Основные ограничения ценообразования.
Особенности товара и ощущаемые потребителем выгоды.
Если взглянуть на процесс купли-продажи товара глазами покупателя, то мы обнаружим, что для него цена является показателем ценности, определяемой на основе ее сопоставления с воспринимаемыми выгодами от пользования данным товаром или услугой. При одной и той же цене экономическая ценность товара возрастает по мере увеличения ощущаемых выгод владения товаром или получения услуги. Аналогичным образом при одной и той же цене экономическая ценность товара для покупателя снижается по мере уменьшения ощущаемых выгод от покупки. Первым важным ограничителем установления цены служит ощущаемая потребителем выгоды от приобретения товара.
Это ограничение особенно важно для марочных товаров, когда потребитель оценивает товар выше, если на нем стоит знак известной фирмы производителя. Это ограничение играет большую роль при назначении цены на товары уникальные (единичные товары), товары-новинки и престижные товары.
Поэтому творчески мыслящие маркетологи склоняются к ценностному ценообразованию, которое предполагает придание товару или услуге дополнительных свойств, интересующих покупателей, - с одновременным сохранением или понижением цены.
Применительно к некоторым товарам мы обнаруживаем, что цена вообще предопределяет общее восприятие качества и ценности товара для покупателей. Например, в ходе опроса, проведенного недавно в США, 84% покупателей товаров для дома согласились с таким утверждением: «Чем выше цена, тем выше качество». Что касается компьютерных программ, то потребители почти поголовно считают, что низкая цена сигнализирует о низком качестве61.
Необходимость получения прибыли
Решения по ценам, принимаемые руководителями отделов маркетинга, очень важны - ведь цена непосредственно влияет на прибыли фирмы. Об этом свидетельствует формула расчета прибыли, которой пользуется фирма:
Прибыль = Выручка от продаж - Валовые издержки
либо
Прибыль = (Цена единицы продукции х Количество реализованной продукции) - Валовые издержки.
Если цена слишком низка фирма может продать много товаров, но не покрыть издержки, в результате прибыли не будет. Либо наоборот, фирма может установить слишком высокую цену, которая позволяет покрывать издержки на производство единицы товара, но потребитель может решить, что цена слишком высока и не купит товар. В итоге результат будет тот же.
Таким образом, решения об установлении цен влияют как на выручку (валовой доход) от продаж, так и на валовые издержки компании, что делает ценообразование одной из самых важных для маркетологов проблем.
Тип конкурентного рынка и цены конкурентов.
Назначаемая продавцом цена во многом предопределяется типом рынка, на котором он ведет конкурентную борьбу. Экономисты обычно выделяют четыре типа конкурентных рынков: чистую монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию и чистую конкуренцию.
Из таблицы видно, что тип конкуренции оказывает значительное влияние на масштабы ценовой конкуренции, а также на характер дифференциации товара и интенсивность рекламной деятельности. Чтобы иметь возможность определять масштабы своих ценовых и неценовых стратегий, фирма должна знать, каков тип рынка, на котором она действует.
Таблица: Ценовые, товарные и рекламные стратегии, которые может использовать фирма на четырех типах рынках.
Тип рынка | Чистая монополия | Олигополия | Монополистическая конкуренция | Чистая конкуренция |
Возможные стратегии
| Один продавец устанавливает цену на уникальный продукт | Несколько продавцов чутко реагируют на цены друг друга | Множество продавцов ведут неценовую конкуренцию | Множество продавцов следуют за рыночной ценой идентичных товарных продуктов) |
Ценовая конкуренция | Отсутствует, поскольку единственный продавец диктует цену | Некоторая: ценовой лидер или компания, стремящаяся догнать конкурентов | Некоторая: фирмы конкурируют в широком диапазоне цен
| Почти отсутствует: цены диктует рынок |
Дифференциация товара
| Отсутствует, поскольку нет других производителей
| Различная в зависимости от конкретной отрасли | Некоторая: цель сделать товары заметно отличающимися от товаров конкурентов
| Отсутствует: товары идентичны |
Рекламная деятельность | Незначительная: цель - поднять спрос на данный тип товаров вообще | Заметная: цель рекламы - информировать публику о товаре, избегая при этом ценовой конкуренции
| Интенсивная: цель - сделать товары, заметно отличными от товаров конкурентов | Незначительная: цель - информировать потенциальных покупателей о наличии товаров у продавца |
Рассмотрим некоторые примеры:
Чистая монополия. РАО «ЕЭС» должно получать разрешение федеральных и региональных энергетических комиссий при установлении тарифов, взимаемых с потребителей в том или ином регионе России. Причина в том, что в большинстве районов России эта компания является единственным продавцом электроэнергии, то есть монополистом.
