Введение. Социальная и экономическая банковская среда
Люди, приходящие в банк, часто думают: "Что это за учреждение такое? Берут наши деньги, куда-то их девают. И чем они здесь занимаются? Вон какое помещение себе "отгрохали". И охрана какая. Откуда у них такие средства?". Эти или подобные вопросы задают себе многие наши граждане, вкусившие "прелести" рыночной экономики. Попробуем пояснить, что же происходит на самом деле.
Начнем с главного. Смысл банковской деятельности составляет торговля деньгами. Как любая торговля, торговля деньгами может осуществляться разными способами. Самый распространенный - скупка с целью перепродажи. Она имеет две стороны.
1. Банки "покупают" деньги, если клиент к ним хочет положить деньги. Объем (т.е. сумма) и цена (т.е. проценты, которые клиент будет получать) этих операций непосредственно влияют на экономическое положение и эффективность работы банков.
2. Банки "продают" деньги, если клиент хочет получить кредит. Объем (т.е. сумма) и цена (т.е. проценты, которые клиент будет платить за кредит) этих операций также непосредственно влияют на экономическое положение банков.
Кроме того, за некоторые банковские операции взимаются дополнительная плата и комиссионные (например, за переводы и кредитные карточки), в то время как у банков возникают дополнительные расходы (например, на аренду зданий, сооружения, оборудование, бланки, персонал и т.д.).
Упрощенно можно сказать, что банк, не получающий внешних субсидий, может существовать на рынке только в том случае и до тех пор, пока его доходы (проценты, которые он получает по кредитам, взимаемая им плата, комиссионные и т.п.) превышают его затраты (проценты, которые он платит, затраты на персонал и имущество). Такой коммерческий банк можно считать эффективным, и мы будем в дальнейшем ориентироваться именно на подобные банковские учреждения. Отсюда все видимые и невидимые для клиента "богатства" банков.
Современные словари определяют банк как "социальный институт экономической жизни, финансовое предприятие, которое сосредоточивает денежные средства (вклады) и предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд) за определенную плату (процент) на принципах возвратности, срочности (под материальные ценности, ценные бумаги, векселя и т.п.). Банк осуществляет посреднические функции во взаимных платежах и взаиморасчетах между предприятиями, учреждениями и отдельными лицами; регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег, операции с ценными бумагами и т.п."*(1) (здесь и далее см. Примечания).
Следует отметить, что банки - только одна группа организаций финансового сектора. Если за основу классификации принять характер услуг, которые учреждения финансового сектора предоставляют клиентам*(2), то можно выделить три важнейших элемента современной кредитной системы:
Центральный банк;
коммерческие банки;
специализированные финансовые учреждения (ипотечные, страховые, венчурные, торговые дома, брокерские фирмы и т.п.).
Центральный банк России - это "банк банков". Он не ведет операций с деловыми фирмами и населением. Его клиентура - коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации, которым он предоставляет разнообразные услуги. Одна из важнейших функций современного Центрального банка - проведение общенациональной денежно-кредитной политики, которая оказывает глубокое и повседневное влияние на состояние финансового сектора и всего народного хозяйства в целом.
Коммерческие банки - это новое явление в нашей экономике. Они являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный комплекс финансового обслуживания, включая кредиты, прием депозитов, расчеты и т.п. Этим они отличаются от специализированных финансовых учреждений, которые обладают ограниченными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль стержневого, базового звена кредитной системы.
Специализированные финансовые учреждения оперируют в относительно узких сферах ссудного капитала, где требуются специальные знания и особые технические приемы. Наибольшее распространение специализированные финансовые учреждения получили в сферах ипотечного кредитования, операций по финансированию и расчетам с сельскохозяйственными производителями, во внешней торговле, при инвестировании капитала и размещении ценных бумаг промышленных предприятий, в строительстве.
