Планирование потребности в трудовых ресурсах
Первая стадия комплектования штатов предприятия, как, впрочем, и любого другого управленческого процесса, заключается в планировании этого процесса. Компании необходимо иметь в своем распоряжении нужных людей и в нужное время, чтобы дело могло двигаться.
Планирование — это решающая стадия. Любой просчет может оставить компанию без достаточного — для поддержания соответствующего спросу объема производства — количества рабочих, в результате чего дело прогорит, поскольку покупатели или клиенты обратятся к другим производителям. С другой стороны, если компания увеличивает численность своей рабочей силы слишком быстро, вся прибыль может уйти на выплату заработной платы. Может также случиться, что компания будет вынуждена увольнять тех самых людей, кого она отбирала и обучала, затратив значительные средства.
Наиболее яркий пример резкого увеличения, а затем резкого сокращения численности рабочей силы в последнее время продемонстрировала фирмы, которые принято относить к hi-teh.
В США фирмы работающие в информационном бизнесе рассчитывали на дальнейший рост акций и спроса на их услуги и набрали большое число работников. Однако, после обвала акций на бирже в 2001 году ков, были вынуждены их увольнять, поскольку ожидания подъема отрасли не оправдались. Фирмы несли при этом огромные издержки связанные с выплатой пособий работникам. Еще острее эта проблема стоит в европейских компаниях, где работники более защищены от увольнений по инициативе работодателей.
При планировании ресурсов фирма составляет прогнозы объема спроса, а также числа и видов рабочих профессий, которые потребуются в разное время.
Например, компания, владеющая сетью магазинов женской одежды и намечающая открытие еще одного магазина примерно через полгода, считает, что ей нужны новый директор магазина, его заместитель, а также продавцы на неполный рабочий день. При этом приступить к поиску подходящего кандидата на высокую должность директора компании следует незамедлительно, а вот найм продавцов можно отложить почти до момента открытия магазина.
Следующая задача планирования работников заключается в оценке объема предложения, то есть наличия работников. Во многих случаях источник предложения рабочей силы можно обнаружить внутри самой фирмы (на внутреннем рынке труда): уже действующие работники нуждаются, возможно, лишь в переобучении будущим профессиям.
Например, упомянутая фирма, владеющая сетью магазинов женской одежды, может счесть, что заместителя директора уже существующего магазина можно выдвинуть на должность директора нового магазина и что кого-либо из работающих в фирме продавцов можно назначить его заместителем.
Если имеющихся в компании работников невозможно использовать на новых рабочих местах, руководитель отдела кадров должен определить, какие трудности могут возникнуть при поиске работников с нужными квалификационными характеристиками на открытом рынке рабочей силы (то есть за пределами самой компании).
Для грамотной оценки потребности в рабочей силы предприятия менеджеры занимающиеся управлением человеческими ресурсами проводят анализ профессиональных функций - оценка профессиональных и квалификационных требований к будущим работникам.
Если вы являетесь владельцем малого предприятия, для вас может оказаться целесообразным нанимать работников, не прибегая к формальностям, поскольку вам хорошо известны функции, которые должен выполнять каждый работник компании. Однако в крупных организациях, таких, как "Джонсон энд Джонсон", где сотни или тысячи работников выполняют самые разные виды работ, управляющим приходится применять более строгий и объективный способ оценки требований, предъявляемых к работнику каждой профессии.
В основе анализа профессиональных функций лежат должностные инструкции и квалификационные требования.
Должностная инструкция, или описание производственных операций — документ, содержащий описание обязанностей и действий, связанных с выполнением данного вида работы, и условий, при которых исполнитель этой работы может справиться со своими обязанностями.
Квалификационные требования — документ, содержащий характеристику человека, который лучше всего может справиться с данным видом работы, включая сведения о квалификации, образовании и предыдущем опыте, которые необходимы для выполнения этой работы..
Анализ профессиональных функций должен дать ответ на ряд вопросов.
Выполнения каких функций требует данный вид работы (что именно должен делать рабочий или служащий весь рабочий день)
Какая квалификация и какие навыки необходимы для выполнения данной работы
В какой обстановке выполняется данная работа (Некоторые работы, скажем продажа товаров, требуют широкого контакта с публикой, тогда как, например, работа на фабрике этого не требует.)
