Командная структура
Матричная структура была и остается эффективной формой организации, однако в современных западных компаниях все чаще используется более современная и более передовая командная или проектная структура.. Многие компании делают ставку на делегирование властных полномочий, передачу ответственности на более низкие уровни иерархии и формирование участвующих в управлении рабочих команд, вовлеченность членов которых в процесс труда значительно возрастает. Данный подход позволяет добиться возрастания гибкости и адаптивности организации к происходящим в глобальной внешней среде изменениям см. рисунок
Существует два основных вида команд:
Многофункциональные
Постоянные
Многофункциональные команды включают в себя сотрудников различных функциональных отделов, которые берут на себя ответственность за деятельность группы и совместно работающих над решением поставленных задач. Как правило, члены команды подотчетны «своим» функциональным отделам, но в то же время они отчитываются и перед группой, один из членов которой, как правило, выполняет функции непосредственного руководителя сотрудников.
Многофункциональные команды получили широкое распространение в таких высокотехнологичных компаниях, как Lanier Technology, Compaq Computer, Quantum и AST Research. Переход на командную структуру позволил небольшой американской компании по выпуску программного обеспечения Modicon добиться сокращения времени разработки и производства продуктов на 70 %. В ней сохраняется функциональная структура, но все 200 сотрудников принимают активное участие в деятельности «приписанных» к отделам 30 команд.
Некоторые организации создают постоянные команды, т. е. рабочие группы, действующие как формальные отделы. Данная практика имеет много общего с рассмотренным нами дивизиональным подходом, за исключением того, что численность команд существенно меньше. Постоянные команды состоят из 20-30 сотрудников, каждый из которых выполняет определенные функции.
Например, структуру компании Kollmorgen (производство электронных плат и других компонентов) образуют команды, средняя численность которых — 75 сотрудников. Но даже в таких «сверхбольших» командах сотрудники идентифицируют себя как членов единой группы.
Реорганизация компании и ее переход на новую структуру постоянных команд очень часто осуществляются в процессе так называемого реинжиниринга. Под реинжинирингом понимается радикальная перестройка бизнес-процессов организации, цель которой состоит в достижении более высоких показателей качества продукции и уровня обслуживания, снижении издержек. Поскольку основной акцент в реорганизации переносится на процессы, а не на функции, нередко реинжиниринг выражается в отходе от вертикальной структуры и формировании принимающих активное участие в управлении команд.
Основная продукция компании Hallmark — поздравительные открытки ко всевозможным праздникам. Не так давно компания была организована по функциональному принципу (художественный отдел, отдел текстов, отдел дизайна и т. д.). В силу задержек ли, переделок ли, но от идей новой поздравительной открытки до ее запуска в производство проходило не менее двух лет.
В ходе реинжиниринга в Hallmark были сформированы команды, объединившие специалистов из всех отделов, получивших полномочия по контролю над процессом создания открыток к определенным праздникам. Художники, литографы, авторы подписей, дизайнеры и фотографы обменивались идеями, оценивали их воплощение и принимали самостоятельные решения. Время процесса подготовки новых открыток было сокращено вдвое. Изменение бизнес-процессов позволило добиться повышения чувства ответственности сотрудников, возросла степень удовлетворения от труда. Переход на командную структуру компании, успех которой определяется эффективностью процесса разработки новых продуктов, позволяет ей добиться существенной экономии и денег, и времени19.
Формирование командных взаимоотношений позволяет как преодолеть недостатки функциональных структур (в первую очередь, организованный сверху вниз процесс принятия решений), так и использовать некоторые их преимущества (масштабность организации, углубленное обучение), добиться разрушения «функциональных стен» между отделами. Члены команды в сравнении с преследующими собственные цели сотрудниками функциональных отделов хорошо осведомлены о проблемах коллег, значительно быстрее находят компромиссные решения. Командная структура позволяет организации ускорить процессы адаптации к изменениям потребностей потребителей и условий внешней среды, принятия решений (отсутствие необходимости утверждать их на «вершине» иерархии). Кроме того, происходит оздоровление морального климата организации. Вырвавшиеся из «мирков» отделов на организационные просторы сотрудники ощущают непосредственную причастность к крупным проектам, существенно обогащается содержание труда. Появление команд создает благоприятные условия для делегирования ответственности и властных полномочий на нижние уровни иерархии, что позволяет сократить число исполняющих контрольные функции менеджеров.