Деятельность коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений тесно переплетается и выражается в сотрудничестве и взаимодействии по одним линиям и конкуренции - по другим. Масштабы такого соперничества и широкого маневра в прошлом искусственно ограничивались финансовым законодательством некоторых стран. Соответственно в ходе исторического развития возникли сегментированные и универсальные банковские структуры. Но они существуют не изолированно, а в "своей сфере". Рассмотрим эту "сферу" и внешние условия, среду, в которой действуют банки.
Банковская система является необходимым условием функционирования рыночной экономики и стабильности всей кредитно-денежной системы. Как известно, состояние кредитно-банковской системы может затрагивать и практически затрагивает материальные интересы почти каждого члена нашего общества, ущемление которых с неотвратимостью вызывает серьезные негативные политические, социально-психологические и иные последствия, способные расшатывать основы общества. Кроме того, кредитно-банковская система способна полноценно и стабильно действовать в условиях рынка лишь тогда, когда по структуре и функциям она адекватна рыночной экономике.
Анализ структуры современной российской кредитно-банковской системы позволяет обнаружить связи двух типов: во-первых, взаимосвязи между самими коммерческими банками, кредитными учреждениями; во-вторых, связь между Центральным банком России, с одной стороны, и коммерческими банками, кредитными учреждениями - с другой. При этом связь в первом случае обеспечивает координацию между указанными элементами банковской системы, а во втором случае перерастает в отношения субординации, которые главным образом и обеспечивают целостность всей системы. Таким образом, банковская система России имеет двухуровневое построение*(3).
Так, Центральный банк расположен на верхнем уровне, поскольку уполномочен государством регулировать и контролировать систему в целом, т.е. осуществлять функцию управления всей системой. Что же касается коммерческих банков и кредитных учреждений, то субординация должна быть однопорядковой, полностью равноправной и потому составлять нижний уровень системы.
Сегодня нижний уровень российской кредитно-банковской системы очень неоднороден и может быть условно разделен на четыре группы*(4).
Первая - это крупные и крупнейшие универсальные банки, расположенные в основном в Москве.
Вторую группу образуют средние и мелкие банки, занимающиеся преимущественно небанковскими операциями и работающие на каком-то отдельном сегменте рынка, чаще всего в секторе государственных ценных бумаг. Это не коммерческие банки в собственном смысле слова, а скорее разнообразные финансовые компании.
Третья группа - "огосударствленные" банки, значительную долю операций которых составляет обслуживание расчетов государства (бюджетных счетов и различных государственных проектов).
Четвертая - банки, созданные в основном промышленными предприятиями и обслуживающие их нужды.
В элементном составе этих групп имеются серьезные пробелы. Дело в том, что в России по существу отсутствуют инвестиционные банки. И это в условиях, когда стимулирование долгосрочных инвестиций является для нашей экономики важнейшей и актуальной задачей. Переориентация деятельности крупных универсальных российских банков на долгосрочное кредитование и вложения в акции и облигации небанковского сектора, включая учредительство, частично могут решить эту проблему. Банки ждут отрасли экономики, регионы. (Для сравнения см. приоритеты банковского бизнеса американского банка J.P. Morgan и финансовой группы Morgan Stanley).
Перспективными направлениями решения проблемы инвестиционной деятельности являются стимулирование формирования сети инвестиционных банков, а также создание банковских консорциумов.
Среди элементов нижнего уровня банковской системы России реально отсутствуют также ипотечные банки (формально в России их около 20), которые имеют особое значение для решения такого важного для страны вопроса, как жилищный.
Кроме того, в России не получил развития и по существу отсутствует такой тип банковских учреждений, как кооперативные банки - необходимое звено кооперативного движения. И это несмотря на то, что именно с них в нашей стране началось создание негосударственного банковского сектора.
Серьезным недостатком нижнего уровня банковской системы является и крайне неравномерное распределение банков по отдельным регионам. Есть районы, в которых просто нет коммерческих банков, что весьма отрицательно сказывается на их экономическом развитии.
