Модели отчета о прибылях и убытках
Существуют различные модели отчета о прибылях и убытках. Например, во Франции применяется форма, в которой произведенные организацией затраты классифицируются по их экономическому содержанию (элементам): потребленные материалы и услуги со стороны, расходы по содержанию персонала (по оплате труда и отчислениям социального характера), отчисления на амортизацию и в оценочные резервы.
В англо-американо-голландской модели в отчете о прибылях и убытках затраты группируются с учетом их функциональной роли: отдельно показывается производственная себестоимость, подсчитанная по сокращенной формуле и включающая только непосредственно связанные с производством затраты, а затем приводятся статьи накладных расходов: торгово-сбытовых и управленческих Такая модель удобна для управленческого анализа.
Общим требованием к любой модели отчета о прибылях и убытках является необходимость показывать отдельно операции хозяйственной и финансовой деятельности, а также обязательно выделять операции неординарного порядка, т.е. нехарактерные для обычных текущих операций
Как и баланс, отчет о прибылях и убытках может представляться в двух- или односторонней форме. В односторонней форме в разных разделах отчета сначала показывают доходы, а затем из них последовательно вычитают расходы. Такая форма принята в настоящее время в России.
В отчет включаются промежуточные показатели, отражающие поэтапное формирование конечного финансового результата: валовая прибыль/убыток; прибыль/убыток от продаж; прибыль/убыток до налогообложения; прибыль/убыток от обычной деятельности; выделяются чрезвычайные доходы и расходы, и чистая прибыль/убыток формируется с учетом их влияния. Рассмотрим более подробно содержание отчета о прибылях убытках, применяемого отечественными организациями. См. таблицу 13.4
Таблица 13.4
Структура отчета о прибылях и убытках
Наименование показателя | За отчетный период | За аналогичный период прошлого года |
Выручка от реализации |
|
|
Себестоимость |
|
|
Валовая прибыль |
|
|
Коммерческие расходы Административные расходы |
|
|
Валовая прибыль |
|
|
Прибыль/убыток |
|
|
Проценты к уплате/получению Операционные расходы/доходы Внереализационные расходы/доходы |
|
|
Налогооблагаемая прибыль |
|
|
Налог на прибыль |
|
|
Чрезвычайные доходы /расходы |
|
|
Чистая прибыль |
|
|
Содержание отчета
Выручка от реализации - это объем реализации за соответствующий отчетный период своей готовой продукции, а торговые фирмы — суммы перепродажи товаров. Затем из выручки последовательно вычитаются затраты, связанные с производством и реализацией произведенной продукции.
По статье "Себестоимость" промышленные организации показывают сумму производственных затрат, рассчитанных по так называемому методу усеченной себестоимости, т.е. без включения в эту статью коммерческих и общехозяйственных (управленческих) расходов.
В себестоимость включаются прямые материальные затраты на производство продукции, заработная плата производственного персонала, амортизация оборудования производственного назначения, другие производственные расходы (оплата цехового персонала, расходы по обслуживанию производства, амортизация зданий, сооружений, инвентаря, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Торговые организации показывают по этой статье покупную стоимость реализованных ими товаров.
По статье «Коммерческие расходы» предприятия производственной сферы отражают торгово-сбытовые затраты: на тару и упаковку, оплату труда персонала коммерческих служб, оплату транспортных расходов, комиссионных услуг и др. Торговые организации показывают по данной статье свои издержки обращения, т.е. все расходы за исключением покупной себестоимости проданных товаров.
Управленческие расходы включают расходы на содержание управленческого персонала (зарплата и отчисления на социальное страхование), командировочные расходы, содержание охраны, амортизация, содержание и текущий ремонт основных средств общехозяйственного назначения, расходы по подготовке кадров, налоги и сборы и др.
Если из выручки вычесть сумму производственно-коммерческих затрат (себестоимости, коммерческих и управленческих расходов), получают промежуточный результат хозяйственной деятельности (прибыль или убыток от продаж).
Далее в отчете приводятся данные о полученных или подлежащих к получению процентах (по облигациям, депозитам и т.д.), а также соответственно проценты к уплате. Отражаются также полученные или причитающиеся организации доходы от финансовых вложений в дочерние общества, от совместной деятельности и т.д.
Затем отражаются прочие операционные доходы и расходы, которые связаны с движением имущества организации (основных средств, запасов, ценных бумаг, иностранной валюты).
