logo
Учебник ч

Планирование капитальных вложений

Акционеры, безусловно, вкладывают свои деньги в корпорации открытого типа не только из-за дивидендов. Они берут на себя спекулятивный риск в расчете на способность компании расти и конкурировать. Для этого фирмы осуществляют капитальные вложения в строительство новых или модернизацию старых заводов, в новое оборудование и новые программы обучения персонала.

Капитальные вложения - это финансирование долгосрочных проектов фирм. Фирме могут понадобиться капитальные вложения, если она собирается осваивать производство новой продукции, покупать оборудование, строить новое или реконструировать уже существующее предприятие, развивать новые виды деятельности и т.д. Все эти цели требуют значительных инвестиций, отдача от которых наступит через достаточно продолжительный срок времени.

Но прежде осуществлять вложения, любая компания должна ответить на следующие вопросы:

Планирование капитальных вложений - процесс оценки предполагаемых инвестиций в отобранные проекты, способные дать наивысшую долгосрочную отдачу.

Вот как это может происходить. Все подразделения внутри компании выдвигают требования на вложение капитала — обычно в виде списков "желательных" инвестиций, которые сделали бы компанию более прибыльной и, как следствие, более ценной для ее владельцев с течением времени. Управляющий финансами в первую очередь решает, какие капиталовложения требуют оценки, а какие нет. Обычная замена устаревшего оборудования, вероятно, не нуждается в оценке, но создание нового производства, безусловно, ее требует.

Цель финансовой оценки состоит в том, чтобы определить: будет ли сумма, в которую обойдется данное капиталовложение, больше, равна или меньше той, которую оно принесет. Если оценка будущих затрат превышает ожидаемую прибыль или по крайней мере равна ей, то такое капиталовложение делать не следует. Если затраты будут меньше, чем ожидаемая отдача, тогда, возможно, такое капиталовложение стоит предпринять.

Предполагаемые капиталовложения не только оцениваются, но и классифицируются по степени важности для компании. Например, если в основу стратегии фирмы положен критерий роста, наивысший приоритет будут получать проекты, обеспечивающие наивысший уровень роста. С другой стороны, если компания стремится к снижению издержек, наивысший приоритет получат проекты, увеличивающие ее эффективность и производительность. Деньги могут быть потрачены только на определенные подходящие вложения, потому что их количество ограниченно.

А в действительности финансовый менеджер может решить, что при данной стратегии компании финансовый риск всех предложенных капиталовложений существенно превышает риск, связанный с альтернативным использованием этих денег. Поэтому вместо того, чтобы купить новое оборудование, компания может предпочесть разместить средства в краткосрочные сертификаты или депозиты или даже выкупить часть акций у вкладчиков. Вот почему одна компания расходует свой капитал больше, чем другая, хотя экономические условия одинаковы для обеих.

В середине 80-х годов "Дженерал Моторз" тратила на капиталовложения вдвое больше средств, чем "Форд", причем некоторые критики утверждают, что без пользы. Компания "Форд" вместо этого вложила деньги в мероприятия по снижению издержек и повышению эффективности. В результате к 1989 г. заводы Форда добились наивысшей эффективности из всех автомобильных предприятий "Большой тройки". "Форд" проявила готовность к более крупным капиталовложениям лишь после того, как ее платежеспособность повысилась на 40%, а предприятия компании вышли на полную мощность78.