Вышеизложенное также свидетельствует, что при построении отечественной банковской системы нужно решать различные внутренние проблемы существующей банковской системы России, как, например, низкий уровень информационно-аналитической работы в сфере банковской деятельности, слабость аудиторских служб, несовершенство банковских технологий, невысокий уровень обслуживания коммерческими банками своей клиентуры, неразвитость банковской инфраструктуры и т.п. Для устранения этих недостатков требуются значительные вложения капитала, серьезное правовое обеспечение, применение богатого опыта структурных реформ ведущих зарубежных банков, а также решение проблем, связанных с учетом внешней среды банков.
Нередко можно наблюдать, как банки неумело ищут себе партнеров. Стремясь побыстрее наладить деловые и выгодные контакты, они заключают договоры с клиентами, другими банками. Через какое-то время банкирам приходится встречаться то с налоговой инспекцией, то с местной администрацией, то с финансовыми органами. Собственные решения и договоры натыкаются на внешние правовые сети - законы, указы, инструкции. Удивление сменяется раздражением, а потом и стремлением избегать таких встреч. Но в итоге назревают конфликты, за которые потом приходится расплачиваться.
В чем причина такого положения? Все объясняется незнанием банковскими менеджерами своей внешней среды и нежеланием изучить ее. А ведь тогда создается другая картина: фон и горизонты банковской деятельности значительно расширяются; внешняя среда, которая кажется чуждой и непонятной, как бы приближается и постепенно становится "своей".
Поясним в данной связи, что следует понимать под внешней средой банков. Это социально организованная сфера взаимодействия банков с партнерами. Она включает четыре основных элемента:
собственно банковская система, о которой говорилось выше, и входящие в нее подсистемы банков, банковских союзов, ассоциаций, объединений и других финансовых институтов. Таковы, например, Ассоциация промышленно-строительных банков или Ассоциация российских банков;
государственные органы преимущественно федерального уровня, которые регулируют и воздействуют на банки. С каждым типом органов у банков должны складываться свои, специфические отношения;
клиенты банков (как физические, так и юридические лица), их партнеры. Отношения тут всегда оформляются договорами и соглашениями;
правовые акты, издаваемые государственными органами и создающие как бы общее нормативное поле для организации и деятельности банков.
Нетрудно заметить, что первые три элемента социальной банковской среды - это структуры, учреждения и органы, а четвертый элемент - нормативно-регулятивный. Все они взаимосвязаны между собой, и недооценка либо игнорирование любого из них совершенно не допустимы.
Рассмотрим подробнее названные элементы.
Первому элементу - банкам, как и всем разновидностям финансовых институтов, свойственна своя самоорганизация. В соответствующих законах, о которых мы расскажем ниже, содержатся общие принципы организации и деятельности всех банков России - государственных и коммерческих. Их соблюдение должно обеспечивать необходимое единство и согласованность в деятельности банков.
Как отмечалось, Центральный банк РФ и его управления по регионам являются опорным стержнем всей банковской системы. ЦБ вправе регулировать общие вопросы ее функционирования, регистрировать уставы коммерческих банков, выдавать лицензии, ликвидировать банки, осуществлять надзорные действия.
Внутри банковской системы действуют подсистемы. Например, Сберегательный банк России представляет собой четко построенную подсистему как часть общей банковской системы страны.
Взаимоотношения банков с государственными органами (вторым элементом внешней среды) исходят из правового положения последних. В законах и положениях о правительстве, министерствах, госкомитетах, федеральных службах определены их права и обязанности. В соответствии с ними государственные органы осуществляют те или иные действия в отношении банков. Поддержка и создание условий для успешной деятельности банков - вот линия правильного взаимодействия. Ограничения же прав банков, давление на них или игнорирование их потребностей лишь усугубляют трудности в банковской системе.
Отрадно, что развиваются деловые отношения банков с государственными органами субъектов Российской Федерации. Опыт показывает, что банки могут выступать их уполномоченными, обслуживающими соответствующие бюджеты. Областные органы рассматривают стратегии развития банков, заключают с ними соглашения, кредитные договоры, которые упорядочивают финансовый оборот на своих территориях.
Развиваются отношения банков с органами местного самоуправления. Статья 42 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает для местных органов возможности создавать муниципальные банки*(5).