Следующая группа показателей отражает внереализационные доходы и расходы: списание кредиторской и дебиторской задолженности за истечением срока исковой давности, поступление дебиторской задолженности, ранее списанной на убытки как безнадежной; прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году; полученные (подлежащие к получению) и уплаченные (причитающиеся к уплате) суммы по различным экономическим санкциям (штрафы, пени, неустойки) и другие аналогичные доходы и расходы, курсовые разницы.
С учетом вышеприведенных показателей подсчитывается прибыль или убыток до налогообложения.
Эта прибыль является исходной для расчета налогооблагаемой базы прибыли, последняя определяется после установленных налоговым правом корректировок по доходам и расходам.
Конечным показателем отчета является чистая прибыль (нераспределенная прибыль/убыток), полученная после того, как были учтены чрезвычайные операции.
- Менеджмент как основа процедурного бизнеса.
- Функции менеджмента.
- Функция планирования
- Цели и планы
- Организация
- Иерархия управления.
- Горизонтальные различия в деятельности менеджеров.
- Лидерство
- Менеджеры и лидеры.
- Стили руководства.
- Подходы к управлению.
- Контроль
- Основные подходы к разработке контроля.
- Важность контроля
- Методы контроля
- Проблема эффективности контроля. Самомониторинг против жесткого контроля.
- Мастерство менеджера
- Концептуальные навыки
- Человеческие навыки
- Технические навыки
- Основные характеристики и управленческие роли менеджеров.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 5: Менеджмент организаций. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Процесс организации и его цели
- Организация
- Формирование вертикальной структуры Специализация в выполнении рабочих заданий
- Департаментализация
- Командная цепочка
- Властные полномочия, ответственность и делегирование
- Делегирование полномочий
- Централизация и децентрализация.
- Типы организационных структур.
- Линейная структура
- Функциональная структура (линейно-функциональная структура).
- Дивизиональная структура. (от дивизион - подразделение)
- Матричная структура.
- Командная структура
- Сетевая структура
- Горизонтальная структура
- Информационные системы
- Команды и проблемные группы
- Менеджеры интерграторы
- Неформальная организационная структура
- Распространение слухов.
- Система внутрифирменных отношений
- Расширение личных связей
- Наставничество
- Корпоративная культура.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 6: Управление производством Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Организация процесса производства
- Производство и производственная система Производство
- Производственные операции и оказание услуг
- Производственная система
- Типы производственных процессов
- Технология
- Прогресс в средствах производства
- Типы труда
- Выбор типа производственного процесса.
- Этапы развития современной индустриальной системы производства и ее основные типы.
- Управление производством.
- Планирование процесса производства
- Планирование объема производства.
- Планирование размещение производственных мощностей
- Планирование производственного процесса.
- Общее планирование
- Организация управления запасами.
- Управление качеством.
- Основные подходы к контролю качества.
- Управление тотальным качеством
- Кружки качества.
- Паутина
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности фирмы.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 7. Управление человеческими ресурсами Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление человеческими ресурсами
- Функции управления человеческими ресурсами
- Модели поведения наемного работника
- Классическая теория мотивации.
- Исследования Хоторна
- Иерархия потребностей Маслоу
- Теория мотиваторов и гигиенических факторов
- Теория х и теория y
- Теория z
- Проблемы 90-х годов в сфере мотивации работников
- Особенности управления человеческими ресурсами в Российских компаниях.
- Основные направления управления человеческими ресурсами
- Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Поиск и отбор новых работников
- Процедура найма и юридические нормы
- Формирование и развитие рабочей силы. Обучение и повышение квалификации
- Методы обучения
- Оценка деятельности работника
- Вознаграждение работника и его виды
- Заработная плата ее виды и компоненты.
- Изменение в статусе работника
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава 8: Основы маркетинга Цели изучения Изучив эту главу, вы сможете:
- Что такое маркетинг? Сфера маркетинговой деятельности
- Сфера деятельности маркетинга.
- Потребности и запросы
- Обмен и сделки
- Четыре типа полезности
- Эволюция маркетинга
- Эпоха производства
- Эпоха сбыта
- Эра концепции маркетинга
- Конкурентный маркетинг
- Особенности маркетинга в России
- Управление и планирование в области маркетинга
- Типы рынка
- Совокупность элементов маркетинга
- Планирование маркетинга
- Анализ внешней среды
- Определение целей
- Оценка внутренних ресурсов
- Выработка стратегии
- Роль маркетинговых исследований
- Поведение покупателей
- Поведение индивидуальных покупателей
- Процесс принятия решения о покупке
- Факторы, влияющие на поведение покупателя
- Поведение институциональных покупателей.