Олигополия. Несколько продавцов нефти (ЮКОС, Тюменская нефтяная компания и др.) - как и несколько ведущих российских поставщиков проката - стремятся избежать ценовой конкуренции на внутреннем рынке, поскольку это может привести к разрушительным ценовым войнам, в которых каждый конкурент теряет деньги. Тем не менее фирмы, действующие на рынке данного типа, чутко реагируют на снижения или повышения цен конкурентами и могут ответить тем же. Товары бывают схожими (алюминий) или несхожими (компьютеры). Используется информативная реклама, в которой соперники стараются избегать прямого сравнения цен.
Монополистическая конкуренция. Десятки региональных марок пива, выпускаемых мелкими фирмами, конкурируют с марками общенационального масштаба - такими, как «Балтика», «Золотая бочка» или «Бочкарев». Ведется как ценовая конкуренция (региональные марки стоят дешевле национальных), так и неценовая конкуренция (дифференциация свойств товара и интенсивная реклама).
Чистая конкуренция. Многие фирмы продают семена подсолнечника производителям подсолнечного масла по ценам, которые диктуются рынком. Качество семян примерно одинаково, поэтому цель рекламы сводится к тому, чтобы информировать покупателей о наличии товара у продавца.62
Цены конкурентов
Фирме необходимо знать или предвидеть, какие цены взимаются или будут взиматься в будущем их нынешними и потенциальными конкурентами.
Когда Смоленская чулочная фабрика стала планировать выпуск дамских колготок Nice Lady, ей пришлось учитывать цену других аналогичных продуктов, уже имевшихся на рынке, и цену потенциальных конкурентов - колготок Тушинской фабрики, а также марок Levante и Golden Lady.
Цели фирмы.
Наконец ценообразование сильно ограничивается стратегическими еми целями, которые ставит перед собой фирма. Целей может быть множество, но принято выделять шесть основные группы:
Получить запланированную прибыль
Достичь запланированного объема продаж
Увеличение доли рынка
Обеспечение выживаемости
Достижение благоприятного с точки зрения общества и государства имиджа фирмы.
Прибыль
Фирма может преследовать три различные цели по прибыли, Первая цель состоит в обеспечении прибылей в долгосрочном периоде.
Эту цель преследуют многие японские фирмы, готовые пожертвовать немедленной прибылью от продажи автомобилей, телевизоров или компьютеров ради создания качественных товаров, которые смогут проникнуть на конкурентные рынки в будущем.
Вторая цель - максимизация текущей прибыли (то есть прибыли, получаемой в данном квартале или в данном году).
Достичь этой цели стремятся очень многие компании, поскольку в этом случае можно установить конкретные контрольные показатели и быстро измерить эффективность операций.
Третью цель, основанную на обеспечении целевой прибыли, преследуют такие фирмы, как Du Pont и Еххоп, которые назначают цены на свои товары с таким расчетом, чтобы получить, скажем, 20% прибыли на вложенный капитал (до вычета налогов). Три вышеперечисленные цели по прибыли по-разному сказываются на целях, которые фирма реализует при ценообразовании.
Объем Продаж
Если фирма имеет уже достаточно высокие прибыли, чтобы считать продолжение своей деятельности в данной отрасли выгодным, то ее целью может быть увеличение объема продаж. Фирма при этом обычно надеется на то, что увеличение объема продаж приведет к захвату большей доли рынка и росту на этой основе массы прибыли. Однако надо иметь в виду следующее: понижение цены одного товара в ассортименте фирмы может, конечно, обеспечить рост его сбыта, но в то же время способно подорвать сбыт других товаров, входящих в ту же товарную группу.
Доля рынка
Компании обычно выбирают своей целью увеличение захваченной доли рынка в тех случаях, когда общий объем продаж на рынке перестает расти или падает, а данная фирма хочет добиться приращения доли . В этих случаях фирма вынуждена либо прибегать к понижению цен либо к поиску нового сегмента рынка.
Обеспечение выживаемости.
В некоторых случаях показатели прибыли, объема продаж оказываются для фирмы менее значимыми, чем элементарное выживание.