Третьим важным элементом внешней среды банков является связь с клиентами. Отношения между банками и гражданами - физическими лицами основываются на договорах. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания. А это требует от банков ведения серьезной систематической работы с клиентами. Но не путем ложной рекламы или нарушений прав вкладчиков, как не раз случалось в последние годы.
Четвертым элементом внешней среды банков являются правовые акты, издаваемые различными государственными органами. Их нужно знать, так же как объем и пределы регулирования банковской деятельности. Иначе мнимая автономия банков и преувеличенная оценка банкирами границ принятия собственных решений приведет к ошибкам и нарушениям законности. Таких случаев на практике немало, и поэтому есть потребность в краткой характеристике системы правовых актов, относящихся к сфере организации и деятельности банковских учреждений.
Ввиду важности банковской деятельности ее главные параметры определены в Конституции Российской Федерации. В п. "ж" ст. 71 Конституции говорится, что в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики. Статья 75 Конституции устанавливает право осуществления денежной эмиссии исключительно Центральным банком РФ. Пункт 2 этой же статьи гласит, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Рассмотрим теперь структуру банковского законодательства в Российской Федерации. "Старт" формированию банковского законодательства был положен Законом РСФСР от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности". В этом Законе впервые были определены понятие и виды банков, их вхождение в банковскую систему, основные принципы деятельности, порядок создания и прекращения деятельности банков, способы защиты прав и интересов кредиторов и вкладчиков банка, отношения между банками, учет в банках и надзор за их деятельностью.
Тогда же был принят Закон "О Центральном банке РСФСР (Банке России)". В нем определена роль Центрального банка в организации денежного обращения, порядок ведения его операций и выполнения внешнеэкономических функций, взаимоотношения с другими банками. Данным Законом закреплен принцип независимости Банка России от органов государственной власти.
В декабре 1991 г. был принят Закон "О налогообложении доходов банков". В дальнейшем указами Президента Российской Федерации регулируются разные стороны банковской деятельности - индексация денежных доходов и сбережений граждан, снятие ограничений на использование средств населения на специальных счетах в Сбербанке России, деятельность иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории России и т.д.
Особое значение имел Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. "О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации". В нем установлены меры по сдерживанию инфляции и защите интересов вкладчиков банков.
И все же некоторые крупные вопросы банковской деятельности еще не решены.
Другой разновидностью правовых актов, регулирующих некоторые стороны банковской деятельности, являются постановления Правительства Российской Федерации. Более специализированными актами являются приказы и инструкции Министерства финансов России. Таков, например, Приказ Минфина РФ от 5 марта 1996 г. "О счетах Управления федерального казначейства по Московской области", которым утвержден перечень уполномоченных банков, обслуживающих бюджетные счета отделений федерального казначейства по городам и районам Московской области.
Однако наибольшее число правовых актов и нормативных документов поступает в банки от Центрального банка Российской Федерации. Это объясняется его широкими регулирующими функциями, закрепленными в названном ранее Законе. Причем реальный спектр правовых актов и документов то увеличивается, то уменьшается, то способствует свободной банковской деятельности, то упорядочивает и жестко регламентирует отдельные ее стороны. Так, летом 1996 г. Антимонопольный комитет и Банк России утвердили Инструкцию "О предоставлении кредитной организацией необходимой информации при заключении договоров на отдельные банковские операции". Не все ее пункты вызвали удовлетворение руководителей банковских учреждений.
Значит, государственные органы при издании актов, адресованных банкам, должны строго учитывать их права и границы самостоятельности, не подавлять внутреннее правотворчество и их свободу принимать собственные решения. Но не менее важно, чтобы и банковские учреждения уважительно относились к правовым актам, которые им адресованы, не игнорируя и не допуская их искусственных предпочтений и толкований. Не случайно, видимо, Центральный банк признал летом 1996 г. главной ошибкой Тверьуниверсалбанка неисполнение федеральных законов и нормативных документов ЦБ РФ. Итог, как известно, плачевен.
