Глава. 12 Финансы предприятий Прочитав эту главу, Вы сможете:
Объяснить содержание и цели управления финансами
Ответить зачем нужен финансовый план
Сформулировать принцип соответствия
Объяснить основные преимущества заемного капитала перед акционерным
Определить сколько денег нужно для создания нового предприятия
Назвать источники и принципы отбора краткосрочных источников финансирования фирмы
Показать основные источники долгосрочного финансирования фирмы
Описать ведущий принцип управления наличностью
Указать цель финансового менеджера при управлении дебиторской и кредиторской задолженностью.
Кейс
Сколько стоит бремя долгов
Будучи когда-то ведущим строителем семейных коттеджей на Юго-западе, компания "Эмералд Хоумз" оказалась на грани банкротства и, возможно, вскоре могла быть полностью вытеснена из бизнеса. Даже после продажи своих подразделений в Калифорнии и Техасе для получения капитала, в котором она остро нуждалась, компания имела весьма мрачные перспективы. Заняв пост президента и исполнительного директора расположенной в Аризоне строительной фирмы, Льюис Дж. Райт столкнулся с кризисом, какого никогда раньше не видел. И именно Райту предстояло спасти гибнущую компанию, внедрив эффективную систему управления финансами, а проще говоря, найти деньги, чтобы "Эмералд" могла удержаться в бизнесе.
Каждая компания обеспечивает свое финансирование из заемного или собственного капитала, то есть беря ссуды у банков, финансовых компаний и вкладчиков, продавая право владения вкладчикам путем выпуска акций компании или используя некую комбинацию обоих вариантов. Как и большинство домостроителей, "Эмералд" полагалась в основном на строительные ссуды, то есть заемные средства. Потом, когда рынок недвижимости рухнул, компания оказалась не в состоянии продать достаточное количество домов, чтобы окупить текущие расходы и выплатить основную сумму долга и проценты по нему, которые в совокупности составили 50 млн. дол.
Строительная компания задолжала 32 млн. дол. четырем ссудосберегательным ассоциациям. В период поглощения ссудных институтов эти ассоциации были выкуплены "Резолюшн Траст Корпорейшн" (государственным агентством, проводившим "чистку" в отрасли), которая быстренько наложила арест на четыре подразделения "Эмералд". Оставшиеся 18 млн. дол. "Эмералд" была должна четырем коммерческим банкам. Хотя они, похоже, не собирались принимать столь же решительные меры, как "Резолюшн Траст", Райт предвидел возможность, что компания лишится источников кредита. И, конечно же, помимо выплаты ссуд и сохранения действующей пока кредитной линии, Райту необходимо было найти дополнительные источники финансирования, чтобы продолжать строить дома. Перед Райтом стояла тройная задача: вернуть долг "Резолюшн Траст Корпорейшн", чтобы избежать банкротства, сохранить кредит в коммерческих банках и найти дополнительные источники финансирования, чтобы компания могла продолжать действовать.
Чтобы уладить дела с "Резолюшн Траст Корпорейшн", компании нужно было найти организацию или частное лицо, которые согласились бы выплатить за нее 32 млн. дол. долга. Конечно, за помощь в выходе из затруднительного положения вкладчик получит большую долю "Эмералд", и такой крупный держатель акций, несомненно, будет оказывать сильное долгосрочное влияние на дальнейшую деятельность компании. Но это, по крайней мере, позволило бы ей остаться в бизнесе; точнее, "Эмералд" могла бы остаться в бизнесе, если бы Райту удалось сохранить кредит у коммерческих банков и найти новые источники строительных ссуд.
Источниками финансирования "Эмералд" традиционно служили банки и сберегательные институты, но эти организации были сейчас практически бесполезны для строительной компании. После десятилетия почти бесконтрольного кредитования ссуд под недвижимость федеральные власти наложили жесткие ограничения на выдачу таких ссуд коммерческим предприятиям. Что еще более затрудняло компании сохранение действующей кредитной линии и получение новых ссуд — это отрицательный баланс денежной наличности: ежемесячно отток денег превышал их поступление. Эта ситуация отнюдь не помогала Райту вести переговоры с банкирами и другими возможными источниками финансирования. Основная доля прибылей "Эмералд" уходила на выплату процентов по старым банковским ссудам. Оставшуюся часть своих доходов компания использовала на оплату текущих издержек — в первую очередь заработной платы и торговых издержек, которые составляют основную долю расходов домостроителей.