В свое время авиакомпании Continental Airlines ради увеличения притока денежной наличности пришлось привлекать пассажиров с помощью понижения тарифов и отмены штрафных санкций за отказ от предварительно заказанного билета. Такая ценовая стратегия позволила Continental остаться на плаву.63
Социальная ответственность
Фирма может поступиться высокой прибылью ради достижения такой цели в ценообразовании, которая вытекает из представлений фирмы о своих обязательствах перед клиентами и обществом в целом.
Именно такой ценовой политикой руководствовалась компания Medtronic при выпуске первого в мире кардиостимулятора. Компания Gerber бесплатно поставляет специальное питание для младенцев, у которых возникают аллергические реакции на пищевые продукты из коровьего молока64.
- Менеджмент как основа процедурного бизнеса.
- Функции менеджмента.
- Функция планирования
- Цели и планы
- Организация
- Иерархия управления.
- Горизонтальные различия в деятельности менеджеров.
- Лидерство
- Менеджеры и лидеры.
- Стили руководства.
- Подходы к управлению.
- Контроль
- Основные подходы к разработке контроля.
- Важность контроля
- Методы контроля
- Проблема эффективности контроля. Самомониторинг против жесткого контроля.
- Мастерство менеджера
- Концептуальные навыки
- Человеческие навыки
- Технические навыки
- Основные характеристики и управленческие роли менеджеров.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 5: Менеджмент организаций. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Процесс организации и его цели
- Организация
- Формирование вертикальной структуры Специализация в выполнении рабочих заданий
- Департаментализация
- Командная цепочка
- Властные полномочия, ответственность и делегирование
- Делегирование полномочий
- Централизация и децентрализация.
- Типы организационных структур.
- Линейная структура
- Функциональная структура (линейно-функциональная структура).
- Дивизиональная структура. (от дивизион - подразделение)
- Матричная структура.
- Командная структура
- Сетевая структура
- Горизонтальная структура
- Информационные системы
- Команды и проблемные группы
- Менеджеры интерграторы
- Неформальная организационная структура
- Распространение слухов.
- Система внутрифирменных отношений
- Расширение личных связей
- Наставничество
- Корпоративная культура.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 6: Управление производством Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Организация процесса производства
- Производство и производственная система Производство
- Производственные операции и оказание услуг
- Производственная система
- Типы производственных процессов
- Технология
- Прогресс в средствах производства
- Типы труда
- Выбор типа производственного процесса.
- Этапы развития современной индустриальной системы производства и ее основные типы.
- Управление производством.
- Планирование процесса производства
- Планирование объема производства.
- Планирование размещение производственных мощностей
- Планирование производственного процесса.
- Общее планирование
- Организация управления запасами.
- Управление качеством.
- Основные подходы к контролю качества.
- Управление тотальным качеством
- Кружки качества.
- Паутина
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности фирмы.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 7. Управление человеческими ресурсами Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление человеческими ресурсами
- Функции управления человеческими ресурсами
- Модели поведения наемного работника
- Классическая теория мотивации.
- Исследования Хоторна
- Иерархия потребностей Маслоу
- Теория мотиваторов и гигиенических факторов
- Теория х и теория y
- Теория z
- Проблемы 90-х годов в сфере мотивации работников
- Особенности управления человеческими ресурсами в Российских компаниях.
- Основные направления управления человеческими ресурсами
- Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Поиск и отбор новых работников
- Процедура найма и юридические нормы
- Формирование и развитие рабочей силы. Обучение и повышение квалификации
- Методы обучения
- Оценка деятельности работника
- Вознаграждение работника и его виды
- Заработная плата ее виды и компоненты.
- Изменение в статусе работника
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава 8: Основы маркетинга Цели изучения Изучив эту главу, вы сможете:
- Что такое маркетинг? Сфера маркетинговой деятельности
- Сфера деятельности маркетинга.
- Потребности и запросы
- Обмен и сделки
- Четыре типа полезности
- Эволюция маркетинга
- Эпоха производства
- Эпоха сбыта
- Эра концепции маркетинга
- Конкурентный маркетинг
- Особенности маркетинга в России
- Управление и планирование в области маркетинга
- Типы рынка
- Совокупность элементов маркетинга
- Планирование маркетинга
- Анализ внешней среды
- Определение целей
- Оценка внутренних ресурсов
- Выработка стратегии
- Роль маркетинговых исследований
- Поведение покупателей
- Поведение индивидуальных покупателей
- Процесс принятия решения о покупке
- Факторы, влияющие на поведение покупателя
- Поведение институциональных покупателей.
