logo
Учебник ч

Связи с общественностью

Связи с общественностью (сокращенно PR - от английского термина Public Relations) - это элемент маркетинговых коммуникаций, призванный оказать влияние на мнения потребителей, потенциальных клиентов, акционеров, поставщиков, сотрудников и других заинтересованных групп о компании и ее товарах или услугах. Отдел PR может использовать множество различных инструментов - таких, как мероприятия событийного характера, лоббирование, годовые отчеты, создание имиджа, - хотя наиболее важную роль играет, как правило, паблисити.

Паблисити - неличная, косвенно оплачиваемая форма представления организации, товара или услуги. Паблисити может иметь форму газетного очерка, редакционной статьи или пресс-конференции с представителями компании. Отличием паблисити от рекламы и личных продаж является параметр, который называется «косвенная оплата». При использовании паблисити компания не платит за публикацию сообщения в средствах массовой информации (на телевидении или радио), а пытается добиться от СМИ размещения благожелательной информации о компании. В этом смысле компания производит косвенную оплату паблисити через оплату работы персонала PR и затрат на проведение PR-акций.

Преимуществом паблисити является его достоверность. Когда вы читаете в печати рассказ о продукте компании (например, очерк о работе ресторана), вы склонны верить такой статье больше, чем прямой рекламе.

Иностранцы, живущие в Москве или приезжающие сюда работать, доверяют обзорам ресторанов, клубов и дискотек, публикуемых в газетах Moscow Times и The Russian Journal, которые продаются в киосках печати, а также распространяются бесплатно в крупных супермаркетах и офисах международных компаний. В популярной телевизионной программе «Записки натуралиста» информация о туристических агентствах и кредитных карточках вплетена в общий сюжет повествования и выглядит как мнение ведущего.

Отрицательные стороны паблисити связаны с тем, что фирмы, решившие использовать данную форму представления, не в состоянии контролировать ход кампании. Фирма, к примеру, может пригласить репортеров на презентацию своих новых спортивных тренажеров в надежде на то, что в вечерних новостях появится благожелательный отзыв об этом оборудовании. Но поскольку фирма не платит за рекламное время, то нет и гарантии, что в эфире появится хоть какое-то сообщение или что это сообщение будет передано именно в то время, когда целевая аудитория потребителей данного товара смотрит телевизор. Но даже если сообщение прозвучало в выпуске новостей, повторять его больше не будут. Таким образом, проводя паблисити, фирма имеет незначительный контроль над тем, что говорится, кому и когда. Как следствие - паблисити лишь в редких случаях является главным компонентом кампании продвижения.