Проблемы 90-х годов в сфере мотивации работников
Сегодня, многие менеджеры, пытающиеся создать у работников необходимые стимулы, сталкиваются с рядом трудностей, которые чрезвычайно осложняют выполнение этой задачи. Эти трудности обусловлены изменениями в структуре рабочей силы, экономике и культуре взаимоотношений в организации.
Структура рабочей силы в большинстве стран претерпевает серьезные изменения. Приведем некоторые из самых важных тенденций, влияющих на состав рабочей и мотивацию рабочей силы
Многообразие рабочей силы
Изменения в экономике.
Изменение культуры компании
Глобализация и многообразие рабочей силы
Деятельность организаций уже не ограничивается национальными рамками. Структура трудовых ресурсов постоянно меняется. Современные организации характеризуются исключительным многообразием трудовых ресурсов. Работники теперь больше различаются по половому признаку, этнической принадлежности, возрасту и другим характеристикам.
Например, в производственно-строительной фирме "Флуор" (штат Калифорния) более 22 тыс. работников разбросаны по всему миру и 500 специалистов по международным трудовым ресурсам занимаются организацией оплаты их труда, предоставления льгот и обучения, а также координируют набор персонала для предприятий в 80 странах. Американская компания Coca-Cola размещается в Атланте, штат Джорджия, но работает по всему миру. Фактически, свыше 67% ежегодных доходов этой фирмы поступает именно от продаж за рубежом Другие компании, базирующиеся в Соединенных Штатах Америки, такие как Еххоп, Avon, Citicorp и IBM, также получают больше 60% своих доходов от торговли за границей. Иностранные изготовители автомобилей, например Toyota, BMW». Mercedes-Benz, производят автомобили в Соединенных Штатах Америки, в то время как американская автомобилестроительная компания Ford выпускает свою продукцию в Мексике и Европе. Burger King принадлежит британской компании, Columbia Pictures перешла в собственность японской фирмы Sony. Нет никакого сомнения, что мир постепенно становится глобальной деревней!
В результате персонал, которые работает в компании отличается очень большим разнообразием. Трудно найти единый подход к работникам работающим в разных частях света
Изменения в экономике
Методы ведения бизнеса меняются день ото дня. Менеджеры постоянно сталкиваются со всеобъемлющими переменами внутри своих организаций. Изменения демографических характеристик рабочей силы, технологий, рынков, конкуренции, форм организации и управления, а также идей и убеждений людей приводят к трансформации всех аспектов предпринимательской деятельности.
В прошлом большинство служащих и фирм, в которых они работали, были взаимно лояльными. Сегодня, вместо того чтобы обеспечивать своим работникам "пожизненную" занятость, компании все шире прибегают к увольнениям в связи с поглощениями, слияниями и спадами в экономике. Прежде "средний" работник успевал поработать за свою жизнь всего в двух компаниях; в настоящее время он меняет работу каждые 3—7 лет'
Из-за структурных сдвигов в экономике — от производственного .сектора к сфере обслуживания — высвободилось большое количество занятых в промышленности, что привело к росту безработицы и текучести кадров. В то же самое время технологический прогресс повысил требования, предъявляемые к квалификации, что ограничило возможности бывших промышленных и малоквалифицированных работников соответствовать по уровню подготовки новым рабочим местам.
Изменения культурного климата в организациях
В свете изменений одновременно в составе трудовых ресурсов и в экономике меняется культура самих организаций. Когда нормой становится стабилизация служебного роста, а не постоянное продвижение по службе, фирмы должны добиваться снижения значимости этого фактора как главного источника удовлетворения работой. Иначе текучесть кадров превратится в еще более серьезную проблему, так как служащие будут то и дело менять место работы, стараясь "забраться на самый верх". Есть несколько способов поддержания у служащих интереса к своей компании, в том числе обучение новым профессиям, привлечение к разработке специальных проектов и проблем, усовершенствование рабочих мест и расширение сферы деятельности работников.
Корпоративная культура неизбежно становится более открытой. К примеру, в период перестройки организации четкие, честные взаимоотношения в фирме могут уберечь ее от распространения ложных слухов, улучшить моральный климат и дать работникам возможность сосредоточиться на выполнении своих основных функций. Организации должны довести до сведения работников, что изменения — это естественный и нормальный процесс. Если служащие чересчур озабочены сохранением своего рабочего места, они теряют желание рисковать. Следовательно, организациям необходимо поддерживать и поощрять в людях творчество и умение идти на риск.