Связана ли работа с большой срочностью (как, например, обязанности газетного репортера) или не связана со спешкой (например, уход за детьми в детском саду)
Чтобы получить информацию, необходимую для анализа профессиональных функций, эксперты по человеческим ресурсам могут просто запрашивать такую информацию у предпринимателей или у руководителей подразделений компаний. Они могут также провести непосредственное наблюдение за работой исполнителей, используя, скажем, секундомеры или видеозаписывающие устройства. Некоторые предприниматели даже просят своих работников вести дневники и точно записывать в них, что именно они делают в течение рабочего дня.
Проведя анализ профессиональных функций работников, руководитель отдела кадров может разработать должностную инструкцию для служащих или описание производственных операций для рабочих, то есть специальный документ, содержащий перечень обязанностей исполнителя и необходимых для их выполнения условий. Руководитель отдела кадров может также разработать квалификационные требования — документ, определяющий степень мастерства, уровень образования и предшествующий опыт, необходимые для выполнения данного вида работы.
С примерными описаниями должностных обязанностей разных типов менеджеров можно познакомиться на Web-сервере E-executive всправичнике профессий по адресу http://www.mnk.ru/professions/
- Менеджмент как основа процедурного бизнеса.
- Функции менеджмента.
- Функция планирования
- Цели и планы
- Организация
- Иерархия управления.
- Горизонтальные различия в деятельности менеджеров.
- Лидерство
- Менеджеры и лидеры.
- Стили руководства.
- Подходы к управлению.
- Контроль
- Основные подходы к разработке контроля.
- Важность контроля
- Методы контроля
- Проблема эффективности контроля. Самомониторинг против жесткого контроля.
- Мастерство менеджера
- Концептуальные навыки
- Человеческие навыки
- Технические навыки
- Основные характеристики и управленческие роли менеджеров.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 5: Менеджмент организаций. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Процесс организации и его цели
- Организация
- Формирование вертикальной структуры Специализация в выполнении рабочих заданий
- Департаментализация
- Командная цепочка
- Властные полномочия, ответственность и делегирование
- Делегирование полномочий
- Централизация и децентрализация.
- Типы организационных структур.
- Линейная структура
- Функциональная структура (линейно-функциональная структура).
- Дивизиональная структура. (от дивизион - подразделение)
- Матричная структура.
- Командная структура
- Сетевая структура
- Горизонтальная структура
- Информационные системы
- Команды и проблемные группы
- Менеджеры интерграторы
- Неформальная организационная структура
- Распространение слухов.
- Система внутрифирменных отношений
- Расширение личных связей
- Наставничество
- Корпоративная культура.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 6: Управление производством Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Организация процесса производства
- Производство и производственная система Производство
- Производственные операции и оказание услуг
- Производственная система
- Типы производственных процессов
- Технология
- Прогресс в средствах производства
- Типы труда
- Выбор типа производственного процесса.
- Этапы развития современной индустриальной системы производства и ее основные типы.
- Управление производством.
- Планирование процесса производства
- Планирование объема производства.
- Планирование размещение производственных мощностей
- Планирование производственного процесса.
- Общее планирование
- Организация управления запасами.
- Управление качеством.
- Основные подходы к контролю качества.
- Управление тотальным качеством
- Кружки качества.
- Паутина
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности фирмы.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 7. Управление человеческими ресурсами Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление человеческими ресурсами
- Функции управления человеческими ресурсами
- Модели поведения наемного работника
- Классическая теория мотивации.
- Исследования Хоторна
- Иерархия потребностей Маслоу
- Теория мотиваторов и гигиенических факторов
- Теория х и теория y
- Теория z
- Проблемы 90-х годов в сфере мотивации работников
- Особенности управления человеческими ресурсами в Российских компаниях.
- Основные направления управления человеческими ресурсами
- Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Поиск и отбор новых работников
- Процедура найма и юридические нормы
- Формирование и развитие рабочей силы. Обучение и повышение квалификации
- Методы обучения
- Оценка деятельности работника
- Вознаграждение работника и его виды
- Заработная плата ее виды и компоненты.
- Изменение в статусе работника
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава 8: Основы маркетинга Цели изучения Изучив эту главу, вы сможете:
- Что такое маркетинг? Сфера маркетинговой деятельности
- Сфера деятельности маркетинга.
- Потребности и запросы
- Обмен и сделки
- Четыре типа полезности
- Эволюция маркетинга
- Эпоха производства
- Эпоха сбыта
- Эра концепции маркетинга
- Конкурентный маркетинг
- Особенности маркетинга в России
- Управление и планирование в области маркетинга
- Типы рынка
- Совокупность элементов маркетинга
- Планирование маркетинга
- Анализ внешней среды
- Определение целей
- Оценка внутренних ресурсов
- Выработка стратегии
- Роль маркетинговых исследований
- Поведение покупателей
- Поведение индивидуальных покупателей
- Процесс принятия решения о покупке
- Факторы, влияющие на поведение покупателя
- Поведение институциональных покупателей.