По оценкам специалистов, перспективы развития банковской системы в ближайшие годы могут быть следующими:
в связи с необходимостью соблюдения высших интересов страны (поддержание экономического суверенитета) далее будут видоизменяться взаимоотношения государства и банков;
сохранится и будет развиваться разделение банков по территориальным направлениям деятельности (процесс банковской территоризации);
будет активизироваться процесс трансформации банковского капитала вследствие диверсификации и перенацеливания основной деятельности банков на иные (товарные) рынки;
усилится стремление предприятий к выходу на финансовый рынок в качестве потребителей;
предприятия промышленности будут серьезно нуждаться в квалифицированном управлении их активами (финансовый менеджмент клиента), а финансово-кредитные учреждения - в банковском менеджменте, особенно в части управления экономическими процессами в банке;
спрос на банковские продукты в обозримом будущем не будет удовлетворен, при этом возникнут новые для отечественного банковского рынка секторы;
удельный вес банковских продуктов, связанных с коммерческими услугами фирмам и населению, значительно возрастет;
появится тенденция к слиянию и поглощению капиталов на разных сегментах (финансовом и товарном) российского рынка, тенденция, ведущая к структурным экономическим сдвигам (например, транспортная инфраструктура и телекоммуникации финансового рынка);
интеграция банковских объединений в наступающем году не будет играть ведущей роли на финансовом рынке, так как в существующих условиях невозможно управлять текущей ликвидностью дочерних банков из центра;
усилится регулирование деятельности банков, возможно введение порядка перечисления расчетной прибыли Центрального банка РФ в бюджет, что в свою очередь дополнительно ужесточит требования к банкам.
Надежду банковскому сообществу внушает то, что в России появляются высококвалифицированные кадры, способные не только реализовать программу развития и сохранения банков, но и решить проблему вхождения страны в мировую экономику. Собственно для них и написана эта книга.
При написании ее автор использовал результаты собственных исследований в области организационного развития предприятий и банков России в течение последних 15 лет, а также материалы о принципах, опыте и методах деятельности фирм и банков стран - лидеров эффективного управления: США, Японии, Германии, Великобритании, Франции.
Книга написана как учебно-практическое пособие и рассчитана на всех специалистов и руководителей, интересующихся опытом экономических преобразований. Но особенно полезно ее будет прочесть банковским работникам, не имеющим специального управленческого образования.
Эта книга - своего рода путешествие из банка настоящего в банк будущего, поскольку в мире уже достаточно хорошо известны варианты различных банковских преобразований. Надеемся, что для всех конструктивно настроенных российских менеджеров, предпринимателей, управленческих консультантов, банкиров эта книга послужит реальным пособием для эффективной реорганизации деятельности их компаний и фирм в условиях рыночной экономики России.
Работа над книгой была бы невозможна без помощи и поддержки коллег по работе, которым автор выражает искреннюю признательность. Особую благодарность автор выражает профессору Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктору юридических наук Ю.А. Тихомирову, вице-президенту Ассоциации прикладной эргономики Е.Р. Тушкину и доценту Академии государственной службы при Президенте РФ, кандидату психологических наук Г.И. Марасанову. Их полезные замечания, видение проблемы, опыт в различных организационных структурах были использованы при написании данной книги. Также искреннюю благодарность необходимо выразить И.А. Моржовой, Т.М. Ершовой и Д.А. Равкину за помощь в подготовке рукописи книги к публикации.
Автору трудно было бы справиться с поставленной задачей, если бы не должная поддержка родных и близких людей Д.С. Лобанова и А.А. Лобановой. Поэтому хотелось бы также высказать им сердечную благодарность за ежедневно оказываемую помощь и моральную поддержку.
- Банки: организация и персонал
- Содержание
- Предисловие
- Введение. Социальная и экономическая банковская среда
- Глава 1. Организация и структура банка
- 1.1. Банк как эффективная организация
- 1.2. Стратегия и функции банковского учреждения
- Что является нашим бизнесом?
- Каковы наши стратегические устремления?
- В чем заключаются наши основные сильные стороны?