- Менеджмент как основа процедурного бизнеса.
- Функции менеджмента.
- Функция планирования
- Цели и планы
- Организация
- Иерархия управления.
- Горизонтальные различия в деятельности менеджеров.
- Лидерство
- Менеджеры и лидеры.
- Стили руководства.
- Подходы к управлению.
- Контроль
- Основные подходы к разработке контроля.
- Важность контроля
- Методы контроля
- Проблема эффективности контроля. Самомониторинг против жесткого контроля.
- Мастерство менеджера
- Концептуальные навыки
- Человеческие навыки
- Технические навыки
- Основные характеристики и управленческие роли менеджеров.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 5: Менеджмент организаций. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Процесс организации и его цели
- Организация
- Формирование вертикальной структуры Специализация в выполнении рабочих заданий
- Департаментализация
- Командная цепочка
- Властные полномочия, ответственность и делегирование
- Делегирование полномочий
- Централизация и децентрализация.
- Типы организационных структур.
- Линейная структура
- Функциональная структура (линейно-функциональная структура).
- Дивизиональная структура. (от дивизион - подразделение)
- Матричная структура.
- Командная структура
- Сетевая структура
- Горизонтальная структура
- Информационные системы
- Команды и проблемные группы
- Менеджеры интерграторы
- Неформальная организационная структура
- Распространение слухов.
- Система внутрифирменных отношений
- Расширение личных связей
- Наставничество
- Корпоративная культура.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 6: Управление производством Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Организация процесса производства
- Производство и производственная система Производство
- Производственные операции и оказание услуг
- Производственная система
- Типы производственных процессов
- Технология
- Прогресс в средствах производства
- Типы труда
- Выбор типа производственного процесса.
- Этапы развития современной индустриальной системы производства и ее основные типы.
- Управление производством.
- Планирование процесса производства
- Планирование объема производства.
- Планирование размещение производственных мощностей
- Планирование производственного процесса.
- Общее планирование
- Организация управления запасами.
- Управление качеством.
- Основные подходы к контролю качества.
- Управление тотальным качеством
- Кружки качества.
- Паутина
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности фирмы.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 7. Управление человеческими ресурсами Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление человеческими ресурсами
- Функции управления человеческими ресурсами
- Модели поведения наемного работника
- Классическая теория мотивации.
- Исследования Хоторна
- Иерархия потребностей Маслоу
- Теория мотиваторов и гигиенических факторов
- Теория х и теория y
- Теория z
- Проблемы 90-х годов в сфере мотивации работников
- Особенности управления человеческими ресурсами в Российских компаниях.
- Основные направления управления человеческими ресурсами
- Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Поиск и отбор новых работников
- Процедура найма и юридические нормы
- Формирование и развитие рабочей силы. Обучение и повышение квалификации
- Методы обучения
- Оценка деятельности работника
- Вознаграждение работника и его виды
- Заработная плата ее виды и компоненты.
- Изменение в статусе работника
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава 8: Основы маркетинга Цели изучения Изучив эту главу, вы сможете:
- Что такое маркетинг? Сфера маркетинговой деятельности
- Сфера деятельности маркетинга.
- Потребности и запросы
- Обмен и сделки
- Четыре типа полезности
- Эволюция маркетинга
- Эпоха производства
- Эпоха сбыта
- Эра концепции маркетинга
- Конкурентный маркетинг
- Особенности маркетинга в России
- Управление и планирование в области маркетинга
- Типы рынка
- Совокупность элементов маркетинга
- Планирование маркетинга
- Анализ внешней среды
- Определение целей
- Оценка внутренних ресурсов
- Выработка стратегии
- Роль маркетинговых исследований
- Поведение покупателей
- Поведение индивидуальных покупателей
- Процесс принятия решения о покупке
- Факторы, влияющие на поведение покупателя
- Поведение институциональных покупателей.
