Менеджмент как основа процедурного бизнеса.
Что общего между такими менеджерами как Ли Яккока, Уильям Грич? Что особенного есть в их работе , что позволяет им достигать таких успехов? Чем регулярный менеджмент отличается от управления вообще?
Сфера человеческой деятельности, так или иначе связанная с управлением существует уже тысячи лет. Египетские пирамиды и Великая китайская стена представляются ярким материальным свидетельством того, что очень масштабные проекты, над осуществлением которых трудились десятки тысяч людей, реализовывались задолго до наших дней. Так на строительстве Египетских Пирамид трудились тысячи людей, в строительстве использовалось большое количество материалов. Для создания таких грандиозных сооружений требовались руководители, которые планировали количество необходимых ресурсов, следили за выполнением работ, контролировали строительство. Можно ли тех, кто руководил этим строительством назвать менеджерами? Авторы многих современных учебников по бизнесу и менеджменту часто отвечают на этот вопрос положительно. Действительно, коллективный труд и необходимость координации совместной деятельности, еще на заре человеческой деятельности порождали зачатки управленческого труда. Необходимо было, чтобы кто-то планировал работы, организовывал людей и поставку материалов для реализации намеченных планов, руководил работниками. Все это свидетельствует о том, что управление и организации существуют уже на протяжении многих тысячелетий.2. Но вряд, это можно считать менеджментом в полном смысле этого слова.
Самое главное отличие регулярного менеджмента от управления вообще состоит в том, что менеджмент не только является искусством достижения целей, но и стремиться сделать это наиболее рациональным способом: с наибольшей эффективностью.
Эффективность - соотношение вводимых ресурсов и объемов производства; современный рациональный бизнес обычно стремится к рационализации затрат.
Эффективность представляет собой ключевой момент менеджмента. Этот показатель отображает соотношение между вводимыми ресурсами и объемами производства. Если менеджеру удается при наименьших или даже прежних затратах получить большие результаты он организовал работу эффективно. Менеджеры в отличие от руководителей строительства Египетских пирамид и Великой Китайской стены имеют дело с ограниченными ресурсами и стремятся их использовать более эффективно. Не только управление в древности, но и управление промышленными предприятиями до начала ХХ века вряд ли можно отнести регулярному менеджменту. Это связано с тем, что до ХХ века основным методом снижения издержек предпринимателя было занижение издержек на ресурсы. И только с формированием массового конвейерного производства появилась технические и институциональные возможности роста эффективности управления за счет более рациональной организации и использования ресурсов на предприятиях.
К началу XX века преимущественно экстенсивное развитие производства было практически исчерпано. Возможность для получения предпринимателями "нормальной прибыли" за счет привлечения дополнительных природных и людских ресурсов по сверх низким ценам подошло к своему пределу. Изобретение же конвейера создавало условия для извлечения прибыли за счет более рационального использования уже имеющихся у предпринимателя ресурсов. Конвейер привел к зарождению и развитию крупных корпораций способствовал также появление мощных машин, возникновение массового производства, сокращение затрат на транспортировку, быстрое расширение сети железных. Джон Д. Рокфеллер (John D. Rockefeller) (нефтедобывающая промышленность), Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie) (сталелитейная промышленность) и другие предприниматели создали огромные корпорации, которые требовали формальных методов управления. Появилась потребность в официальной теории, на основе которой можно было бы готовить менеджеров к управлению организациями. Стало чтобы предсказывать изменения спроса, обеспечивать наличие достаточного количества сырья и других вводимых ресурсов для выпуска продукции, распределять рабочие задания, руководить ежедневной деятельностью, координировать выполнение разных операций, обеспечивать надлежащее состояние машин и механизмов и выполнение рабочих стандартов, находить рынки сбыта для готовых товаров и т.д. Но сделать это по старому, но исключительно основе опыта и тем более в одиночку стало не возможно. Необходимо было не только привлечь профессионалов в этих областях, но и организовать эффективный контроль за их деятельностью. Потребовалось изучение, отбор и классификация наиболее эффективных и продуктивных приемов организации производства, процедур управления и т.д. Начали проводиться систематические исследования проблем управления. Менеджмент встал на научную основу: оформился как отрасль знаний и стал формально изучаемой научной дисциплиной. Теории управления развивались путем разделения точек зрения на то, что делают менеджеры и как они должны это делать. В хрестоматии представлены четыре основные школы (научного и общего административного управления, количественный подход и школа организационного поведения).