Но активно участвующих в командной работе сотрудников подстерегают ловушки конфликта опыта и двойной лояльности. Как правило, многофункциональная команда предъявляет к своим членам требования, отличные от тех, которым они должны были соответствовать в отделах. Такого рода конфликты должны разрешать сотрудники, принимающие участие более чем в одной команде. Возрастает время, которое приходится тратить на заседания и совещания, а значит, замедляется процесс координации. Следовательно, организация нуждается в командах для координации сложных проектов и адаптации к изменениям внешней среды, но она должна быть готова к снижению эффективности процесса производства. Наконец, командный подход нередко приводит к чрезмерной децентрализации. Нередко традиционно принимавшие решения руководители отделов негативно воспринимают командное самоуправление, относясь к нему, скорее, как к самоуправству. Поскольку члены команд не имеют возможности оценить свою деятельность «с высоты» корпоративного уровня, принимаемые с точки зрения интересов группы решения нередко вступают в противоречие с интересами организации в целом. Уточнение «маршрута» команды, ознакомление ее с корпоративными целями — задача высшего менеджмента. В обобщенном виде достоинства и недостатки командной структуры представлены в таблице
Таблица: Достоинства и недостатки командной организации
Достоинства | Недостатки |
Позволяет воспользоваться некоторыми преимуществами функциональной структуры
| Проблема двойной лояльности, конфликты |
Устраняет барьеры между отделами, что способствует достижению компромиссов
| Увеличивается время заседаний и совещаний, снижается эффективность использования ресурсов |
Ускорение реакции на потребности потребителей и процесс принятия решений
| Нежелательный уровень децентрализации |
Улучшение морального климата, повышение степени вовлеченности сотрудников в процесс труда |
|
Сокращение числа административных уровней |
|
- Менеджмент как основа процедурного бизнеса.
- Функции менеджмента.
- Функция планирования
- Цели и планы
- Организация
- Иерархия управления.
- Горизонтальные различия в деятельности менеджеров.
- Лидерство
- Менеджеры и лидеры.
- Стили руководства.
- Подходы к управлению.
- Контроль
- Основные подходы к разработке контроля.
- Важность контроля
- Методы контроля
- Проблема эффективности контроля. Самомониторинг против жесткого контроля.
- Мастерство менеджера
- Концептуальные навыки
- Человеческие навыки
- Технические навыки
- Основные характеристики и управленческие роли менеджеров.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 5: Менеджмент организаций. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Процесс организации и его цели
- Организация
- Формирование вертикальной структуры Специализация в выполнении рабочих заданий
- Департаментализация
- Командная цепочка
- Властные полномочия, ответственность и делегирование
- Делегирование полномочий
- Централизация и децентрализация.
- Типы организационных структур.
- Линейная структура
- Функциональная структура (линейно-функциональная структура).
- Дивизиональная структура. (от дивизион - подразделение)
- Матричная структура.
- Командная структура
- Сетевая структура
- Горизонтальная структура
- Информационные системы
- Команды и проблемные группы
- Менеджеры интерграторы
- Неформальная организационная структура
- Распространение слухов.
- Система внутрифирменных отношений
- Расширение личных связей
- Наставничество
- Корпоративная культура.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 6: Управление производством Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Организация процесса производства
- Производство и производственная система Производство
- Производственные операции и оказание услуг
- Производственная система
- Типы производственных процессов
- Технология
- Прогресс в средствах производства
- Типы труда
- Выбор типа производственного процесса.
- Этапы развития современной индустриальной системы производства и ее основные типы.
- Управление производством.
- Планирование процесса производства
- Планирование объема производства.
- Планирование размещение производственных мощностей
- Планирование производственного процесса.
- Общее планирование
- Организация управления запасами.
- Управление качеством.
- Основные подходы к контролю качества.
- Управление тотальным качеством
- Кружки качества.
- Паутина
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности фирмы.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 7. Управление человеческими ресурсами Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление человеческими ресурсами
- Функции управления человеческими ресурсами
- Модели поведения наемного работника
- Классическая теория мотивации.
- Исследования Хоторна
- Иерархия потребностей Маслоу
- Теория мотиваторов и гигиенических факторов
- Теория х и теория y
- Теория z
- Проблемы 90-х годов в сфере мотивации работников
- Особенности управления человеческими ресурсами в Российских компаниях.
- Основные направления управления человеческими ресурсами
- Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Поиск и отбор новых работников
- Процедура найма и юридические нормы
- Формирование и развитие рабочей силы. Обучение и повышение квалификации
- Методы обучения
- Оценка деятельности работника
- Вознаграждение работника и его виды
- Заработная плата ее виды и компоненты.
- Изменение в статусе работника
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава 8: Основы маркетинга Цели изучения Изучив эту главу, вы сможете:
- Что такое маркетинг? Сфера маркетинговой деятельности
- Сфера деятельности маркетинга.
