Заработная плата ее виды и компоненты.
К наиболее типичным вознаграждениям, используемым в организациях относят:
Основную заработную плату
Надбавки к зарплате
Поощрительные платежи
Льготы и услуги.
Заработная плата и жалование
В зависимости от характера рабочего места и задания основная заработная плата может выступать либо в форме жалования либо в форме зарплаты.
Многие производственные рабочие ("синие воротнички") и часть инженерно-технических работников ("белые воротнички") получают основную часть заработной платы в форме заработной платы, размер которой определяется на основе учета количества проработанных работником часов или количества единиц произведенной им продукции. Иногда вознаграждение базируется на комбинации рабочего времени и производительности. Заработная плата образует непосредственный стимул к труду работника: чем больше часов он работает или чем больше единиц продукции он производит, тем выше его заработная плата.
Работники, результаты труда которых непосредственно не связаны с количеством затраченных ими рабочих часов или с количеством единиц произведенной продукции, получают вознаграждение в форме жалованья. Жалованье, как и заработная плата, представляет собой вознаграждение за затраченное рабочее время, но единицей рабочего времени здесь служат неделя, две недели, месяц или год. Работники на жалованье, такие, как менеджеры или специалисты в различных областях, обычно не получают плату за сверхурочное время, которое иногда требуется посвятить работе; сверхурочная работа просто составляет часть их обязанностей. Однако у них есть возможность на какое-то время отлучаться в течение рабочего дня.
Чтобы стимулировать повышение эффективности труда исполнительных директоров, менеджеров, уполномоченных по сбыту и других категорий работников, компании часто вводят для них денежные поощрения, связанные с достижением определенного уровня эффективности или прибыльности. Иными словами, база для оплаты труда определяется не просто деятельностью как таковой, а ее результатами.
Как правило и жалование и заработная плата составляют оклад к которому в компании могут делаться разнообразные надбавки.
Премии и комиссионные
И для работников, получающих жалованье, и для работников, получающих заработную плату, одной из разновидностей поощрительного вознаграждения является премия — выплата сверх регулярной заработной платы или установленного жалованья. Некоторые фирмы выплачивают ежегодные премии к Рождеству (составляющие определенный процент от заработка каждого работника) в качестве поощрения за ускорение оборота товарных запасов в течение года. Другие премии связаны с достижением определенных целей компании. Хотя, как правило, они предназначаются для высшего руководства и менеджеров среднего звена, их все чаще стали выплачивать также служащим, занимающим более низкое положение.
Комиссионные — это выплаты, базирующиеся на объеме продаж фирмы. Они используются главным образом для оплаты сбытового персонала и могут служить либо единственной формой его вознаграждения, либо материальным поощрением сверх регулярного жалованья.
Участие в прибылях и в достижении целей.
Работников могут вознаграждать за долгую службу в компании или поощрять за более производительный труд посредством программы участия в прибылях, то есть системы, которая обеспечивает им долю в прибылях фирмы. В разных компаниях эта доля выплачивается либо поквартально, либо раз в полгода, либо в конце года. Иногда выплата этой доли откладывается до выхода работника на пенсию, или до потери им трудоспособности. или до его увольнения по собственному желанию — при условии, что работник проработал в данной фирме предусмотренный этой системой минимальный срок. Суммы денег, выплата которых, таким образом, откладывается, компания накапливает и зачисляет на счета работников, пока они не пожелают получить свою долю прибылей.
Участие в достижении целей — система, аналогичная участию в прибылях, но с одним существенным различием. Вознаграждение работников здесь связано не с общим размером прибыли, а со снижением издержек производства в результате достижения определенных показателей по качеству продукции, соблюдению техники безопасности и обслуживанию клиентов.
Например, в компании "Эй-Ти энд Ти Юниверсал Кард Сервисез" поощрительные выплаты определяются скоростью и точностью обработки кредитных карт и выполнения других операций'. Успех таких программ часто зависит от того, насколько тесно связаны поощрения с конкретной деятельностью служащего на том участке работы, за который он несет ответственность.
Оплата квалификации
Некоторые компании пробовали применить другую систему вознаграждений — оплату квалификации, которая зависит от знаний и способностей работников, а не от выполняемых ими функций.
"Алкоа", "Полароид", "ТРУ", "Крайслер" и "Вестингауз" — вот лишь несколько компаний, которые внедрили у себя такую систему оплаты труда.
