Юридически и правовые аспекты ценообразования.
Установление окончательной цены является, без сомнения, сложным процессом. Однако задача становится еще более трудной, когда в действие вступают юридические и нормативные документы по вопросам ценообразования. Сейчас более подробно разберем конкретные законы и правовые уложения, влияющие на решения по ценам.
В центре нашего внимания будут находиться правовые аспекты пяти нечестных приемов, используемых в практике ценообразования:
Фиксирование цен
Ценовая дискриминация
Мошенническое установление цен
Ценообразование по географическому принципу
Хищническое ценообразование.
Фиксирование цен
Практика сговора между фирмами об установлении цен определенного уровня называется фиксированием цен. Согласно Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», сходному с аналогичным законодательством других развитых стран мира, практика фиксирования цен является незаконной.
Выделяют два типа фиксирования цен.
Когда два или более двух конкурентов явно или скрыто договариваются об установлении цен, то такая практика называется горизонтальным фиксированием цен.
Например, чтобы снять с себя обвинения в незаконном установлении цен на билеты, нескольким авиакомпаниям США пришлось недавно возместить вызванные завышением цен чрезмерные расходы пассажиров на общую сумму $44 млн. и выплатить пассажирам еще $368,5 млн. в виде купонов на право получения скидок с тарифов68.
Вертикальное фиксирование цен имеет место в тех случаях, когда независимый покупатель и продавец (производитель и розничный торговец) заключают соглашение о контроле цен, согласно которому продавец не может продавать товар ниже определенной минимальной розничной цены.
Эта практика, получившая название «поддержание цен посредника», была объявлена в США незаконной в 1975 году согласно положениям Закона об установлении цен на потребительские товары. Тем не менее в 1995 году фирма Reebok International и ее дочерняя компания Rock-port Company были оштрафованы на $9,5 млн. за то, что пытались договориться с розничными торговцами о фиксировании цен на свою обувь69.
Впрочем, здесь важно иметь в виду, что «розничная цена, рекомендованная производителем», сама по себе не является незаконной. Проблема законности возникает лишь в тех случаях, когда производители навязывают эту практику, используя методы давления. Более того, сейчас в вопросах, связанных с ценообразованием, наметилось движение в сторону применения «принципа разумности». Согласно этому принципу, прежде чем выносить решение о законности той или иной практики ценообразования, необходимо рассмотреть все сопутствующие ей обстоятельства. Принцип разумности является полной противоположностью принципу per se, который утверждает, что определенная практика незаконна сама по себе.
Ценовая дискриминация
Закон РФ «О защите прав потребителей» запрещает ценовую дискриминацию, то есть практику взимания разных цен с разных покупателей за схожий по показателям сортности и качества товар. Однако не все случаи ценовой дискриминации являются незаконными; таковыми признаются лишь те, что ведут к существенному ослаблению конкуренции или к образованию монополий. Кроме того, узко сформулированное определение «товара» не включает в себя положения о дискриминации в сфере услуг.
Отметим, что вопрос о ценовой дискриминации достаточно неоднозначен. Например, действующий в США закон Робинсона-Патмана допускает установление различных цен для разных клиентов при следующих условиях:
Когда разные цены, взимаемые с разных клиентов, не превышают разницу в уровнях издержек производства, сбыта и доставки, обусловленную различающимися методами или разным количеством продаваемых или доставляемых покупателям товаров. Это условие называется защитой путем оправдания издержек.
Когда ценовые различия: являются результатом ответной реакции на изменение конъюнктуры рынка или продиктованы необходимостью не допустить устаревания сезонных товаров, обусловлены проведением распродажи в связи с закрытием предприятия.
Когда разные цены назначаются избранным покупателям в качестве ответной реакции на цены конкурентов и не ведут к подрыву конкуренции. Это условие называется защитой путем оправдания необходимости отражения конкуренции.
