табл. 4.5.
Таким образом, когда мы разрешаем работникам вовлечь себя в соответствующие элементы процесса управления, мы овладеваем их умами. Если мы овладели их умами, мы овладели их сердцами. Если мы овладели их сердцами, мы обеспечили их приверженность делу. Если мы наняли соответствующих работников и создали соответствующие возможности и климат, их приверженность делу обеспечит результативность.
Конечно, участие работников не всегда самый подходящий метод для достижения цели. Существуют обстоятельства, когда уместно автократическое, авторитарное, одностороннее решение проблем, или делегирование прав одному человеку. Об этом говорят многие руководители банков.
К числу таких обстоятельств относятся, например, ситуации, когда:
1) один человек обладает значительно большими знаниями о предмете, чем другие люди;
Таблица 4.5
- Банки: организация и персонал
- Содержание
- Предисловие
- Введение. Социальная и экономическая банковская среда
- Глава 1. Организация и структура банка
- 1.1. Банк как эффективная организация
- 1.2. Стратегия и функции банковского учреждения
- Что является нашим бизнесом?
- Каковы наши стратегические устремления?
- В чем заключаются наши основные сильные стороны?
- Каким образом мы достигаем желаемого?
- Что является наиболее ценным для нас на пути к достижению желаемого?
- Что же происходит в банке в связи с реализацией этих функций?
- 1.3. Выбор структуры банка
- Характеристики и условия эффективного применения механистического и органического подходов в проектировании организации*(29)
- 1.4. Задачи структурных подразделений и их взаимосвязи
- Дифференциация между подразделениями банка
- 1.5. Система управления банком
- 1.6. Режимы работы с информацией
- Информационное письмо
- Служебная записка
- 1.7. Организационные распорядки и коммуникации в банке
- Глава 2. Банковский персонал
- 2.1. Требования к сотрудникам банка
- 2.2. Способы подбора и расстановки банковских работников
- 2.3. Психология банкиров
- 2.4. Управленческие команды
- 2.5. Организационная культура
- Модель корпоративной культуры (shl)
- Глава 3. Совершенствование деятельности банковского учреждения
- 3.1. Факторы изменения и развития банковского учреждения
- Критерии эффективности организации
- 3.2. Маркетинг в банковском деле
- Сегментация клиентов по возрастному признаку
- Наиболее доступные источники информации для населения
- 3.3. Банковская информация и поиск деловых партнеров
- 3.4. Технология нововведений
- Логическая схема пошагового развития управления (по Виханскому, Наумову)
- 3.5. Совершенствование системы управления банком
- Сравнительные характеристики систем управления японских и американских компаний
- 3.6. Организационное консультирование
- Соотношение областей консультирования в консультационной деятельности (в %)
- Глава 4. Эффективность деятельности банковских служащих
- 4.1. Отношения банковских служащих с клиентами
- 4.2. Результативность деятельности управляющих
- 4.3. Методы улучшения мотивации и повышения результативности
- Результаты сопоставления четырех методов мотивации
- Методы стимулирования результативности
- Основные элементы процесса управления по целям
- Последовательность перепроектирования работ
- Результаты выполнения программы вовлечения работников завода полупроводников в процесс управления (Япония)
- Модели поведения руководителей
- 4.4. Технология организационного развития персонала банковских учреждений
- Правила делового взаимодействия
- Пример согласованного определения задач и методов решения проблемы "Клиентский зал" на уровнях отдел - филиал (в одном из банков)
- Основные факторы, влияющие на эффективность процесса организационного консультирования в банковских учреждениях
- Организациионно-психологические характеристики банковских учреждений до и после прохождения консультативной технологии организационного развития
- Заключение (современные подходы к оптимизации деятельности банка)
- Приложения Приложение 1. Система ценностей фирмы "Эппл"
- Приложение 2. Примеры материалов по стратегии развития банков
- IV. Стратегические цели банка
- V. Наши сильные стороны
- V. Девиз года
- VI. Что ценит и ожидает банк от своих сотрудников
- VII. Обязательства банка перед своими сотрудниками
- VIII. Принципы управления персоналом банка
- Видение и образцовая модель банка Заксен лб (Германия)*(186) Портрет фирмы
- Видение
- Образцовая модель
- "Кредо" Мосстройэкономбанка*(187)
- Динамика основных показателей деятельности
- "Энергия успеха" Бин-банка*(188)
- О планах Банка Москвы*(189)
- Новая стратегия развития Гута-банка*(190)
- Председатель Сбербанка
- Главный бухгалтер Сбербанка
- Управляющий отделением Сбербанка
- Главный специалист Сбербанка
- Приложение 4. Примерные должностные инструкции работников банка
- Должностная инструкция руководителя филиала банка
- Должностная инструкция старшего кассира
- Должностная инструкция операционно-кассового работника
- Должностная инструкция консультанта банка
- Приложение 5. Профессиограммы работников банка Социально-психологическая профессиограмма кассира
- Социально-психологическая профессиограмма контролера
- Профессиограмма начальника отдела подготовки кадров банка
- Общие положения
- Общие требования, предъявляемые профессией к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам начальника отдела подготовки кадров
- 1. Требования к личностным качествам.