Научный подход потребовал, чтобы управлением занимался не просто владелец фирмы, а специалист-профессионал - менеджер. Как следствие менеджмент отделился от собственности и выделился в отдельную функцию бизнеса и появился класс - менеджеров.
Менеджер - наемный управленец профессионал, который объединяет и координирует ресурсы и организацию работы в рамках фирмы.
Отделение менеджмента от собственности привело также к институциональному отделению дохода от собственности на капитал от дохода связанного с рациональным использованием ресурсов. Разделились риски менеджера и собственника, прибыль превратилась в универсальный инструмент измерения эффективности бизнеса, менеджмент стал универсальным. Многие приемы управления бизнесом, правила организации и показатели оценки стали универсальными, а вместе с ними менеджмент стал универсальной системой управления бизнеса. Конечно, и сейчас сохраняются определенные временные и страновые различия в менеджменте. Об этом можно почитать в хрестоматии. Но ключевые методы управления универсальны и действуют практически во всех видах фирм, не зависимо от размера, формы собственности и страновой принадлежности. Именно универсальность еще один важный признак отличающий регулярный менеджмент от управления вообще.
До начала ХХ века преобладал менеджер-одиночка. Массовое конвейерное производство породило крупный бизнес, для управления которым требовалась команда - организация менеджеров, в которой сложилась специализация, разделение труда, значительные вертикальные и горизонтальные различия. М. Вебер назвал эту команду менеджеров "идеальной бюрократией", потому что она смогла преодолеть те, индивидуальные личностные и временные управления. То, что не успевал раньше сделать один менеджер легко делала команда. Если имеющийся на фирме менеджер был специалистом по организации производства, но не знал маркетинга легко можно было нанять ему в помощь маркетолога и т.д.
Под менеджерской организацией в самом общем виде мы будем понимать формальную структуру, возникающую в результате системы контрактов, целью которой управление и достижение целей фирмы. В рамках организации резко расширились возможности для формирования универсальных приемов и процедур управления.
Организация оказывается способной не только порождать, накапливать, но и транслировать наиболее эффективные методы управления через систему внутрифирменного, профессионального, бизнес обучения. В организации резко увеличивается синергетический эффект управления, растет его эффективность. Все это привело к тому, что в начале ХХ века сложилась принципиально новая модель регулярный менеджмент. Конечно, у менеджмента организаций наряду с достоинствами есть и недостатки. Организация является менее гибкой по сравнению с менеджером одиночкой. В механизмах ее функционирования преобладают стандартные правила и процедуры, это приводит к определенной косности и т.д. Но достоинства менеджмента организации на много превышает ее слабости. Но уже сейчас хочется подчеркнуть, именно благодаря организации регулярный менеджмент на сегодняшний день является ведущей формой управления современных ведущих фирм.
Мы постараемся в дальнейшем показывать и достоинства, и недостатки современного регулярного менеджмента организаций. Более того, регулярный менеджмент - это деятельность, направленная на постоянный поиск стоимостного и институционального баланса между достоинствами и рисками (недостатками), тех новых ресурсов которые вовлекаются в производство, новых и старых институтов и приемов, которые формируются в ходе повседневной деятельности менеджеров и т.д.
Теперь мы можем перечислить признаки регулярного менеджмента, отличающие его от управления вообще:
ориентация на эффективность в использовании ресурсов;
научный характер
превращение менеджмента в особую функцию бизнеса
отделение собственности от управление и превращение управления в профессиональную деятельность
менеджмент организаций
универсальность
- Менеджмент как основа процедурного бизнеса.
- Функции менеджмента.
- Функция планирования
- Цели и планы
- Организация
- Иерархия управления.