При этой системе обычно первоначальный уровень заработной платы работника устанавливается в соответствии с его квалификацией в момент найма; когда же он приобретает новые навыки, зарплата повышается. Сторонники оплаты квалификации утверждают, что эта система позволит уменьшить потребность в сотрудниках аппарата, расширить сферу деятельности команд, усилить гибкость (поскольку один и тот же человек способен выполнять разные функции) и снизить общие затраты на рабочую силу". Кроме того, подобные программы служат стимулом для работников, "топчущихся на одном месте", у которых почти нет перспектив для продвижения. Противники этой системы сомневаются в том, что она поможет сократить затраты на рабочую силу; кроме того, они считают, что такие программы затрудняют управление компанией.
Дополнительные выплаты и услуги работникам
Компании регулярно производят дополнительные выплаты своим работникам, то есть оказывают им финансовую поддержку сверх заработной платы, жалованья и поощрительных доплат. Помимо этого управляющие часто получают особые виды дополнительных поощрений, называемые льготами, к которым относятся такие приятные вещи, как предоставление служебных автомобилей и членство в клубах. Компании также осуществляют программы медицинского обслуживания и обеспечения безопасных условий труда для всех работников — программы, которые порой обходятся весьма дорого.
Программы участия работников в собственности компаний
Другой вид дополнительных выплат, породивший серьезные споры, — это программа участия работников в акционерной собственности. Согласно такой программе, компания записывает определенное количество своих акций на имя всех или части работников и помещает их в особый трастовый фонд, причем на каждого работника приходится определенная доля в этом фонде. Когда у компании дела идут хорошо, такая программа участия в собственности может приносить работнику существенный доход. Преимущество программы заключается еще и в том, что она ничего не стоит работнику и почти ничего не стоит фирме, поскольку ее финансирование не подлежит федеральному налогообложению.
В одних компаниях эта программа действует весьма успешно, в других — не столь успешно.
В химической фирме "У. Л. Гор энд Ассошиэйтс" в Ньюарке (штат Делавэр), в которой принята такая программа, акциями компании владеют 5 тыс. работников (называемых ассоциированными компаньонами или партнерами). Оборот фирмы возрастает на 25% в год, и ее работники-партнеры чувствуют себя членами управленческой команды
Противоположным примером действия рассматриваемой программы может служить текстильная компания "Дан Ривер Инк." в Данвилле (штат Вирджиния). Здесь около 8 тыс. работников владеют 70% акций, но управление компанией сосредоточено в руках ее менеджеров и внешних инвесторов, владеющих лишь 30% акций. В этой фирме программа была создана с целью получения налоговых льгот, а непосредственное участие работников в управлении делами компании не предусмотрено. Большинство людей в компании понимает, что ничем они не владеют. Они просто расплачиваются за то, чтобы эти большие начальники могли владеть всей компанией.
Дополнительные пособия "по выбору"
До недавнего времени большинство дополнительных выплат образовывали общий комплекс, характерный для определенной должности или работы. С момента приема на работу сотрудник начинал получать все предусмотренные данной компанией выплаты — будь то страховые взносы, оплата праздничных дней, отчисления в пенсионный фонд и др. Однако теперь применяется новшество, позволяющее работнику получать причитающиеся ему выплаты — в пределах определенной суммы — для использования по своему усмотрению на удовлетворение каких-то индивидуальных потребностей.
Например, молодой рабочий, который обзавелся семьей, может пожелать вместо отчислений в пенсионный фонд получать дополнительные средства на страхование жизни или здоровья. Одинокий рабочий может предпочесть вместо страхования жизни отчисления в пенсионный фонд с отсрочкой их налогообложения. Другой работник может "купить" одну или две недели дополнительного отпуска, отказавшись от какого-то иного вида дополнительных выплат.
Гибкий принцип дополнительных выплат "по выбору" применяется примерно в 25% крупных компаний, и он явно становится все более популярным, особенно в малом бизнесе.
К фирмам, способным извлечь наибольшую пользу из применения этого принципа, следует отнести компании, переживающие быстрый рост, или имеющие в своем распоряжении недостаточно квалифицированных рабочих, или принадлежащие к отрасли, где существует острая конкуренция при найме рабочей силы, или компании, в которых уже действует система щедрых дополнительных выплат или в которых структура рабочей силы весьма диверсифицирована'.