- Различия в товарах и способах их приобретения
- Различия в характере отношений между покупателем и продавцом
- Сегментирование рынка
- Основные принципы сегментирования
- Демографическое сегментирование
- Географическое сегментирование
- Поведенческое сегментирование
- Психографическое сегментирование
- Виды целевого маркетинга
- Недифференцированный маркетинг
- Концентрированный маркетинг.
- Дифференцированный маркетинг
- Потребительский маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 9 Товар и цена. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Товар как основа маркетинговой деятельности
- Товарная линия и товарная номенклатура
- Классификация товаров
- Степень материальной осязаемости
- Тип пользователя
- Классификация потребительских товаров
- Товары повседневного спроса
- Классификация товаров промышленного назначения
- Товары производственного назначения
- Вспомогательные товары
- Новые товары.
- Причины неудач новых товаров.
- Процесс управления товаром Жизненный цикл товара
- Этап внедрения
- Этап роста
- Этап зрелости
- Этап спада
- Торговая марка
- Поддельные марки и поддельные продукты
- Эффективное марочной название
- Упаковка
- Цена Что такое цена и какую роль она играет в маркетинге?
- Функции цены.
- Основные ограничения ценообразования.
- Основные методы ценообразования Уравнение расчета цены.
- Этапы и методы установления прейскурантной цены
- Методы ценообразования с ориентацией на спрос
- Методы ценообразования с ориентацией на издержки
- Ценообразование с ориентацией на конкурентов
- Ценообразование с ориентацией на прибыль
- Установление окончательной цены
- Корректировки цен по географическому принципу.
- Юридически и правовые аспекты ценообразования.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 10 Реклама и продвижение товаров Прочитав эту главу вы сможете:
- Кейс Может ли повредить успешное продвижение?
- Совокупность средств продвижения
- Продвижение
- Цели продвижения
- Правовые и этические проблемы продвижения.
- Элементы комплекса продвижения
- Реклама
- Виды рекламы
- Товарная реклама
- Корпоративная реклама
- Разработка рекламной программы
- Основные элементы рекламного сообщения
- Медиапланирование
- Альтернативные средства распространения рекламы
- Личная продажа
- Роль личной продажи в маркетинге
- Многообразие форм личной продажи
- Связи с общественностью
- Стимулирование сбыта
- Стимулирование сбыта, ориентированное на потребителей
- Стимулирование сбыта, ориентированное на торговых посредников
- Прямой маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 11: Основы бухгалтерского учета Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Природа бухгалтерского учета
- Функциональные сферы бухгалтерского учета
- Финансовая отчетность
- Управленческий учет
- Типы бухгалтеров
- Внешние бухгалтеры
- Штатные бухгалтеры
- Достоверность бухгалтерской информации
- Основные принципы бухгалтерского учета
- Бухгалтерская сбалансированность
- Система двойной записи
- Основные формы финансовой отчетности фирмы
- Бухгалтерский баланс.
- Пассивы
- Анализ балансового отчета
- Какова учетная стоимость фирмы и как она изменяется?
- Является ли фирма платежеспособной?
- Какова структура активов?
- Какова структура финансирования?
- Насколько эффективно используются активы фирмы?
- Отчет о прибылях и убытках
- Модели отчета о прибылях и убытках
- Анализ отчета о прибылях и убытках
- Оценка тенденций и сравнительный анализ
- Особенности бухгалтерского учета в России.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература:
- Глава. 12 Финансы предприятий Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление финансами
- Цели управления финансами
- Процесс управления финансами
- Источники средств и их использование
- Стоимость капитала
- Процентные ставки
- Риски и преимущества источников финансирования
- Внутреннее либо внешнее финансирование.
- Краткосрочное либо долгосрочное финансирование.
- Заемный либо акционерный капитал.
- Планирование капитальных вложений
- Краткосрочное финансирование
- Торговый (коммерческий) кредит
- Переводные векселя
- Долгосрочное финансирование
- Долгосрочные ссуды и лизинг
- Облигации
- Процентные ставки по облигациям
- Выплата долга
- Акционерный капитал
- Дивиденды по обыкновенным акциям.
- Дробление акций.
- Новые эмиссии и вторичный рынок
- Внутреннее финансовое планирование и управление финансами
- Управление наличностью и рыночными ценными бумагами
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- Управление товарно-материальными запасами
- .Вопросы для повторения
- Дополнительная литература