Как мог бы Райт снизить издержки и увеличить доходы, чтобы улучшить положение с денежной наличностью? Где ему найти новые источники финансирования на таком "тесном" кредитном рынке? И как ему найти деньги, чтобы заплатить "Резолюшн Траст Корпорейшн"?77
- Менеджмент как основа процедурного бизнеса.
- Функции менеджмента.
- Функция планирования
- Цели и планы
- Организация
- Иерархия управления.
- Горизонтальные различия в деятельности менеджеров.
- Лидерство
- Менеджеры и лидеры.
- Стили руководства.
- Подходы к управлению.
- Контроль
- Основные подходы к разработке контроля.
- Важность контроля
- Методы контроля
- Проблема эффективности контроля. Самомониторинг против жесткого контроля.
- Мастерство менеджера
- Концептуальные навыки
- Человеческие навыки
- Технические навыки
- Основные характеристики и управленческие роли менеджеров.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 5: Менеджмент организаций. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Процесс организации и его цели
- Организация
- Формирование вертикальной структуры Специализация в выполнении рабочих заданий
- Департаментализация
- Командная цепочка
- Властные полномочия, ответственность и делегирование
- Делегирование полномочий
- Централизация и децентрализация.
- Типы организационных структур.
- Линейная структура
- Функциональная структура (линейно-функциональная структура).
- Дивизиональная структура. (от дивизион - подразделение)
- Матричная структура.
- Командная структура
- Сетевая структура
- Горизонтальная структура
- Информационные системы
- Команды и проблемные группы
- Менеджеры интерграторы
- Неформальная организационная структура
- Распространение слухов.
- Система внутрифирменных отношений
- Расширение личных связей
- Наставничество
- Корпоративная культура.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 6: Управление производством Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Организация процесса производства
- Производство и производственная система Производство
- Производственные операции и оказание услуг
- Производственная система
- Типы производственных процессов
- Технология
- Прогресс в средствах производства
- Типы труда
- Выбор типа производственного процесса.
- Этапы развития современной индустриальной системы производства и ее основные типы.
- Управление производством.
- Планирование процесса производства
- Планирование объема производства.
- Планирование размещение производственных мощностей
- Планирование производственного процесса.
- Общее планирование
- Организация управления запасами.
- Управление качеством.
- Основные подходы к контролю качества.
- Управление тотальным качеством
- Кружки качества.
- Паутина
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности фирмы.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 7. Управление человеческими ресурсами Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление человеческими ресурсами
- Функции управления человеческими ресурсами
- Модели поведения наемного работника
- Классическая теория мотивации.
- Исследования Хоторна
- Иерархия потребностей Маслоу
- Теория мотиваторов и гигиенических факторов
- Теория х и теория y
- Теория z
- Проблемы 90-х годов в сфере мотивации работников
- Особенности управления человеческими ресурсами в Российских компаниях.
- Основные направления управления человеческими ресурсами
- Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Поиск и отбор новых работников
- Процедура найма и юридические нормы
- Формирование и развитие рабочей силы. Обучение и повышение квалификации
- Методы обучения
- Оценка деятельности работника
- Вознаграждение работника и его виды
- Заработная плата ее виды и компоненты.
- Изменение в статусе работника
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава 8: Основы маркетинга Цели изучения Изучив эту главу, вы сможете:
- Что такое маркетинг? Сфера маркетинговой деятельности
- Сфера деятельности маркетинга.
- Потребности и запросы
- Обмен и сделки
- Четыре типа полезности
- Эволюция маркетинга
- Эпоха производства
- Эпоха сбыта
- Эра концепции маркетинга
- Конкурентный маркетинг
- Особенности маркетинга в России
- Управление и планирование в области маркетинга
- Типы рынка
- Совокупность элементов маркетинга
- Планирование маркетинга
- Анализ внешней среды
- Определение целей
- Оценка внутренних ресурсов
- Выработка стратегии
- Роль маркетинговых исследований
- Поведение покупателей
- Поведение индивидуальных покупателей
- Процесс принятия решения о покупке
- Факторы, влияющие на поведение покупателя
- Поведение институциональных покупателей.