Изменения в статусе работника
Иногда, несмотря на самое строгое планирование, на энергичные меры по привлечению, отбору и обучению рабочей силы, человек покидает работу, на которую его наняли. Он может счесть, что эта работа его не удовлетворяет, или узнать, что открылась возможность получить более выгодную работу. Случается, что сама компания проявляет инициативу в такой перемене, либо переводя его на другую работу, либо увольняя. На рисунке 10.4 показаны пять причин, по которым люди покидают работу. Но какова бы ни была причина, потеря работника обычно означает для фирмы дополнительные хлопоты и расходы, связанные с подысканием ему замены либо извне, либо внутри компании.
- Менеджмент как основа процедурного бизнеса.
- Функции менеджмента.
- Функция планирования
- Цели и планы
- Организация
- Иерархия управления.
- Горизонтальные различия в деятельности менеджеров.
- Лидерство
- Менеджеры и лидеры.
- Стили руководства.
- Подходы к управлению.
- Контроль
- Основные подходы к разработке контроля.
- Важность контроля
- Методы контроля
- Проблема эффективности контроля. Самомониторинг против жесткого контроля.
- Мастерство менеджера
- Концептуальные навыки
- Человеческие навыки
- Технические навыки
- Основные характеристики и управленческие роли менеджеров.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 5: Менеджмент организаций. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Процесс организации и его цели
- Организация
- Формирование вертикальной структуры Специализация в выполнении рабочих заданий
- Департаментализация
- Командная цепочка
- Властные полномочия, ответственность и делегирование
- Делегирование полномочий
- Централизация и децентрализация.
- Типы организационных структур.
- Линейная структура
- Функциональная структура (линейно-функциональная структура).
- Дивизиональная структура. (от дивизион - подразделение)
- Матричная структура.
- Командная структура
- Сетевая структура
- Горизонтальная структура
- Информационные системы
- Команды и проблемные группы
- Менеджеры интерграторы
- Неформальная организационная структура
- Распространение слухов.
- Система внутрифирменных отношений
- Расширение личных связей
- Наставничество
- Корпоративная культура.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 6: Управление производством Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Организация процесса производства
- Производство и производственная система Производство
- Производственные операции и оказание услуг
- Производственная система
- Типы производственных процессов
- Технология
- Прогресс в средствах производства
- Типы труда
- Выбор типа производственного процесса.
- Этапы развития современной индустриальной системы производства и ее основные типы.
- Управление производством.
- Планирование процесса производства
- Планирование объема производства.
- Планирование размещение производственных мощностей
- Планирование производственного процесса.
- Общее планирование
- Организация управления запасами.
- Управление качеством.
- Основные подходы к контролю качества.
- Управление тотальным качеством
- Кружки качества.
- Паутина
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности фирмы.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 7. Управление человеческими ресурсами Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление человеческими ресурсами
- Функции управления человеческими ресурсами
- Модели поведения наемного работника
- Классическая теория мотивации.
- Исследования Хоторна
- Иерархия потребностей Маслоу
- Теория мотиваторов и гигиенических факторов
- Теория х и теория y
- Теория z
- Проблемы 90-х годов в сфере мотивации работников
- Особенности управления человеческими ресурсами в Российских компаниях.
- Основные направления управления человеческими ресурсами
- Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Поиск и отбор новых работников
- Процедура найма и юридические нормы
- Формирование и развитие рабочей силы. Обучение и повышение квалификации
- Методы обучения
- Оценка деятельности работника
- Вознаграждение работника и его виды
- Заработная плата ее виды и компоненты.
- Изменение в статусе работника
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава 8: Основы маркетинга Цели изучения Изучив эту главу, вы сможете:
- Что такое маркетинг? Сфера маркетинговой деятельности
- Сфера деятельности маркетинга.
- Потребности и запросы
- Обмен и сделки
- Четыре типа полезности
- Эволюция маркетинга
- Эпоха производства
- Эпоха сбыта
- Эра концепции маркетинга
- Конкурентный маркетинг
- Особенности маркетинга в России
- Управление и планирование в области маркетинга
- Типы рынка
- Совокупность элементов маркетинга
- Планирование маркетинга
- Анализ внешней среды
- Определение целей
- Оценка внутренних ресурсов
- Выработка стратегии
- Роль маркетинговых исследований
- Поведение покупателей
- Поведение индивидуальных покупателей
- Процесс принятия решения о покупке
- Факторы, влияющие на поведение покупателя
- Поведение институциональных покупателей.