- Потребности и запросы
- Обмен и сделки
- Четыре типа полезности
- Эволюция маркетинга
- Эпоха производства
- Эпоха сбыта
- Эра концепции маркетинга
- Конкурентный маркетинг
- Особенности маркетинга в России
- Управление и планирование в области маркетинга
- Типы рынка
- Совокупность элементов маркетинга
- Планирование маркетинга
- Анализ внешней среды
- Определение целей
- Оценка внутренних ресурсов
- Выработка стратегии
- Роль маркетинговых исследований
- Поведение покупателей
- Поведение индивидуальных покупателей
- Процесс принятия решения о покупке
- Факторы, влияющие на поведение покупателя
- Поведение институциональных покупателей.
- Различия в товарах и способах их приобретения
- Различия в характере отношений между покупателем и продавцом
- Сегментирование рынка
- Основные принципы сегментирования
- Демографическое сегментирование
- Географическое сегментирование
- Поведенческое сегментирование
- Психографическое сегментирование
- Виды целевого маркетинга
- Недифференцированный маркетинг
- Концентрированный маркетинг.
- Дифференцированный маркетинг
- Потребительский маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 9 Товар и цена. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Товар как основа маркетинговой деятельности
- Товарная линия и товарная номенклатура
- Классификация товаров
- Степень материальной осязаемости
- Тип пользователя
- Классификация потребительских товаров
- Товары повседневного спроса
- Классификация товаров промышленного назначения
- Товары производственного назначения
- Вспомогательные товары
- Новые товары.
- Причины неудач новых товаров.
- Процесс управления товаром Жизненный цикл товара
- Этап внедрения
- Этап роста
- Этап зрелости
- Этап спада
- Торговая марка
- Поддельные марки и поддельные продукты
- Эффективное марочной название
- Упаковка
- Цена Что такое цена и какую роль она играет в маркетинге?
- Функции цены.
- Основные ограничения ценообразования.
- Основные методы ценообразования Уравнение расчета цены.
- Этапы и методы установления прейскурантной цены
- Методы ценообразования с ориентацией на спрос
- Методы ценообразования с ориентацией на издержки
- Ценообразование с ориентацией на конкурентов
- Ценообразование с ориентацией на прибыль
- Установление окончательной цены
- Корректировки цен по географическому принципу.
- Юридически и правовые аспекты ценообразования.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 10 Реклама и продвижение товаров Прочитав эту главу вы сможете:
- Кейс Может ли повредить успешное продвижение?
- Совокупность средств продвижения
- Продвижение
- Цели продвижения
- Правовые и этические проблемы продвижения.
- Элементы комплекса продвижения
- Реклама
- Виды рекламы
- Товарная реклама
- Корпоративная реклама
- Разработка рекламной программы
- Основные элементы рекламного сообщения
- Медиапланирование
- Альтернативные средства распространения рекламы
- Личная продажа
- Роль личной продажи в маркетинге
- Многообразие форм личной продажи
- Связи с общественностью
- Стимулирование сбыта
- Стимулирование сбыта, ориентированное на потребителей
- Стимулирование сбыта, ориентированное на торговых посредников
- Прямой маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 11: Основы бухгалтерского учета Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Природа бухгалтерского учета
- Функциональные сферы бухгалтерского учета
- Финансовая отчетность
- Управленческий учет
- Типы бухгалтеров
- Внешние бухгалтеры
- Штатные бухгалтеры
- Достоверность бухгалтерской информации
- Основные принципы бухгалтерского учета
- Бухгалтерская сбалансированность
- Система двойной записи
- Основные формы финансовой отчетности фирмы
- Бухгалтерский баланс.
- Пассивы
- Анализ балансового отчета
- Какова учетная стоимость фирмы и как она изменяется?
- Является ли фирма платежеспособной?
- Какова структура активов?
- Какова структура финансирования?
- Насколько эффективно используются активы фирмы?
- Отчет о прибылях и убытках
- Модели отчета о прибылях и убытках
- Анализ отчета о прибылях и убытках
- Оценка тенденций и сравнительный анализ
- Особенности бухгалтерского учета в России.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература:
- Глава. 12 Финансы предприятий Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление финансами
- Цели управления финансами
- Процесс управления финансами
- Источники средств и их использование
- Стоимость капитала
- Процентные ставки
- Риски и преимущества источников финансирования
- Внутреннее либо внешнее финансирование.
- Краткосрочное либо долгосрочное финансирование.
- Заемный либо акционерный капитал.
- Планирование капитальных вложений
- Краткосрочное финансирование
- Торговый (коммерческий) кредит
- Переводные векселя
- Долгосрочное финансирование
- Долгосрочные ссуды и лизинг
- Облигации
- Процентные ставки по облигациям
- Выплата долга
- Акционерный капитал
- Дивиденды по обыкновенным акциям.
- Дробление акций.
- Новые эмиссии и вторичный рынок
- Внутреннее финансовое планирование и управление финансами
- Управление наличностью и рыночными ценными бумагами
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- Управление товарно-материальными запасами
- .Вопросы для повторения
- Дополнительная литература