- Горизонтальные различия в деятельности менеджеров.
- Лидерство
- Менеджеры и лидеры.
- Стили руководства.
- Подходы к управлению.
- Контроль
- Основные подходы к разработке контроля.
- Важность контроля
- Методы контроля
- Проблема эффективности контроля. Самомониторинг против жесткого контроля.
- Мастерство менеджера
- Концептуальные навыки
- Человеческие навыки
- Технические навыки
- Основные характеристики и управленческие роли менеджеров.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 5: Менеджмент организаций. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Процесс организации и его цели
- Организация
- Формирование вертикальной структуры Специализация в выполнении рабочих заданий
- Департаментализация
- Командная цепочка
- Властные полномочия, ответственность и делегирование
- Делегирование полномочий
- Централизация и децентрализация.
- Типы организационных структур.
- Линейная структура
- Функциональная структура (линейно-функциональная структура).
- Дивизиональная структура. (от дивизион - подразделение)
- Матричная структура.
- Командная структура
- Сетевая структура
- Горизонтальная структура
- Информационные системы
- Команды и проблемные группы
- Менеджеры интерграторы
- Неформальная организационная структура
- Распространение слухов.
- Система внутрифирменных отношений
- Расширение личных связей
- Наставничество
- Корпоративная культура.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 6: Управление производством Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Организация процесса производства
- Производство и производственная система Производство
- Производственные операции и оказание услуг
- Производственная система
- Типы производственных процессов
- Технология
- Прогресс в средствах производства
- Типы труда
- Выбор типа производственного процесса.
- Этапы развития современной индустриальной системы производства и ее основные типы.
- Управление производством.
- Планирование процесса производства
- Планирование объема производства.
- Планирование размещение производственных мощностей
- Планирование производственного процесса.
- Общее планирование
- Организация управления запасами.
- Управление качеством.
- Основные подходы к контролю качества.
- Управление тотальным качеством
- Кружки качества.
- Паутина
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности фирмы.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 7. Управление человеческими ресурсами Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление человеческими ресурсами
- Функции управления человеческими ресурсами
- Модели поведения наемного работника
- Классическая теория мотивации.
- Исследования Хоторна
- Иерархия потребностей Маслоу
- Теория мотиваторов и гигиенических факторов
- Теория х и теория y
- Теория z
- Проблемы 90-х годов в сфере мотивации работников
- Особенности управления человеческими ресурсами в Российских компаниях.
- Основные направления управления человеческими ресурсами
- Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Поиск и отбор новых работников
- Процедура найма и юридические нормы
- Формирование и развитие рабочей силы. Обучение и повышение квалификации
- Методы обучения
- Оценка деятельности работника
- Вознаграждение работника и его виды
- Заработная плата ее виды и компоненты.
- Изменение в статусе работника
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава 8: Основы маркетинга Цели изучения Изучив эту главу, вы сможете:
- Что такое маркетинг? Сфера маркетинговой деятельности
- Сфера деятельности маркетинга.
- Потребности и запросы
- Обмен и сделки
- Четыре типа полезности
- Эволюция маркетинга
- Эпоха производства
- Эпоха сбыта
- Эра концепции маркетинга
- Конкурентный маркетинг
- Особенности маркетинга в России
- Управление и планирование в области маркетинга
- Типы рынка
- Совокупность элементов маркетинга
- Планирование маркетинга
- Анализ внешней среды
- Определение целей
- Оценка внутренних ресурсов
- Выработка стратегии
- Роль маркетинговых исследований
- Поведение покупателей
- Поведение индивидуальных покупателей
- Процесс принятия решения о покупке
- Факторы, влияющие на поведение покупателя
- Поведение институциональных покупателей.
- Различия в товарах и способах их приобретения
- Различия в характере отношений между покупателем и продавцом
- Сегментирование рынка
- Основные принципы сегментирования
- Демографическое сегментирование
- Географическое сегментирование
- Поведенческое сегментирование
- Психографическое сегментирование
- Виды целевого маркетинга
- Недифференцированный маркетинг
- Концентрированный маркетинг.