- Различия в товарах и способах их приобретения
- Различия в характере отношений между покупателем и продавцом
- Сегментирование рынка
- Основные принципы сегментирования
- Демографическое сегментирование
- Географическое сегментирование
- Поведенческое сегментирование
- Психографическое сегментирование
- Виды целевого маркетинга
- Недифференцированный маркетинг
- Концентрированный маркетинг.
- Дифференцированный маркетинг
- Потребительский маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 9 Товар и цена. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Товар как основа маркетинговой деятельности
- Товарная линия и товарная номенклатура
- Классификация товаров
- Степень материальной осязаемости
- Тип пользователя
- Классификация потребительских товаров
- Товары повседневного спроса
- Классификация товаров промышленного назначения
- Товары производственного назначения
- Вспомогательные товары
- Новые товары.
- Причины неудач новых товаров.
- Процесс управления товаром Жизненный цикл товара
- Этап внедрения
- Этап роста
- Этап зрелости
- Этап спада
- Торговая марка
- Поддельные марки и поддельные продукты
- Эффективное марочной название
- Упаковка
- Цена Что такое цена и какую роль она играет в маркетинге?
- Функции цены.
- Основные ограничения ценообразования.
- Основные методы ценообразования Уравнение расчета цены.
- Этапы и методы установления прейскурантной цены
- Методы ценообразования с ориентацией на спрос
- Методы ценообразования с ориентацией на издержки
- Ценообразование с ориентацией на конкурентов
- Ценообразование с ориентацией на прибыль
- Установление окончательной цены
- Корректировки цен по географическому принципу.
- Юридически и правовые аспекты ценообразования.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 10 Реклама и продвижение товаров Прочитав эту главу вы сможете:
- Кейс Может ли повредить успешное продвижение?
- Совокупность средств продвижения
- Продвижение
- Цели продвижения
- Правовые и этические проблемы продвижения.
- Элементы комплекса продвижения
- Реклама
- Виды рекламы
- Товарная реклама
- Корпоративная реклама
- Разработка рекламной программы
- Основные элементы рекламного сообщения
- Медиапланирование
- Альтернативные средства распространения рекламы
- Личная продажа
- Роль личной продажи в маркетинге
- Многообразие форм личной продажи
- Связи с общественностью
- Стимулирование сбыта
- Стимулирование сбыта, ориентированное на потребителей
- Стимулирование сбыта, ориентированное на торговых посредников
- Прямой маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 11: Основы бухгалтерского учета Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Природа бухгалтерского учета
- Функциональные сферы бухгалтерского учета
- Финансовая отчетность
- Управленческий учет
- Типы бухгалтеров
- Внешние бухгалтеры
- Штатные бухгалтеры
- Достоверность бухгалтерской информации
- Основные принципы бухгалтерского учета
- Бухгалтерская сбалансированность
- Система двойной записи
- Основные формы финансовой отчетности фирмы
- Бухгалтерский баланс.
- Пассивы
- Анализ балансового отчета
- Какова учетная стоимость фирмы и как она изменяется?
- Является ли фирма платежеспособной?
- Какова структура активов?
- Какова структура финансирования?
- Насколько эффективно используются активы фирмы?
- Отчет о прибылях и убытках
- Модели отчета о прибылях и убытках
- Анализ отчета о прибылях и убытках
- Оценка тенденций и сравнительный анализ
- Особенности бухгалтерского учета в России.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература:
- Глава. 12 Финансы предприятий Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление финансами
- Цели управления финансами
- Процесс управления финансами
- Источники средств и их использование
- Стоимость капитала
- Процентные ставки
- Риски и преимущества источников финансирования
- Внутреннее либо внешнее финансирование.
- Краткосрочное либо долгосрочное финансирование.
- Заемный либо акционерный капитал.
- Планирование капитальных вложений
- Краткосрочное финансирование
- Торговый (коммерческий) кредит
- Переводные векселя
- Долгосрочное финансирование
- Долгосрочные ссуды и лизинг
- Облигации
- Процентные ставки по облигациям
- Выплата долга
- Акционерный капитал
- Дивиденды по обыкновенным акциям.
- Дробление акций.
- Новые эмиссии и вторичный рынок
- Внутреннее финансовое планирование и управление финансами
- Управление наличностью и рыночными ценными бумагами
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- Управление товарно-материальными запасами
- .Вопросы для повторения
- Дополнительная литература