logo search
Банки - организация и персонал - Лобанова Т

Логическая схема пошагового развития управления (по Виханскому, Наумову)

┌─────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Шаги │ Действия │

├─────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ Первый │ Появление новых задач │

├─────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ Второй │Выработка реакций на новые задачи: первый тип реакций второй │

│ │ тип реакций третий тип реакций │

│ ├──────────────────┬──────────────────────┬───────────────────┤

│ │ ничего не менять │ │ комплексная │

│ │ менять частично │применять стереотипные│перестройка системы│

│ │выявить причины и │ подходы │ управления │

│ │ устранить ошибки │ │ │

├─────────┼──────────────────┴──────────────────────┴───────────────────┤

│ Третий │ Перестройка основополагающих начал (принципов) построения │

│ │ системы управления │

├─────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┤

│Четвертый│ Перестройка структуры и элементов системы управления │

├─────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ Пятый │ Закрепление в управлении новых качеств и свойств │

└─────────┴─────────────────────────────────────────────────────────────┘

Таким образом, логическая схема развития управления имеет следующий вид (см. табл. 3.4). Исходное начало для развития управления - появление новых задач. Поэтому возникновение новых задач можно рассматривать в качестве первого шага к логической схеме развития управления.

Вторым шагом в этой схеме является выработка в системе управления реакции на новые задачи - реакции, которая должна привести к развитию управления.

Возможны три типа реакции, которые наиболее рельефно выделяются из всего многообразия, отличающихся отдельными нюансами реакций, встречающихся в практике преобразования управления.

Первый тип - попытка ничего не менять в управлении либо же провести небольшие, частичные изменения, основное внимание сконцентрировать на выявлении причин, требующих изменения, и на их устранении.

Второй тип - стереотипный подход к решению возникающих задач. Это чаще всего попытка решать любые управленческие задачи практически независимо от их содержания, природы и динамики с помощью ранее оправдывавших себя подходов к преобразованию системы управления. Наиболее широко распространенным такого рода стереотипным подходом к решению любых новых задач является проведение организационных перестроек в управлении, создание новых управленческих органов. Например, среди банкиров достаточно распространенным является убеждение, что банк должен быть в некотором роде военизированной организацией. Поскольку риск при выборе того или иного решения достаточно велик, говорят они, нужна узкая вертикаль, отчетливая персонализация ответственности. И во всем мире так. Вопрос о принятии решений - это вопрос об ответственности того лица, которое принимает эти решения. В этом смысле - мы находимся в развитии.

Третий тип - комплексная перестройка системы управления в соответствии с содержанием и сущностью новых задач, возникающих перед управлением, и возможностями преобразования управления. Такой тип реакции с научной точки зрения является единственно верным, с практической точки зрения - единственно по-настоящему результативным. Дальнейшее изложение схемы развития управления соответствует именно такой реакции со стороны управления на возникновение новых задач.

Третьим шагом логической схемы развития управления является перестройка основополагающих начал, на которых строится система управления. Это предполагает приведение принципов, положенных в основу системы управления, в соответствие с сущностью и содержанием задач, возникающих перед управлением.

После того, как в системе управления происходит формирование новой подсистемы принципов, наступает следующий четвертый шаг - перестройка структуры и элементов системы управления. Часто данный шаг рассматривается в виде эквивалента собственно развития управления, потому что именно перестройка организационной структуры, методов управления психологии кадров управления и т.п. обычно отождествляется с развитием управления. На самом же деле это только наиболее заметная часть перестройки, но не наиболее значимая, потому что, даже если и будут допущены ошибки на данном этапе, система управления, полностью готовая к развитию, в ходе изменения найдет в себе силы и возможности устранить эти ошибки.

Перестройкой структуры и элементов в системе управления логическая схема развития управления не завершается. Остается еще один, пятый завершающий шаг - закрепление в управлении новых качеств и свойств, привитых ему в процессе изменений. Это предполагает, во-первых, соответствующее развитие информационно-поведенческой подсистемы. Во-вторых, изданном этапе проводится регулярное изучение хода развития и анализ результатов мероприятий, проводимых в рамках перестройки. В-третьих, на этом этапе осуществляется целенаправленная корректировка как всего процесса развития управления, так и его отдельных составляющих. Корректировка осуществляется с целью отказа от неоправдавших либо уже невозможных для полноценной реализации направлений развития управления, а также для проведения новых, ранее не предусматривавшихся преобразований управления, целесообразность и необходимость которых возникла в процессе его развития.

Приведенная логическая схема развития управления показывает, что это процесс, требующий постоянного соотнесения действий по преобразованию управления с задачами, стоящими перед управлением, а также с возможностями, которыми располагает организация в целом и существующая в ней система управления в частности.

Конкретная технологическая цепочка реализации процесса нововведений в банке будет показана нами в гл. 4.