- Различия в товарах и способах их приобретения
- Различия в характере отношений между покупателем и продавцом
- Сегментирование рынка
- Основные принципы сегментирования
- Демографическое сегментирование
- Географическое сегментирование
- Поведенческое сегментирование
- Психографическое сегментирование
- Виды целевого маркетинга
- Недифференцированный маркетинг
- Концентрированный маркетинг.
- Дифференцированный маркетинг
- Потребительский маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 9 Товар и цена. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Товар как основа маркетинговой деятельности
- Товарная линия и товарная номенклатура
- Классификация товаров
- Степень материальной осязаемости
- Тип пользователя
- Классификация потребительских товаров
- Товары повседневного спроса
- Классификация товаров промышленного назначения
- Товары производственного назначения
- Вспомогательные товары
- Новые товары.
- Причины неудач новых товаров.
- Процесс управления товаром Жизненный цикл товара
- Этап внедрения
- Этап роста
- Этап зрелости
- Этап спада
- Торговая марка
- Поддельные марки и поддельные продукты
- Эффективное марочной название
- Упаковка
- Цена Что такое цена и какую роль она играет в маркетинге?
- Функции цены.
- Основные ограничения ценообразования.
- Основные методы ценообразования Уравнение расчета цены.
- Этапы и методы установления прейскурантной цены
- Методы ценообразования с ориентацией на спрос
- Методы ценообразования с ориентацией на издержки
- Ценообразование с ориентацией на конкурентов
- Ценообразование с ориентацией на прибыль
- Установление окончательной цены
- Корректировки цен по географическому принципу.
- Юридически и правовые аспекты ценообразования.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 10 Реклама и продвижение товаров Прочитав эту главу вы сможете:
- Кейс Может ли повредить успешное продвижение?
- Совокупность средств продвижения
- Продвижение
- Цели продвижения
- Правовые и этические проблемы продвижения.
- Элементы комплекса продвижения
- Реклама
- Виды рекламы
- Товарная реклама
- Корпоративная реклама
- Разработка рекламной программы
- Основные элементы рекламного сообщения
- Медиапланирование
- Альтернативные средства распространения рекламы
- Личная продажа
- Роль личной продажи в маркетинге
- Многообразие форм личной продажи
- Связи с общественностью
- Стимулирование сбыта
- Стимулирование сбыта, ориентированное на потребителей
- Стимулирование сбыта, ориентированное на торговых посредников
- Прямой маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 11: Основы бухгалтерского учета Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Природа бухгалтерского учета
- Функциональные сферы бухгалтерского учета
- Финансовая отчетность
- Управленческий учет
- Типы бухгалтеров
- Внешние бухгалтеры
- Штатные бухгалтеры
- Достоверность бухгалтерской информации
- Основные принципы бухгалтерского учета
- Бухгалтерская сбалансированность
- Система двойной записи
- Основные формы финансовой отчетности фирмы
- Бухгалтерский баланс.
- Пассивы
- Анализ балансового отчета
- Какова учетная стоимость фирмы и как она изменяется?
- Является ли фирма платежеспособной?
- Какова структура активов?
- Какова структура финансирования?
- Насколько эффективно используются активы фирмы?
- Отчет о прибылях и убытках
- Модели отчета о прибылях и убытках
- Анализ отчета о прибылях и убытках
- Оценка тенденций и сравнительный анализ
- Особенности бухгалтерского учета в России.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература:
- Глава. 12 Финансы предприятий Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление финансами
- Цели управления финансами
- Процесс управления финансами
- Источники средств и их использование
- Стоимость капитала
- Процентные ставки
- Риски и преимущества источников финансирования
- Внутреннее либо внешнее финансирование.
- Краткосрочное либо долгосрочное финансирование.
- Заемный либо акционерный капитал.
- Планирование капитальных вложений
- Краткосрочное финансирование
- Торговый (коммерческий) кредит
- Переводные векселя
- Долгосрочное финансирование
- Долгосрочные ссуды и лизинг
- Облигации
- Процентные ставки по облигациям
- Выплата долга
- Акционерный капитал
- Дивиденды по обыкновенным акциям.
- Дробление акций.
- Новые эмиссии и вторичный рынок
- Внутреннее финансовое планирование и управление финансами
- Управление наличностью и рыночными ценными бумагами
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- Управление товарно-материальными запасами
- .Вопросы для повторения
- Дополнительная литература