- Различия в товарах и способах их приобретения
- Различия в характере отношений между покупателем и продавцом
- Сегментирование рынка
- Основные принципы сегментирования
- Демографическое сегментирование
- Географическое сегментирование
- Поведенческое сегментирование
- Психографическое сегментирование
- Виды целевого маркетинга
- Недифференцированный маркетинг
- Концентрированный маркетинг.
- Дифференцированный маркетинг
- Потребительский маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 9 Товар и цена. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Товар как основа маркетинговой деятельности
- Товарная линия и товарная номенклатура
- Классификация товаров
- Степень материальной осязаемости
- Тип пользователя
- Классификация потребительских товаров
- Товары повседневного спроса
- Классификация товаров промышленного назначения
- Товары производственного назначения
- Вспомогательные товары
- Новые товары.
- Причины неудач новых товаров.
- Процесс управления товаром Жизненный цикл товара
- Этап внедрения
- Этап роста
- Этап зрелости
- Этап спада
- Торговая марка
- Поддельные марки и поддельные продукты
- Эффективное марочной название
- Упаковка
- Цена Что такое цена и какую роль она играет в маркетинге?
- Функции цены.
- Основные ограничения ценообразования.
- Основные методы ценообразования Уравнение расчета цены.
- Этапы и методы установления прейскурантной цены
- Методы ценообразования с ориентацией на спрос
- Методы ценообразования с ориентацией на издержки
- Ценообразование с ориентацией на конкурентов
- Ценообразование с ориентацией на прибыль
- Установление окончательной цены
- Корректировки цен по географическому принципу.
- Юридически и правовые аспекты ценообразования.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 10 Реклама и продвижение товаров Прочитав эту главу вы сможете:
- Кейс Может ли повредить успешное продвижение?
- Совокупность средств продвижения
- Продвижение
- Цели продвижения
- Правовые и этические проблемы продвижения.
- Элементы комплекса продвижения
- Реклама
- Виды рекламы
- Товарная реклама
- Корпоративная реклама
- Разработка рекламной программы
- Основные элементы рекламного сообщения
- Медиапланирование
- Альтернативные средства распространения рекламы
- Личная продажа
- Роль личной продажи в маркетинге
- Многообразие форм личной продажи
- Связи с общественностью
- Стимулирование сбыта
- Стимулирование сбыта, ориентированное на потребителей
- Стимулирование сбыта, ориентированное на торговых посредников
- Прямой маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 11: Основы бухгалтерского учета Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Природа бухгалтерского учета
- Функциональные сферы бухгалтерского учета
- Финансовая отчетность
- Управленческий учет
- Типы бухгалтеров
- Внешние бухгалтеры
- Штатные бухгалтеры
- Достоверность бухгалтерской информации
- Основные принципы бухгалтерского учета
- Бухгалтерская сбалансированность
- Система двойной записи
- Основные формы финансовой отчетности фирмы
- Бухгалтерский баланс.
- Пассивы
- Анализ балансового отчета
- Какова учетная стоимость фирмы и как она изменяется?
- Является ли фирма платежеспособной?
- Какова структура активов?
- Какова структура финансирования?
- Насколько эффективно используются активы фирмы?
- Отчет о прибылях и убытках
- Модели отчета о прибылях и убытках
- Анализ отчета о прибылях и убытках
- Оценка тенденций и сравнительный анализ
- Особенности бухгалтерского учета в России.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература:
- Глава. 12 Финансы предприятий Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление финансами
- Цели управления финансами
- Процесс управления финансами
- Источники средств и их использование
- Стоимость капитала
- Процентные ставки
- Риски и преимущества источников финансирования
- Внутреннее либо внешнее финансирование.
- Краткосрочное либо долгосрочное финансирование.
- Заемный либо акционерный капитал.
- Планирование капитальных вложений
- Краткосрочное финансирование
- Торговый (коммерческий) кредит
- Переводные векселя
- Долгосрочное финансирование
- Долгосрочные ссуды и лизинг
- Облигации
- Процентные ставки по облигациям
- Выплата долга
- Акционерный капитал
- Дивиденды по обыкновенным акциям.
- Дробление акций.
- Новые эмиссии и вторичный рынок
- Внутреннее финансовое планирование и управление финансами
- Управление наличностью и рыночными ценными бумагами
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- Управление товарно-материальными запасами
- .Вопросы для повторения
- Дополнительная литература