logo
Учебник ч

Линейная структура

Персонал делится на равные или примерно равные части для эффективного руководства и контроля в малых группах. Это наиболее простая и распространенная структура организации, которая преобладает в небольших фирмах. На многих предприятиях бывшего СССР до перестройки структура строилась по этому принципу. К достоинствам этой структуры можно отнести четкое распределение обязанностей, благодаря чему менеджеры без затруднений представляют сферу своих полномочий по принятию решений. Сам процесс принятия решений значительно ускоряется. В таких структурах достаточно просто поддерживать дисциплину, легко устанавливать каналы для делового общения. Кроме того, благодаря простоте, линейная организация значительно дешевле всех остальных форм. Вместе с тем, в линейной организации заложены по крайней мере три существенных недостатка. Во-первых, все решения принимаются в централизованном порядке и ниже стоящие работники лишены возможности освоения опыта, необходимого им для продвижения по лестнице. Во-вторых, недостаток специализации управления. В результате фирма может быть не готова к решению новых проблем. В третьих, в такой структуре невозможны горизонтальные связи между подразделениями. Все это затрудняет обмен информации. Фирма становится негибкой, особенно в случае роста уровней соподчиненности и нормы управления.

Таблица Достоинства и недостатки линейной организационной структуры

Достоинства

Недостатки

Простота создания

Сильная централизация управленческих решений

Несложность управления

Низкая степень специализации управления

Быстрота принятия решений

Снижение быстроты принятия решений и гибкости с ростом масштаба фирмы

Непосредственный характер делового общения

Отсутствие обратных связей и невозможность делегирования полномочий

Относительная дешевизна управленческого персонала