Закон Робинсона-Патмана затрагивает также зачеты и скидки, предоставляемые с целью содействия продвижению товара. По этому закону продавец должен предоставлять такие зачеты и скидки всем покупателям, участвующим в распределении его товаров, на пропорционально равной основе. В целом принцип разумности довольно часто применяется в ситуациях, связанных с практикой ценовой дискриминации и с практикой гибкого ценообразования.
Мошенническое установление цен
Заявленные цены, которые вводят покупателей в заблуждение, относятся к категории мошеннического установления цен.
Мошенническое установление цен в США отслеживается федеральной торговой комиссией (ФТК), которая выпустила свод правил «Руководящие указания по предотвращению мошеннического установления цен». Эти указания призваны помочь предпринимателям избежать обвинений в мошенничестве. К пяти наиболее распространенных приемов мошеннического установления цен относят:
Завлечение и переключение.
Это незаконная практика, при которой клиента заманивают в магазин при помощи рекламы товаров по необычно низким ценам (завлечение), а затем убеждают его купить более дорогостоящий продукт (переключение), используя разнообразные приемы (умаляют качество отрекламированного товара; утверждают, что его запасы закончились; отказываются принять заказ на данный товар).
Предложение товара по сниженной цене при условии покупки другого товара.
Признаками подобной практики являются предложения типа «продажа за один цент», «купите один экземпляр и получите второй бесплатно», «продажа двух товаров по цене одного». Такая практика ценообразования считается законной только в том случае, если первые товары продаются по обычной, а не по завышенной цене. Замена первого или второго товара менее качественным товаром считается мошеннической практикой.
Сравнение цен сопоставимых по своей ценностной значимости товаров.
Рекламные заявления типа «розничная цена - $100, а наша цена - $85» являются обманными, если рекламируемый товар не продается по цене $100 в достаточно большом количестве проверенных магазинов данного района.
Сравнения с рекомендованными ценами.
Утверждение, что данная цена ниже цены, рекомендованной производителем, или прейскурантной цены, может рассматриваться как вводящее в заблуждение, если в районе расположения данного розничного магазина продукция по этим ценам не продается или продается в незначительных количествах.
Сравнения с предыдущей ценой.
Продавец не имеет права заявлять, что цена снижена, если первоначальная более высокая цена не предлагалась потребителям на справедливой основе в течение достаточно длительного предшествующего периода. Установление намеренно высокой первоначальной цены с целью демонстрации выгодного соотношения между этой ценой и сниженной ценой является обманной практикой.
Однако здесь нужно иметь в виду, что невозможно принять и исполнять такое количество законов, которое бы гарантировало защиту потребителей от всех недобросовестных приемов. В связи с этим очень важно, чтобы те, кто принимает и реализует решения по ценам, руководствовались этическими нормами.
Ценообразование по географическому принципу
Установление цены ФОБ в месте происхождения товара и цены ФОБ с поглощением доставки являются законными методами ценообразования при условии отсутствия сговора об установлении цен. С точки зрения обычного антимонопольного законодательства, ценообразование на основе базисного пункта может рассматриваться как противоправное, если имеются неопровержимые свидетельства сговора об установлении цен. В целом методы ценообразования по географическому принципу свободны от юридических и регламентирующих ограничений - за исключением тех случаев, когда имеют место запрещенные по закону сговоры, направленные на ослабление конкуренции, а также запрещенная по закону ценовая дискриминация.
Демпинговое (хищническое) ценообразование
Демпинговое ценообразование представляет собой практику установления необычайно низкой цены на товар с целью вытеснения конкурентов из отрасли. Как только конкуренты устранены, фирма тут же повышает свои цены. Подобная практика запрещена законом. Доказательство факта существования этой практики является сложным и дорогостоящим делом, поскольку требуется показать, что обвиняемая в демпинге фирма недвусмысленно намеревалась ликвидировать конкурента и что «демпинговая цена» была ниже ее средних издержек.
- Менеджмент как основа процедурного бизнеса.
- Функции менеджмента.
- Функция планирования
- Цели и планы
- Организация
- Иерархия управления.
- Горизонтальные различия в деятельности менеджеров.
