logo
Учебник ч

Что такое маркетинг? Сфера маркетинговой деятельности

Безусловно, западные предприниматели лучше, чем отечественные бизнесмены представляют себе значение и роль маркетинга. С проблемами, которые решает данная функция бизнеса, мы сталкиваемся постоянно. Кто-то постоянно пытается продать вам свои товары, по радио и телевидению мы беспрестанно слышим рекламу. В магазинах постоянно объявляются распродажи, скидки, проводятся конкурсы и т.д. Сейчас уже ни кого в России не удивишь супермаркетами, торговыми ярмарками и т.д. Поэтому многие отождествляют маркетинг с рекламой или продажей товаров, на самом деле сфера действия маркетинга гораздо шире.

По определению АМА, "маркетинг — это процесс, планирования и осуществления разработки и установления цены, продвижения и распределения идей, товаров и услуг для создания ситуация обмена, которые удовлетворяют людей и организации"34

В соответствии с этим определением, маркетинг включает в себя широкий круг видов деятельности. В большинстве крупных организаций есть свой отдел маркетинга, где работает много специалистов Они проводят исследования, чтобы определить, какие товары потребитель хочет купить, разрабатывают новые товары или услуги. Маркетинговые отделы часто принимают решения о ценах на товары фирмы. Вопросы транспортировки, хранения и распределения товаров также находятся в ведении этой службы. И, наконец, отдел маркетинга отвечает за рекламу, продвижение товаров и личную продажу. Маркетинг вносит свой вклад абсолютно во все решения, имеющие отношение к характеристикам товара, его цене, объему производства, срокам появления товара на рынке, объему продаж и обслуживанию клиентов.

Хотя обычно мы связываем маркетинг с прибыльной продажей товаров в вещественной форме, определение АМА применимо также к услугам и идеям. Общественные деятели, религиозные лидеры, политики, университеты и различные благотворительные организации опираются на принципы маркетинга, чтобы "продать" себя и свои услуги. Поэтому в этом учебнике термин "товар" используется применительно одновременно и к товарам, и к услугам.