logo
Учебник ч

Товар как основа маркетинговой деятельности

Сущность маркетинга заключается в разработке продуктов, способных удовлетворить потребности людей. Поэтому создание и управление товарами является важнейшим направлением маркетинговой деятельности.

Продукт - это товар, услуга или идея, состоящие из совокупности осязаемых и неосязаемых свойств, которые удовлетворяют потребности людей и приобретаются ими в обмен на деньги или другие единицы ценности.

Говоря о продукте или товаре, мы представляем себе, прежде всего осязаемый объект с определенными физическими свойствами. Но в сфере маркетинговой деятельности именно невещественные свойства товаров создают базу для расширения сферы бизнеса и создания конкурентных преимуществ фирмы. Своим успехом многие товары, а вместе с ними и фирмы обязаны неосязаемыми характеристиками.

В качестве примера можно привести современные тенденции в сфере компьютерных разработок. Еще несколько лет назад успех той или ной марки компьютера полностью определялся функциональными свойствами процессора, объемом оперативной памяти и жесткого диска. Однако, чем более скоростными и быстродействующими становились процессоры, тем меньше эти свойства ценили потребители. Сейчас дизайнерское оформление компьютеров, позицирование его в качестве элемента интерьера, дизайна и моды обеспечивает больший успех, чем новейшие технологические разработки.

Продукты с точки зрения специалиста по маркетингу являются сложным явлением и обладают рядом свойств. Прежде всего, это осязаемые и неосязаемые свойства товара. Осязаемыми являются физические свойства продукта (такие, как цвет или вкус), а неосязаемые проявляются, например, в улучшении здоровья или повышении благосостояния. Большую роль в в создании конкурентных преимуществ товара играют такие его неосязаемые свойства как марка, дизайн, упаковка, условия обслуживания. То есть все то, что создает дополнительную полезность товара. Далее в учебнике термины «товар» и «продукт» употребляются как синонимы.

Само существование компании часто зависит от того, как она планирует, производит и реализует новые продукты.

В большинстве организаций решение по конкретному товару принимается не обособленно, а в увязке с другими решениями, поскольку компании предлагают, как правило, не отдельный товар, а целую товарную группу.

Чтобы лучше разобраться в решениях, касающихся товаров, давайте определим некоторые термины, относящиеся к данной сфере.