- Лидерство
- Менеджеры и лидеры.
- Стили руководства.
- Подходы к управлению.
- Контроль
- Основные подходы к разработке контроля.
- Важность контроля
- Методы контроля
- Проблема эффективности контроля. Самомониторинг против жесткого контроля.
- Мастерство менеджера
- Концептуальные навыки
- Человеческие навыки
- Технические навыки
- Основные характеристики и управленческие роли менеджеров.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 5: Менеджмент организаций. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Процесс организации и его цели
- Организация
- Формирование вертикальной структуры Специализация в выполнении рабочих заданий
- Департаментализация
- Командная цепочка
- Властные полномочия, ответственность и делегирование
- Делегирование полномочий
- Централизация и децентрализация.
- Типы организационных структур.
- Линейная структура
- Функциональная структура (линейно-функциональная структура).
- Дивизиональная структура. (от дивизион - подразделение)
- Матричная структура.
- Командная структура
- Сетевая структура
- Горизонтальная структура
- Информационные системы
- Команды и проблемные группы
- Менеджеры интерграторы
- Неформальная организационная структура
- Распространение слухов.
- Система внутрифирменных отношений
- Расширение личных связей
- Наставничество
- Корпоративная культура.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 6: Управление производством Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Организация процесса производства
- Производство и производственная система Производство
- Производственные операции и оказание услуг
- Производственная система
- Типы производственных процессов
- Технология
- Прогресс в средствах производства
- Типы труда
- Выбор типа производственного процесса.
- Этапы развития современной индустриальной системы производства и ее основные типы.
- Управление производством.
- Планирование процесса производства
- Планирование объема производства.
- Планирование размещение производственных мощностей
- Планирование производственного процесса.
- Общее планирование
- Организация управления запасами.
- Управление качеством.
- Основные подходы к контролю качества.
- Управление тотальным качеством
- Кружки качества.
- Паутина
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности фирмы.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 7. Управление человеческими ресурсами Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление человеческими ресурсами
- Функции управления человеческими ресурсами
- Модели поведения наемного работника
- Классическая теория мотивации.
- Исследования Хоторна
- Иерархия потребностей Маслоу
- Теория мотиваторов и гигиенических факторов
- Теория х и теория y
- Теория z
- Проблемы 90-х годов в сфере мотивации работников
- Особенности управления человеческими ресурсами в Российских компаниях.
- Основные направления управления человеческими ресурсами
- Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Поиск и отбор новых работников
- Процедура найма и юридические нормы
- Формирование и развитие рабочей силы. Обучение и повышение квалификации
- Методы обучения
- Оценка деятельности работника
- Вознаграждение работника и его виды
- Заработная плата ее виды и компоненты.
- Изменение в статусе работника
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава 8: Основы маркетинга Цели изучения Изучив эту главу, вы сможете:
- Что такое маркетинг? Сфера маркетинговой деятельности
- Сфера деятельности маркетинга.
- Потребности и запросы
- Обмен и сделки
- Четыре типа полезности
- Эволюция маркетинга
- Эпоха производства
- Эпоха сбыта
- Эра концепции маркетинга
- Конкурентный маркетинг
- Особенности маркетинга в России
- Управление и планирование в области маркетинга
- Типы рынка
- Совокупность элементов маркетинга
- Планирование маркетинга
- Анализ внешней среды
- Определение целей
- Оценка внутренних ресурсов
- Выработка стратегии
- Роль маркетинговых исследований
- Поведение покупателей
- Поведение индивидуальных покупателей
- Процесс принятия решения о покупке
- Факторы, влияющие на поведение покупателя
- Поведение институциональных покупателей.
- Различия в товарах и способах их приобретения
- Различия в характере отношений между покупателем и продавцом
- Сегментирование рынка
- Основные принципы сегментирования
- Демографическое сегментирование
- Географическое сегментирование
- Поведенческое сегментирование
- Психографическое сегментирование
- Виды целевого маркетинга
- Недифференцированный маркетинг
- Концентрированный маркетинг.