- 2. Требования к психологическим свойствам.
- 3. Требования к психофизиологическим свойствам.
- Профессионально-квалификационная модель начальника отдела подготовки кадров банка
- Динамика изменения общих и специальных психологических характеристик
- Применение профессиограммы
- Профессиограмма руководителя филиала банка
- Приложение 6. Диагностические методы и методики оценки сотрудников, поступающих на работу в банк Метод "структурированного интервью"
- Оценка кандидата на должность
- Методика к.Н. Томаса*(194) Назначение методики
- Инструкция
- Обработка результатов
- Интерпретация графиков
- Метод исследования уровня субъективного контроля (уск)*(195), или шкала локус-контроля Дж. Роттера Назначение методики
- Инструкция
- Опросник уск
- Обработка результатов теста
- Интерпретация методики укс Теоретические предпосылки
- Значения шкал
- 1. Шкала общей интернальности "и_о"
- 2. Шкала интернальности в области достижений "и_д"
- Методика "физиогномических стандартов" распознавания общих личностных свойств по внешним особенностям работников
- Приложение 7. Методики диагностики банковской организации
- 1. Диагностика организации: шесть областей для поиска проблем на теоретической основе или без нее. Марвин р. Вайсборд (приводится в сокращенном варианте)
- Структура
- Взаимоотношения
- Цели, задачи методики
- Инструментарий методики
- Проведение опроса и обоснование выборки
- Анализ материалов и интерпретация результатов
- Контроль и коррекция принимаемых управленческих мер воздействия
- Матрица счета
- Инструкция
- Бланк ответов Методика дсс
- Опросник
- Приложение 8. Примеры кейсов для командной оценки высших менеджеров банка Кейс n 1
- Предыстория вопроса
- Вопросы (задания) для участников
- Кейс n 2
- Экономические показатели, характеризующие финансово-экономическую деятельность рассматриваемых банков 1 и 2
- Критерии оценки команды высших менеджеров при выполнении заданий кейса
- Командная анкета
- Цель данной анкеты
- Раздел 1
- Раздел 2
- Раздел 3
- Раздел 4
- Раздел 5
- Раздел 6
- Приложение 9. Исследование организационной культуры банка
- Диагностика организационной культуры (методика)
- Описание организационной культуры Общие сведения
- Исходные данные (по результатам организационной диагностики)
- Структура организационной культуры (после аналитической группировки результатов)
- Анализ показателей, структуры и характеристик организационной культуры одного из банковских учреждений*(200) Характеристика культуры
- Предложения и рекомендации
- Приложение 10. Кейс 14. Жалобы клиентов
- Описание ситуации
- Записи клиентов
- Объяснительные записки сотрудников и руководителей Объяснительная записка заместителя управляющего отделением Зуевой
- Объяснительная записка старшего кассира
- Объяснительная
- Письмо-ответ клиенту
- Приказ по банку а-БанкПриказ
- Пример анализа ситуации "Жалоба"
- Как клиент видит ситуацию в банке
- Что возмутило клиента
- Основные ошибки, допущенные в данной ситуации
- "Жалобы клиентов" как средство совершенствования подготовки персонала*(201)
- Приложение 11. Кейсы для оценки и обучения банковских служащих
- Проблемы, задания и примерные ответы
- 1. При оценке специалистов по обслуживанию корпоративных клиентов
- 2. При оценке специалистов по направлению "Кредитование физических лиц"
- 3. Обслуживание частных клиентов
- 4. По направлению "Пластиковые карточки"
- 5. По направлению "Ценные бумаги"
- 6. По направлению "Валютные операции и валютный контроль"
- Экспертный лист для оценки
- Приложение 12. Применение технологии организационного развития в отдельном банке Введение
- Информация организационных консультантов
- "Сочинения" управленческой команды
- Пример проекта по решению проблем управленческой команды банка туб
- Правила, принципы и нормы совместной работы и взаимодействия между подразделениями Банка туб
- Анализ и прогноз консультирования Банка туб Анализ проблемного поля
- Примечания