- Дифференцированный маркетинг
- Потребительский маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 9 Товар и цена. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Товар как основа маркетинговой деятельности
- Товарная линия и товарная номенклатура
- Классификация товаров
- Степень материальной осязаемости
- Тип пользователя
- Классификация потребительских товаров
- Товары повседневного спроса
- Классификация товаров промышленного назначения
- Товары производственного назначения
- Вспомогательные товары
- Новые товары.
- Причины неудач новых товаров.
- Процесс управления товаром Жизненный цикл товара
- Этап внедрения
- Этап роста
- Этап зрелости
- Этап спада
- Торговая марка
- Поддельные марки и поддельные продукты
- Эффективное марочной название
- Упаковка
- Цена Что такое цена и какую роль она играет в маркетинге?
- Функции цены.
- Основные ограничения ценообразования.
- Основные методы ценообразования Уравнение расчета цены.
- Этапы и методы установления прейскурантной цены
- Методы ценообразования с ориентацией на спрос
- Методы ценообразования с ориентацией на издержки
- Ценообразование с ориентацией на конкурентов
- Ценообразование с ориентацией на прибыль
- Установление окончательной цены
- Корректировки цен по географическому принципу.
- Юридически и правовые аспекты ценообразования.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 10 Реклама и продвижение товаров Прочитав эту главу вы сможете:
- Кейс Может ли повредить успешное продвижение?
- Совокупность средств продвижения
- Продвижение
- Цели продвижения
- Правовые и этические проблемы продвижения.
- Элементы комплекса продвижения
- Реклама
- Виды рекламы
- Товарная реклама
- Корпоративная реклама
- Разработка рекламной программы
- Основные элементы рекламного сообщения
- Медиапланирование
- Альтернативные средства распространения рекламы
- Личная продажа
- Роль личной продажи в маркетинге
- Многообразие форм личной продажи
- Связи с общественностью
- Стимулирование сбыта
- Стимулирование сбыта, ориентированное на потребителей
- Стимулирование сбыта, ориентированное на торговых посредников
- Прямой маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 11: Основы бухгалтерского учета Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Природа бухгалтерского учета
- Функциональные сферы бухгалтерского учета
- Финансовая отчетность
- Управленческий учет
- Типы бухгалтеров
- Внешние бухгалтеры
- Штатные бухгалтеры
- Достоверность бухгалтерской информации
- Основные принципы бухгалтерского учета
- Бухгалтерская сбалансированность
- Система двойной записи
- Основные формы финансовой отчетности фирмы
- Бухгалтерский баланс.
- Пассивы
- Анализ балансового отчета
- Какова учетная стоимость фирмы и как она изменяется?
- Является ли фирма платежеспособной?
- Какова структура активов?
- Какова структура финансирования?
- Насколько эффективно используются активы фирмы?
- Отчет о прибылях и убытках
- Модели отчета о прибылях и убытках
- Анализ отчета о прибылях и убытках
- Оценка тенденций и сравнительный анализ
- Особенности бухгалтерского учета в России.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература:
- Глава. 12 Финансы предприятий Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление финансами
- Цели управления финансами
- Процесс управления финансами
- Источники средств и их использование
- Стоимость капитала
- Процентные ставки
- Риски и преимущества источников финансирования
- Внутреннее либо внешнее финансирование.
- Краткосрочное либо долгосрочное финансирование.
- Заемный либо акционерный капитал.
- Планирование капитальных вложений
- Краткосрочное финансирование
- Торговый (коммерческий) кредит
- Переводные векселя
- Долгосрочное финансирование
- Долгосрочные ссуды и лизинг
- Облигации
- Процентные ставки по облигациям
- Выплата долга
- Акционерный капитал
- Дивиденды по обыкновенным акциям.
- Дробление акций.
- Новые эмиссии и вторичный рынок
- Внутреннее финансовое планирование и управление финансами
- Управление наличностью и рыночными ценными бумагами
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- Управление товарно-материальными запасами
- .Вопросы для повторения
- Дополнительная литература