- Каким образом мы достигаем желаемого?
- Что является наиболее ценным для нас на пути к достижению желаемого?
- Что же происходит в банке в связи с реализацией этих функций?
- 1.3. Выбор структуры банка
- Характеристики и условия эффективного применения механистического и органического подходов в проектировании организации*(29)
- 1.4. Задачи структурных подразделений и их взаимосвязи
- Дифференциация между подразделениями банка
- 1.5. Система управления банком
- 1.6. Режимы работы с информацией
- Информационное письмо
- Служебная записка
- 1.7. Организационные распорядки и коммуникации в банке
- Глава 2. Банковский персонал
- 2.1. Требования к сотрудникам банка
- 2.2. Способы подбора и расстановки банковских работников
- 2.3. Психология банкиров
- 2.4. Управленческие команды
- 2.5. Организационная культура
- Модель корпоративной культуры (shl)
- Глава 3. Совершенствование деятельности банковского учреждения
- 3.1. Факторы изменения и развития банковского учреждения
- Критерии эффективности организации
- 3.2. Маркетинг в банковском деле
- Сегментация клиентов по возрастному признаку
- Наиболее доступные источники информации для населения
- 3.3. Банковская информация и поиск деловых партнеров
- 3.4. Технология нововведений
- Логическая схема пошагового развития управления (по Виханскому, Наумову)
- 3.5. Совершенствование системы управления банком
- Сравнительные характеристики систем управления японских и американских компаний
- 3.6. Организационное консультирование
- Соотношение областей консультирования в консультационной деятельности (в %)
- Глава 4. Эффективность деятельности банковских служащих
- 4.1. Отношения банковских служащих с клиентами
- 4.2. Результативность деятельности управляющих
- 4.3. Методы улучшения мотивации и повышения результативности
- Результаты сопоставления четырех методов мотивации
- Методы стимулирования результативности
- Основные элементы процесса управления по целям
- Последовательность перепроектирования работ
- Результаты выполнения программы вовлечения работников завода полупроводников в процесс управления (Япония)
- Модели поведения руководителей
- 4.4. Технология организационного развития персонала банковских учреждений
- Правила делового взаимодействия
- Пример согласованного определения задач и методов решения проблемы "Клиентский зал" на уровнях отдел - филиал (в одном из банков)
- Основные факторы, влияющие на эффективность процесса организационного консультирования в банковских учреждениях
- Организациионно-психологические характеристики банковских учреждений до и после прохождения консультативной технологии организационного развития
- Заключение (современные подходы к оптимизации деятельности банка)
- Приложения Приложение 1. Система ценностей фирмы "Эппл"
- Приложение 2. Примеры материалов по стратегии развития банков
- IV. Стратегические цели банка
- V. Наши сильные стороны
- V. Девиз года
- VI. Что ценит и ожидает банк от своих сотрудников
- VII. Обязательства банка перед своими сотрудниками
- VIII. Принципы управления персоналом банка
- Видение и образцовая модель банка Заксен лб (Германия)*(186) Портрет фирмы
- Видение
- Образцовая модель
- "Кредо" Мосстройэкономбанка*(187)
- Динамика основных показателей деятельности
- "Энергия успеха" Бин-банка*(188)
- О планах Банка Москвы*(189)
- Новая стратегия развития Гута-банка*(190)
- Председатель Сбербанка
- Главный бухгалтер Сбербанка
- Управляющий отделением Сбербанка
- Главный специалист Сбербанка
- Приложение 4. Примерные должностные инструкции работников банка
- Должностная инструкция руководителя филиала банка
- Должностная инструкция старшего кассира
- Должностная инструкция операционно-кассового работника
- Должностная инструкция консультанта банка
- Приложение 5. Профессиограммы работников банка Социально-психологическая профессиограмма кассира
- Социально-психологическая профессиограмма контролера
- Профессиограмма начальника отдела подготовки кадров банка
- Общие положения
- Общие требования, предъявляемые профессией к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам начальника отдела подготовки кадров
- 1. Требования к личностным качествам.
