logo
Учебник ч

Функции управления человеческими ресурсами

Каким образом менеджеры могут обеспечить хорошие человеческие отношения? Исключительно важное значение имеют здесь три функции - слагаемых управления человеческими ресурсами: руководство, общение и мотивация.

Руководство — это способность побуждать людей к действиям, направленным на достижение цели. Тип руководства определяется требованиями текущего момента, нуждами и личными особенностями лидера и культурой организации. Менеджер, который заражает всех своим энтузиазмом и трудится наравне со своими подчиненными, скорее добьется успеха, нежели босс, который демонстрирует свою власть и не останавливается перед выбором средств, чтобы заставить коллектив работать. Менеджеры должны научиться различать власть, то есть способность заставить кого-либо сделать что-то, и руководство, то есть способность побудить кого-либо сделать что-то. Настоящий лидер — тот, кто помогает людям обнаружить их потенциальные возможности, — обычно скорее добивается повышения производительности труда и прибыльности фирмы.

Второй составляющей эффективного управления человеческими ресурсами в организации является общение. Разговаривая и слушая друг друга, читая и переписываясь, менеджеры и служащие нижнего звена не только делятся важной информацией, связанной с их работой, но также строят межличностные связи и схемы взаимодействия. Эффективное деловое общение обязано быть четким и свободным от коварства и амбиций. В то же время оно подразумевает вежливость и взаимное уважение, которые помогают коммуникационным связям оставаться открытыми и эффективными.

В одном исследовании говорится, что 90% людей, которые довольны общением между ними и их начальством, вполне удовлетворены своей работой.

Третий фактор, участвующий в эффективного управления человеческими ресурсами, это мотивация, цель которой заключается в повышении производительности труда работников. Мотивацию иногда определяют как способ заставить людей сделать то, что вы хотите. Но это определение далеко не достаточное. Страх перед начальством или боязнь потерять работу тоже могут служить для людей побудительным мотивом, но такие средства гораздо менее эффективны, чем усиление у служащих чувства самостоятельности и способности к творчеству.

Представьте себе менеджера, который побуждает работников к деятельности, наказывая их за малейшее отступление от правил, принятых в компании. А теперь подумайте об управляющем, который умеет вызывать у людей чувство гордости за хорошо сделанную работу. В каком случае человеческие отношения более благоприятны? И в каком случае качество работы будет выше? Мотивационные средства, которые активизируют, направляют и поддерживают самостоятельное поведение работника, позволяют "повысить" его отдачу значительно выше того уровня, какой может быть достигнут с помощью требований и нажима. Короче говоря, умелый руководитель считается с индивидуальными потребностями работников и умеет убеждать их в том, что эти потребности могут быть удовлет- , ворены в рамках данной организации.

С мотивацией тесно связано такое понятие, как моральный дух, в котором проявляется отношение человека к работе и организации. То, как человек ощущает себя на рабочем месте, влияет на его моральное состояние. Прежде менеджеры думали, что производительность труда определяется объективными условиями работы, такими, как подходящие ресурсы, компетентные служащие, эффективные организационные структуры, четкие цели. Сегодня управляющие осознают, что субъективные условия — справедливость, определенность, признание заслуг, обратная связь, вовлеченность в коллективный процесс — тоже существенно влия­ют на результативность деятельности организации. Вот несколько примеров таких благоприятных условий.

Работник, который находится в хорошем моральном состоянии, чаще всего бодро настроен, лоялен и проявляет энтузиазм. Показателями морального климата в отделе или организации в целом могут служить те же самые признаки. Менеджер, стремящийся улучшить моральный климат, старается найти способы побудить людей работать с энтузиазмом и максимальной отдачей. Для того чтобы разобраться в содержании процесса мотивации, полезно познакомиться с теорией мотивации и современными проблемами в этой области, которые возникают под воз­действием изменений в составе рабочей силы.