- Различия в товарах и способах их приобретения
- Различия в характере отношений между покупателем и продавцом
- Сегментирование рынка
- Основные принципы сегментирования
- Демографическое сегментирование
- Географическое сегментирование
- Поведенческое сегментирование
- Психографическое сегментирование
- Виды целевого маркетинга
- Недифференцированный маркетинг
- Концентрированный маркетинг.
- Дифференцированный маркетинг
- Потребительский маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 9 Товар и цена. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Товар как основа маркетинговой деятельности
- Товарная линия и товарная номенклатура
- Классификация товаров
- Степень материальной осязаемости
- Тип пользователя
- Классификация потребительских товаров
- Товары повседневного спроса
- Классификация товаров промышленного назначения
- Товары производственного назначения
- Вспомогательные товары
- Новые товары.
- Причины неудач новых товаров.
- Процесс управления товаром Жизненный цикл товара
- Этап внедрения
- Этап роста
- Этап зрелости
- Этап спада
- Торговая марка
- Поддельные марки и поддельные продукты
- Эффективное марочной название
- Упаковка
- Цена Что такое цена и какую роль она играет в маркетинге?
- Функции цены.
- Основные ограничения ценообразования.
- Основные методы ценообразования Уравнение расчета цены.
- Этапы и методы установления прейскурантной цены
- Методы ценообразования с ориентацией на спрос
- Методы ценообразования с ориентацией на издержки
- Ценообразование с ориентацией на конкурентов
- Ценообразование с ориентацией на прибыль
- Установление окончательной цены
- Корректировки цен по географическому принципу.
- Юридически и правовые аспекты ценообразования.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 10 Реклама и продвижение товаров Прочитав эту главу вы сможете:
- Кейс Может ли повредить успешное продвижение?
- Совокупность средств продвижения
- Продвижение
- Цели продвижения
- Правовые и этические проблемы продвижения.
- Элементы комплекса продвижения
- Реклама
- Виды рекламы
- Товарная реклама
- Корпоративная реклама
- Разработка рекламной программы
- Основные элементы рекламного сообщения
- Медиапланирование
- Альтернативные средства распространения рекламы
- Личная продажа
- Роль личной продажи в маркетинге
- Многообразие форм личной продажи
- Связи с общественностью
- Стимулирование сбыта
- Стимулирование сбыта, ориентированное на потребителей
- Стимулирование сбыта, ориентированное на торговых посредников
- Прямой маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 11: Основы бухгалтерского учета Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Природа бухгалтерского учета
- Функциональные сферы бухгалтерского учета
- Финансовая отчетность
- Управленческий учет
- Типы бухгалтеров
- Внешние бухгалтеры
- Штатные бухгалтеры
- Достоверность бухгалтерской информации
- Основные принципы бухгалтерского учета
- Бухгалтерская сбалансированность
- Система двойной записи
- Основные формы финансовой отчетности фирмы
- Бухгалтерский баланс.
- Пассивы
- Анализ балансового отчета
- Какова учетная стоимость фирмы и как она изменяется?
- Является ли фирма платежеспособной?
- Какова структура активов?
- Какова структура финансирования?
- Насколько эффективно используются активы фирмы?
- Отчет о прибылях и убытках
- Модели отчета о прибылях и убытках
- Анализ отчета о прибылях и убытках
- Оценка тенденций и сравнительный анализ
- Особенности бухгалтерского учета в России.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература:
- Глава. 12 Финансы предприятий Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление финансами
- Цели управления финансами
- Процесс управления финансами
- Источники средств и их использование
- Стоимость капитала
- Процентные ставки
- Риски и преимущества источников финансирования
- Внутреннее либо внешнее финансирование.
- Краткосрочное либо долгосрочное финансирование.
- Заемный либо акционерный капитал.
- Планирование капитальных вложений
- Краткосрочное финансирование
- Торговый (коммерческий) кредит
- Переводные векселя
- Долгосрочное финансирование
- Долгосрочные ссуды и лизинг
- Облигации
- Процентные ставки по облигациям
- Выплата долга
- Акционерный капитал
- Дивиденды по обыкновенным акциям.
- Дробление акций.
- Новые эмиссии и вторичный рынок
- Внутреннее финансовое планирование и управление финансами
- Управление наличностью и рыночными ценными бумагами
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- Управление товарно-материальными запасами
- .Вопросы для повторения
- Дополнительная литература