- 2. Требования к психологическим свойствам.
- 3. Требования к психофизиологическим свойствам.
- Профессионально-квалификационная модель начальника отдела подготовки кадров банка
- Динамика изменения общих и специальных психологических характеристик
- Применение профессиограммы
- Профессиограмма руководителя филиала банка
- Приложение 6. Диагностические методы и методики оценки сотрудников, поступающих на работу в банк Метод "структурированного интервью"
- Оценка кандидата на должность
- Методика к.Н. Томаса*(194) Назначение методики
- Инструкция
- Обработка результатов
- Интерпретация графиков
- Метод исследования уровня субъективного контроля (уск)*(195), или шкала локус-контроля Дж. Роттера Назначение методики
- Инструкция
- Опросник уск
- Обработка результатов теста
- Интерпретация методики укс Теоретические предпосылки
- Значения шкал
- 1. Шкала общей интернальности "и_о"
- 2. Шкала интернальности в области достижений "и_д"
- Методика "физиогномических стандартов" распознавания общих личностных свойств по внешним особенностям работников
- Приложение 7. Методики диагностики банковской организации
- 1. Диагностика организации: шесть областей для поиска проблем на теоретической основе или без нее. Марвин р. Вайсборд (приводится в сокращенном варианте)
- Структура
- Взаимоотношения
- Цели, задачи методики
- Инструментарий методики
- Проведение опроса и обоснование выборки
- Анализ материалов и интерпретация результатов
- Контроль и коррекция принимаемых управленческих мер воздействия
- Матрица счета
- Инструкция
- Бланк ответов Методика дсс
- Опросник
- Приложение 8. Примеры кейсов для командной оценки высших менеджеров банка Кейс n 1
- Предыстория вопроса
- Вопросы (задания) для участников
- Кейс n 2
- Экономические показатели, характеризующие финансово-экономическую деятельность рассматриваемых банков 1 и 2
- Критерии оценки команды высших менеджеров при выполнении заданий кейса
- Командная анкета
- Цель данной анкеты
- Раздел 1
- Раздел 2
- Раздел 3
- Раздел 4
- Раздел 5
- Раздел 6
- Приложение 9. Исследование организационной культуры банка
- Диагностика организационной культуры (методика)
- Описание организационной культуры Общие сведения
- Исходные данные (по результатам организационной диагностики)
- Структура организационной культуры (после аналитической группировки результатов)
- Анализ показателей, структуры и характеристик организационной культуры одного из банковских учреждений*(200) Характеристика культуры
- Предложения и рекомендации
- Приложение 10. Кейс 14. Жалобы клиентов
- Описание ситуации
- Записи клиентов
- Объяснительные записки сотрудников и руководителей Объяснительная записка заместителя управляющего отделением Зуевой
- Объяснительная записка старшего кассира
- Объяснительная
- Письмо-ответ клиенту
- Приказ по банку а-БанкПриказ
- Пример анализа ситуации "Жалоба"
- Как клиент видит ситуацию в банке
- Что возмутило клиента
- Основные ошибки, допущенные в данной ситуации
- "Жалобы клиентов" как средство совершенствования подготовки персонала*(201)
- Приложение 11. Кейсы для оценки и обучения банковских служащих
- Проблемы, задания и примерные ответы
- 1. При оценке специалистов по обслуживанию корпоративных клиентов
- 2. При оценке специалистов по направлению "Кредитование физических лиц"
- 3. Обслуживание частных клиентов
- 4. По направлению "Пластиковые карточки"
- 5. По направлению "Ценные бумаги"
- 6. По направлению "Валютные операции и валютный контроль"
- Экспертный лист для оценки
- Приложение 12. Применение технологии организационного развития в отдельном банке Введение
- Информация организационных консультантов
- "Сочинения" управленческой команды
- Пример проекта по решению проблем управленческой команды банка туб
- Правила, принципы и нормы совместной работы и взаимодействия между подразделениями Банка туб
- Анализ и прогноз консультирования Банка туб Анализ проблемного поля
- Примечания