- Различия в товарах и способах их приобретения
- Различия в характере отношений между покупателем и продавцом
- Сегментирование рынка
- Основные принципы сегментирования
- Демографическое сегментирование
- Географическое сегментирование
- Поведенческое сегментирование
- Психографическое сегментирование
- Виды целевого маркетинга
- Недифференцированный маркетинг
- Концентрированный маркетинг.
- Дифференцированный маркетинг
- Потребительский маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 9 Товар и цена. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Товар как основа маркетинговой деятельности
- Товарная линия и товарная номенклатура
- Классификация товаров
- Степень материальной осязаемости
- Тип пользователя
- Классификация потребительских товаров
- Товары повседневного спроса
- Классификация товаров промышленного назначения
- Товары производственного назначения
- Вспомогательные товары
- Новые товары.
- Причины неудач новых товаров.
- Процесс управления товаром Жизненный цикл товара
- Этап внедрения
- Этап роста
- Этап зрелости
- Этап спада
- Торговая марка
- Поддельные марки и поддельные продукты
- Эффективное марочной название
- Упаковка
- Цена Что такое цена и какую роль она играет в маркетинге?
- Функции цены.
- Основные ограничения ценообразования.
- Основные методы ценообразования Уравнение расчета цены.
- Этапы и методы установления прейскурантной цены
- Методы ценообразования с ориентацией на спрос
- Методы ценообразования с ориентацией на издержки
- Ценообразование с ориентацией на конкурентов
- Ценообразование с ориентацией на прибыль
- Установление окончательной цены
- Корректировки цен по географическому принципу.
- Юридически и правовые аспекты ценообразования.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 10 Реклама и продвижение товаров Прочитав эту главу вы сможете:
- Кейс Может ли повредить успешное продвижение?
- Совокупность средств продвижения
- Продвижение
- Цели продвижения
- Правовые и этические проблемы продвижения.
- Элементы комплекса продвижения
- Реклама
- Виды рекламы
- Товарная реклама
- Корпоративная реклама
- Разработка рекламной программы
- Основные элементы рекламного сообщения
- Медиапланирование
- Альтернативные средства распространения рекламы
- Личная продажа
- Роль личной продажи в маркетинге
- Многообразие форм личной продажи
- Связи с общественностью
- Стимулирование сбыта
- Стимулирование сбыта, ориентированное на потребителей
- Стимулирование сбыта, ориентированное на торговых посредников
- Прямой маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 11: Основы бухгалтерского учета Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Природа бухгалтерского учета
- Функциональные сферы бухгалтерского учета
- Финансовая отчетность
- Управленческий учет
- Типы бухгалтеров
- Внешние бухгалтеры
- Штатные бухгалтеры
- Достоверность бухгалтерской информации
- Основные принципы бухгалтерского учета
- Бухгалтерская сбалансированность
- Система двойной записи
- Основные формы финансовой отчетности фирмы
- Бухгалтерский баланс.
- Пассивы
- Анализ балансового отчета
- Какова учетная стоимость фирмы и как она изменяется?
- Является ли фирма платежеспособной?
- Какова структура активов?
- Какова структура финансирования?
- Насколько эффективно используются активы фирмы?
- Отчет о прибылях и убытках
- Модели отчета о прибылях и убытках
- Анализ отчета о прибылях и убытках
- Оценка тенденций и сравнительный анализ
- Особенности бухгалтерского учета в России.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература:
- Глава. 12 Финансы предприятий Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление финансами
- Цели управления финансами
- Процесс управления финансами
- Источники средств и их использование
- Стоимость капитала
- Процентные ставки
- Риски и преимущества источников финансирования
- Внутреннее либо внешнее финансирование.
- Краткосрочное либо долгосрочное финансирование.
- Заемный либо акционерный капитал.
- Планирование капитальных вложений
- Краткосрочное финансирование
- Торговый (коммерческий) кредит
- Переводные векселя
- Долгосрочное финансирование
- Долгосрочные ссуды и лизинг
- Облигации
- Процентные ставки по облигациям
- Выплата долга
- Акционерный капитал
- Дивиденды по обыкновенным акциям.
- Дробление акций.
- Новые эмиссии и вторичный рынок
- Внутреннее финансовое планирование и управление финансами
- Управление наличностью и рыночными ценными бумагами
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- Управление товарно-материальными запасами
- .Вопросы для повторения
- Дополнительная литература