- Дифференцированный маркетинг
- Потребительский маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 9 Товар и цена. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Товар как основа маркетинговой деятельности
- Товарная линия и товарная номенклатура
- Классификация товаров
- Степень материальной осязаемости
- Тип пользователя
- Классификация потребительских товаров
- Товары повседневного спроса
- Классификация товаров промышленного назначения
- Товары производственного назначения
- Вспомогательные товары
- Новые товары.
- Причины неудач новых товаров.
- Процесс управления товаром Жизненный цикл товара
- Этап внедрения
- Этап роста
- Этап зрелости
- Этап спада
- Торговая марка
- Поддельные марки и поддельные продукты
- Эффективное марочной название
- Упаковка
- Цена Что такое цена и какую роль она играет в маркетинге?
- Функции цены.
- Основные ограничения ценообразования.
- Основные методы ценообразования Уравнение расчета цены.
- Этапы и методы установления прейскурантной цены
- Методы ценообразования с ориентацией на спрос
- Методы ценообразования с ориентацией на издержки
- Ценообразование с ориентацией на конкурентов
- Ценообразование с ориентацией на прибыль
- Установление окончательной цены
- Корректировки цен по географическому принципу.
- Юридически и правовые аспекты ценообразования.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 10 Реклама и продвижение товаров Прочитав эту главу вы сможете:
- Кейс Может ли повредить успешное продвижение?
- Совокупность средств продвижения
- Продвижение
- Цели продвижения
- Правовые и этические проблемы продвижения.
- Элементы комплекса продвижения
- Реклама
- Виды рекламы
- Товарная реклама
- Корпоративная реклама
- Разработка рекламной программы
- Основные элементы рекламного сообщения
- Медиапланирование
- Альтернативные средства распространения рекламы
- Личная продажа
- Роль личной продажи в маркетинге
- Многообразие форм личной продажи
- Связи с общественностью
- Стимулирование сбыта
- Стимулирование сбыта, ориентированное на потребителей
- Стимулирование сбыта, ориентированное на торговых посредников
- Прямой маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 11: Основы бухгалтерского учета Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Природа бухгалтерского учета
- Функциональные сферы бухгалтерского учета
- Финансовая отчетность
- Управленческий учет
- Типы бухгалтеров
- Внешние бухгалтеры
- Штатные бухгалтеры
- Достоверность бухгалтерской информации
- Основные принципы бухгалтерского учета
- Бухгалтерская сбалансированность
- Система двойной записи
- Основные формы финансовой отчетности фирмы
- Бухгалтерский баланс.
- Пассивы
- Анализ балансового отчета
- Какова учетная стоимость фирмы и как она изменяется?
- Является ли фирма платежеспособной?
- Какова структура активов?
- Какова структура финансирования?
- Насколько эффективно используются активы фирмы?
- Отчет о прибылях и убытках
- Модели отчета о прибылях и убытках
- Анализ отчета о прибылях и убытках
- Оценка тенденций и сравнительный анализ
- Особенности бухгалтерского учета в России.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература:
- Глава. 12 Финансы предприятий Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление финансами
- Цели управления финансами
- Процесс управления финансами
- Источники средств и их использование
- Стоимость капитала
- Процентные ставки
- Риски и преимущества источников финансирования
- Внутреннее либо внешнее финансирование.
- Краткосрочное либо долгосрочное финансирование.
- Заемный либо акционерный капитал.
- Планирование капитальных вложений
- Краткосрочное финансирование
- Торговый (коммерческий) кредит
- Переводные векселя
- Долгосрочное финансирование
- Долгосрочные ссуды и лизинг
- Облигации
- Процентные ставки по облигациям
- Выплата долга
- Акционерный капитал
- Дивиденды по обыкновенным акциям.
- Дробление акций.
- Новые эмиссии и вторичный рынок
- Внутреннее финансовое планирование и управление финансами
- Управление наличностью и рыночными ценными бумагами
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- Управление товарно-материальными запасами
- .Вопросы для повторения
- Дополнительная литература