logo
Учебник ч

Управление товарно-материальными запасами

Еще одна область, где во власти финансового менеджера регулировать потоки наличности, — это управление товарно-материальными запасами. Запасы, хранящиеся на полках, представляют собой "связанный" капитал, не приносящий прибыли. Более того, фирма несет расходы по хранению, сортировке, страховке и выплате налогов. К тому же всегда есть риск, что запасы устареют прежде, чем их можно будет превратить в готовый товар и продать.

Задача фирмы — иметь такой объем запасов, который позволял бы выполнять заказы своевременно и при минимуме издержек. Для достижения этой цели управляющий финансами стремится определить рентабельные размеры заказа, или такое количество сырья, которому, при регулярном возобновлении, сопутствовали бы наименьшие издержки на обслуживание и хранение. Сложность здесь связана с тем, что, чем меньше стоимость заказа, тем выше издержки на хранение, и наоборот. Лучший способ уменьшения стоимости заказа — раз в год размещать один крупный заказ на детали и материалы, а лучший способ сокращения издержек на хранение — это заказывать малые партии запасов как можно чаще. Управляющий финансами должен найти здесь такое компромиссное решение, в результате которого общие издержки были бы сведены к минимуму.

Вот почему многие фирмы переходят к регулированию запасов "точно в срок". Фирмы — и даже подразделения внутри компаний — связаны посредством компьютеров со своими клиентами и поставщиками, что позволяет автоматически посылать заказ только на те изделия и в таких объемах, которые необходимы в данный период времени.

Например, фирма "Уол-Март" использует компьютеры для контроля за запасами и розничной продажей товаров. После того как определенное количество данного товара, скажем тостеров, продано, магазин автоматически заказывает со склада необходимое число тостеров, чтобы пополнить запасы на полках. Склады, в свою очередь, связаны компьютерной сетью с поставщиком тостеров, так что, когда в магазины будет отправлено определенное количество тостеров, поставщику по компьютерной связи будет автоматически передан новый заказ. Таким способом "Уол-Март" обеспечивает поставки на склады или в магазины оптимального количества тостеров "точно в срок".

В России проблема управления запасами только стала складываться. Необходимость работы в этом направлении осознали предприятия книжной торговли, аптек, крупных универсальных магазинов и розничных сетей. Ростки управления запасами наблюдаются там, где отечественные предприниматели вынуждены работать вместе с иностранными партнерами или в тех отраслях где особенно сильна конкуренция.